- S o l F a theory
- 3. Соединение трезвучий секундового соотношения.
- Теория Музыки
- четверг, 29 августа 2013 г.
- Соединение трезвучия секстаккорда секундового соотношения(S-D)
- Секундаккорд. Аккорды с двойками. Аккорды с подвешенной секундой (sus2)
- Официальная теория
- Логика простого гитариста
- Секундаккорды и нонаккорды
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- секундовое соотношение трезвучий
- Соединение трезвучий
- Соединение аккордов секундного соотношения
S o l F a theory
3. Соединение трезвучий секундового соотношения.
Трезвучие — это аккорд, состоящий из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Трезвучия находятся в секундовом соотношении, если их основные тоны расположены на расстоянии секунды. В секундовом соотношении находятся аккорды: T-II (и обратно), S-D, D-VI, III-IV, III-II (редкое сочетание). У этих аккордов нет общих звуков, поэтому они соединяются только мелодически.
Мелодическое соединение — это соединение, при котором ни один звук не остаётся на месте. При соединении трезвучий секундового соотношения бас идёт на ступень вверх или вниз, а остальные голоса — противоположно басу в ближайшие звуки аккорда (получается 1+3). В прерванном обороте D53 и VI53 соединяются немного иначе: бас и терцовый тон аккорда идут вверх, а остальные голоса — в противоположную сторону в ближайшие звуки аккорда.
Пример: одно соединение основных трезвучий и одно — побочных с доведением до T в положении примы
Источник
Теория Музыки
четверг, 29 августа 2013 г.
Соединение трезвучия секстаккорда секундового соотношения(S-D)
При соединении часто образуется недопустимый параллелизм( || ).
При соединении S-D6 бас идет не на ув4 вверх, а на ум5 вниз.
При соединении в верхних голосах следует избегать ||8, ||5.
Секстаккорд может перемещаться меняя мелодическое положение, расположение или чередуясь с трезвучием. Желательно чтобы хотя бы один звук(кроме баса) оставался на месте.
Благодаря секстаккордам в задаче значительно мелодизируется линия баса.
Т.к. секстаккорды звучат менее устойчиво, чем трезвучия, то их желательно применять на слабые доли такта. Секстаккорды не применяются в серединной и заключительной каденции, но они могут готовить каденцию.
Источник
Секундаккорд. Аккорды с двойками. Аккорды с подвешенной секундой (sus2)
Мы не случайно публикует данную статью после рассмотрения нонаккордов.
Дело в том, что нона – это та же секунда, идущая следом через одну октаву.
И если бы строили нонаккорд или секундаккорд, набор нот бы почти совпал.
Но обо всем по порядку…
Официальная теория
Название секундаккорда произошло из-за добавленной второй ступени, второго тона, который составляет с тоникой (главным звуком) музыкальный интервал в 1 секунду.
Например:
Для С секунда – это D
Для D секунда – это E
Для E секунда – это F
Для F секунда – это G
Для G секунда – это A
Для A секунда – это H
Для H секунда – это C
Существует большая и малая секунда, которые отличаются друг от друга на полтона. Малая секунда – это полтона, а большая – тон.
Если посмотреть на гриф гитары, то малой секундой будет следующий лад, а большой – через один лад. Негласно малая или большая секунда подбирается из соображений тональной гаммы (основной тональности произведения).
Если заглянуть в Википедию или какой-нибудь академический источник, мы узнаем, что секундаккорд является третьим обращением доминантсептаккорда. И это правильно.
Это классический взгляд на построение секундаккорда. Например:
Тональность – ДО – «С»
Доминанта тональности ДО (то есть пятый тон) – нота СОЛЬ
Доминантсептаккорд тональности ДО-мажор – СОЛЬ-септ (состоит из: G, H, D, F).
Первое обращение аккорда СОЛЬ-септ перенесет в басы ноту H
Второе обращение аккорда СОЛЬ-септ перенесет в бас ноту D
Третье обращение аккорда СОЛЬ-септ установит бас F, который с основным тоном G и образует ту саму секунду!
