Смольский ноты для голоса

ХОР.by

Белорусский хоровой портал

Смольский Дмитрий Брониславович

Родился в г. Минске (1937).

Закончил Белорусскую госдуарственную консерваторию по классу композици профессора А. Богатырёва (1960), аспирантуру под руководством профессора Н. Пейко (1967).

Лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси (1972). Заслуженный деятель искусств Беларуси (1975). Лауреат государственной премии Беларуси (1980). Профессор (1986). Народный артист Беларуси (1987).

Член Белорусского союза композиторов (1961).

Умер и похоронен в Минске (2017).

Дмитрий Смольский — крупнейший композитор современности, чья музыка является неотъемлемой частью национальной художественной культуры. Он является автором опер, балетов, симфоний, ораторий, пьес для народного оркестра и разнообразных камерных составов. Сочинения отличаются новизной творческих замыслов, яркой индивидуальностью стиля и обстоятельностью решения творческих задач. Своеобразие композиторского стиля Д. Смольского заключается в оригинальном синтезе нового и традиционного, в нетривиальном сочетании разных стилистических манер в творческом переосмыслении музыки современного быта, что проявилось, прежде всего, в музыкальном языке произведений и трактовке музыкальных жанров. Склонность Д. Смольского к эксперименту, не выходящему за пределы эстетической нормы, к воплощению глубокого, философски осмысленного содержания, к психологически наполненной образности и душевным перипетиям, выражающим внутренний мир человека, — вот черты, где внутренний мир композитора проявил себя наиболее полно и ярко.

Д. Смольский заявил о себе в самом начале своего творческого пути, в школьные годы. С первых шагов обучения музыке — гимназии-колледже по классу фортепиано Б. Гарта и композиции в классе Е. Тикоцкого было ясно, что из юного музыканта должна вырасти творческая личность. Подтверждением надежд стали произведения, написанные как в юные годы, так и в годы учебы в консерваториях — сначала в классе профессора Московской консерватории Ю. Шапорина (1955) — известного советского композитора, затем — А. Богатырёва. В ассистентуре-стажировке, где он занимался в классе Н. Пейко, Смольским был приобретен богатый аналитический и слуховой опыт в области неклассической музыкальной стилистики. Новые композиторские техники, которые он освоил во время учебы, в последующем органично вошли в индивидуальный стиль композитора.

Творчество Д. Смольского делится на несколько периодов:

  • ранний (до 1970 года),
  • средний, он же зрелый (до 1978—1980 годов),
  • и поздний (до конца жизни).

На раннем этапе творческий поиск молодого композитора направлен на преодоление непосредственной жизненной конкретности музыкальных образов в сторону все более обобщенных, абстрактных. Это было связано с его увлеченностью додекафонией и новейшими композиторскими техниками — алеаторикой и сонорикой, музыкальным конструктивизмом в целом. В рамках набиравших в те годы силу радикальных движений были написаны камерная кантата (оратория) «Песни Хиросимы» на стихи японских поэтов, фортепианная сюита «Игра света», «Октафония» и другие. Опора на физические свойства звука характеризует камерную кантату (ораторию) «Песни Хиросимы». Здесь преобладают алеаторические звуковые «пятна», «полосы», «точки», которые как бы вырастают из шумовых эффектов. В такой звуковой среде просматриваются прямые связи с западным музыкальным авангардом. Стремление к общему эмоциональному впечатлению производимому звуком, к звуковой краске и ее экспрессивной наполненности — вот творческая задача, которая является здесь для композитора наиболее важной.

Среди сочинений, написанных согласно новой и новейшей звуковой эстетике, наибольшую известность получила Соната для флейты и фортепиано, которая представляет собой додекафонную композицию, наследующую опыт Веберна — Шенберга. Сочинение отличает чистота стиля, концентрация выразительности, красота изобретательного структурирования. Соната вошла в программу всесоюзных (бывшего СССР) и международных конкурсов для исполнителей на духовых инструментах, которые проводились в разных странах мира. В дальнейшем Д Смольский не раз обращается к додекафонному опыту и новейшим средствам музыкального языка, внедряя их в контекст классико-романтической и новой стилистики («Поэт», «К вопросу о взаимопонимании»).

