Сметана моя звезда ноты для женского хора

Описание произведения «Моя Звезда» Сметана

Обзор творчества Сметаны. Поэзия Сладека. Анализ поэтического текста, музыкального сопровождения и лирико-выразительных средств трёхголосного хора «Моя звезда». Оценка исполнительских средств, технических трудностей. Разработка плана репетиционной работы.

Рубрика Музыка
Вид рецензия
Язык русский
Дата добавления 30.03.2015
Размер файла 15,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Историко-стилистический анализ

Многосторонняя деятельность Берджиха Сметаны (2 марта 1824 Литомишль, Австрийская империя — 12 мая 1884 (60 лет) Прага, Чехия) была подчинена единой цели — созданию профессиональной чешской музыки. Выдающийся композитор, дирижер, педагог, пианист, критик, музыкально-общественный деятель, Сметана выступил в то время, когда чешский народ осознал себя нацией со своей собственной, самобытной культурой, активно противостоящей господству Австрии в политической и духовной сфере. Основные жанры: опера, симфоническая поэма.

Сметана родился в семье пивовара Литомишльского замка. Рос и воспитывался (в семье и в школе) в немецкоязычной стране, но, несмотря на запрет властей, в семье Сметаны говорили только по-чешски, мальчик был обучен грамоте на родном языке. Рано проявив музыкальные способности, он начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В школьные годы мальчик с увлечением играет в оркестре, начинает сочинять. Свое музыкально-теоретическое образование Сметана завершает в Пражской консерватории под руководством И. Прокша, одновременно он совершенствуется в игре на фортепиано. К этому же времени (40-е гг.) относится знакомство Сметаны с Р. Шуманом, Г. Берлиозом и Ф. Листом, гастролировавшими в Праге. В эти годы финансовую поддержку молодому музыканту оказывал Ференц Лист, высоко ценивший его талант. Благодаря Листу Сметане удалось в 1848 году издать некоторые из своих сочинений и открыть собственную музыкальную школу, где он стал преподавать игру на фортепиано.

События революции 1848 г., в которых Сметане довелось принимать участие, нашли живой отклик в его героических песнях («Песнь свободы») и маршах. Тогда же началась педагогическая деятельность Сметаны в открытой им школе. Однако поражение революции привело к усилению реакции в политике Австрийской империи, душившей все чешское. Преследование передовых деятелей создало огромные трудности на пути патриотических начинаний Сметаны и заставило его эмигрировать в Швецию. Он поселился в Гетеборге (1856-61). Подобно Шопену, запечатлевшему образ далекой родины в своих мазурках, Сметана пишет «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано. Тогда же он обращается к жанру симфонической поэмы. Вслед за Листом Сметана использует сюжеты из европейской литературной классики — В. Шекспира («Ричард III»), Ф. Шиллера («Лагерь Валленштейна»), датского писателя А. Эленшлегера («Гакон Ярл»). В Гетеборге Сметана выступает как дирижер Общества классической музыки, пианист, занимается педагогической деятельностью. 60-е гг. — время нового подъема национального движения в Чехии, и возвратившийся на родину композитор активно включается в общественную жизнь.

Вернувшись в Прагу в 1863 году, он основал ещё одну музыкальную школу с целью продвигать чешскую музыку.

В 1866 году Сметана получил место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии, в оркестре которого в то время играл на альте никому ещё не известный молодой музыкант и начинающий композитор Антонин Дворжак. В этом театре впервые были поставлены многие из опер Сметаны, написанные на чешские народные сюжеты.

Композитор был одним из основателей Филармонического общества, способствовавшего музыкальному просвещению народа, знакомству с классикой и новинками отечественной музыки, а также чешской вокальной школы, в которой он сам занимался с певцами. Наконец, Сметана работает как музыкальный критик и продолжает выступления в качестве пианиста-виртуоза.

Сметану называют чешским Глинкой. С его именем связан расцвет чешской музыкальной культуры, становление национальной классической оперы, его считают основоположником национальной композиторской школы. Он был первым композитором, использовавшим в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке («Бранденбуржцы в Чехии»), также принадлежит его перу. Оперное творчество составляет большую часть музыкального наследия композитора. В нём нашли отражение жизнь чешского народа, его история, быт, картины природы. Интонации и ритмы народных песен и танцев пронизывают музыку, наполняют её весельем, юмором и поэтичной лирикой. Оперы Сметаны, будь то героические или комические, отличаются подлинным демократизмом, народностью, неиссякаемым оптимизмом («Проданная невеста», «Далибор», «Либуше»). Трактовка героико-драматических идей, обогащение вокальных партий, симфонизма в развитии музыкальной формы опер «Далибор», «Брандербуржцы в Чехии», «Либуше»; драматургическое значение народно-хоровых сцен. Новаторство трактовки жанра комической оперы, роль массовых сцен, влияние народно-бытовых танцевальных и песенных жанров в операх «Проданная невеста», «Тайна», «Поцелуй». Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений — Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и других.

