Сочинение по сольфеджио ноты

методическая работа «Приемы сочинения на уроках сольфеджио в школе искусств»
статья по музыке по теме

Приёмы сочинения на уроках сольфеджио

Скачать:

Вложение Размер
Приёмы сочинения на уроках сольфеджио 44 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрим занятия композицией на уроках сольфеджио в школе искусств. Не секрет, что сольфеджио является трудоемкой дисциплиной, включающей сложный комплекс знаний. Возникающие трудности в процессе обучения сольфеджио делают этот предмет малоинтересным для большинства учащихся, поэтому композиция может стать важной составляющей урока сольфеджио наряду с теорией и развитием музыкального слуха в рамках отведенного программой времени.

Первая важнейшая задача в обучении навыкам композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. С самого начала необходимо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыки то, что, несмотря на своеобразие, различие тем имеются некоторые закономерности в их построении. На основе этих закономерностей, Г.И. Шатковский вывел следующие правила, которыми можно руководствоваться в сочинении тем:

— минимум средств – максимум выразительности (звуков как можно меньше, красоты и смысла больше);

— единство ритма: тема построена так, что ее пронизывает один ритмический рисунок («ядро»);

— единство интонации: тема «вырастает», как правило, из одного интонационного «зерна»;

— повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо безо всяких изменений, либо с изменениями высотного и ритмического характера;

— оригинальность мелодии, ее индивидуальная особенность, своеобразная красота.

Такое объяснение правил сочинения мелодии вполне доступно ученикам младших классов музыкальных школ и школ искусств.

Мы считаем, что первоначально следует начать с сочинения мелодии на текст, позволяющий по-разному его трактовать. Прежде всего, ученики должны научиться читать слова, придавая им самые разные оттенки: угроза, просьба, жалоба, шутка и т.п. Затем сочинить мелодии на эти слова, которые должны быть самыми разными по характеру: от светлых, радостных до печальных, скорбных. Задача на первом этапе состоит в том, чтобы, используя метроритмическую и структурную организацию музыкального материала, именно на один текст дать как можно больше вариантов разнохарактерных по эмоциональному строю мелодий.

К такому сочинению можно приступить на третьем – четвертом уроке после начала занятий, когда уже пройдены все интервалы. Педагог должен подвести ученика к мысли, что характер мелодии бывает разным – в зависимости от того, какие интервалы в ней применяются. Все примеры на те или другие интервалы обязательно должны пропеваться. Очень важно, чтобы при той или другой трактовке мелодии ученики «входили» в образ, искренне переживали те или иные чувства в предлагаемой ситуации. Очень полезно обсуждение сочиненных дома мелодий. Детей нужно научить думать, логично рассуждать.

Что касается отметки, то думается, что в процессе обучения и воспитания нельзя обойтись без оценки, но без отметки – можно и нужно. По мнению Г.И. Шатковского, отметка играет отрицательную роль в нравственном становлении ребенка: приучает его работать за что-то; ученик должен работать потому, что это – интересно.

Необходимо подчеркнуть следующее: чтобы научиться строить музыкальные темы быстро, грамотно и выразительно, следует сочинять несколько мелодий на один и тот же текст. Этот действенный прием повышает интерес к сочинению тем, способствует более глубокому постижению закономерностей строения музыкальной речи, а также особенностей взаимосвязей языка музыкального и литературного.

После того, как ученики научились строить темы на «нейтральный» текст, можно переходить к сочинению мелодий на стихи, предполагающие один определенный образ, одно определенное настроение. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки и т.п. Прежде чем дать задание, следует прочитать то или иное стихотворение и проанализировать его, а затем сочинить мелодию. Весьма эффективным является комплексный подход к раскрытию одного и того же образа, когда на каждую тему дети рисуют, сочиняют стихи, рассказы, сказки, мелодии. Все это не только «оживит» урок, но и разбудит фантазию, воображение, заставит размышлять и критически рассуждать.

Можно широко использовать некоторые приемы обучения стихосложению. Например, дается начало какого-либо стихотворения, в котором есть не вполне законченный пейзаж, ученик должен стихами «дорисовать» его, сочинить продолжение стихотворения, используя заданный размер, ритм, рифму, а после этого – сочинить мелодию.

Очень помогают в обучении композиции методы ассоциативно-тематические, где темы для сочинений могут быть самые разные: это и времена года, и пейзаж («На берегу моря», «Лунная ночь» и т.д.), и описание настроения человека («Мне грустно», «Радость» и т.п.), и характерные сценки («Танец медведей», «Ссора воробьев»). Время от времени следует предлагать и свободные темы, так как это дает возможность педагогу узнать, какая тема у ребенка самая любимая.