С течением времени, в средний период творчества, интерес к собственно конструктивизму с характерной для него элиминацией образно-эмоционального содержания и национально акцентированного элемента стал для композитора неактуальным. Смольский обращается к идее синтеза современного и традиционного, что нашло отражение в сочинениях для народного (Третья увертюра, «Белорусский распев») и симфонического («Бабий век», два Концертино — для скрипки и оркестра и для виолончели и оркестра) оркестров, а также в ораториях («Мая Радзіма», «Паэт») и камерных сочинениях (квартеты, «Элегия и токката памяти Д. Шостаковича»). Сочинениям присущ глубокий интерес к национальным истокам, которые служат основой музыкального содержания, сюжетом и объектом композиторской работы. Так, народные инструменты нередко инкрустируют тембрику камерного оркестра («Сымон-музыка») или же сочетаются с творчески преломленной фольклорной интонационностью («Рапсодия для двух цимбал»). В качестве национальных символов у Д. Смольского выступают цимбалы («Белорусский распев»,«Рапсодия»), народный хор («Поэт») и народные песенно-танцевальные мелодии. Например, в своих ораториях композитор подвергает оригинальной интерпретации несколько народных песен — «Юрачка», «Ой, з броду» («Паэт»), «Ой, хацела мяне маці» и «Ой, крушына» («Мая Радзіма») в Концертино для скрипки с оркестром своеобразно модифицирует песню «Чаму ж мне ня пець?», наделяя ее новым фактурным оформлением.

Одним из важнейших сочинений Д. Смольского, свидетельствующим о повороте музыканта к классико-романтическому стилю, явилась оратория «Мая Радзіма», написанная для чтеца, двух солистов (тенор и бас), хора и оркестра на слова белорусских поэтов. В основе сочинения лежит образ белорусской земли, ее история и народная жизнь. Патриотическое содержание кореллирует с укоренившимися традициями построения композиционной целостности: группировкой частей по смысловому наполнению (I—III ч.), контрастным сопоставлением жанровой (IV ч.) и лирически вдохновенной образности (V ч.), динамической направленностью формы к кульминации (VII—VIII ч.). За это сочинение композитор был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола БССР.

Оратория «Мая Радзіма», как и «Вокальный цикл на стихи Ф. Тютчева», вокальный цикл «Пять лирических интермеццо» на стихи Г. Гейне, а также вокальные циклы на стихи А. Вознесенского, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Б. Пастернака свидетельствовали, что Дмитрий Смольский окончательно вышел из «веберновского круга», и астральный мир его додекафонных опусов сменился на мелодически широкое, выразительное письмо. Среди сочинений периода особенно выделяется «Элегия и Токката памяти Д. Шостаковича» для скрипки и фортепиано. Музыка проникнута глубоким чувством скорби, наполнена повышенной экспрессией, которая присутствует в строении мелодической линии, гармонии, линеарной разработке фактуры. Динамические нарастания и спады, сквозная драматургия усиливают впечатление напряженности. В целом сочинение воспринимается как реквием по ушедшему мастеру. О том, что талант композитора обрел качество зрелости свидетельствует целый ряд крупных премьер, состоявшихся сравнительно за короткий период. В 1978 на сцене оперного театра ставится опера «Сівая легенда» по либретто В. Короткевича, за которую Д. Смольскому была присуждена государственная премия БССР (1980), оратория «Поэт», написанная на слова Я. Купалы, в 1988 году — онера «Франциск Скорина», которая была музыкально воплощена силами Белорусского телевидения. В последующем опера «Ciвая легенда» была записана для фонда Белорусского радио, а на Белорусском телевидении на основе фонограммы поставлен одноименный фильм-опера. В 2012 году на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета состоялась премьера второй редакции оперы, где была усилена мировоззренческая составляющая, обострены смысловые контрасты.

Особое место в зрелом периоде творчества композитора занимает оратория «Паэт», посвященная Я. Купале. Сложный, психологически точный образ белорусского песняра воплощен оратории сквозь призму жизни и быта белорусского народа. Отсюда широкое обращение к мелодическому строю городского фольклора и бытовой песенной стихии, а также интонациям крестьянских песен. Образ народа опосредован колоритом цимбал, введенных в состав симфонического оркестра, и звучанием народного хора а cappella. Оригинальный синтез архаического и современного начал в области интонационного тезауруса символизировал как связь времен и поколений, так и родство душ поэта и белорусского народа.

