- мастер — класс
- Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий
- Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)
- Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.
- Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов
- Как строить аккорды в широком расположении
- Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
- Аккордовая последовательность – что это?
- Применение последовательностей аккордов
- Примеры последовательностей аккордов
- Как построить аккордовую последовательность
- Основная информация
- Кварто-квинтовый круг
- Последовательности аккордов в тональности
- Частные случаи и моменты
- Общие советы
мастер — класс
Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий
Автор: Сергей Руднев, генеральный директор «Guitar College», педагог по классу гитары
Обычные аккорды в открытой позиции Am, G, C, E7. Казалось бы, что может быть лучше? Однако давайте приглядимся к ним более внимательно. Например, аккорд С, включающий в себя ноты C (тоника), E (терция), G (квинта). Всего трех звуков достаточно для того, чтобы прозвучал полноценный До-мажор. В стандартной «бардовской» аппликатуре мы обычно берём пять или шесть звуков, фактически дублируя каждый из них. В ситуации, когда вы поёте под гитару, это необходимо, потому как можно играть басы, переборы, бой и т.д., но если вы решили провести мелодию на фоне аккордов, вам понадобятся аппликатуры более мобильные, свободные от дублирующих нот. Для решения этой проблемы давайте познакомимся с некоторыми теоретическими аспектами, которые имеют отношение к формам существования аккордов.
Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)
- Основной вид: расположение нот снизу вверх: C, E, G. Характеристики: тоника С является основанием аккорда (нижний голос или бас аккорда), терция аккорда E – средний голос, квинта аккорда – нота G – находится вверху (вершина или мелодический голос аккорда). Аккорд звучит устойчиво и однозначно, хорош для окончания или начала произведения. В буквенно-цифровой записи обозначается С.
Полезные свойства: когда вы строите аккорд, вы набираете его от тоники вверх по терциям. Но в природе они существуют в различных вариантах (или обращениях), и идентификация этих нот в качество конкретного аккорда иногда бывает затруднительной. Поэтому полезно собрать их в терцовую вертикаль (расположив по терциям), т.е. привести к основному виду. Тогда вы сможете определить название аккорда по нижнему звуку. Например: аккорд G#, B, E (снизу вверх). Вы пытаетесь определить его как некий аккорд от ноты G#, в то время как, найдя для него терцовую вертикаль E, G#, B, вы сообразите, что это Ми-мажор. Краткую информацию о терцовой структуре аккордов, см. в приложении к уроку.
Секстаккорд (первое обращение аккорда С). Расположение нот снизу вверх: E, G, C. Характеристики: терция Е аккорда в басу (нижний голос), квинта G (средний голос), тоника С (верхний голос). По звучанию этот аккорд гораздо мягче и лиричнее аккорда С в основном виде. Если аранжировщик желает подчеркнуть, что До-мажор содержит терцию в басу, он запишет так: С/E, где знаменатель дроби будет указывать ноту нижнего голоса (бас).
Примечание: не следует путать этот аккорд с аккордом С6 (C, E, G, A), который часто ошибочно называют секстаккордом. На самом деле – это До-мажор (C, E, G) с добавленной сесктой Ля, т.е. аккорд, содержащий четыре звука.
Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.
Резюме: Как видите, бас аккорда существенно влияет на его окраску, и я рекомендую сравнить звучание одноимённых аккордов в обращениях с тем, чтобы различать их на слух. (См. ниже).
Переходим к следующему разделу.
Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов
- Тесное расположение (ТР). Характеристики: расстояние между нотами аккорда не более кварты. Сюда входят все аккорды из предыдущей главы. Звучание: плотное, насыщенное, ниже среднего регистра – «грязь».
- Широкое расположение (ШР). Характеристики: расстояние между нотами не менее кварты. Аккорды в ШР на слух – более прозрачны, благозвучны. Расстояние между крайними звуками более октавы, есть возможность проведения мелодии внутри аккорда.
- Смешанное расположение (СмР). Характеристики: аккорды в СмР не имеют столь строгих ограничений, как в ТР и ШР, а по сути являются их симбиозом. Это наиболее излюбленный тип аккордового изложения в эстрадной и джазовой музыке, позволяющий свободно оперировать аккордами, содержащими четыре звука и более.
Однако вековые традиции классической музыки несут в себе стремление многих поколений музыкантов и композиторов к идеальному, сверхчистому, эталонному звучанию аккордовых последовательностей, что привело к появлению строгих правил и канонов под общим названием «Классическая гармония».
В современной музыке эти законы являются основой, а всё остальное и есть различия между «новым» и «старым». И, если вас в выходные тянет на природу – лес, река, травка, птички, белочки, цветочки и пр., – почему бы нам не вкусить иной первозданности, не прильнуть, так сказать, к истокам, подобно прослойке джазовых эстетов, посещающих концерты органной и симфонической музыки.
Как строить аккорды в широком расположении
Разобравшись с темой Обращения трезвучий (на примере, скажем, аккордов C, F, G), вам это сделать будет достаточно легко. Вот классический способ превращения ТР в ШР:
Берём аккорд С в ТР, ноты снизу вверх С, E, G – основной вид;
- Извлекаем из него средний звук (нота Ми) и опускаем на октаву вниз, получаем аккорд C/E в ШР (снизу вверх E, C, G). На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3;
- Теперь средний звук переносим на октаву вверх, получаем аккорд С в ШР (снизу вверх C, G, E). На гитаре: C 5/3, G3/0, E 1/0.
Берём секстаккорд C/E в ТР, ноты снизу вверх E, G, C;
- Средний звук – на октаву вниз, получаем аккорд C/G (G, E, C) – C/G в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
- Средний звук G – на октаву вверх, получаем C/E (E, C, G) в ШР. На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3. Этот же аккорд октавой ниже (E 6/0, C 5/3, G 3/0) звучит грязненько, хотя в контексте может быть и ничего.
Берём квартсекстаккорд C/G в ТР, ноты снизу вверх G, C, E;
- Средний звук – на октаву вверх, получаем аккорд C/G (G, E, C) в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
- Средний звук C – на октаву вниз, получаем аккорд C (C, G, E) в ШР. На гитаре: C 5/3, G 3/0, E1/0.
Источник
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
- Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
- Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
- Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Источник