Сочинение по высокой ноте

Geum.ru

Содержание

2. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста?
3. Что такое микротема?
5. Как соотносятся абзацы и микротемы?
6. Как соотносятся смысловые части текста с абзацами?
Стиль: публицистический. Жанр
Итак, основная проблема текста
Высокая нота

Подобный материал:

  • И. Е. Полынская русский язык 11 класс (из опыта работы) (блок с) 2007 год Задание блока, 491.16kb.
  • Тематическое планирование 11 класс. Тема Осн. Практич, 88kb.
  • Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С), 948.95kb.
  • Сочинение по прочитанному тексту, 13.45kb.
  • В. А. Обручева Учитель Пискарёва Елена Александровна Тема : В. М. Гаршин Сказка, 52.35kb.
  • Тема уроку, 107.89kb.
  • Программа вступительных испытаний по русскому языку орел 2012, 119.62kb.
  • Э. Э. Кац 3 класс гоу цо 556 учитель Орлова Л. А. Слайд №1. Тема: Развитие речи. Сочинение, 141.47kb.
  • Авдеева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,, 69.43kb.
  • Задание №1. Работа с текстом (задание (сочинение), 129.52kb.

Рабочие материалы к уроку.

Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс)

Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту

Задачи: 1. Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2. Подготовить рабочие материалы для написания сочинения; 3. Формировать умения и навыки работы над сочинением по прочитанному тексту.

1.Что такое текст?

(Текст — (от лат. textus — ткань, сочетание слов) — речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составленные из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически)

2. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста?

(Чтобы понять содержание текста, надо определить

  • его тему (то, о чём говорится);
  • основную мысль, или идею (то, ради чего говорится);
  • стиль речи, присущий этому тексту;
  • жанр, в котором он написан;
  • тип речи)

3. Что такое микротема?

(часть общей темы текста)

4. Как графически оформляется текст?

(С помощью абзацев, которые выделяют структурно-логические и ярко выраженные эмоциональные части текста)

5. Как соотносятся абзацы и микротемы?

  1. 1 абзац может быть равен 1 микротеме;
  2. 1 абзац может содержать несколько микротем;
  3. 1 микротема может быть разделена на несколько абзацев.

6. Как соотносятся смысловые части текста с абзацами?

  1. 1 смысловая часть может быть равна 1 абзацу,
  2. 1 смысловая часть может включать в себя несколько абзацев.

Композиционная схема сочинения

  • Сформулируйте проблему текста.
  • Прокомментируйте заявленную проблему.
  • Сформулируйте позицию автора.
  • Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора.

Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.

Общая характеристика текста

духовная жизнь человека.

духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.

рассуждение с элементами повествования.

личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.

Для этого:

  • нумеруем абзацы;
  • делим текст на смысловые части:
  • I ч. – 1-й абзац;
  • II ч. – 2-й абзац;
  • III ч. – 3-й – 9-й абзацы;
  • IV ч. – 10-ый абзац;
  • Читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).

I. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Вопрос к части 1: Что такое духовная жизнь?

II. Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?

Вопрос к части 2: Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому?

III. Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» — подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

Вопросы к части 3: Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?

IV. Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.

Вопрос к части 4: Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»?

Мы выявили четыре проблемы, поднимаемые автором текста:

  1. Что такое духовная жизнь?
  2. Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому?
  3. Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?
  4. Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»?

Итак, основная проблема текста: Как влияет духовная жизнь на человека?

Комментируем заявленные проблемы:

Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.

  1. Автор даёт своё понимание духовной жизни, говорит о разнообразии её форм:

Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

  1. Автор размышляет о том, кому доступна духовная жизнь – «великим» или «обыкновенным»:

Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?

  1. Автор ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека. Пример — преображение Николая Ростова под воздействием пения Наташи:

Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» — подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

Да, это он.

  1. Автор делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону:

Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.

Формулируем авторскую позицию

Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.

1. Автор считает, что «духовная жизнь – это общение с людьми, искусством», природой «и самим собой».

2. По мнению автора, духовная жизнь доступна каждому.

3. Автор утверждает, что соприкосновение с искусством облагораживает человека.

4. Автор полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.

Общая характеристика текста

  • Тема: Духовная жизнь человека.
  • Идея: Духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.
  • Стиль: публицистический.
  • Жанр: эссе (фрагмент).
  • Тип речи: рассуждение с элементами повествования.
  • Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.

Основная проблема текста:

Раскрывая проблемы, автор

  • даёт своё понимание духовной жизни,
  • говорит о разнообразии её форм;
  • размышляет о том, кому доступна духовная жизнь — «великим» или «обыкновенным»;
  • ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека.
  • В качестве примера приводит эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором показано преображение Николая Ростова под воздействием пения Наташи;
  • делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону.

Позиция автора:

Автор считает, что «духовная жизнь — это общение с людьми, искусством», природой, «и самим собой»;

по его мнению, духовная жизнь доступна каждому;

он утверждает, что соприкосновение с искусством облагораживает человека;

полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.

Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны вы с автором и почему).

В этом вам могут помочь вопросы:

      • Насколько необходим разговор о духовности?
      • Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни?
      • Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое?
      • Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощутили себя талантливым?

Герои каких литературных произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью, какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?

Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?

Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» — подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.

Источник

Читайте также:  Матфей мормыль всенощное бдение ноты
Оцените статью