Смена звукоснимателей у гитары

Смена звукоснимателей у гитары

Невозможно недооценить роль звукоснимателя в формировании саунда электрогитары. Это один из самых важных звукообразующих элементов конструкции инструмента. И что примечательно, операция замены звукоснимателей достаточно проста и относительно недорога. Вследствие этого, «апгрейд датчиков» является одним из самых популярных способов изменить звучание своего инструмента в ту или иную сторону.

В настоящее время десятки производителей по всему миру предлагают тысячи моделей звукоснимателей, которые невероятно разнообразно влияют на звучание электрогитары. Такое количество вариантов открывает безграничные возможности для поиска «своего звука», провоцируя гитаристов на замену звукоснимателя .

Для того чтобы определиться с моделью датчика, который в будущем подойдет вашей гитаре наилучшим образом, необходимо в первую очередь понять какие именно параметры вам хочется изменить по отношению к уже имеющимся на гитаре датчикам.

Мощность. Это едва ли не самая популярная причина замены звукоснимателей. Именно в нехватке мощности выходного сигнала многие гитаристы видят источник «неправильного звука при игре с дисторшен». Примером звукоснимателя мощности близкой к максимальной может служить Seymour Duncan Blackout (на нем играет Mick Thompson из Slipknot).

Частотный диапазон. Это стало обычным делом когда вам кажется, что гитара слишком визжит, или чересчур бубнит. Низкие, высокие, средние частоты — всего этого хочется ровно «в самый раз» именно по своему вкусу, и не больше и не меньше. В чем-то это похоже на содержание соли, перца и специй в любимом блюде. В частности очень ровный баланс частот можно наблюдать в DiMarzio PAF 36 Anniversary.

Чувствительность. Каждый человек обладает своим стилем игры, звукоизвлечением и пониманием музыки. Соответственно одним нужны очень чуткие датчики, реагирующие на самые тонкие нюансы движений рук, другим наоборот требуются более грубые звукосниматели для ровного однотонного звучания. Если говорить об очень чувствительных датчиках, то нельзя не упомянуть модель DiMarzio Evolution (использует Steve Vai).

Читаемость. В соответствии со слухом и вкусами мы можем по разному представлять идеальное звучание гитарного аккорда. Кому-то важно расслышать в нем каждую ноту. Для кого-то интереснее более плотный саунд, где все звуки «как пальцы в кулаке». Весьма заметной читаемостью обладает популярный датчик Gibson ’57 Classic.

Сустейн и атака. Способность гитары «петь» долгими протяжными нотами, либо, наоборот, выстреливать резкими «стакатными» звуками также может зависеть от звукоснимателей. Показательно певучим является Seymour Duncan Alnico II Pro (его очень любит Slash).

Технические приемы. Не секрет, что у многих из нас есть любимые технические приемы, которые весьма важны для исполняемой музыки. Кто-то не может жить без рычаговых дайв-бомб, для кого-то критичны медиаторные флажолеты, кто-то не мыслит себя без теппинговых поливов. Все звукосниматели по-разному реагируют на тот или иной технический прием. Например, датчики DiMarzio Tone Zone идеально подходит для перечисленных приемов, в отличие от Seymour Duncan Seth Lover, который больше ориентирован на «мягкую» игру, в том числе «фингерпикингом».

Дизайн. Этот параметр никоим образом не влияет на звучание инструмента, однако, для многих является важным фактором, который определяет внешний вид гитары, и, соответственно, настроение, с которым вы берете ее в руки. Цвет, текстура материалов, наличие или отсутствие крышек вносят те или иные краски в облик инструмента. Например, если речь идет о серии Seymour Duncan Antiquity (с состаренными крышками) то она явно рассчитана на любителей классического стиля гитар 50-ых/60-ых годов. А если мы говорим о поклонниках Eddie Van Halen, то им скорее всего будет по душе «зебра» (с бобинами разных цветов).

При выборе звукоснимателя следует учитывать, что его «поведение» может очень значительно колебаться в зависимости от конструкции гитары и технических навыков музыканта. То, что получается в группе AC/DC у Malcolm Young на его Gretsch вряд ли получится у большинства гитаристов с тем же звукоснимателем, поскольку нужно обладать очень сильным и четким звукоизвлечением. И, разумеется, если вы установите этот датчик на Strat и Flying V, то итоговое звучание будет разным.

Мне, например, с моими руками очень нравится Seymour Duncan JB на гитарах с кленовыми грифами (Fender, Jackson) и не очень на инструментах с грифами из махогони (Gibson). То есть в моем случае, выбирая звукосниматель, никак нельзя упускать тип инструмента.