На протяжении всего творческого пути Дмитрий Смольский писал симфоническую музыку, где главным жанром является симфония. К настоящему времени им написаны 15 симфоний, в которых сконцентрированы важнейшие стилевые искания и творческие находки композитора, а также его размышления о жизни и мире. В симфоническом творчестве композитор проявил себя как яркий симфонист, разнообразно и тонко чувствующий оркестровый тембр, динамические принципы формы, диалектику музыкального становления. Первая симфония была написана в пору становления индивидуального стиля и увлечения музыкальным конструктивизмом. В ней он, согласно новым принципам организации целостности, сжимает традиционный 4-частный сонатно-симфонический цикл в одну часть, наделяя музыку лирико-драматическим содержанием, В следующей симфонии композитор обращается к полистилистике и коллажу: во второй части рядом с авторским материалом звучат интонации «Перепелочки», джазовые гармонии и ритмы, мелодии Р. Леонкавалло, А. Хачатуряна и Р. Щедрина. Затем симфонический жанр был отодвинут на второй план, и к жанру симфонии композитор возвращается спустя 20 лет. В каждом новом сочинении, написанном в третий период творчества отчетливо проступают черты яркой творческой индивидуальности композитора с ее пиететом к эксперименту и острым ощущением современности, новизны. Так, например, в Девятой симфонии в состав оркестра в качестве солирующего инструмента введена электрогитара, партия которой предполагает исполнительскую импровизацию. Инкрустация «серьезной музыки» элементом субкультуры, репрезентантом которой и выступает электрогитара, было новым словом в белорусской музыке, словом, которое указывало на формирование в ней нового качества музыки академической традиции.

Аромат нового, нетрадиционного несла в себе и амальгама жанра симфонии и жанра инструментального концерта, что было связано с приданием отдельным инструментам не только оркестровой функции, но и солирующей. Так, например, в Третьей симфонии солирует фортепиано, в Четвертой — скрипка, в Десятой — альт. При этом везде оркестровый тембр получает психологическую трактовку.

В Восьмой симфонии композитор пошел еще дальше на пути раздвижения границ жанра: смысловую и конструктивную нагрузку в ней выполняют стихи И. Бродского, которые содержат в себе смысловой и интонационный стержень. Оригинальностью отличается музыкальное решение и Пятнадцатой симфонии, основу которой составляет коллаж из мелодии Гимна Советского Союза. В целом, симфонии Д. Смольского продемонстрировали богатое разнообразие жанровых и стилевых метаморфоз, что находится в русле общих тенденций развития симфонического жанра как в советский, так и в постсоветский период. Общей отличительной чертой симфонических полотен композитора, независимо от их жанровой интерпретации, является образно-эмоциональная концепция музыки, где яркая выразительная экспрессия в сочетании с углубленным психологизмом и философичностью, обращена к внутреннему миру человека, к его душе и чувствам. В целом, симфонии композитора явились важным этапом в развитии белорусского симфонизма и, прежде всего, в аспекте обогащения музыкального языка и расширения жанровой палитры.

Последний период творчества композитора характеризуется интенсивностью творческих дерзаний — на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь идет новая версия оперы «Седая легенда», в постановке которой нашли отражения новые веяния в искусстве, связанные с возвращением в систему мировоззрения народов из стран бывшего СССР религиозного этоса, в юбилейный год состоялась премьера Пятнадцатой симфонии. В филармонических концертах звучит музыка для камерного оркестра, для разных солирующих инструментов. Сочинения Дмитрия Смольского исполняются не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Особой популярностью пользуются его симфонии, цимбальные концерты, на которых выросло не одно поколение отечественных цимбалистов н сформировалась национальная цимбальная школа.

Имя композитора вошло в анналы отечественной музыкальной культуры, о чем свидетельствуют многочисленные правительственные награды, в том числе и Кубок «Гордость нации», вручённый ему во Дворце Республики, а также изучение творчества в музыкальных учебных заведениях, в научных исследованиях.

Дмитрий Смольский на протяжении всей своей жизни вел активную педагогическую деятельность. В качестве профессора консерватории, а затем и Академии музыки он вел класс композиции. отдавая немало творческой энергии воспитанию молодого поколения. У него свыше семидесяти учеников, среди которых лауреаты Государственной премии, заслуженные деятели искусств, лауреаты престижных международных композиторских конкурсов.