Формирование отношений к людям начинается с отношения к своим родителям. Вот почему одной из главных тем может являться тема «Моя мама» («Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка». ). При сочинении мелодий на тему «Моя мама» можно дать предварительные пояснения: «Вовсе не обязательно, чтобы твои мелодии были непременно веселого характера, могут быть и грустные, даже печальные мелодии. Ведь не всегда нашим мамам бывает радостно, бывает и грустно, бывает и печально. ».

Отношение к природе характеризует человека, пожалуй, не меньше, чем отношение к матери. Одна из важнейших задач педагога состоит в том, чтобы воспитать чувство любви к прекрасному во всем: в жизни, в искусстве, в природе.

Полезно конкретизировать задание на каждом уровне, на каждом уроке, например: построить мелодии с применением главных ступеней, мелодии с применением альтерированных ступеней или построить в определенной тональности (Ре-мажор), в определенном размере (6/8) с применением широких интервалов. Таким образом, на все элементы музыкального языка сочиняются мелодии. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение – это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует более глубокому постижению особенностей музыкального языка. Наиболее удачные мелодии следует варьировать, применяя простейшие средства варьирования (смена лада, размера, темпа, регистра, штрихов), а также придавая им черты того или иного жанра.

В принципе любое изменение высотного, ритмического, регистрового, штрихового, тембрового, темпового, динамического (и т.п.) характера служит средством варьирования музыкального материала. Однако важнейшими средствами варьирования являются различные типы и виды фигураций, к которым относятся: ритмическая, гармоническая, перемещение, мелодическая, смешанная фигурация. В работе с учеником нужно добиваться, чтобы ученик построил несколько вариаций в пределах каждой фигурации. Таким образом, основной методический принцип в строении мелодий на основе данного ритма: от мелодии — к ритму, от ритма – к мелодии.

Следующий шаг в построении музыкальной темы – работа над интонацией. Используя характерные интонации, можно сочинять мелодии с чертами того или иного жанра. Если ученик научился строить темы на основе литературного текста, заданного ритма, а также интонационного оборота, можно приступить к сочинению мелодий на основе заданной гармонии. При этом могут быть применены все типы и виды фигураций, но первоначально все-таки лучше строить мелодии из одних только аккордовых звуков, на основе гармонической фигурации.

Для ребенка начинающего осваивать тот или иной инструмент, наиболее доступными инструментами для воспроизведения сочиненных мелодий являются, помимо фортепиано, аккордеон и баян. Если на уроке сольфеджио (если в школе нет специализированного предмета композиции) занимаются дети, которые обучаются на разных инструментах, то на урок желательно приносить те инструменты, которыми дети уже хотя бы немного владеют. На каком бы инструменте ребенок не играл, главное – развивать его творческую фантазию, которая, в свою очередь, является существенным фактором в стимулировании навыков сочинения.

  1. Гнесин М.Ф. Начальный курс практической композиции. – М., 1962.
  2. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. – С.-Петербург, «МиМ-Экспресс», 1997.
  3. Шатковский Г.И. Сочинение и импровизация мелодий. – М., 1989.

Источник

Сочинение по сольфеджио ноты

СОЛЬФЕДЖИО

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.

Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.

Терция — как движение по звукам трезвучия;

Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;

В конце второго класса помещен раздел «Каноны» как подготовка к развитию многоголосия.

§ 9. Размер три четверти

§ 10. Размер четыре четверти

§ 14. Шестнадцатые

۝ Рабочая тетрадь 2 класс

Вопросы по сольфеджио за первый класс:

Первый проверочный класс

1. Сольфеджио — занятие, способствующее развитию — музыкального слуха и навыкам пения по нотам.

2. Нотный стан — пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты

3. Нота — знак для записи высоты и длительности звука

4. Длительности НОТ: — целая, -половинная, — четверть, — восьмая

5. Ключ — знак, определяющий место звука на нотоносце

6. Скрипичный ключ — знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца

7. Тактовая черта — вертикальная черта, разделяющая такты

8. Такт — расстояние от одной тактовой черты -до другой

9. Октава — группа звуков от «до» до каждого следующего «до»

10. Фраза — деление мелодии на части

11. Метр — чередование сильных и слабых долей

12. Размер — количество долей в такте.

13. Двухдольный размер (2/4) — сильная доля, чередуется с одной слабой долей

14. Трехдольный размер (3/4) — сильная доля чередуется с двумя слабыми долями

15. Четырехдольный размер (4/4) — сильная доля чередуется стремя слабыми долями

16. Реприза — знак повторения

17. Пауза — знак молчания

18. Затакт — не полный такт

19. Гамма — звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники.

