Сочетание аккордов при сочинении

Сочинение музыки. Часть 2

В этой статье я представлю больше идей для каждой концепции. Прежде чем приступить к их рассмотрению, я хочу уточнить, что большая часть этих идей являются стартовыми стратегиями для написания песен.

Иными словами, эти концепции, как и большинство идей, изложенных в первой части, целесообразней использовать в начале процесса написания новой песни. Их применение также может принести пользу в начале новой части песни.

Стоит отметить, что существуют другие идеи и техника (переходы, модуляция, структура, кульминация, и пр.), которые более эффективны при решении композиционных проблем, но не переживайте, об этих вещах мы поговорим позднее.

Начните сначала с мелодии

После того, как вы закончили сочинять мелодию, начните писать аккорды вокруг нее. Если мелодия написана первой, прослушайте ее во время сочинения аккордов, это поможет вам в их написании.

Когда новая аккордовая последовательность будет сформирована, запишите ее. Послушайте записанную последовательность без мелодии. Используйте свою гитару, чтобы импровизировать/сочинять новую мелодию для аккордовой последовательности, сочиненной для первоначальной мелодии.

Напишите несколько разных мелодий. Бывает, что первая мелодия не используется в песне, поскольку она уступает в качестве одной или нескольким новым мелодиям. Возможность выбора — это всегда хорошо.

Если после написания нескольких новых первоначальная мелодия все еще кажется вам самой лучшей, не переживайте, что вы зря потратили время, сочиняя новые мелодии, которые оказались не столь хорошими. В дальнейшем вы сможете задействовать хотя бы одну из этих других мелодий вместе с первой мелодией.

К примеру, свою любимую мелодию вы сможете использовать в качестве мелодии для вокала, а другую мелодию — в качестве играющей параллельно на фоне вокальной мелодии, на другом инструменте, либо в качестве еще одной вокальной, для бэк-вокала.

Другой вариант заключается в использовании первоначальной мелодии как первой части более длинной мелодии, а одной из других мелодий — как второй части этой новой длинной мелодии. В этом случае вторая мелодия применяется для удлинения первой при формировании новой длинной мелодии.

Несмотря на то, что данный вариант может оказаться эффективной техникой, которая позволяет получить большое количество оригинальных результатов, при первой попытке соединения двух мелодий в одну это редко получается сделать безупречно. Возможно, вам придется хоть немного изменить одну или обе мелодии, чтобы они смогли стать единым целым.

Одной из разновидностей последней идеи является использование двух разных мелодий в одной и той же секции песни в форме AB, форме ABA, форме ABBA, форме ABAB или в иных вариациях.

Важно разобраться, чем отличаются эта идея отдельных секций и последняя концепция создания длинной единой мелодии.

Простая структура идеи длинной мелодии имеет форму A (что происходит при удлинении), против AB. В обоих случаях обе мелодии используются одна за другой, но идея удлинения A (изложенная выше) обычно требует внесения изменений, чтобы соединенные мелодии могли звучать как единая непрерывная мелодия.

Для идеи формы AB не нужно добиваться подобного уровня связанности. Тут не применяется плавный переход, у варианта AB есть две отдельные части, которые могут соединяться в различных комбинациях (AB, ABA, ABBA, ABAB, AABBA, и т.д.)

Даже если в результате вы захотите вернуться к своей первоначальной идее и не использовать всё предложенное здесь (бывает, и я так поступаю), применение всех этих методов поможет вам развить свои сочинительские способности, так что потраченное время и приложенные усилия этого стоят.

Начните сначала с аккордов

А сейчас постарайтесь запастись терпением, так как последующий список идей начинают методы, похожие с изложенными выше, но их плюсы и результаты окажутся совершенно иными.

После создания аккордовой последовательности, которая вам понравится, напишите несколько разных мелодий для этих аккордов. После сочинения нескольких мелодий запишите все из них без аккордов.

При необходимости прослушайте каждую записанную мелодию и сформируйте новые аккордовые последовательности для каждой мелодии. Если вы сочинили 5 мелодий к первоначальной аккордовой последовательности, вам придется написать 5 новых последовательностей, то есть по одной для каждой мелодии.

Вы можете догадаться, что предложенные выше в части «Начните сначала с мелодии» вариации и комбинации можно использовать и здесь. Подобные идеи и вариации можно применить для «Начните одновременно с аккордов и мелодии», которое мы рассматривали в первой части.

Целью продемонстрированного здесь на вышеописанных примерах является ориентирование вас на беспрерывное развитие ваших идей, чтобы вы не останавливались на первой же найденной хорошей идее.

Часто, развивая свои идеи, вы можете получить намного лучшие результаты по сравнению с теми, которых вы могли бы достичь без всего этого. Безусловно, бывает, что ваши первые идеи могут оказаться лучшими для какой-то определенной песни, однако вы сможете задействовать новые идеи в совершенно другом произведении.

__________________________________________

Источник

Сочинение аккордовых прогрессий

Доброго времени суток, юные любители музицирования. Помнится, в своей первой статье (http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano) я, рассказывая о том, как сочинить мелодию, предлагал использовать в её основе какую-либо популярную последовательность аккордов и приводил несколько примеров, дабы у вас был выбор. А что если это последовательность сочинить самостоятельно? Что ж, этим мы с вами сегодня и займёмся. — Почему нам необходимо уметь грамотно комбинировать аккорды между собой? — Аккордовая прогрессия нередко является основой композиции, отчасти формирует её настроение, а также может послужить «отправной точкой» при сочинении мелодии или даже всего трека. Разве этого не достаточно? Считаю, это исчерпывающе весомые причины.

Кварто-квинтовый круг.

Начнём с того, что я представлю вам вашего нового помощника. Знакомьтесь, кварто-квинтовый круг.

Как же им пользоваться? Уверяю вас, предельно просто. Суть в том, на самом круге мы видим названия аккордов, а именно классический трезвучий. Ближе к центру — минорные, дальше от центра — мажорные. Так вот, ближайшие 5 к любому из вами выбранных аккордов будут с ним отлично гармонировать. Например, к трезвучию Cm отлично подойдут 2 минорных аккорда: Gm и Fm. А также 3 мажорных: Bb, Eb и Ab. Приступим непосредственно к сочинению прогрессии.

1) Выбор первого аккорда.

Дабы плод предстоящих трудов получился подстать вашим замыслам, рекомендю отнестить к этому шагу крайне серьёзно. Послушайте разные аккорды и решите, какой из них ближе вашему настроению / лучше соответствует вашему замыслу. Я же выбрал аккорд Gb, он же F#. Вы можете лицезреть его на скриншете и прослушать по ссылке ниже. Я решил использовать скрипки, но, думаю, понимаете, что инструмент не принципиален.

2) Выбор остальных аккордов.

Пользуясь вышепредставленной схемой, подберём несколько подходящих трезвучий, дабы дополнить первое. Как рассуждал я, составляя свою прогрессию? Просто в качестве второго и третьего аккордов выбрал два, подходящих по кварто-квинтовому кругу, мажорных трезвучия — B и C#. А завершил последовательность минорным аккордом A#m. Разумеется, я слушал разные сочетания и оставлял лишь те, что казались мне хорошо звучащими и вам советую делать также. Подмечу ещё, что для получения более подходящего звучания, стоит поэкспериментировать с громкостью отдельных нот. Я этим в данном случае, как видите, не сильно увлекался, но вы можете пробовать.

3) Плавное голосоведение.

«Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.

Голосоведение – основа гармонии!

Существует два вида движения голосов:

  1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
  2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.
  1. Наиболее естественным является плавное движение голосов.
  2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
  3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
  4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.»

Это выдержка из статьи про голосоведение, найденной мною в интернете. Кому интересно, может ознакомиться подробнее: http://musicfancy.net/ru/music-theory/harmony/89. А остальным советую обратить внимание лишь на первое правило, которое гласит, что наиболее естественным является плавное голосоведение. Конечно же, голосоведение предполагает работу не только с аккордами, просто это является темой нашей статьи, так что не будем отходить от неё и продолжим. Необходимо сделать переходы более плавными, исключить скачки. Очевидно, у нас и так нет очень резких скачков, но, уверен, можно сделать лучше, получить более естественное звучание. Просто перенесите некоторые ноты на октаву выше или ниже. Результат моей работы вы можете видеть и слышать, как всегда, ниже.

4) Разложение аккордов.

В качестве завершающего шага, разложим наши трезвучия. Здесь простор для экспериментов просто безганичен. Суть в том, что вы берёте любую ноту и переносите / копируете её на любую из октав. Похоже на шаг №3, но тольео теперь наша цель сделать звучание более широким, а не более плавным. Я ограничился тем, что скопировал средние ноты всех аккордов на октаву выше.

Честно сказать, мне кажется, что теперь не помешало бы продолжить, добавив в получившуюся последовательность ещё несколько трезвучий, но я этого делать не буду, так как считаю, что принцип комбинирования аккордов я уже неплохо изложил. А вы, тем временем, можете попытать удачу, а заодно и потренироваться.