Симфоническая поэма «Влтава» (Молдау) стала неофициальным чешским национальным гимном

Сметана являлся руководителем хорового общества «Глагол Пражский»

Национальные черты хорового творчества.

Оригинальность, самобытность национальных черт, идейная направленность и художественное мастерство в его хорах а сapрella:

героико-гражданственные («Три всадника»),

народные («Наша песня», «Крестьянская»),

картинно-романтические («Песня на море»).

Тексты современников, национальный характер в мелодике, гармонии, форме фактуре хоров.

Высокая духовность в кантате «Чешская песня», как боевой гимн чешскому народу.

* В память о Сметане фестиваль «Пражская весна» открывается в день его смерти, 12 мая, исполнением самого известного сочинения композитора — цикла «Моя Родина».

* Памятники выдающемуся композитору установлены в Литомишле, Пльзене, Оломоуце и других чешских городах.

* В честь композитора назван астероид (2047) Сметана

* Памятник Бедржиху Сметане в Праге с видом на Влтаву, Карлов мост и Пражский Град, 2011

* «Браниборы в Чехии» (Braniboшi v Иechбch; 1863)

* «Проданная невеста» (Prodanб nevмsta; 1866, вторая редакция 1870)

* «Далибор» (Dalibor; 1867)

* «Либуше» (Libuљe; 1872)

* «Две вдовы» (Dvм vdovy; 1874)

* «Поцелуй» (Hubiиka; 1876)

* «Тайна» (Tajemstvн; 1878)

* «Чёртова стена» (Иertova stмna; 1882)

* «Виола» (Viola; 1872—1884, не окончена)

* «Шведские песни», цикл симфонических поэм: «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Гакон Ярл» (1859—1861)

* «Моя Родина», цикл симфонических поэм: «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В лесах и лугах Чехии», «Табор», «Бланик» (1874—1879)

* Симфония E-dur «Триумфальная» (1853—1854)

* «Пражский карнавал» (не окончен)

* Фортепианное трио g-moll

* Два струнных квартета (e-moll «Из моей жизни», 1876; d-moll, 1883)

* Сюита «С родины» для скрипки и фортепиано

Сочинения для фортепиано

* Соната e-moll для двух фортепиано в восемь рук (1846);

* Концертный этюд соль-диез минор (Op. 17, 1861).

Вокальные и хоровые сочинения

* Пять песен для голоса и фортепиано на слова Витеслава Галека

* Чешские песни для мужского хора a capella

* Три песни для женского хора a capella «Моя звезда», «Ласточки прилетели», «Закат»

* Кантата «Чешская песня» для смешанного хора и оркестра

Йозеф Вацлав Сладек (27.10.1845, Збирог, Королевство Чехия, Австро-Венгерская империя — 28.06.1912, там же) — чешский поэт, журналист и переводчик. Один из основателей детской поэзии на чешском языке.

Учился в Пражском университет. По приглашению бизнесмена из Чикаго, который искал учителя чешского языка для сына, переехал в США. Здесь Йозеф Вацлав работал редактором в чешских изданиях. За два года в США он познакомился с англо-американской литературой.

По возвращении, преподавал английский язык в политехникуме в Праге, затем служил лектором английского языка в Карловом университете в Праге, а с 1870 по 1875 года был редактором газеты «Nбrodnн Listy». Он также служил учителем английского языка в Академии торговли.

В последние годы жизни занимался переводами Уильяма Шекспира, Джорджа Гордона Байрона, Генри Лонгфелло, Роберта Бёрнса и Фрэнсиса Брета Гарта. Свои стихи публиковал в журналах «Kvмty», «Svмtozor» и «Osveta».

Первый сборник его лирики — «Bбsnм» (Стихотворения) вышел в 1875 году. Далее последовали сборники «Jiskry na moшe» (1879), «Svмtlou stopou» (1881), «Ze Ћivota» (1884).

Лучшей из книг С. является сборник стихов «Selske pesne» (Крестьянские песни, 1890), в к-рых рядом с описанием красоты деревенской природы С. воспевает труд крестьянина, его верность клочку земли, религии и традициям. Поэзия Сладека имеет ярко выраженную политическую функцию. Она сыграла известную роль при идеологическом формировании партии чешского кулачества — аграриев.