20. Ступень — порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами

21. Тоника — первая ступень лада

22. Трезвучие — аккорд из трех звуков

23. Тоническое трезвучие — аккорд из 3-х устойчивых звуков

24. Аккорд — созвучие из трех и более звуков

25. Устойчивые ступени: I, III, V

26. Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII

27. Разрешение — переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI

28. Группировка — распределение длительностей в такте

30. Форте — громко,

32. Мецо форте — не очень громко

33. Мецо пиано — не очень тихо

34. Пианиссимо — очень тихо

35. Фортиссимо — очень громко


Нотный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда . Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой .

Добавочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).

Тактовая черта
Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.

Двойная тактовая черта
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.

Пунктирная тактовая черта
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.

Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).

Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.

Music-Cclef.svg Ключ «до»

Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.

Music-Fclef.svg Ключ «фа»

Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.

Music-neutralclef.svg Нейтральный ключ

Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.

Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.

Паузы Длительность Music-quadwholenote.svg Лонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16 Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8 Целая Или семибревис. Длительность: R × 4 Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2 Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R Восьмая Длительность: R / 2 Шестнадцатая Длительность: R / 4 Тридцать вторая Длительность: R / 8 Шестьдесят четвёртая Длительность: R / 16 Сто двадцать восьмая Длительность: R / 32 Двести пятьдесят шестая Длительность: R / 64

Вязка (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у не группированных нот.

Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д

Оркестровая пауза, тацет (много тактовая пауза)

Обозначает длинную много тактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить.

Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.

Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.

Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Бекар (знак отказа)

Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Понижает высоту ноты на один полутон.

Дубль-бемоль (дважды бемоль)

Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.

Повышает высоту ноты на один полутон.

Дубль-диез (двойной диез)

Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Знаки применяются в микротоновой музыке :

Полтора бемоля или полутора бемоль

Понижает высоту ноты на три четверти тона. Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четверть тоновый бемоль).

Четверть тоновый диез или полу диез

Повышает высоту ноты на четверть тона.

Полтора диеза или полутора диез

Повышает высоту ноты на три четверти тона

Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).

Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.

Alla breve (Алла бреве)

Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2

Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.

Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.

Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.

Плавный переход от одной ноты к другой.

Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.

Аккорд, или созвучие

Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интервалом.

Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Piano pianissimo [Пиано пианиссимо] или Pianississimo [Пианиссиссимо]

Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).

Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.

Forte fortissimo [Форте фортиссимо] или Fortississimo [Фортиссиссимо]

Обозначение максимально возможной громкости звука.

Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»)

Crescendo или cresc. [Крещендо]

Постепенное увеличение силы звука.

Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декрещендо])

Постепенное уменьшение силы звука.

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука.

Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.

Пиццикато левой рукой или Зажатая нота

Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.

Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.

Натуральный флажолет или Открытая нота

На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.

Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.

Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.

Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз.

Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.

Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.

Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания.

Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.

Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.

Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.

Форшлаг (долгий форшлаг)

Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.

Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)

Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.

Перенос на октаву

Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий

Выше на октаву (итал. ottava alta)

Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.

Ниже на октаву (итал. ottava bassa)

Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.

Выше на две октавы (итал. quindicesima alta)

Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы выше, чем записано

Ниже на две октавы (итал. quindicesima bassa)

Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы ниже, чем записано.

Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:

Повторения и окончания

Тремоло (знак повторения ноты или группы нот)

Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда. Символ может стоять между двумя нотами (интервалами, аккордами), обозначая быстрое поочерёдное повторение нот (групп нот) отличных по высоте. Частота повторения зависит от числа рёбер между обозначаемыми нотами. Количество нот определяют исходя из того, что их суммарная длительность равна длительности самой ноты с тремоло.

Обозначает повтор долей, целого такта или двух тактов. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.

Реприза (знаки повторения части произведения)

Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.

Вольта (используется совместно с репризой)

Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку.

При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.

Da capo (с начала)

Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».

Dal segno (со знака сеньо)

Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».

Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno.

Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.

Прочие ⇒ Эти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:

Предписывает пианисту нажать правую педаль.

Предписывает пианисту снять правую педаль.

Более точное управление правой педалью. Нижнее положение линии означает нажатое состояние педали, верхнее — снятое.

Рабочая тетрадь 2 класс

Перед Вами — рабочая тетрадь по сольфеджио, которая поможет Вам изучить основы музыкальной грамоты в занимательной форме.

Регулярно выполняя предложенные задания на уроках, и дома, Вы приобретёте прочные навыки и знания, разовьёте свои творческие способности, внимание, память, что поможет Вам в дальнейших занятиях музыкой.

Калинина Галина Федоровна. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. — М., 2015 г.

Источник

Оцените статью
Остановки ↓
Динамика ➳ Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.
Pianissimo [Пиани́ссимо] ➳ Очень тихо.
Piano [Пиа́но] ➳ Тихо.
Mezzo-piano [Меццо-пиано] ➳ Умеренно тихо.
Forte [Фо́рте] ➳ Громко.
Fortissimo [Форти́ссимо] ➳ Очень громко.
Rinf., rf., rfz. Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука.