- Урок 19. Сложный вальсовый бой. Ария — Штиль
- Ария — Штиль
- Играем вальсовый бой на гитаре — простые способы
- Как играть вальсовый бой на гитаре
- Простой вальсовый бой
- Щипковый вальсовый бой на гитаре
- Сложный вальсовый бой
- Вальсовый бой на гитаре
- Как играть вальсовый бой на гитаре
- Простой вальсовый бой
- Щипковый вальсовый бой на гитаре
- Сложный вальсовый бой
- Как играть вальс на гитаре?
- Особенности
- Подготовка
- Обзор схем
Урок 19. Сложный вальсовый бой. Ария — Штиль
Прежде, чем изучать этот урок, ознакомьтесь с предыдущим, там рассказано, что такое вальс и как играть простой вальсовый бой, изучив который понять сложный вальсовый бой будет гораздо проще.
Сложный вальсовый бой на самом деле вообще не сложный, просто он чуть сложнее простого вальсового боя.
Играется следующим образом:
Как видим, в нем 6 движений. Рука ходит всегда вниз-вверх, на втором ударе рука идет в холостую.
Этот бой в 2 раза быстрее простого вальсового боя, т.е. на один простой вальсовый приходится 2 сложных. Именно эта скорость и придает ему драйвовость.
На первый удар нужно делать акцент, т.е. выделить его на фоне остальных. Как вариант,первый удар можно играть по всем струнам, а остальные только по тонким. Так же можно делать акцент через раз. Вобщем, пробуйте на свой вкус.
Сыграем этим боем песню групы Ария — Штиль
Ария — Штиль
Играется по 4 боя на каждый аккорд.
Em D
Штиль — ветер молчит
Am Em
Упал белой чайкой на дно
Em D
Штиль — наш корабль забыт
Am Em
Один, в мире скованном сном.
C
Между всех времен
D
Без имен и лиц
C
Мы уже не ждем,
B7
Что проснется бриз!
Штиль — сходим с ума
Жара пахнет черной смолой
Смерть одного лишь нужна
И мы, мы вернемся домой!
Его кровь и плоть
Вновь насытит нас
А за смерть ему
Может, Бог воздаст!
Em C B7
Что нас ждет, море хранит молчанье
Жажда жить сушит сердца до дна
Только жизнь здесь ничего не стоит
Жизнь других, но не твоя!
Hет, гром не грянул с небес
Когда пили кровь как зверье
Hо нестерпимым стал блеск
Креста, что мы Южным зовем.
И в последний миг
Поднялась волна,
И раздался крик:
‘Впереди Земля!’
Источник
Играем вальсовый бой на гитаре — простые способы
Один из самых распространенных приемов аккомпанемента – это вальсовый бой. Может показаться, что он используется в основном для простых дворовых или шансона. Но следует помнить, что танец (от которого и пошел этот ритм) уходит корнями в 17 век. Поэтому этим способом аккомпанируют весьма благородные романсы, баллады. Часто применяют и в классической гитаре для сопровождения песни. Мы рассмотрим эстрадные варианты, которые играют как начинающие, так и более опытные гитаристы.
Как играть вальсовый бой на гитаре
Рассмотрим сначала техническую сторону. Бой можно исполнять как пальцами, так и медиатором. Состоит из двух частей:
- Игра баса.
- Ритмичный средний + верхний голос.
Бас выполняет важную роль в ведении нижнего голоса. Порой выстраивается в узнаваемую линию, за счет которой произведение становится уникальным. Обычно желательно ярко выделять этот штрих. Для этого используется медиатор, ноготь (медиаторный коготь). Проще играть пальцем. После удара по басовой струне (вниз) есть два варианта:
- Она продолжает звучать.
- Она глушится (опять же большим).
Медиатором попасть сложнее, возможно придется глушить ноты, которые создадут ненужные звуки.
Еще есть возможность обозначить бас, но не попадать точно по нему. Достаточно быстро провести фалангой по басовым струнам (не выделяя какую-либо из них), попав в долю.
Второй элемент исполнения – движение по остальным нотам. В зависимости от песни их количество – 2, 4 или 6. Их рассмотрим чуть ниже. Сейчас же для примера возьмем классическую схему «раз-два-три».
Извлекаем вниз или вниз-вверх – указательным, либо несколькими, либо медиатором.