Сочинения

Сценическая музыка

Оперы: «Сівая легенда» (лібр. У. Караткевіча, паст. ДАВТам РБ, 1978); «Францыск Скарына» (лібр. С. Клімковіч, паст. на Беларускім тэлебачанні, 1988); канцэртная опера «Апалон-зака-надаўца» (па матывах аднайменнай оперы Р. Вардоцкага(?), паст. Беларускай дзяржаўнай філармоніяй, 1991).

Харэаграфічныя кампазіцыі: паэма «Патрыятычны эцюд» (1967), малюнак «Беларусы» (1967), Дзве балетныя сцэны (1969).

Вокально-инструментальная музыка

Оратории «Песни Хиросимы» для солистов, двух фортепиано и чтеца («Голос Хиросимы», сл. Т. Сімідзу, «Песок шестого августа», сл. Э. Янэдзі, «Снег», сл. С. Фукуду, «Стронцнй-90», сл. Т. Она, «Моя Японня», сл. X. Номі, 1966); «Мая Радзіма» (сл. Р. Барадуліна, Н. Гілевіча, А. Александровіча, А. Ставера, С. Грахоўскага, А. Вярцінскага, П. Панчанкі, М. Танка і народныя, 1970); «Паэт» («Шчаслівасць», «Гуслі-самаграі», «З гора ды з бяды», «На сенажаці», «Царскія дары», «Час», «О, так! Я — пралятар!», «Я — калгасніца», «Для тых, каго люблю», «Паэт і цэнзар», «З’езду Саветаў», «Сімфанічная карціна», «Шчаслівасць», сл. Я. Купалы, 1979).

Вакальна-сімфанічныя паэмы: «Голоса рассвета» (сл. А. Дасталя, 1963), «Два лика Земли» (сл. М. Алтухова, 1969), «Поэма о Немане» (сл. П. Макаля, П. Харкова, 1975), «Поэма о Днепре» (сл. П. Макаля, П. Харкова, 1975); цыкл «Бабін век» (сл. Е. Лось, 1971).

Для народнага аркестра і хору: паэма «Мы сейбіты шчасця» (сл. П. Макаля, 1968), апрацоўка песні «Зорка Венера» для голасу і аркестра (1981).

Оркестровая музыка

Для симфонического оркестра

Сімфоніі: № 1 (1962), Актафонія (1967), № 2 (1982), № 3 для аркестра і саліруючага ф-на (1985), № 4 для аркестра і саліруючай скрыпкі (1986), № 6 (1989), № 7 (1990), «Восьмая сімфонія з вершамі I. Бродскага» (1992), № 9 (1994); Святочная уверцюра (1963), Музыка для струнных, дзвюх труб і баяна з аркестрам (1965), паэма «Беларусь» (1968), дзве ўрачыстыя уверцюры «Да 90-годдзя Я. Купалы» і «Памяці Я. Коласа» (1972), Сімфанічная карціна (1974).

Канцэрты для фартэпіяна з аркестрам № 1 (1960), № 2 (1975).

Для камернага аркестра. Канцэрціны: для скрыпкі (1972), для віяланчэлі (1973); Арыя (1978),«Сымон-музыка» для скрыпкі, ан-самбля скрыпачоў і аркестра (1982), Пятая сімфонія (1987).
100
Канцэрты для цымбалаў і аркестра: № 2 «Памяці I. Жыновіча» (1974), № 3 (1983).

Для народного оркестра

Уверцюры: № 1 (1962), № 2 «Святочны дзень» (1971), № 3 (1974); «Беларускі распеў» (1978), «Рапсо-дыя» для двух цымбалаў (1980), паэма «Партызанская мадонна» (1985).

Канцэрт № 1 для цымбалаў і аркестра (1961).

Для эстраднага аркестра: Баса-асціната на тэму беларускай народнай песні «Чаму ж мне ня пець» (1962).

Камерно-инструментальная музыка

Для фартэпіяна. Санаты: № 1 (1956), № 2 (1959); Вальс (1964), сюіта «Гульня фарбаў» (1964), Тры прэлюдыі і фугі (1982). Для флейты і фартэпіяна: Варыяцыі на «баса-асціната» (Мелодыя, Рытм, Гармонія, 1963), Саната (1965). Для валторны і фартэпіяна: Скерца, Экспромт (1980). Для скрыпкі і фартэпіяна: «Элегія і Таката памяці Д. Шастаковіча» (1975), «Распеў», Танец (1977).

