Смысл 12 струнной гитары

Изучаем двенадцатиструнную гитару

Если вами уже накоплен достаточный опыт игры на гитаре, то наверняка вас все чаще начинает посещать желание привнести толику разнообразия в свое музыкальное творчество. Вы и вправду ощутили необходимость двигаться вперед? В таком случае настало время перемен, новых подходов и приемов. На первых порах с жаждой новизны могут отлично согласовываться такие действия, как смена привычных струн и эксперименты с различными гитарными аксессуарами. Расширив таким образом базу своих практических знаний, вы испытаете чувство готовности сделать еще один качественный шаг вперед – приобрести инструмент с увеличенным числом струн! Но что большинство из нас, воспитанных на «шестиструнке», знает о гитарах с «нестандартным» количеством струн? Давайте восполним этот пробел.

Заводя разговор о гитаре с «нестандартным» количеством струн, стоит сразу отметить, что 12-струнный инструмент, безусловно, самый распространенный ее представитель. В наше время «двенадцатиструнка» перестала считаться экзотикой, многие известные музыканты внесли немалую лепту в ее популяризацию. Ее глубокое, насыщенное и мелодичное звучание способно говорить само за себя. Влюбившись в него, не так-то просто «пересаживаться» обратно на «шестиструнку». Такое уникальное, завораживающее звучание достигается за счет того, что ко всем шести струнам добавляется еще по одной парной. Увеличившееся число обертонов придает звуку объема и разнообразия.

При этом у техники игры на «12-струнке» нет принципиальных различий с игрой на «шестиструнке». Вы будете иметь дело с той же аппликатурой аккордов, только немного видоизменится сама гитара. Гриф потребует усиления по толщине и станет шире. Расстояние между струнами уменьшится – а значит, пальцы музыканта, во избежание дребезга, должны действовать точнее.

Заметим, от гитариста потребуется не только точность, но и сила пальцев. Усилия музыканта возрастут вдвое. Для пальцев левой руки это станет нелегким испытанием после «шестиструнки», особенно при постановке «баррэ».

Экскурс в историю

Достоверно указать на прародителя 12-струнной гитары, увы, не представляется возможным. Эту роль с рядом спорных моментов и оговорок можно было бы приписать и мандолине (Италия), и уду (Ближний Восток), и сазу (Турция), и бузуки (Греция), и виуэле (Испания), и типле (Мексика). Все перечисленные варианты обладают схожими чертами с «двенадцатистрункой». Так или иначе, переняв от кого-то больше, от кого-то меньше, «12-струнка» принимает свой нынешний облик и завоевывает общемировое признание примерно к середине 20-го столетия.

Предприимчивостью в производстве «двенадцатиструнок» отличились американские компании «Regal» и «Oscar Schmidt». В качестве основы были взяты модели гитар, уже находившиеся в каталогах этих фабрик. Все гениальное просто: ко всем шести струнам добавили еще по одной парной, и инструменты зазвучали по-новому!

Заметный вклад в популяризацию 12-струнной гитары сделал джазовый гитарист Joe Pass. Вскоре «двенадцатиструнка» зазвучала в композициях таких корифеев мирового рока, как «The Beatles», «Eagles», Eric Clapton, «Queen». В Советском Союзе «12-струнка» пробивала себе путь на сцену с большим трудом. Главная проблема заключалась в том, что в серийное производство она не запускалась, а инструменты, завозившиеся в частном порядке из-за рубежа, стоили баснословно дорого. Уже много позже после мировой премьеры знакомство нашего рядового слушателя с «12-стрункой» состоялось на концертных выступлениях Александра Розенбаума и Юрия Шевчука («DDT»).

По сравнению с периодом советского прошлого, сегодня 12-струнная гитара уже не считается невидалью. Музыкальные магазины предлагают на выбор покупателей широкий ассортимент гитар приемлемой стоимости. Многие музыканты отдают особое предпочтение «двенадцатиструнке» в качестве аккомпанемента, ведь так они получают более красивое и необычное звучание. Хорошим подспорьем можно считать и то обстоятельство, что для перехода с шести- на двенадцатиструнную гитару нет необходимости переучиваться. Принцип игры идентичный, а звучание – более интересное, с эффектом аккомпанирующей в то же время скрипки (или второй гитары).

Характерные особенности

12-струнная гитара – это всегда инструмент большого размера, изготовленный на основе усиленного корпуса дредноут и джамбо. Главное отличие – увеличенное число струн, идущих попарно (основная струна + дополнительная). Ввиду солидной нагрузки на верхнюю деку и гриф, конструкция гитары требует повышения прочностных характеристик и уширения грифа.

Разумеется, меры по усилению конструкции и необходимость использования качественной древесины сказываются на стоимости гитары, однако не настолько кардинально, чтобы рядовой почитатель 12-струнной гитары не мог позволить себе ее приобрести.

А теперь давайте рассмотрим основные плюсы и минусы 12-струнной гитары по сравнению с 6-струнным инструментом.

Достоинства

— Мелодичность и насыщенность звучания;

— Создается иллюзия аккомпанирования в две гитары (как вариант, гитары со скрипкой);

— Привнесение новизны и разнообразия в ваше музыкальное творчество.

Недостатки

— Дискомфорт для пальцев (нужны дополнительные усилия при зажатии струн);

— Более тихое звучание;

— Потребуется повышенная точность для нажатия на струны;

Особенности настройки

Если вы успешно справляетесь с настройкой 6-струнной гитары, настройка «двенадцатиструнки» также не должна вызвать у вас трудностей. Но несколько рекомендаций могут вам все же пригодиться.

— Чтобы избежать деформации деки и грифа гитары, понадобится снизить натяжение струн. Можно настраивать гитару на полтона (тон) ниже или использовать более тонкие струны. Одновременно ослабленные струны снимут избыточную нагрузку с пальцев левой руки – это особенно актуально для любителей ставить «баррэ». Однако в погоне за сохранностью инструмента и личным комфортом следует знать меру. Ведь если вы произведете настройку более чем на тон ниже, неприятной платой за это станет «расплывчатость» звучания и дребезжание струн;

— Альтернативный способ добиться меньших затрат усилий для зажимания струн – подкрутка анкерного стержня;

— Оптимальный порядок настройки будет таким: сначала настраиваем основные струны и только после них – добавочные;

— Допустимо немного поэкспериментировать со строем. Например, басовые струны настроить в квинту или кварту, а высокие – в терции и септимы;

— Хотите значительно облегчить себе задачу настройки – воспользуйтесь тюнером;

— Не следует перед установкой новых струн целиком снимать отслужившие. Лишенные привычной нагрузки дека и гриф подвергнутся риску деформирования. Заменяйте струны поочередно, а настройку осуществляйте от крайних струн к средним (не парами, а по отдельности). Порядок следующий: вначале 1-я, потом 6-я (основные струны), затем 2-я, 5-я и т. д.

— Настройка парных струн первых 2-х струн осуществляется в унисон с основными. Настройка последующих – на октаву выше основных струн.

Хотите, чтобы гитара прослужила вам долго?

Выше мы уже выяснили, что «12-струнка» априори должна стоить дороже «6-струнки», поскольку в процессе дальнейшей эксплуатации она будет подвергаться повышенным нагрузкам, а значит, древесина, используемая для производства корпуса / грифа, должна быть соответствующего качества. Но как, приобретая инструмент, удостовериться в этом, не будучи специалистом? Совет простой: покупайте гитару уже с натянутыми струнами и настроенную. Вы воочию убедитесь, что все элементы «двенадцатиструнки» выдерживают натяжение струн и обеспечивают желаемое звучание.

Если при посещении музыкального магазина вас будет сопровождать человек, уже имеющий опыт игры на «12-струнке», его помощь вам очень пригодится. Ваш спутник сможет не только сыграть на открытых струнах, но и пройтись по всему грифу, оценивая качество звучания.

Самый выигрышный для вас вариант – выбрать такой инструмент, на котором можно играть сразу (без подкручивания грифа, дополнительного пропила порожков и т. п.).

Чтобы новый инструмент прослужил вам как можно дольше, просто ухаживайте за ним, как привыкли ухаживать за «6-стрункой». Соблюдайте стандартные правила хранения. Настраивайте гитару на тон ниже с использованием каподастра на 1-ом ладу. Благодаря этому гриф вашей гитары не будет деформироваться и сохранится строй.

Источник

Покупать или не покупать 12 струнную гитару? Вот в чем вопрос!

Подозреваю, что статья может получиться несуразной, типа антирекламы 12-струнной гитаре. Тем не мене попробую объективно изложить свое мнение о 12-струнке. Покупать этот специфический инструмент или не покупать? – решать, безусловно, только вам. Но поразмыслить над некоторыми мом е нтами чужого мнения , наверное, тоже не помешает.