Простой вальсовый бой
Обычно на нем делается акцент, его мы выделяем, остальную часть играем чуть тише. Затем исполняем два вниз подряд (не глушим) по 1-3 или 1-4.
Такой вальсовый бой на укулеле подойдет для простых шлягеров, которые разучивают новички на этом инструменте.
Щипковый вальсовый бой на гитаре
Здесь удары заменяются щипком 2 или 3 струн. За первую отвечает безымянный, за 2 – средний, а за 3 – указательный. Щиплем подушечками в направлении вверх.
Сложный вальсовый бой
В этой разновидности применяются 3 и более стрелки вверх и вниз. Александр Розенбаум часто использует разные вариации. Их можно услышать и у группы Ария в песне «Штиль». Давайте рассмотрим схему сложного вальсового боя на ее примере.
Как видите, после исполнения баса (который также заменяется ударом вниз), необходимо сыграть 4 чередующихся. Его особенность в том, что на протяжении произведения следует соблюдать танцевальность и трехдольную пульсацию. Для этого нужно послушать несколько известных вальсов (например, «Мой ласковый и нежный зверь») и внимательно вслушаться в ритм.
Еще одним нюансом может стать приглушка. На примере А. Розенбаума «Послепобедный вальс».
На «вниз» приходится глушение. Александр Яковлевич выполняет его указательным пальцем (как и в большинстве своих аккомпанементов).
Мы описали основные варианты вальсовой пульсации. Для каждой конкретной песни можно добавлять свои нюансы, например смещение сильной доли. Для этого необходимо внимательно послушать желаемое произведение.
Видеоурок, как играть на гитаре вальсовый бой:
Источник
Вальсовый бой на гитаре
Ритм вальса знаком всем еще со школы – под него очень удобно танцевать. Если вы, слушая песню, сможете сосчитать ей в такт раз-два-три, раз-два-три, значит вы слушаете композицию в вальсовом размере 3/4. Однако, вальсовый бой применяется не только в танцевальных композициях. Он очень распространен в музыке жанров рок и кантри, авторской песне.
Можно сказать, что вальсовый бой на гитаре является вторым по популярности – пальму первенства занимает, конечно же, бой под стандартный размер 4/4, который лучше понимается слушателями и создает грув. Тем не менее, вальсовый бой тоже звучит великолепно и поможет создать гипнотическое ощущение непрерывности композиции.
Как играть вальсовый бой на гитаре
Существует несколько способов игры в ритме вальса на гитаре – непосредственно боем и перебором бас-щипок. Рассмотрим оба способа подробнее. Начинающему музыканту необходимо изучить основные гитарные штрихи, такие как бой «четверка», «восьмерка» и «шестерка», чтобы выработать чувство ритма и привыкнуть к движениям, и только после этого приступать к более сложным схемам, которой и является вальсовый бой.
Простой вальсовый бой
Для игры вальсовым боем музыкант чередует удары по басовым и всем остальным струнам. На счет «раз» гитарист ударяет по басовой струне, на «два» и «три» ударяет по всему аккорду. Особенность вальсового боя в том, что он является комбинированным, сочетающим в себе элементы щипковой техники и боя.
Обычно гитаристу удобно ударять по басовой струне своим большим пальцем, а аккорд играть как обычно – при помощи указательного пальца.
Рассмотрим подробнее на схеме.
Вниз по басовой струне-вниз-вверх-вниз по басовой струне-вниз-вверх.
Да, на первых порах будет сложно попадать в ритм, но если вы будете играть вместе с песней в ритме вальса, либо используете метроном, то изучение этого боя дастся намного легче.
Щипковый вальсовый бой на гитаре
Для игры вальсовым боем гитаристы часто используют щипки. Для этого они кладут руку на струны, располагая её так, чтобы большой палец опирался на басовые струны и имел доступ к ним, а указательный, средний и безымянный пальцы щипали нижние струны, как бы загребая их вверх.
Играя щипками, музыканты чередуют басовые струны, в зависимости от играемого аккорда, как это изображено на схеме.
Гитарист ударяет большим пальцем по первой басовой струне, затем указательным, средним и безымянным пальцем загребает нижние струны дважды.
Играя один и тот же аккорд, разнообразие достигается при помощи чередования ударов по шестой и пятой басовой струне.
Здесь схема слегка усложняется: гитарист все еще ударяет большим пальцем по басовым струнам, но указательным пальцем задевает третью струну чуть раньше, чем он это сделает со второй и первой струной его средним и указательным пальцем. Рассмотрим другие схемы вальсового боя.
Сложный вальсовый бой
Слегка усложненная вариация вальсового боя. Гитарист перебирает шестую и пятую струны большим и указательным пальцами, а затем делает три быстрых удара: вверх, вниз, вверх. После этого вновь играются пятая и шестая струна, и рисунок завершается ударом по струнам вниз. Лучше всего понять этот бой можно посмотрев схему ниже.
Еще есть более упрощенная схема этого боя, которая имеет только два удара по басовым струнам и три быстрых удара по всем струнам вниз-вверх-вниз.
И на закуску мы оставили самое сложное – эта вариация вальсового боя является как бы вывернутой наизнанку версией боя, который мы уже изучали выше. На этот раз гитарный рисунок начинается не с ударов по басовым струнам, а с игры вниз-вверх по всем струнам. На самом деле. Если изучить схему ниже, станет намного понятнее.
Учитесь полагаться на собственный слух – невозможно выучить все возможные вариации гитарного боя. Гораздо лучше знать музыкальный размер, иметь чувство ритма, и хорошо играть как щипками, так и перебором и гитарным боем.
Источник
Как играть вальс на гитаре?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Среди множества видов гитарного аккомпанемента особое место занимают вальсовые бои. Они имеют не только традиционную технику и популярные схемы игры, но и более сложные ритмические рисунки, которые нередко рождаются у профессиональных музыкантов непосредственно во время аккомпанемента.
Особенности
Песен на вальсовый ритм значительно меньше тех, что играются в тактовом размере 2/4 или 4/4. Ритм вальса же звучит в размере на три доли, к которым относятся: 3/4, 3/8 либо 6/8. Последний является, по сути, тактовым размером, состоящим из двух метроритмических фигур на 3/8 (3/8+3/8). Ритмический рисунок вальса ограничен тремя долями, акцент из которых практически всегда падает на первую. Особого разнообразия боя из таких стандартных границ получить довольно трудно.
Вальс на гитаре может играться следующими способами:
- арпеджио (перебором) пальцами либо медиатором;
- щипком пальцами;
- разными видами боя с помощью пальцев или медиатора.
Из арпеджио подходят следующие варианты:
Ниже приведены примеры переборов для вальсового аккомпанемента. В этих примерах на сильную долю (счёт «раз») всегда играется бас. Это — традиционные виды аккомпанемента под вальсовую мелодию.
Щипковые способы аккомпанемента тоже начинаются со звучания на первой доле басовых струн, но далее, если сравнивать с арпеджио, звуки аккорда извлекаются не поодиночке на каждый счёт, а одновременно целым созвучием (аккордом). Ниже — несколько примеров щипкового вальсового аккомпанемента.
Бас обычно не глушат ни в переборах, ни в игре щипком — он должен звучать на протяжении всей ритмической фигуры. А вот щипковые элементы (аккорды), наоборот, должны звучать чётко, ритмично.
Поэтому пальцы после извлечения аккорда нужно сразу же поставить обратно на струны, чтобы заглушить их до следующего щипка.
Есть более сложные варианты аккомпанемента в ритме вальса, где после баса извлекаются звуки смешанного характера (и одиночные по типу арпеджио, и щипковые). Чтобы стало понятней, ниже представлен один из примеров аккомпанемента такого вида:
Но последний пример не являются каким-либо необычным. Такой аккомпанемент относится в гитарной учебной литературе к арпеджио.
Что касается видов вальсового боя, то об этом подробней изложено ниже по тексту.
Подготовка
Чтобы научиться играть вальсовый бой, необходимо понять ритм вальса и правильно действовать при выполнении ударов по струнам разными пальцами правой руки или медиатором.
Кроме того, нужно разбираться в обозначениях, принятых среди гитаристов для записи боев.
Вальс — это танец, ритм которого в тактовом размере 3/4 или 3/8 можно считать так: «Ум-па-па». Здесь «Ум» означает бас и сильную долю, требующую динамического выделения (играть громче), а «па-па» – два аккорда, которые следуют друг за другом (играются чуть тише баса, но более отрывисто). Все элементы счёта должны воспроизводиться равномерно, не задерживаясь и не извлекаясь, наоборот, раньше времени. Всё равномерно: «Ум-па-па» (или «раз-два-три»).
Пример схемы простейшего вальсового боя:
Условные обозначения на приведённой схеме:
- P – большой палец правой руки;
- i – указательный палец правой руки;
- ↑ – направление удара по струнам сверху вниз;
- ↓ – направление удара по струнам снизу вверх;
- П – удар медиатором сверху вниз по струнам;
- V – удар медиатором снизу вверх по струнам.
Следует заметить, что направления ударов стрелками в обозначениях других авторов может иметь противоположное значение (знак ↑ – удар снизу вверх по струнам, а знак ↓ – удар сверху вниз).
Представленный выше пример ритмической схемы боя медиатором или пальцами играть следует по следующему алгоритму:
- на счёт «Ум» извлекается бас пальцем или медиатором ударом по струне №6 сверху вниз (знак «П» — для медиатора, буква «P» – для большого пальца правой руки);
- на счёт первого «па» производится удар по струнам вниз (↑) медиатором («П»), начиная со струны №5 (струну №6 не следует глушить) или указательным пальцем («i»);
- на счёт второго «па» медиатор или указательный палец движется назад, то есть снизу вверх (↓), задевая три или четыре тонкие струны.
Желательно второй удар по струнам (снизу вверх) сразу же приглушить, наложив на струны ребро ладони правой руки. Новички могут потренироваться над таким приёмом глушения струн — он пригодится для любого боя в дальнейшем.
А теперь можно перейти к обзору и разбору некоторых других схем вальсового боя, среди которых будет один довольно сложный для начинающих.
Обзор схем
Сначала — простые виды вальсового боя на тактовые размеры 3/4 или 3/8. Они подойдут и для размера 6/8 (только в нём будут содержаться две одинаковые ритмические структуры боя размера 3/8).
Схема первая:
Играется так:
- на «раз» – удар по двум-трём басовым струнам большим пальцем (или медиатором) сверху вниз;
- на «два» – удар указательным пальцем (медиатором) по трём-четырём тонким струнам снизу вверх;
- на «три» – заключительный удар вниз указательным пальцем (медиатором).
Заключительный удар лучше заглушить.
Не нужно забывать: первый удар на счёт «раз» играть с акцентом. Этот звук пусть длится как можно дольше.
Впрочем, данная схема боя мало чем отличается от разобранного выше. Поменялись лишь направления ударов на счета «два» и «три». А также большой палец или медиатор извлекают не конкретный бас, а созвучие двух или трёх басовых струн, что, конечно, на слух выглядит иначе.
Другой вариант этого боя — играть конкретный бас или два разных, меняя их поочерёдно через такт, а удары указательным пальцем оставить без изменений.
Схема вторая:
Этот бой нужно играть под счёт с «и» следующим образом:
- на счёт «раз и» звучит удар по басовым струнам сверху вниз;
- со счёта «два» производятся удары по четырём или трём тонким струнам так называемым переменным штрихом: на «два» – удар вниз, на «и» – удар снизу вверх, на «три» – вниз, на «и» – удар вверх.
До этого примера производились действия по извлечению звуков только на четвертные доли, а теперь появились восьмые длительности. Поэтому счёт дополнился союзом «и», чтобы удобнее было считать короткие звуки ритма.
Схема третья (более сложный ритмический рисунок):
В этом виде боя появился ещё один элемент — знак «Х» на всех полосках (струнах) табулатуры, попадающий на счёт «три». Это значит, что в этом месте необходимо заглушить все струны (или только звучащие) посредством ребра ладони (либо кулаком) правой руки.
Глушение необходимо выполнить довольно резко, добиваясь получения звука, напоминающего щелчок. Этот перкуссионный звук улучшит бой, разнообразит его.
Этим обзором виды вальсового боя не ограничиваются. Однако для начинающих они станут своеобразной базой, на основе которой можно построить и другие, возможно, более сложные и интересные схемы.
Главное, знать основы, а с опытом придёт и свой личный стиль, и импровизация. При аккомпанировании вальсовым мелодиям необходимо держать основной танцевальный ритм, а уже на него «нанизывать» дополнительные детали (перкуссию, проходящие басы и подголоски).
Источник