методическая работа «Приемы сочинения на уроках сольфеджио в школе искусств»
статья по музыке по теме
Приёмы сочинения на уроках сольфеджио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы сочинения на уроках сольфеджио | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрим занятия композицией на уроках сольфеджио в школе искусств. Не секрет, что сольфеджио является трудоемкой дисциплиной, включающей сложный комплекс знаний. Возникающие трудности в процессе обучения сольфеджио делают этот предмет малоинтересным для большинства учащихся, поэтому композиция может стать важной составляющей урока сольфеджио наряду с теорией и развитием музыкального слуха в рамках отведенного программой времени.
Первая важнейшая задача в обучении навыкам композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. С самого начала необходимо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыки то, что, несмотря на своеобразие, различие тем имеются некоторые закономерности в их построении. На основе этих закономерностей, Г.И. Шатковский вывел следующие правила, которыми можно руководствоваться в сочинении тем:
— минимум средств – максимум выразительности (звуков как можно меньше, красоты и смысла больше);
— единство ритма: тема построена так, что ее пронизывает один ритмический рисунок («ядро»);
— единство интонации: тема «вырастает», как правило, из одного интонационного «зерна»;
— повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо безо всяких изменений, либо с изменениями высотного и ритмического характера;
— оригинальность мелодии, ее индивидуальная особенность, своеобразная красота.
Такое объяснение правил сочинения мелодии вполне доступно ученикам младших классов музыкальных школ и школ искусств.
Мы считаем, что первоначально следует начать с сочинения мелодии на текст, позволяющий по-разному его трактовать. Прежде всего, ученики должны научиться читать слова, придавая им самые разные оттенки: угроза, просьба, жалоба, шутка и т.п. Затем сочинить мелодии на эти слова, которые должны быть самыми разными по характеру: от светлых, радостных до печальных, скорбных. Задача на первом этапе состоит в том, чтобы, используя метроритмическую и структурную организацию музыкального материала, именно на один текст дать как можно больше вариантов разнохарактерных по эмоциональному строю мелодий.
К такому сочинению можно приступить на третьем – четвертом уроке после начала занятий, когда уже пройдены все интервалы. Педагог должен подвести ученика к мысли, что характер мелодии бывает разным – в зависимости от того, какие интервалы в ней применяются. Все примеры на те или другие интервалы обязательно должны пропеваться. Очень важно, чтобы при той или другой трактовке мелодии ученики «входили» в образ, искренне переживали те или иные чувства в предлагаемой ситуации. Очень полезно обсуждение сочиненных дома мелодий. Детей нужно научить думать, логично рассуждать.
Что касается отметки, то думается, что в процессе обучения и воспитания нельзя обойтись без оценки, но без отметки – можно и нужно. По мнению Г.И. Шатковского, отметка играет отрицательную роль в нравственном становлении ребенка: приучает его работать за что-то; ученик должен работать потому, что это – интересно.
Необходимо подчеркнуть следующее: чтобы научиться строить музыкальные темы быстро, грамотно и выразительно, следует сочинять несколько мелодий на один и тот же текст. Этот действенный прием повышает интерес к сочинению тем, способствует более глубокому постижению закономерностей строения музыкальной речи, а также особенностей взаимосвязей языка музыкального и литературного.
После того, как ученики научились строить темы на «нейтральный» текст, можно переходить к сочинению мелодий на стихи, предполагающие один определенный образ, одно определенное настроение. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки и т.п. Прежде чем дать задание, следует прочитать то или иное стихотворение и проанализировать его, а затем сочинить мелодию. Весьма эффективным является комплексный подход к раскрытию одного и того же образа, когда на каждую тему дети рисуют, сочиняют стихи, рассказы, сказки, мелодии. Все это не только «оживит» урок, но и разбудит фантазию, воображение, заставит размышлять и критически рассуждать.
Можно широко использовать некоторые приемы обучения стихосложению. Например, дается начало какого-либо стихотворения, в котором есть не вполне законченный пейзаж, ученик должен стихами «дорисовать» его, сочинить продолжение стихотворения, используя заданный размер, ритм, рифму, а после этого – сочинить мелодию.
Очень помогают в обучении композиции методы ассоциативно-тематические, где темы для сочинений могут быть самые разные: это и времена года, и пейзаж («На берегу моря», «Лунная ночь» и т.д.), и описание настроения человека («Мне грустно», «Радость» и т.п.), и характерные сценки («Танец медведей», «Ссора воробьев»). Время от времени следует предлагать и свободные темы, так как это дает возможность педагогу узнать, какая тема у ребенка самая любимая.
Формирование отношений к людям начинается с отношения к своим родителям. Вот почему одной из главных тем может являться тема «Моя мама» («Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка». ). При сочинении мелодий на тему «Моя мама» можно дать предварительные пояснения: «Вовсе не обязательно, чтобы твои мелодии были непременно веселого характера, могут быть и грустные, даже печальные мелодии. Ведь не всегда нашим мамам бывает радостно, бывает и грустно, бывает и печально. ».
Отношение к природе характеризует человека, пожалуй, не меньше, чем отношение к матери. Одна из важнейших задач педагога состоит в том, чтобы воспитать чувство любви к прекрасному во всем: в жизни, в искусстве, в природе.
Полезно конкретизировать задание на каждом уровне, на каждом уроке, например: построить мелодии с применением главных ступеней, мелодии с применением альтерированных ступеней или построить в определенной тональности (Ре-мажор), в определенном размере (6/8) с применением широких интервалов. Таким образом, на все элементы музыкального языка сочиняются мелодии. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение – это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует более глубокому постижению особенностей музыкального языка. Наиболее удачные мелодии следует варьировать, применяя простейшие средства варьирования (смена лада, размера, темпа, регистра, штрихов), а также придавая им черты того или иного жанра.
В принципе любое изменение высотного, ритмического, регистрового, штрихового, тембрового, темпового, динамического (и т.п.) характера служит средством варьирования музыкального материала. Однако важнейшими средствами варьирования являются различные типы и виды фигураций, к которым относятся: ритмическая, гармоническая, перемещение, мелодическая, смешанная фигурация. В работе с учеником нужно добиваться, чтобы ученик построил несколько вариаций в пределах каждой фигурации. Таким образом, основной методический принцип в строении мелодий на основе данного ритма: от мелодии — к ритму, от ритма – к мелодии.
Следующий шаг в построении музыкальной темы – работа над интонацией. Используя характерные интонации, можно сочинять мелодии с чертами того или иного жанра. Если ученик научился строить темы на основе литературного текста, заданного ритма, а также интонационного оборота, можно приступить к сочинению мелодий на основе заданной гармонии. При этом могут быть применены все типы и виды фигураций, но первоначально все-таки лучше строить мелодии из одних только аккордовых звуков, на основе гармонической фигурации.
Для ребенка начинающего осваивать тот или иной инструмент, наиболее доступными инструментами для воспроизведения сочиненных мелодий являются, помимо фортепиано, аккордеон и баян. Если на уроке сольфеджио (если в школе нет специализированного предмета композиции) занимаются дети, которые обучаются на разных инструментах, то на урок желательно приносить те инструменты, которыми дети уже хотя бы немного владеют. На каком бы инструменте ребенок не играл, главное – развивать его творческую фантазию, которая, в свою очередь, является существенным фактором в стимулировании навыков сочинения.
- Гнесин М.Ф. Начальный курс практической композиции. – М., 1962.
- Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. – С.-Петербург, «МиМ-Экспресс», 1997.
- Шатковский Г.И. Сочинение и импровизация мелодий. – М., 1989.
Источник
Сочинение по сольфеджио ноты
СОЛЬФЕДЖИО
Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.
Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.
Терция — как движение по звукам трезвучия;
Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;
В конце второго класса помещен раздел «Каноны» как подготовка к развитию многоголосия.
§ 9. Размер три четверти § 10. Размер четыре четверти § 14. Шестнадцатые Рабочая тетрадь 2 класс |
Вопросы по сольфеджио за первый класс:
Первый проверочный класс
1. Сольфеджио — занятие, способствующее развитию — музыкального слуха и навыкам пения по нотам.
2. Нотный стан — пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты
3. Нота — знак для записи высоты и длительности звука
4. Длительности НОТ: — целая, -половинная, — четверть, — восьмая
5. Ключ — знак, определяющий место звука на нотоносце
6. Скрипичный ключ — знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца
7. Тактовая черта — вертикальная черта, разделяющая такты
8. Такт — расстояние от одной тактовой черты -до другой
9. Октава — группа звуков от «до» до каждого следующего «до»
10. Фраза — деление мелодии на части
11. Метр — чередование сильных и слабых долей
12. Размер — количество долей в такте.
13. Двухдольный размер (2/4) — сильная доля, чередуется с одной слабой долей
14. Трехдольный размер (3/4) — сильная доля чередуется с двумя слабыми долями
15. Четырехдольный размер (4/4) — сильная доля чередуется стремя слабыми долями
16. Реприза — знак повторения
17. Пауза — знак молчания
18. Затакт — не полный такт
19. Гамма — звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники.
20. Ступень — порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами
21. Тоника — первая ступень лада
22. Трезвучие — аккорд из трех звуков
23. Тоническое трезвучие — аккорд из 3-х устойчивых звуков
24. Аккорд — созвучие из трех и более звуков
25. Устойчивые ступени: I, III, V
26. Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII
27. Разрешение — переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI
28. Группировка — распределение длительностей в такте
30. Форте — громко,
32. Мецо форте — не очень громко
33. Мецо пиано — не очень тихо
34. Пианиссимо — очень тихо
35. Фортиссимо — очень громко
Нотный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда . Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой .
Добавочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).
Тактовая черта
Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.
Двойная тактовая черта
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.
Пунктирная тактовая черта
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.
Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).
Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.
Music-Cclef.svg Ключ «до»
Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.
Music-Fclef.svg Ключ «фа»
Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.
Music-neutralclef.svg Нейтральный ключ
Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.
Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.
Остановки ↓ | |
Динамика ➳ Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков. | |
Pianissimo [Пиани́ссимо] ➳ Очень тихо. | |
Piano [Пиа́но] ➳ Тихо. | |
Mezzo-piano [Меццо-пиано] ➳ Умеренно тихо. | |
Forte [Фо́рте] ➳ Громко. | |
Fortissimo [Форти́ссимо] ➳ Очень громко. | |
Rinf., rf., rfz. | Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука. |