Варыяцыі для духавых і ўдарных інструментаў (1971), Элегія і Ронда для альта і ф-на (1973), Тры п’есы для цымбалаў і ф-на (1973), Ронда для віяланчэлі і ф-на (1979), Дзве п’есы для цымбалаў сола (1981), Струнны квартэт (1983), п’еса «Да пытання аб узаемаразуменні» для флейты і фагота (1989).

Вокальная музыка

Для голоса с сопровождением

Цыклы: «Дзявочыя лірычныя» («I нашто мне шум трывожны», «Ой, чаго я сохну», «Ты прыйдзі, маё шчасце, прыйдзі», «Я не знаю сама», «Як мне добра, як мне шчасна», сл. А. Астрэйкі, 1959), «Испанский триптих» («Гитара», «Танец», «Селенне», сл. Ф. Г. Лоркі, 1971), «Вокальный цикл на стихи Ф. Тютчева» (1976), «Пять лирических интермеццо» (сл. Г. Гейнэ, 1978), Трыпціх для голасу, скрыпкі і ф-на («Арлы-брацці», «Скрыпка», «Вера Беларусі», сл. А. Пашкевіч, 1978), «Три монолога» (сл. Я. Палонскага, 1978), «Вокальный цикл на стихи А. Вознесенского» («Испанская песня», «Фары дальнего света», «Грех», 1979), «Вокальный цнкл на слова А. Ахматовой» (1980), «Вокальный цикл на слова М. Цветаевой» («Родина», «Есть счастливцы и счастливицы», «Удар», 1980), «Вокальный цикл на стихи Б. Пастернака» («Колыбельная», «Метель», «Откровение», 1983); рамансы: «Баллада о братстве» (сл. А. Суркова, 1959), «Паэма аб каханні» (сл. А. Дзеружынскага, 1962), «Памаліся», «З кірмашу» (сл. Я. Купалы, 1982), «Домский орган» (сл. П. Харкова, 1982), «Знак беды» (сл. Т. Кузаўлёвай, 1988), «Расплата» (сл. С. Надсана, 1988).

Для хора а капелла

Хоры: «Партызанскі трыпціх» («Ля гэтых сосен», «Плача хмара без жалю», «Я хацеў бы, каб песню маю…», сл. М. Танка, 1971), паэма «Петрусь» (сл. А. Суркова, 1979), «Край мой» (сл. Н. Гілевіча, 1979).

Песні: «Песни наших отцов», «Солнечные зайчики» (сл. М. Алтухова); «Вы куда, журавли?» (сл. У. Арлова); «Песенка об отважном кузнечике», «Песенка о веселом муравье» (сл. У. Барсава); «Минская вечерняя», «Родина», «Пусть парни помнят», «Учите Родину любить», «Мне не забыть», «Песня о Родине» (сл. У. Бойкі); «Моя звезда», «Сердце Бреста» (сл. Б. Бруснікава); «Клятва», «Нет такого дня» (сл. Р. Гамзатава); «Только я да ты» (сл. М. Дубнова); «Белы караблік», «Дальва» (сл. У. Карызны); «Мае каханне», «Зварот» (сл. Е. Лось); «Песня пра Івана Чуклая» (сл. У. Паўлава); «Дзве сястры» (сл. М. Пухначова); «Песня аб Магілёве» (сл. П. Прыходзькі); «Портрет», «Дорога» (сл. Р. Пятрэнкі); «Люди в синих шинелях» (сл. Б. Спрынчана); «Туристская песня» (сл. М. Таніча); «Быць чалавекам я рад» (сл. М. Танка); «Вечерняя песня» (сл. А. Тарасевіча); «Салдаты, салдаты», «Обелиски», «Улетают журавли на север», «Осенняя песня», «А человек поет», «Белая Русь», «Наш век», «У каждого есть своя песня» (сл. М. Ясеня).

Прикладная музыка

Да драмспектакляў: «Канстанцін Заслонаў» (1967). «Таблетку под язык» (1972). «Вор» (1973).

Да кінафільмаў: «Речицкая лирическая» (1966). «Петр Куприянов и другие», «Сказание о Минске» (1967). «Была война» (1972). «Обратная связь» (1973). «Волчья стая» (1975).

Для радыёспектакляў: «Человек из легенды» (1961).

Источник

Оцените статью