Еще одним, осложняющим выбор, обстоятельством является то, что все параметры звукоснимателя зависят друг от друга. Например, более мощные датчики, как правило, обладают меньшей читаемостью. Поэтому, подбирая датчик, зачастую приходиться идти на какие-то компромиссы, самый распространенный из которых — это неспособность большинства звукоснимателей одинаково хорошо звучать как на чистом звуке, так и с сильным перегрузом.

Одним из решений данной проблемы является выпуск хамбакеров «с 4 проводами», вместо традиционных 2. Такие звукосниматели можно распаять таким образом, чтобы они могли переключаться в два режима : сингл либо хамбакер. Потребность в таких режимах, как и возможность такой распайки (то есть наличие 4 проводов) также надо учитывать, анализируя список доступных для покупки датчиков.

Раньше для того чтобы установить звукосниматели на гитару, вам требовался паяльник, или человек, умеющий им работать. В последнее время ведущие производители звукоснимателей помимо традиционных датчиков стали предлагать модели, не требующие пайки. Они соединяются коннекторами наподобие тех, что используются в компьютерах для коммутации жестких дисков с материнской платой. Конечно, было бы странно если кто-то отказался от покупки приглянувшегося ему звукоснимателя только из-за способа установки. Но если есть возможность выбора, то почему бы ею не воспользоваться.

Все это делает подбор звукоснимателя невероятно интересным процессом с очень большой долей творчества. Красота звука, как и любая другая красота – очень редко сразу же сама падает вам в руки. Приходиться применять усилия. Но оно того стоит.

На фото: Мистер Сеймур Дункан

После того как вы поймете, чем вас не устраивают ваши нынешние датчики, и что вы хотели бы услышать от будущих, наступает волнительный момент выбора конкретных моделей. Существует три основных способа сделать это.

1. Выбрать такой же звукосниматель, как у известного артиста.

Как правило, все варианты гитарного звука уже придуманы кем-то известным до нас. И подбирая саунд своей мечты, мы сознательно или подсознательно ориентируемся на какое-то ранее услышанное звучание. Ведь если уж мы и решаем играть на гитаре, то значит, нам нравится гитарный звук, слышанный где-то и когда-то.

Узнать на какого типа гитаре и с какими примерно датчиками играет гитарист с симпатичным вам звуком, для того чтобы попытаться воссоздать его самостоятельно также является весьма популярным способом подбора датчиков. Например, если вы поставите Seymour Duncan 59 Model на Les Paul то будете очень близки к звуку Jimmy Page, а если установите DiMarzio Mo’ Joe на Stratocaster то сумеете подобраться к саунду Joe Satriani.

При этом нужно четко разделять симпатии к музыке того или иного артиста и симпатии к его звуку. Оно может совпадать, а может, и нет. Мне, например, совсем не нравится звучание Ritchie Blackmore, хотя его музыка кажется очень красивой. И совсем иная у меня история с Zakk Wylde, чей звук, кажется весьма привлекательным, а композиции никак не цепляют. Поэтому если я когда и пытаюсь играть что-то из Deep Purple, Rainbow, то скорее звуком, более близким к Zakk Wylde, а не Ritchie Blackmore.

В настоящее у очень большого количества звездных гитаристов есть свои именные звукосниматели, которые производитель выпускает специально его поклонников. А если у кого-то из рок-старов и нет своего подписного датчика, то благодаря многочисленным интервью, опубликованным в сети интернет, очень легко выяснить какие звукосниматели предпочитает тот или иной музыкант. В большинстве случаев можно даже не читать интервью, поскольку если уж не именные датчики, то именные гитары имеют чуть ли все, и описания этих гитар есть на сайтах производителей.

Ориентируясь на звучание известного гитариста, надо всегда делать поправку на особенности звукоизвлечения. Например, Alex Skolnick, используя в группе Testament связку из Les Paul и Seymour Duncan 59 Model, получал совсем не «пейджевское» звучание, а нечто более агрессивное, для большинства людей с 59 Model недоступное вследствие слабого звукоизвлечения.

2. Купить бестселлер

Среди звукоснимателей также как и среди всех других товаров есть позиции, которые лидируют в сердцах (и корзинах покупателей). И если у вас не очень много информации о звукоснимателях, то имеет смысл рассмотреть вариант с покупкой популярной модели. По крайней мере потом вам будет намного легче продать ее на вторичном рынке.

Если верить в то, что для малоопытного человека покупка звукоснимателя является чем-то близким к лотерее, то по теории вероятности у популярных моделей шансов понравиться намного больше. Ведь совсем не случайно их выбрало так много людей до вас. Тем более звукосниматели – это не такая богатая индустрия, как, те же мобильные телефоны. Гигантских рекламных бюджетов тут не наблюдается и это дает основания надеяться на то, что популярные модели – это реальный выбор народа, а не «распиаренная пустышка».

К безусловным плюсам популярных моделей можно отнести и тот факт, что для многих людей они являются некими стартовыми эталонами, с которыми сравниваются все остальные датчики. То есть, если вы, например, знаете как звучит Gibson 498T, то вам будет проще понять объяснения друзей, производителей или продавцов о том, что тот или иной датчик «более мощный, менее низастый, не такой чувствительный и т.д.» относительно 498T. То есть в голове у вас постепенно начнет складываться целая вселенная со звукоснимателями, которые будут находиться каждый в своей определенной зоне.

К самым популярным звукоснимателям всех времен и народов относятся две пары датчиков топовых производителей: Seymour Duncan JB и Jazz, DiMarzio Super Distortion и PAF Pro. На тему сравнения этих моделей сломано немало копий как в интернете, так и за его пределами. Четкого ответа дать так же невозможно, как решить, кто более заслуженный в тяжелой музыке: Ozzy Osbourne или Iron Maiden.

Кстати, Dave Murray из Maiden очень любит Super Distortion, а по воспоминаниям Mike Shannon, самого крутого мастера фирмы Jackson, который делал гитары для Randy Rhoads из Ozzy, у Рэнди в бридже был именно JB. Вот и слушайте, думайте, решайте, чей звук вам ближе. И таких примеров среди топовых гитаристов невероятное множество.

3. Перепробовать как можно больше разных звукоснимателей, и понять, какие из них наиболее приятно звучат для ваших ушей.

Это идеальный способ. Однако, он может потребовать достаточно много времени, сил и финансов. Хотя, если вы играете много лет и общаетесь с большим количеством гитаристов, то скорее всего у вас есть представление о том, как звучит тот или иной датчик, используемый в близкой вам музыке. Но если вы находитесь в самом начале своего гитарного пути, то возможности оперативно перепробовать какую-то значительную часть датчиков скорее всего у вас отсутствуют.

Конечно, в наше время очень хорошим помощником является интернет с тысячами видео-роликов о тех или иных звукоснимателях. Однако, тут надо помнить, что один и тот же датчик на разных гитарах и в разных руках ведет себя неодинаково. И если вы приобретете, например, DiMarzio EJ Custom, то совсем не факт, что зазвучите как Eric Johnson. Хотя бы просто потому что, звучать как Eric Johnson мало у кого получится.

Очень многие люди являются противниками замены датчиков. Их аргумент: на фабрике производитель провел множество испытаний и подобрал самые подходящие для той или иной гитары датчики. Против этого можно много чего возразить. Начнем с того, что если посмотреть на количество гитар в каталогах крупных производителей, то выяснится, что их намного больше самых разных, нежели моделей датчиков, которые использует тот или иной производитель. А во-вторых, все люди абсолютно разные, и точно также как одежда сшитая на заказ сидит на вас лучше нежели “фабричное платье”, так и гитара в которой все до единой детали конструкции стоят в соответствии с вашими вкусами и стилем игры, будет лучше звучать в ваших руках.

Замена звукоснимателей, если речь идет о профессионального уровня инструменте — это не попытка улучшить его в каком-то абсолютном измерении, а скорее его подгонка под ваши индивидуальные особенности. Также как выбор определенных моделей медиаторов и струн. В конце концов, гитара — это элемент творчества, цель которого создание красоты. Подбор звукоснимателей — это тоже творчество. И красота звучания (даже если ее никто кроме вас не оценит) — это весьма достойная цель.

Источник

Новый звукосниматель для гитары, как установить

Любой гитарист со временем задумывается об апгрейде любимой гитары. Наилучшим вариантом тут, наверное, можно назвать новый звукосниматель для гитары. Поговорим сегодня о том, как заменить звукосниматель на гитаре и какие подводные камни могут встретиться на пути.

Активные звукосниматели или пассивные

Первым делом, разумеется, необходимо раздобыть сам звукосниматель для гитары.Тут уже дело за Вами. Данная статья о самом процессе замены.

Если речь идет просто о замене звукоснимателя на аналогичный более качественный, то тут проблем не так много. Гораздо сложнее может обернуться замена пассивных звуконимателей на активные. Т.к. Для них придется еще искать место для размещения батарейки.

Если такого места нет, то придется фрезеровать корпус и помимо самих звукоснимателей искать корпус для размещения батарейки.

Часто батарейку удается спрятать в одно из уже имеющихся отверстий. Но и в случае замены не на активные звучки, так же могут возникнуть проблемы. Но обо всем по порядку.

Новый звукосниматель для гитары

Данная статья возникла как результат того, что мне перепал хорошенький звукосниматель Ibanez. Им со мной любезно поделился друг, заменивший его активным звукоснимателем EMG. У меня же гитарка Yamaha.

Доставшийся мне звукосниматель — бриджевый хамбэкер. Так что и ставить его будем в бридж, т.е. ближе к струнодержателю.

7 раз отмерь…

Первым делом желательно взглянуть на родной звукосниматель гитары и вырезанную под него дырку. Поэтому оставляем струны болтаться на струнодержателе и выкручиваем родной звукосниматель.

Вытягиваем его на проводе и примеряем новый звукосниматель в имеющееся в гитаре дупло. В принципе большинство производителей придерживаются близких размеров. В моем случае новый звукосниматель залез практически идеально, хотя и несколько шире родного.

Если же звукосниматель не влез в гитару просто так, то потребуется увеличивать отверстие. Сделать это можно самостоятельно в ручную, аккуратно снимая стамеской лишнее дерево. Либо можно воспользоваться бор машинкой.

Если вы не уверены в своих силах, то лучше отдать гитару на фрезеровку профессионалу.

Крепеж звукоснимателя для гитары

Мне звукосниматель перепал без крепежки, поэтому придется скрещивать с тем, что уже есть. Крепежи обоих звукоснимателей имели одинаковое устройство. Это явно облегчило мне жизнь.

Звукосниматель держится на передней панели на двух, довольно длинных, винтах. Этими винтами осуществляется регулировка высоты, на которую выступает звукосниматель.

Панель же прикручивается саморезами к корпусу гитары. Для того чтобы звукосниматель не болтался он подпирается двумя пружинами, одетыми на регулировочные винты. Это самая распространенная конструкция. Расстояние между этими винтами совпало идеально.

Не те винты

Проблема оказалась в том, что винты от моей гитары имели диаметр 3мм, а диаметр отверстий на новом звукоснимателе был 2.5мм. Где взять винты такой длины на 2.5 мм??

Так как завтра репетиция, а гитара уже раскручена, то с поиском винтов было решено не заморачиваться. Достаем из закромов шкафа что-то умеющее сверлить.

И сверлом на 2.5мм рассверливаем крепежные отверстия .

Теперь можно легко нарезать резьбу на 3мм. Хорошо, что это позволили латунные вставки, вплавленные в пластик корпуса звукоснимателя. Иначе пришлось бы подтягивать звукосниматель гаечками. Но тогда для регулировки придется каждый раз выкручивать звукосниматель. Хотя делается это как правило один раз.

Собственно на этом скрещивание двух звукоснимателей было окончено. В собранном виде это выглядит следующим образом:

Отлично, звукосниматель для гитары со всей крепежкой готов, остается имплантировать его в гитару. Для этого о ткручиваем крышку, закрывающую регуляторы и переключателями. Как и у многих современных гитар, на моей она располагается с задней стороны.

Добравшись до проводки, определяемся, куда приходят провода родного звучка. Запоминаем и отпаиваем их. После чего, просунув провода нового звукоснимателя в отверстие, припаиваем их аналогично старому звучку.

Расцветка проводов может быть различна. В моем случае это черный и белый. По общепринятым нормам темными цветами и оттенками обозначают провода идущие на землю (т.е.это минус), а яркими — то что пойдет на переключатель (плюс). Если провод звукоснимателя экранированный, то экран тоже припаивается к земле.

После припаивания втыкаем гитару в усилитель и стучим по звукоснимателю железным предметом. Например отверткой. Если услышали стук через усилитель. значит все ОК. Теперь можно вкрутить новый звукосниматель на отведенное ему место.

Натягиваем струны и радуемся новому звуку, крутя регуляторы примочек во все стороны. А так же не забываем ухаживать за любимой гитарой:

Привет! В этом окошке авторы блогов любят мериться крутостью биографий. Мне же будет гораздо приятнее услышать критику статей и блога в комментариях. Обычный человек, который любит музыку, копание в железе, электронике и софте, особенно когда эти вещи пересекаются и составляют целое, отсюда и название — АудиоГик. Материалы этого сайта — личный опыт, который, надеюсь, пригодится и Вам. Приятно, что прочитали 🙂

Источник

Оцените статью