Темой большинства произведений Йозефа Вацлава была традиционная чешская деревня, образ крестьянина, как символа нации. Другой часто повторяющейся темой в его поэзии является тема детства, отчий дом и малая родина. Поэт идеализировал сельское население, высоко ценил близость крестьян к природе, их верность традициям и религии. Его стихи просты, ритмичны и мелодичны, некоторые из них были положены на музыку композиторами Карелом Бендлем и Йозефом Богуславом Фёрстером, Бедржихом Сметаной.

2. Анализ поэтического текста

Перевела стихотворный текст с чешского на русский язык Эмилия Борисовна (Боруховна) Александрова (10 сентября 1918 — 1994 гг.) Автор научно-познавательных повестей для детей и юношества о математике, филологии, истории культуры, пьес, сценариев научно-популярных и познавательных радиопередач для детей и юношества, очерков об искусстве для юношества, воспоминаний о своем детстве, стихотворений, поэм, переводов и др. Наибольшую известность во взрослой литературе Эмилия Александрова получила как переводчик, переводила стихи с армянского, венгерского, албанского, румынского, финского, чешского.

И. Сладек, пер. с чешского Эм. Александрова

Чуть в лицо прохладой ветер мне дохнёт (дохнёт)

На скамейку сяду, ту, что у ворот (ворот)

В сумерках сижу, грущу,

Между звезд свою ищу:

«Где ты, где, моя звезда, (звезда)

Где ты, где, моя звезда,

Где ты, где, моя звезда».

Вон ещё над кровлей вспыхнула одна. (одна)

Смотрит так любовно на меня она. (она)

И чуть слышно, как во сне, дальний голос шепчет мне:

«Вот я, вот, твоя звезда, (звезда)

Вот я, вот, твоя звезда,

Вот я, вот, твоя звезда».

Лирическое стихотворение, романтического характера. Стихотворный текст состоит из двух строф, что соответствует строению музыкальной формы произведения (2 куплета). Стихотворение имеет законченный смысл. В первом четверостишье главный герой, озадаченный поиском на небе своей звезды задаёт вопрос «Где, ты, где моя звезда». А во втором четверостишье ему уже отвечает звезда — «Вот я, вот, твоя звезда».

3. Анализ музыкально-выразительных средств

Камерно-вокальные жанры в западноевропейской музыке XIX века явились одной из форм воплощения ведущей тематики романтизма. Образы природы, лирика, жанровое начало, экзотические мотивы — всё это нашло отражение в романтической хоровой миниатюре а капелла. Хоровые миниатюры композиторов-романтиков отличаются простотой и естественностью высказывания, детализированной отточенностью выражения Они демонстрировали связь творчества с исполнительскими традициями, создававшимися в условиях любительского хорового искусства.

Трёхголосный хор «Моя звезда» В-dur (S1, S2, A)- это романтическая хоровая миниатюра а капелла, написана в жанре песни для однородных женских или детских голосов. Альт не дробится.

Форма сочинения: двухчастная репризная, состоит из двух периодов

В гармоническом плане сочинения преобладает плагальность, отсутствие напряжённости, частое использование аккордов субдоминантовой группы.

Размер 4/4 , основные ритмические единицы: восьмые и четверти.Темп довольно медленный. Отклонение от темпа: расширения в конце каждой части

Динамика: f, P, pp; наличие звуковых волн crescendo, diminuendo соответствует традициям музыки романтизма.

Тип фактуры: смешанный, мелодико-гармонический с элементами полифонии.

Следует обратить внимание на мелодическую линию альтовой партии. Она ритмически развита, украшена полутоновыми интонациями и имеет свой стихотворный текст, дополняющий основные партии.

Подход к кульминации усиливается за счёт пунктирного ритма и аккордов доминанты. Кульминации обеих частей в тональном плане приходится на субдоминанту, и совпадают по смыслу с фразами текста В сочинении две одинаковые заключительные каденции(вместо Доминанты VII ступень).

4. Анализ исполнительских средств выразительности

Лёгкое светлое звучание хора достигается за счёт мягкого звукоизвлечения

Светлая тембровая окраска, без особого напряжения в голосе (внутреннее вибрато). Штрих легато

«Цепное» дыхание по фразам, ясная, выразительная подача литературного текста. Постепенное развитие динамики.

5. Анализ дирижерских исполнительских средств и приёмов

Необходимо добиться дирижёрского жеста Legato, передающего лёгкое звучание хора. Следует обратить внимание на мелодическую линию альтовой партии. Определённую трудность представляет показ разнообразных динамических оттенков, в четком показе всех вступлений после пауз.

