Сочинение музыки. Часть 2
В этой статье я представлю больше идей для каждой концепции. Прежде чем приступить к их рассмотрению, я хочу уточнить, что большая часть этих идей являются стартовыми стратегиями для написания песен.
Иными словами, эти концепции, как и большинство идей, изложенных в первой части, целесообразней использовать в начале процесса написания новой песни. Их применение также может принести пользу в начале новой части песни.
Стоит отметить, что существуют другие идеи и техника (переходы, модуляция, структура, кульминация, и пр.), которые более эффективны при решении композиционных проблем, но не переживайте, об этих вещах мы поговорим позднее.
Начните сначала с мелодии
После того, как вы закончили сочинять мелодию, начните писать аккорды вокруг нее. Если мелодия написана первой, прослушайте ее во время сочинения аккордов, это поможет вам в их написании.
Когда новая аккордовая последовательность будет сформирована, запишите ее. Послушайте записанную последовательность без мелодии. Используйте свою гитару, чтобы импровизировать/сочинять новую мелодию для аккордовой последовательности, сочиненной для первоначальной мелодии.
Напишите несколько разных мелодий. Бывает, что первая мелодия не используется в песне, поскольку она уступает в качестве одной или нескольким новым мелодиям. Возможность выбора — это всегда хорошо.
Если после написания нескольких новых первоначальная мелодия все еще кажется вам самой лучшей, не переживайте, что вы зря потратили время, сочиняя новые мелодии, которые оказались не столь хорошими. В дальнейшем вы сможете задействовать хотя бы одну из этих других мелодий вместе с первой мелодией.
К примеру, свою любимую мелодию вы сможете использовать в качестве мелодии для вокала, а другую мелодию — в качестве играющей параллельно на фоне вокальной мелодии, на другом инструменте, либо в качестве еще одной вокальной, для бэк-вокала.
Другой вариант заключается в использовании первоначальной мелодии как первой части более длинной мелодии, а одной из других мелодий — как второй части этой новой длинной мелодии. В этом случае вторая мелодия применяется для удлинения первой при формировании новой длинной мелодии.
Несмотря на то, что данный вариант может оказаться эффективной техникой, которая позволяет получить большое количество оригинальных результатов, при первой попытке соединения двух мелодий в одну это редко получается сделать безупречно. Возможно, вам придется хоть немного изменить одну или обе мелодии, чтобы они смогли стать единым целым.
Одной из разновидностей последней идеи является использование двух разных мелодий в одной и той же секции песни в форме AB, форме ABA, форме ABBA, форме ABAB или в иных вариациях.
Важно разобраться, чем отличаются эта идея отдельных секций и последняя концепция создания длинной единой мелодии.
Простая структура идеи длинной мелодии имеет форму A (что происходит при удлинении), против AB. В обоих случаях обе мелодии используются одна за другой, но идея удлинения A (изложенная выше) обычно требует внесения изменений, чтобы соединенные мелодии могли звучать как единая непрерывная мелодия.
Для идеи формы AB не нужно добиваться подобного уровня связанности. Тут не применяется плавный переход, у варианта AB есть две отдельные части, которые могут соединяться в различных комбинациях (AB, ABA, ABBA, ABAB, AABBA, и т.д.)
Даже если в результате вы захотите вернуться к своей первоначальной идее и не использовать всё предложенное здесь (бывает, и я так поступаю), применение всех этих методов поможет вам развить свои сочинительские способности, так что потраченное время и приложенные усилия этого стоят.
Начните сначала с аккордов
А сейчас постарайтесь запастись терпением, так как последующий список идей начинают методы, похожие с изложенными выше, но их плюсы и результаты окажутся совершенно иными.
После создания аккордовой последовательности, которая вам понравится, напишите несколько разных мелодий для этих аккордов. После сочинения нескольких мелодий запишите все из них без аккордов.
При необходимости прослушайте каждую записанную мелодию и сформируйте новые аккордовые последовательности для каждой мелодии. Если вы сочинили 5 мелодий к первоначальной аккордовой последовательности, вам придется написать 5 новых последовательностей, то есть по одной для каждой мелодии.
Вы можете догадаться, что предложенные выше в части «Начните сначала с мелодии» вариации и комбинации можно использовать и здесь. Подобные идеи и вариации можно применить для «Начните одновременно с аккордов и мелодии», которое мы рассматривали в первой части.
Целью продемонстрированного здесь на вышеописанных примерах является ориентирование вас на беспрерывное развитие ваших идей, чтобы вы не останавливались на первой же найденной хорошей идее.
Часто, развивая свои идеи, вы можете получить намного лучшие результаты по сравнению с теми, которых вы могли бы достичь без всего этого. Безусловно, бывает, что ваши первые идеи могут оказаться лучшими для какой-то определенной песни, однако вы сможете задействовать новые идеи в совершенно другом произведении.
__________________________________________
Источник
Песни под гитару Как рождаются песни под гитару?
Аккорды песен под гитару, видео
Как рождаются песни под гитару?
Как сочинить песню на гитаре?
Многие музыканты рано или поздно задают себе вопрос: » Как же мне сочинить песню на гитаре?«. И вроде бы вопрос простой, но есть в нем подводные течения, о которых я сейчас вам и поведаю!
Гораздо чаще музыку сочиняют следующим образом: попросту видоизменяют известные песни. Поэтому так часто сейчас можно услышать до боли похожие мотивы в нескольких разных песнях.
Как говорил Владимир Высоцкий: «кухня для приготовления песен у каждого своя».
Бывает так, что сидит в голове композитора некая мелодия, и кажется ему, что вот она — та самая уникальная вещь, в виде музыки, которая скоро родится на свет. А после прислушавшись по лучше, понимает, что где-то уже слышал данную мелодию. У меня такое очень часто бывает. Сколько таких мотивов я выбросил из своей головы.Но все равно не сдавался и сочинял что-то свое и уникальное. Кстати, если хотите можете «заценить» мои — авторские песни под гитару!
Другие сначала сочиняют стихи, а только потом придумывают музыку. Например тот же В. Высоцкий именно так и сочинял свои шедевры.
В таком случае начните с главного аккорда той тональности, которая вам подходит для удобного пения и отыщите все аккорды выбранной вами тональности. Ну, а дальше сочиняйте мелодию по своему усмотрению и выстроите аккорды в нужную вам цепочку, чтобы ваша мелодия гармонично «легла» на аккомпанемент…
Во многом играет особую роль само настроение сочинителя. Под плохое, либо ничего не выходит, либо рождается очень грустная песня или вообще какое-то подобие песни. Тогда как в приподнятом расположении духа получается сотворить и стихи с интересным смыслом и мелодию довольно ритмичную и даже очень красивую. Отсюда следует, что рутина для поэта — штука гиблая . Нужно все время себя тормошить и менять ритмы жизни. Это хорошо сказывается на приток свежих мыслей, идей и недостающих для рифмы слов.
Лично я обычно беру гитару и беспорядочно проигрываю разные аккорды, а затем стараюсь сымпровизировать голосом мелодию. Если в течении 5 минут что-то «нащупываю», то продолжаю двигаться по мотиву и параллельно уже начинаю напевать словами. В итоге, при удачном раскладе, уже через 40-50 минут появляются текст с рифмой и более-менее уверенным аккомпанементом.
После того, как «сырая» версия песни готова важно записать ее на диктофон, чтобы не забыть мелодию. Это очень важно. Те кто уже сочинял свои песни знает о чем я говорю.
Ну вот, кратенько поделился с вами своими творческими секретами. Если у вас есть интересные рецепты для сочинения песен под гитару, то пожалуйста тоже делитесь в комментариях.
Источник
Акустическая гитара >Техника аккордовых мелодий
Любому гитаристу будет очень полезно научиться делать аранжировки на гитаре. Так вы поймете, как писать запоминающиеся композиции, разовьете навык игры соло и, возможно, найдете путь к собственному уникальному стилю исполнения. Сегодня мы поговорим об одном из самых эффективных способов создания аранжировок — концептуализации аккордовых мелодий. Обычно термин «аккордовая мелодия» употребляется по отношению к джазу, но этот подход можно использовать для любой музыки. В нашем случае это будет рок. Мы разберем несколько мелодий, посмотрим, как они ведут себя на фоне смен аккордов, и обсудим разные варианты того, как их разнообразить.
Начать лучше всего с простых аккордов. Это даст возможность придумать более разнообразные партии для разных инструментов. Примерами нам послужат мелодии в рамках двух октав и трезвучия на трех струнах (5-4-3, 4-3-2 и 3-2-1), которые будут выполнять функцию гармонии.
Построение аккордовых мелодий на гитаре
Начнем с короткой мелодии на фоне простой гармонии ( Пример 1 ). Основная идея гармонизации любой мелодии заключается в том, что каждую ноту мелодии следует рассматривать как самую высокую ноту аккорда. Иными словами, мелодия показывает, от каких нот следует строить аккорды. Сначала нужно определить ступени нот мелодии относительно аккордов, на фоне которых они играются.
Затем вы выбираете аккорды, для которых та или иная мелодическая нота является самой высокой ( Пример 2 ). Первая нота такта 1 — нота Е. Это третья ступень гаммы С мажор. Следовательно, нужно найти такую форму мажорного аккорда С, где Е будет самой высокой нотой. Полезно также знать, что чаще всего гармонизовать следует более долгие ноты, а на короткие не обращать внимания, если они не находятся на местах смены аккордов. Поэтому ноту F (четвертая ступень гаммы) мы оставим в покое и сконцентрируемся на следующей ноте, играя трезвучие С с нотой G (пятая ступень) в качестве самой высокой.
Первая нота следующего такта — нота Е (седьмая ступень F). Это короткая нота, но мы гармонизуем ее, потому что она приходится на момент смены аккордов. Седьмая ступень не является частью мажорного трезвучия, поэтому нам надо будет немного схитрить. Самое очевидное решение — это взять первое обращение мажорного трезвучия F с тоникой на месте мелодической ноты (A-C-F) и понизить тонику на полтона, чтобы получить седьмую ступень (A-C-E). Нетрудно заметить, что эти ноты входят в аккорд Fmaj7, а также образуют трезвучие Am.
Далее следует пятая ступень (нота D), поэтому играем мажорное трезвучие G в третьей позиции. Итак, гармония готова. Звучит очень даже неплохо!
А теперь проделаем те же операции с другими мелодиями, подразумевающими чуть более сложные гармонии. Пример 3 — это разбор нашей следующей мелодии по ступеням.
Пример 4 демонстрирует одно из гармонических решений для этой мелодии. Давайте посмотрим, что конкретно мы сделали. На фоне первого аккорда Bb звучат третья и пятая ступени. Самый легкий вариант — выбрать трезвучие с квинтой наверху, но сперва извлечь тонику и терцию и только потом квинту, которая будет звучать на фоне тоники и терции на протяжении всего аккорда.
На фоне аккорда Сm, когда в мелодии играется вторая (или девятая) ступень, мы сохраняем ту же аппликатуру, заменяя вторую ступень пониженной третьей. Это говорит нам вот о чем: иногда, сдвигая мелодическую ноту, можно поддержать ее с помощью более низких нот предыдущего аккорда. Ту же идею мы применяем к аккорду Dm7, но в данном случае мелодической нотой является пониженная седьмая ступень. Как только вы сыграли этот аккорд, замените пониженную седьмую ступень на пятую, удерживая при этом две более низкие ноты. Это даст вам трезвучие Dm.
Перейдем к аккорду Ab со второй ступенью в качестве самой высокой ноты. Здесь мы можем взять трезвучие с тоникой наверху и заменить ее на вторую ступень. Также мы можем взять трезвучие с третьей ступенью наверху и заменить ее второй. Нельзя сказать, что какой-то один вариант лучше другого. Они совершенно разные. Мне больше нравится второй, поэтому остановимся на нем.
Фраза повторяется, но я предлагаю внести небольшое изменение на аккорде Eb. Мелодическая нота дает такту напряжение. Мы не можем изменить мелодию, но можем разнообразить гармонию. Хороший вариант — взять среднюю ноту трезвучия (третью ступень) и заменить ее на вторую.
Вот еще одна мелодия ( Пример 5 ), расписанная по ступеням. Она более медленная и написана в мажорной тональности.
В Примере 6 вы видите уже гармонизованную мелодию. Вот комментарии к ней: В такте 3 (на фоне аккорда Bb) мы дважды играем ноту А (большую септиму аккорда Bb) в размере целой ноты. Повторяющиеся мелодические ноты дают возможность добавлять звучанию гармоническую окраску, поэтому давайте немного поэкспериментируем с гармоническим движением. Смотрите: в такте 4 нота D опускается до С, что дает аккорд Bbmaj7sus2.
То же самое происходит в тактах 7 и 8. Что касается аккорда С, возьмем трезвучие с тоникой (С) наверху и заменим тонику на вторую ступень (D). Далее, в такте 8 мы поднимаем ноту Е (третью ступень) до F (четвертой ступени).
Теперь поработаем с быстрой мелодией ( Пример 7 ).
Здесь мы воспользуемся преимуществами открытых струн, усилив гармонию основным трезвучием. Иногда можно позволить себе повторить нижние ноты трезвучия, на фоне которых мелодия будет продолжать движение. Например, в такте 4 (на аккорде Е) мелодия движется на фоне нот Е и В. Результат — Пример 8 .
Имейте в виду, что аккордовыми мелодиями можно украшать даже и очень короткие фразы. Эта техника хорошо подходит для двухтактовых соло или для однотактовых гитарных вставок, поддерживающих соло. Но никто не запрещает применить ее и для всей композиции! Не существует какого-то одного волшебного рецепта, который бы подходил ко всему. Все это — просто инструменты, проясняющие некоторые интересные и важные идеи. Поэтому самое главное — это ваши эксперименты!
Спасибо за урок, но мне осталось не понятно, что значат: четвертая ступень гаммы, пятая ступень гаммы, седьмая ступень гаммы и т.д.
Изучите урок про ступени, и Вам все станет понятно.
Источник