Смешанное расположение аккордов гармония

Содержание
  1. Начальная гармония
  2. мастер — класс
  3. Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий
  4. Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)
  5. Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.
  6. Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов
  7. Как строить аккорды в широком расположении
  8. Что такое тесное и широкое расположение аккордов? Обьясните попроще что такое широкое и тесное расположение аккордов
  9. solfamusictheory
  10. This WordPress.com. site is about music theory and methodology
  11. широкое расположение аккорда
  12. Трезвучия в четырехголосии
  13. Начальная гармония. Гармония. Правила соединения голосов. Четырехголосный склад.

Начальная гармония

Четырехголосный склад.
В муз-практике мы встречаемся с бесконечным разнообразием приемов и форм изложения гармонии.В учебном же процессе для наиболее удобного изучения основных закономерностей гармонии, правил голосоведения принято строгое четырехголосие, заимствованное ,главным образом ,из практики хорового пения. Четвертый голос в трезвучиях возникает от удвоения основного тона,то есть звука, который находится в нижнем голосе.Голоса трезвучий записываются на двух нотоносцах , два голоса — в скрипичном ключе и два голоса в басовом:

Название голосов.
Каждый голос аккорда имеет определенное название,как в партитуре для смешанного четырехголосного хора.

Верхний голос аккорда записывается в скрипичном ключе и называется сопрано,поскольку в верхнем голосе муз-произведения обычно помещяется основная мелодия, этот голос часто так и называют-мелодия. Второй голос записывается так же в скрипичном ключе и носит название-альт.Третий голос-тенор -записывается в басовом ключе.Четвертый(нижний)голос тоже записывается в басовом ключе и называется басом:

Мелодическое положение трезвучия.

Трезвучие может находиться в одном из трех положений: основного тона, терцового и квинтового:

мелодическое положение трезвучия

Тесное и широкое расположения аккордов.

Тесным называется такое расположение трезвучия, при котором сопрано ,альт и тенор следуют подряд по смежным звукам аккорда и между каждой парой соседних голосов/сопрано-альт,альт-тенор/ возникают интервалы не более терции и кварты:

Широким называется такое расположение трезвучий ,при котором сопрано, альт и тенор следуют через один аккордовый звук и между каждой парой соседних голосов/ сопрано-альт, альт-тенор/возникают интервалы квинты и сексты:

Анализ гармонии с точки зрения буквенных обозначений аккордов гитары:

Как мы уже говорили ,в партиях гитары буквами обозначаются основной тон аккорда. Поэтому при
записи аккорда необходимо определить основной тон, то есть звук, от которого аккорд можно расположить
по терциям:

аккорд по терциям

Тоника с секстой:

Как нам уже известно,тоникой является трезвучие,

построенное на первой ступени лада.

В эстрадной музыке чаще всего употребляется тоника с секстой: в состав тонического трезвучия вводится шестая ступень лада:

тоника с секстой

В тонике с секстой в миноре шестая ступень повышенна:

Тоника с секстой в разных обращениях:

Источник

мастер — класс

Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий

Автор: Сергей Руднев, генеральный директор «Guitar College», педагог по классу гитары

Обычные аккорды в открытой позиции Am, G, C, E7. Казалось бы, что может быть лучше? Однако давайте приглядимся к ним более внимательно. Например, аккорд С, включающий в себя ноты C (тоника), E (терция), G (квинта). Всего трех звуков достаточно для того, чтобы прозвучал полноценный До-мажор. В стандартной «бардовской» аппликатуре мы обычно берём пять или шесть звуков, фактически дублируя каждый из них. В ситуации, когда вы поёте под гитару, это необходимо, потому как можно играть басы, переборы, бой и т.д., но если вы решили провести мелодию на фоне аккордов, вам понадобятся аппликатуры более мобильные, свободные от дублирующих нот. Для решения этой проблемы давайте познакомимся с некоторыми теоретическими аспектами, которые имеют отношение к формам существования аккордов.

Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)

    Основной вид: расположение нот снизу вверх: C, E, G. Характеристики: тоника С является основанием аккорда (нижний голос или бас аккорда), терция аккорда E – средний голос, квинта аккорда – нота G – находится вверху (вершина или мелодический голос аккорда). Аккорд звучит устойчиво и однозначно, хорош для окончания или начала произведения. В буквенно-цифровой записи обозначается С.
    Полезные свойства: когда вы строите аккорд, вы набираете его от тоники вверх по терциям. Но в природе они существуют в различных вариантах (или обращениях), и идентификация этих нот в качество конкретного аккорда иногда бывает затруднительной. Поэтому полезно собрать их в терцовую вертикаль (расположив по терциям), т.е. привести к основному виду. Тогда вы сможете определить название аккорда по нижнему звуку. Например: аккорд G#, B, E (снизу вверх). Вы пытаетесь определить его как некий аккорд от ноты G#, в то время как, найдя для него терцовую вертикаль E, G#, B, вы сообразите, что это Ми-мажор. Краткую информацию о терцовой структуре аккордов, см. в приложении к уроку.