6. Анализ технических трудностей

1 сопрано: от «фа» первой октавы до «соль» второй

2 сопрано: от «ре» первой октавы до «ре» второй

Альт: от «ля» малой октавы до «си-бемоль» второй

Голоса звучат в удобной тесситуре, используют свой основной диапазон. Динамика разнообразна (от f до pp). Куплеты имеют одинаковое динамическое развитие.

Для хора трудности представляют чистое исполнение хроматических ступеней(А, S1), чёткое одновременное произношение текста, ясная дикция, синхронное вступление после пауз, октавный унисон в последней фразе. Так же определённую вокальную трудность представляет длительное выдерживание звуков высокой тесситуры, исполнение «переходных» звуков (S1).

Для того, чтобы преодолеть все эти трудности, связанные с гармоническим, темповым и ритмическим ансамблем необходимо в процессе репетиционной работы чередовать различные темпы, а отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижёра. Исполнение партий закрытым ртом на какой-либо звук или слог. Помнить о том, что хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания, с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя.

7. Разработка плана репетиционной работы

сметана хор музыкальный

Знакомство с произведением. Работа над возникшими трудностями. Методы их преодоления. Разучивание хоровой миниатюры рассчитано на непродолжительное время, потому что мелодика, гармония, темп, динамика в обоих куплетах одинаковые, меняется лишь текст. Следует отметить, что продолжительность работы над данным произведением зависит не только от дирижёра, но и от технических возможностей самого хора.

1. Мартынов И. Бедржих Сметана. Очерк жизни и творчества. — М.: Музгиз, 1963.

2. Кеериг О. Хоровая литература: учебное пособие в 2 ч. Ч. 2: Зарубежная хоровая литература — СПб.: СПбГУКИ, 2007.

3. Мартынов Н. Бедржих Сметана. — М., 1963.

4. Соллертинский И. Сметана // Проданная невеста: Сборник. — Л., 1937.

5. Бэлза И. Чешская оперная классика. — М., 1950.

6. Гулинская З. Бедржих Сметана. — М., 1959.

7. Нейдлы Зд. Оперы Сметаны // Нейдлы З. Избранные труды. — М., 1960.

8. Друскин М. История зарубежной музыки. Вып. 4. — М., 1983.

9. Карасеч Б. Бедржих Сметана. — Прага, 1967.

10. Йозеф Вацлав Сладек. Сочинения. Национальная библиотека Чешской Республики. Архивировано из первоисточника 3 сентября 2013г.

11. Живов В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика — М.: 2003.

12. Григорьева Г. Методическая разработка для написания дипломного реферата на дирижерско-хоровом факультете — М.: 2006.

13. Холопова В. Формы музыкальных произведений — СПб.: Лань 2006.

14. Интернет ресурс: http://www.litagent.ru/clients/author/1154

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение особенностей хорового произведения С. Аренского на стихи А. Пушкина «Анчар». Анализ литературного текста и музыкального языка. Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Диапазоны хоровых партий. Разработка плана репетиционной работы.

курсовая работа [336,9 K], добавлен 14.04.2015

Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста «За рекою, за быстрой» А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 18.01.2011

Национальная основа творчества Бедржиха Сметаны — чешского композитора, пианиста и дирижёра. «Проданная невеста» — первая чешская национальная опера. Обращение к народным первоистокам, жанровая характерность знаменитого хора «Как же нам не веселиться».

контрольная работа [19,4 K], добавлен 15.02.2014

Жизненный и творческий путь Джоаккино Россини. Диапазон хоровых партий, всего хора, тесситурные условия. Выявление интонационных, ритмических, вокальных трудностей. Состав и квалификация хора. Выявление частных и общей кульминаций «Хора Тирольцев».

реферат [700,9 K], добавлен 17.01.2016

Пространство сцены и пространство сознания пианиста-концертмейстера хора. Текст хорового произведения в воспроизведении концертмейстера хора. Типы нотного текста и методические опыты освоения. Язык дирижера как составляющая текста изучаемого произведения.

дипломная работа [105,0 K], добавлен 02.06.2011

Биографический очерк жизни, этапы личностного и творческого становления Б. Сметаны как известного чешского композитора. Участие в революционном восстании и работы, написанные в честь данных событий. Интерес к оперному жанру и написанные произведения.

презентация [5,1 M], добавлен 02.03.2014

Творческий портрет Михаила Васильевича Анцева — автора музыкального и литературного текстов. Анализ поэтического текста, музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ сочинений. Особенности работы с партитурой дирижера женского состава хора.

курсовая работа [31,7 K], добавлен 06.04.2014

Источник

Оцените статью