Попробую по пунктам изложить свой субъективным взгляд на казалось бы очевидное…

Для чего предназначен этот инструмент? В первую очередь предназначен он для аккомпанемента. Можно, конечно, на нем играть и сольные партии, и не только простые, но и достаточно сложные. Примеров тому не так уж и мало. Это не только пионеры в лице легендарного рок-гитариста Джимми Пейджа, и очень известного в своих кругах джазового гитариста Джо Пасса. Ряд можно бы заметно продолжить… Все они играли не просто хорошо, а были выдающимися музыкантами. Неудивительно, что уровень их игры даже на заметно не удобном для скоростной игры инструменте, которым является 12-струнка, был высок. Но основным их инструментом всегда была и оставалась 6-струнка. И вовсе не из привычки, а именно по причине заметно бОльших возможностей, меньшего прикладывания усилий и т.д. В конце концов при большом желании получить в какой-то песне звучание эффекта 12-струнной гитары можно и электрическим путем, используя педаль Фленджер, или же комбинацию педалей. Полностью звук, конечно, сИммитировать не получится, но если это всего лишь небольшая вставка в произведении, то иногда можно и педалями ограничиться.

Предназначение 12-струнной гитары в роли аккомпанирующего инструмента давно уже устоялось. В последнее время появились новые имена музыкантов-виртуозов, специализирующихся на необычных по внешнему виду инструментах, число струн которых впечатляет… Их виртуозная игра тоже. В числе этих многострунных инструментов и 12-струнка. Но сделайте поправку на жесткую конкуренцию в музыкальной среде. Число групп на сегодняшний день в сравнении с недалеким прошлым заметно увеличилось. Практически все жанровые ниши основательно заняты. Новому человеку чтобы заявить о себе нужно или совсем новую музыку сочинить, или же искать какой-то другой альтернативный ход.

Первое очень трудно, — нужен неординарный музыкальный талант плюс спонсорская поддержка. Второе тоже трудно, но все же легче осуществимо. Не буду уверять, что все, кто играет на необычных инструментах, делают это не по велению души, а больше вынужденно с целью пробиться или выжить в условиях жесткой конкуренции. Но то, что довольно часто это всего лишь рекламный ход, это тоже имеет место.
В конце концов будем считать, что всего лишь высказал свое мнение… )))

12-струнная гитара как аккомпанирующий инструмент, безусловно, имеет много преимуществ перед традиционной 6-стрункой.

В-особенности, когда речь идет об авторской песне и подобном. Петь под собственный аккомпанемент на 12-струнной гитаре очень комфортно. Ее звучание не только громкое и певучее, но и сам характер звука помогает петь, дает как бы некую опору. Это сложно словами описать, но кто практикует пение под гитару поймет о чем я. Многие авторы-исполнители в свое время оценили по достоинству этот инструмент и использовали его в своих концертных выступлениях. Это не только Виктор Шевчук, Александр Градский. Ряд можно было бы продолжить. Наиболее ярким музыкантом, оценившим преимущества 12-струнной гитары и сделавшим ее своим основным рабочим инструментом, является хорошо известная всем личность Александра Розенбаума.

И уж коли упомянуто имя Розенбаума, пару слов о нем. Во избежание недоразумений сразу обозначу свою позицию к этому человеку и его творчеству, — Розенбаума люблю, кол-во его песен в арсенале моего домашнего музыцирования явно превосходит песни других авторов. И даже посчастливилось работать с этим человеком в течение почти целого месяца на галоконцертной площадке в Куйбышеве. Моя скромная миссия заключалась в работе за звукооператорским пультом.
Считал и считаю, что по совокупности «тексты-музыка-аккомпанемент-исполнение» на сегодняшний день рядом с ним попросту никто не сто И т. На этом не начатое обсуждение личности Александра Розенбаума закончу и перейду к его игре на инструменте.

Во-первых, он никогда на инструменте не исполняет сложных сольных проигрышей. Вместо них вставляет звучные арпеджио и обыгрывает аккордами места, где могло бы быть короткая сольная вставка (за счет смены позиции аккорда…или же использует несложные для исполнения басовые линии…и т.д.). Т.е. инструмент в руках Розенбаума именно по назначению, — как чисто аккомпанирующий.