Секстаккорд (первое обращение аккорда С). Расположение нот снизу вверх: E, G, C. Характеристики: терция Е аккорда в басу (нижний голос), квинта G (средний голос), тоника С (верхний голос). По звучанию этот аккорд гораздо мягче и лиричнее аккорда С в основном виде. Если аранжировщик желает подчеркнуть, что До-мажор содержит терцию в басу, он запишет так: С/E, где знаменатель дроби будет указывать ноту нижнего голоса (бас).
Примечание: не следует путать этот аккорд с аккордом С6 (C, E, G, A), который часто ошибочно называют секстаккордом. На самом деле – это До-мажор (C, E, G) с добавленной сесктой Ля, т.е. аккорд, содержащий четыре звука.

  • Квартсекстаккорд(второе обращение аккорда С). Расположение нот снизу вверх: G, C, E. Характеристики: квинта аккорда в басу – нота G, нота С в среднем голосе, нота Е – в верхнем. Звучит отчётливо-мажорно, светло, не так устойчиво, как аккорд С. В буквенно-цифровой записи, при необходимости конкретизировать бас аккорда, обозначается С/G.​
  • Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.

    Резюме: Как видите, бас аккорда существенно влияет на его окраску, и я рекомендую сравнить звучание одноимённых аккордов в обращениях с тем, чтобы различать их на слух. (См. ниже).

    Переходим к следующему разделу.

    Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов

    • Тесное расположение (ТР). Характеристики: расстояние между нотами аккорда не более кварты. Сюда входят все аккорды из предыдущей главы. Звучание: плотное, насыщенное, ниже среднего регистра – «грязь».
    • Широкое расположение (ШР). Характеристики: расстояние между нотами не менее кварты. Аккорды в ШР на слух – более прозрачны, благозвучны. Расстояние между крайними звуками более октавы, есть возможность проведения мелодии внутри аккорда.
    • Смешанное расположение (СмР). Характеристики: аккорды в СмР не имеют столь строгих ограничений, как в ТР и ШР, а по сути являются их симбиозом. Это наиболее излюбленный тип аккордового изложения в эстрадной и джазовой музыке, позволяющий свободно оперировать аккордами, содержащими четыре звука и более.

    Однако вековые традиции классической музыки несут в себе стремление многих поколений музыкантов и композиторов к идеальному, сверхчистому, эталонному звучанию аккордовых последовательностей, что привело к появлению строгих правил и канонов под общим названием «Классическая гармония».

    В современной музыке эти законы являются основой, а всё остальное и есть различия между «новым» и «старым». И, если вас в выходные тянет на природу – лес, река, травка, птички, белочки, цветочки и пр., – почему бы нам не вкусить иной первозданности, не прильнуть, так сказать, к истокам, подобно прослойке джазовых эстетов, посещающих концерты органной и симфонической музыки.

    Как строить аккорды в широком расположении

    Разобравшись с темой Обращения трезвучий (на примере, скажем, аккордов C, F, G), вам это сделать будет достаточно легко. Вот классический способ превращения ТР в ШР:

    Берём аккорд С в ТР, ноты снизу вверх С, E, G – основной вид;

    • Извлекаем из него средний звук (нота Ми) и опускаем на октаву вниз, получаем аккорд C/E в ШР (снизу вверх E, C, G). На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3;
    • Теперь средний звук переносим на октаву вверх, получаем аккорд С в ШР (снизу вверх C, G, E). На гитаре: C 5/3, G3/0, E 1/0.

    Берём секстаккорд C/E в ТР, ноты снизу вверх E, G, C;

    • Средний звук – на октаву вниз, получаем аккорд C/G (G, E, C) – C/G в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
    • Средний звук G – на октаву вверх, получаем C/E (E, C, G) в ШР. На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3. Этот же аккорд октавой ниже (E 6/0, C 5/3, G 3/0) звучит грязненько, хотя в контексте может быть и ничего.

    Берём квартсекстаккорд C/G в ТР, ноты снизу вверх G, C, E;

    • Средний звук – на октаву вверх, получаем аккорд C/G (G, E, C) в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
    • Средний звук C – на октаву вниз, получаем аккорд C (C, G, E) в ШР. На гитаре: C 5/3, G 3/0, E1/0.

    Источник

    Что такое тесное и широкое расположение аккордов? Обьясните попроще что такое широкое и тесное расположение аккордов

    Аккорды в классической гармонии записывают четырехголосно на двух нотных станах:
    Названия голосов

    На расположение голосов в классической гармонии большое влияние оказали принципы хорового искусства, поскольку изначально многоголосие возникло именно в вокально-хоровой музыке.

    Названия голосов аккорда в гармонии произошли от названия хоровых партий.

    Также принято компактное расположение голосов в среднем регистре (за исключением более свободного баса) и умереннный диапазон каждого голоса, что соответствует принципам хорового искусства.