Саму прогрессию прописать вы можете, к примеру, пэдами и, добавав мелодию синтезатором, сделать на их основе мэйнстримовый бит. Или же сделать лиричный инструментал, прописав аккорды на фортепиано и сочинив на нём же основную мелодию. Более подробно на тему сочинения мелодии читайте здесь: http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano.

В качестве заключения предостерегу вас: не огорчайтесь и не удивляйтесь, если в конечном итоге получится нечто вам уже знакомое. Действительно хорошо и естественно звучащие аккордовые прогрессии не так многообразны. Возможно, в будущем я напишу статью, где разберу все мне известные последовательности аккордов, а также приведу примеры, где конкретно некоторые из них уже использовались. В очередной раз желаю всем удачи в нашем нелёгком ремесле! До свидания!

Источник

Нужно ли придумывать новые аккорды при сочинении музыки, или это сводится больше к их комбинациям?

Вопрос в заголовке можно посчитать достаточно наивным, но, наверное, когда-то им задавался каждый, кто начинал регулярно брать в руки гитару.

Пожалуй, даже крупные композиторы не гнушались поиском созвучий на инструменте методом «творческого тыка», и, как ни странно, этот метод может быть вполне плодотворным, несмотря на все фолианты по теории, написанные за всю историю развития музыки. Послушаем пару вариантов ответа на вопрос.

Martin Turner , «гитарист с 1979 года».

Есть весьма определённые правила построения аккордов и их буквенно-цифровых обозначений. Это не мешает вам «изобретать», то есть самостоятельно придумывать свои собственные аккорды, особенно на таком инструменте, как гитара, где есть много возможностей для необычного голосоведения.

С другой стороны, вы вряд ли придумаете аккорд, о котором раньше никто не подозревал. Существует всего менее трёх миллионов аккордов из шести или менее звуков, подобранных из хроматической гаммы, но нужно разделить это число на 12 (звуков в этой гамме), потому что одинаковое соотношение звуков звучит одинаково, даже если оно построено от иной начальной ноты. Это дает около 250 000 разных шестизвучных аккордов.

Если посмотреть более реалистично, большинство используемых аккордов являются трёхзвучиями, которых существует 144 возможных, или четырёхзвучиями, которых существует 1728.

Когда вы осознаете тот факт, что подавляющее большинство трёхзвучий не может использоваться никак, кроме случаев проходящих созвучий (например, такие сочетания звуков, как до, до-диез и ре), количество гармонически полезных созвучий начинает уменьшаться.

Изучение теории музыки позволит вам узнать, как обычно строятся аккорды (это не перебор всех комбинаций звуков чисто математически), и позволит вам быстро обнаружить все необычные аккорды, которые вы хотите.

Когда речь заходит о наложении мелодии на аккорды, даже мелодия из 12 звуков имеет почти девять триллионов возможных комбинаций без учёта возможности использования разных ритмов. Если бы каждый человек на Земле сочинил по тысяче мелодий, и ни одна из них не была бы повторением другой, мы всё равно не исчерпали бы все мелодические комбинации, даже в ритме «все звуки одинаковые» (по длительности). Добавьте ритмические возможности, и, вполне вероятно, что человечество за всю свою историю, прошлое и настоящее, далеко не исчерпало все возможные мелодии. Добавьте к этому возможности перегармонизации мелодии.

Возможности не бесконечны, но они мало чем отличаются от бесконечных, во всяком случае, насколько это касается человеческой расы. Наслаждайтесь сочинением новой музыки!

Как автор песен и продюсер в течение более 25 лет, я могу сказать вам со 100% уверенностью, что нет таких аккордов или их вариантов, которые нужно придумывать, чтобы писать музыку. Есть только 12 музыкальных звуков, и каждая их возможная комбинация уже была в значительной степени использована.

Но это не значит, что вы не можете придумать что-то красивое или интересное и представить это свежим способом.

На то, как будет звучать ваше музыкальное произведение, сильно влияет то, в каком составе и расположении звуков вы возьмёте давно известные всем аккорды. «Внутри» каждого аккорда у вас есть множество способов украсить эти аккорды с точки зрения обращений и мелодических положений. Вы можете добавлять кварты, сексты, задержанные секунды, уменьшённые и увеличенные квинты и так далее, и так далее. Список можно продолжить. И всё это — ещё до того, как вы рассмотрите мелодию, которую можете сыграть поверх.

Я могу сказать вам по своему многолетнему опыту написания музыки для артистов, кино и телевидения, что для меня по-прежнему существуют множество моментов в сочинении музыки, которые удивляют и заставляют действовать так, как я не действовал раньше. Так что продолжайте создавать и вдохновлять себя и других, используя эти 12 прекрасных звуков.

Источник

Оцените статью