Geum.ru
Содержание
2. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста?
3. Что такое микротема?
5. Как соотносятся абзацы и микротемы?
6. Как соотносятся смысловые части текста с абзацами?
Стиль: публицистический. Жанр
Итак, основная проблема текста
Высокая нота
Подобный материал:
- И. Е. Полынская русский язык 11 класс (из опыта работы) (блок с) 2007 год Задание блока, 491.16kb.
- Тематическое планирование 11 класс. Тема Осн. Практич, 88kb.
- Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С), 948.95kb.
- Сочинение по прочитанному тексту, 13.45kb.
- В. А. Обручева Учитель Пискарёва Елена Александровна Тема : В. М. Гаршин Сказка, 52.35kb.
- Тема уроку, 107.89kb.
- Программа вступительных испытаний по русскому языку орел 2012, 119.62kb.
- Э. Э. Кац 3 класс гоу цо 556 учитель Орлова Л. А. Слайд №1. Тема: Развитие речи. Сочинение, 141.47kb.
- Авдеева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,, 69.43kb.
- Задание №1. Работа с текстом (задание (сочинение), 129.52kb.
Рабочие материалы к уроку.
Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс)
Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту
Задачи: 1. Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2. Подготовить рабочие материалы для написания сочинения; 3. Формировать умения и навыки работы над сочинением по прочитанному тексту.
1.Что такое текст?
(Текст — (от лат. textus — ткань, сочетание слов) — речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составленные из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически)
2. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста?
(Чтобы понять содержание текста, надо определить
- его тему (то, о чём говорится);
- основную мысль, или идею (то, ради чего говорится);
- стиль речи, присущий этому тексту;
- жанр, в котором он написан;
- тип речи)
3. Что такое микротема?
(часть общей темы текста)
4. Как графически оформляется текст?
(С помощью абзацев, которые выделяют структурно-логические и ярко выраженные эмоциональные части текста)
5. Как соотносятся абзацы и микротемы?
- 1 абзац может быть равен 1 микротеме;
- 1 абзац может содержать несколько микротем;
- 1 микротема может быть разделена на несколько абзацев.
6. Как соотносятся смысловые части текста с абзацами?
- 1 смысловая часть может быть равна 1 абзацу,
- 1 смысловая часть может включать в себя несколько абзацев.
Композиционная схема сочинения
- Сформулируйте проблему текста.
- Прокомментируйте заявленную проблему.
- Сформулируйте позицию автора.
- Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора.
Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.
Общая характеристика текста
духовная жизнь человека.
духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.
рассуждение с элементами повествования.
личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
Для этого:
- нумеруем абзацы;
- делим текст на смысловые части:
- I ч. – 1-й абзац;
- II ч. – 2-й абзац;
- III ч. – 3-й – 9-й абзацы;
- IV ч. – 10-ый абзац;
- Читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).
I. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
Вопрос к части 1: Что такое духовная жизнь?
II. Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?
Вопрос к части 2: Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому?
III. Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.
Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.
Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…
И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.
Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»
И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» — подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»
Вопросы к части 3: Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?
IV. Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.
Вопрос к части 4: Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»?
Мы выявили четыре проблемы, поднимаемые автором текста:
- Что такое духовная жизнь?
- Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому?
- Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?
- Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»?
Итак, основная проблема текста: Как влияет духовная жизнь на человека?
Комментируем заявленные проблемы:
Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.
- Автор даёт своё понимание духовной жизни, говорит о разнообразии её форм:
Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
- Автор размышляет о том, кому доступна духовная жизнь – «великим» или «обыкновенным»:
Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?
- Автор ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека. Пример — преображение Николая Ростова под воздействием пения Наташи:
Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.
Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.
Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…
И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.
Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»
И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» — подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»
Да, это он.
- Автор делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону:
Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.
Формулируем авторскую позицию
Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.
1. Автор считает, что «духовная жизнь – это общение с людьми, искусством», природой «и самим собой».
2. По мнению автора, духовная жизнь доступна каждому.
3. Автор утверждает, что соприкосновение с искусством облагораживает человека.
4. Автор полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.
Общая характеристика текста
- Тема: Духовная жизнь человека.
- Идея: Духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.
- Стиль: публицистический.
- Жанр: эссе (фрагмент).
- Тип речи: рассуждение с элементами повествования.
- Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
Основная проблема текста:
Раскрывая проблемы, автор
- даёт своё понимание духовной жизни,
- говорит о разнообразии её форм;
- размышляет о том, кому доступна духовная жизнь — «великим» или «обыкновенным»;
- ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека.
- В качестве примера приводит эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором показано преображение Николая Ростова под воздействием пения Наташи;
- делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону.
Позиция автора:
Автор считает, что «духовная жизнь — это общение с людьми, искусством», природой, «и самим собой»;
по его мнению, духовная жизнь доступна каждому;
он утверждает, что соприкосновение с искусством облагораживает человека;
полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.
Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны вы с автором и почему).
В этом вам могут помочь вопросы:
- Насколько необходим разговор о духовности?
- Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни?
- Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое?
- Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощутили себя талантливым?
Герои каких литературных произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью, какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?
Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?
Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.
Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.
Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…
И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.
Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»
И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» — подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»
Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.
Источник