    Басовый голос более свободен, может делать большие скачки. Исторически он раньше других голосов начал исполняться на музыкальных инструментах, что и дало ему большую свободу.

    Для того, чтобы трезвучие изложить четырехголосно, в нем нужно удвоить один из звуков (как правило – основной тон).

    Часто в музыке происходит дублирование голосов (например два инструмента исполняют один и тот же голос, для его более яркого звучания) – это не является удвоением.

    Мелодическое положение аккорда определяется по тому какой из звуков аккорда находится в мелодии (то есть в верхнем голосе, сопрано).
    Положение аккорда

    Положение квинты Положение терции Положение примы

    Тесное – это когда между тремя верхними голосами интервальное расстояние меньше, или равно кварте, то есть когда между голосами не пропускается ни один аккордовый звук.
    Широкое – это когда между голосами расстояние больше кварты, или когда между голосами пропускается один аккордовый звук.
    Широкое и тесное расположение аккорда

    широкое расположение тесное расположение

    Смешанное – это когда соединяется в одном аккорде и широкое и тесное расположение.
    «Смешное» — это когда расстояние между верхними голосами больше октавы.
    Расстояние между Басом и Тенором в любом расположении не должно быть больше двух октав. Может быть также унисоном.

    Перекрещивание голосов. Не допускается.
    Перекрещивание

    Полуперекрещивание голосов. Иногда допускается.

    Обсудить конспект и задать вопросы можно на форуме

    Источник

    solfamusictheory

    This WordPress.com. site is about music theory and methodology

    широкое расположение аккорда

    Трезвучия в четырехголосии

    Базовый курс гармонии. Содержание
    В четырехголосии трезвучия употребляются с удвоением одного из звуков. Чаще всего удваивается основной тон аккорда (прима).

    В зависимости от того, какой тон аккорда находится в верхнем голосе, различают три мелодических положения трезвучия: положение примы, терции и квинты.

    Расположение аккордов в фактуре бывает тесным, широким и смешанным.

    Традиционно трезвучия имеют два основных расположения: тесное и широкое (лишь в особых случаях используется смешанное расположение трезвучий). Для более низкого регистра предпочтительнее тесное расположение аккорда, для более высокого – широкое.

    При тесном расположении три верхних голоса находятся на соседних тонах аккорда, образуя терции и кварты. При широком – через аккордовый тон, образуя сексты и квинты:

    Интервал между басом и тенором не влияет на расположение аккорда. Он может быть примой (унисоном) при широком и квинтдецимой при тесном расположении.

    Как и любой другой аккорд, трезвучие может перемещаться в фактуре.

    Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980. С. 15.

    Источник

    Начальная гармония. Гармония. Правила соединения голосов. Четырехголосный склад.

    В музыкальной практике мы встречаемся с бесконечным разнообразием приемов и форм изложения гармонии.В учебном же процессе для наиболее удобного изучения основных закономерностей гармонии, правил голосоведения принято строгое четырехголосие, заимствованное ,главным образом ,из практики хорового пения.

    Четвертый голос в трезвучиях возникает от удвоения основного тона,то есть звука, который находится в нижнем голосе.Голоса трезвучий записываются на двух нотоносцах , два голоса — в скрипичном ключе и два голоса в басовом:

    Каждый голос аккорда имеет определенное название,как в партитуре для смешанного четырехголосного хора.
    Верхний голос аккорда записывается в скрипичном ключе и называется сопрано,поскольку в верхнем голосе муз-произведения обычно помещается основная мелодия, этот голос часто так и называют-мелодия.

    Второй голос записывается так же в скрипичном ключе и носит название-альт.Третий голос-тенор -записывается в басовом ключе.Четвертый(нижний)голос тоже записывается в басовом ключе и называется басом:

    Мелодическое положение трезвучия.

    Трезвучие может находиться в одном из трех положений: основного тона, терцевого и квинтового:

    Тесное и широкое расположения аккордов.

    Тесным называется такое расположение трезвучия, при котором сопрано ,альт и тенор следуют подряд по смежным звукам аккорда и между каждой парой соседних голосов/сопрано-альт,альт-тенор/ возникают интервалы не более терции и кварты:

    Широким называется такое расположение трезвучий ,при котором сопрано, альт и тенор следуют через один аккордовый звук и между каждой парой соседних голосов/ сопрано-альт, альт-тенор/возникают интервалы квинты и сексты:

    Анализ гармонии с точки зрения буквенных обозначений аккордов гитары:

    Как мы уже говорили ,в партиях гитары буквами обозначаются основной тон аккорда. Поэтому при
    записи аккорда необходимо определить основной тон, то есть звук, от которого аккорд можно расположить по терциям:

    Как нам уже известно,тоникой является трезвучие,
    построенное на первой ступени лада.

    В эстрадной музыке чаще всего употребляется тоника с секстой: в состав тонического трезвучия вводится шестая ступень лада:

    В тонике с секстой в миноре шестая ступень повышенна:
    Тоника с секстой в разных обращениях:

    Источник

    Оцените статью