Во-вторых, Александр Розенбаум использует альтернативный строй (открытая G). Конечно же не с целью выделиться. ))).. Просто так действительно удобней ему играть. Его выступления обычно не ограничиваются исполнением пары-тройки песен. Играть же сольный концерт полтора часа, практически без перерыва, используя прием «баррэ» на 12-струнной гитаре, — это на грани почти невозможного. Так легко можно нажить профессиональную травму руки, и на этом на долгое время закончится концертная деятельность. Рука у Розенбаума далека от традиционного представления руки музыканта с тонкими длинными аристократичными пальцами. Скажем так, именно большая мужская рука. Лапа у него, одним словом. )))… Но даже обладая мощной рукой и сильными от природы пальцами, полтора часа мучать себя и гитару приемом «баррэ» нереально. Скорее всего поэтому им выбран альтернативный строй, позволяющий обойти стороной этот утомительный прием.

А вообще…. Александр Розенбаум не только воскресил в массах интерес к несправедливо забытой 12-струнной гитаре, но и одновременно сбил многих с толку. Чуть ли не каждый второй, желающий обзавестись 12-стрункой, хочет инструмент, похожий на гитару своего кумира, и еще желательно чтоб черного цвета был. Т.е. речь идет о гитар ах Овейшн. Прицел у многих если не на гитару Овейшн Ледженд, то хотя бы Овейшн Балладер. Если и на Балладер не находится денег, то Селебрейшн или Аплауз. А тут и братья-китайцы подсуетились вовремя…

Правда, или же часть правды, заключается в том, что гитары Овейшн мало подходят для домашнего музыцирования в роли аккомпанирующего инструмента. Звук у них заметно тише, чем у гитар с распространенным корпусом дредноут. Большая часть линейки гитар Овейшн – это сценические гитары. Звучание их раскрывается полностью лишь при подключении к усилителю. В отличие от большинства других гитар с пьезодатчиками эти гитары заметно менее подвержены акустической обратной связи (т.е. завывания и прочее из-за близкого нахождения с колонкой им не грозит). Темброблок гитар Овейшн продуман американскими инженерами до мелочей. Сама овальная форма пластикового корпуса действительно удобна для игры стоя. А вот сидя совсем даже нет, — гитара все время сползает с колена. Вы согласны дома играть на гитаре стоя с перекинутым через плечо ремнем? Допустим, что иногда Да… И надолго вас так хватит. ))) Вот и получается, что приобретая гитару Овейшн на первый план выходит ее внешний вид и мысленное единение себя со своим кумиром. Наверное, это тоже немаловажно, но выбирать гитару все же правильнее по другим критериям.

На какой гитаре (фирма, модель) остановить свой выбор, если обозначен бюджет? К сожалению, на этот вопрос ответить не смогу. Возможно, что ответ на него найдете на Форуме. Вкусы и кошельки у людей разные, но тем не менее, многочисленные положительные отзывы живых реальных людей, а не рекламные буклеты, об одной и тоже же модели можно бы принять к сведению. А там уже проще станет определиться.

Возвращаясь к начатой теме «нужна ли мне (т.е. вам!) 12-струнная гитара?», — наверное, в первую очередь нужно уяснить для самого себя главное, — вам нужен аккомпанирующий инструмент или же для сольного музыцирования?. Или и то, и другое? Если первое, то нет дальше необходимости особо размышлять о трудностях игры, так как это все решаемо технически. Значит, просто взять да купить гитару, сделать себе такой подарок.

Если же второе, то лучше еще раз взвесить свои возможности, желание, свободное для занятий время. Я не отговариваю, а просто призываю обратить свое внимание на то, что в качестве солирующего инструмента лишь немногие музыканты используют 12-струнку. Звук у нее, бесспорно, красивый, но тем не менее число солирующих музыкантов невелико. Наверное, на то есть свои причины. Возможно, потому что время конечно, и его слишком много уходит на освоение этого инструмента как солирующего. И еще имеют место другие технические ограничения, или же слишком сложно преодолимые. Если не получается у профессиональных музыкантов (а это ведь их работа, профессия, и практически все время отдается работе над инструментом), то почему обязательно должно получиться у вас?! )))…

Приобретать в качестве второго инструмента если, с целью лишь иногда поиграть на ней то, что легко играется, — ну…тут тоже взвешивать все «за» и «против» нет особой необходимости. Просто купить и поставить себя перед фактом, — гитара уже куплена, уже дома, — значит, надо на ней играть как получится…хотя бы иногда играть… )))

Источник

Оцените статью