Следовательно: Секундаккорд – это третье обращение доминантсептаккорда!
Логика простого гитариста
Поскольку крутить все эти обращения и доминантсептаккорды не так уж просто, а красивую музыку играть нужно, гитаристы поступают гораздо проще.
Септаккорд в упрощенном виде строится путем простого добавления секундной ноты в основной аккорд.
В отдельных случаях эта самая секунда может заменять терцию (второй тон исключает третий), что уже можно встретить в приемах классической музыки.
Но речь даже не о том…
В аккордах известных исполнителей и популярных песен вам наверняка встретится написание типа D2 или A sus2. Вот об этих вещах и поговорим.
Suspended (sus 2), 7sus2 или просто 2
Если заглянуть в словарь и перевести слово «Suspended» получится нечто вроде «подвешенный», «взвешенный», «задержанный», что фактически соответствует звучанию секундаккорда, который нуждается в дальнейшем разрешении.
Разберемся с нотами. Видя запись вроде Csus2 вы должны понимать, что к аккорду ДО-мажор просто добавляется вторая ступень, второй тон, который и является той самой секундой, но в то же время выкидывается терция (третий тон).
ДО-мажор сус (или суспендед) секундаккорд состоит из нот: С, D, G
Если же приставка «sus» отсутствует, следует к аккорду добавить седьмую ступень, септиму.
ДО-мажор секундаккорд (или же С7sus2)выглядит так: C, D, G, A#
Обозначение типа С7sus2 открыто показывает, что:
а) добавляется 7-й тон;
б) добавляется 2-й тон (суспендед, т.е. подвешенный);
в) 2й тон исключает 3-й.
Не пугайтесь различий в написании аккорда. В гитарной музыке такие вещи весьма относительны и произвольны, особенно в плане гитарного аккомпанемента.
Главное – если вы встречаете двоечку «2» в обозначении аккорда, просто добавьте в него секундную ноту от основного тона. Вот и вся наука.
Примечание: поскольку терция (третий тон) аккорда при добавлении секунды выбрасывается, говорить о мажорных секундаккордах и минорных секундаккордах мы не можем!
Ведь терция – это именно та нота, которая отличает минор от мажора, а здесь она просто выбрасывается!
Секундаккорды и нонаккорды
Вернемся к нонаккордам, в которых добавляется девятый тон. Если сравнить ноты того же «C9» с нотами «С7sus2» или просто «С2», мы заметим примерное совпадение по звукам.
Разница в том, что в нонаккорде нота РЕ будет на октаву выше, и будет присутствовать нота МИ (терция).
Однако в гитарной интерпретации, где возможности пальцевой аппликатуры весьма ограничены, даже простое использование ноты РЕ – это уже хорошо, независимо от частоты ее колебаний.
С9 состоит из нот: C, E, G, A#, D
С7sus2 состоит из нот: C, D, G, A#
Разница – нота МИ — E
С другой стороны, стоит провести четкое разделение нонаккорда и секундаккорда в интерпретациях для инструментов с широким звуковым диапазоном типа фортепиано, рояля или пианино.
Вот на пианино эту разницу в октаву уже придется учитывать обязательно.
С гитарными аккордами все значительно проще.
Если говорить о практическом использовании секундаккордов, то можно выделить их частичное использование для переходов к другим аккордам, для украшения мелодии, для расширения звукоряда аккорда.
Во всем этом можно убедиться, например, прослушав записи:
группа Мельница – «Королевна»
группа ДДТ – «Мажоры»
группа Аквариум – «Нога судьбы»
группа Чайф – «Я заполняю тобой»
группа Калинов Мост – «Эпос»
Примечание: зачастую аккорды «sus2» встречаются в связке с аккордами «sus4», так как эти вещи позволяют обыграть мелодический ход даже во время аккордового аккомпанирования.
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
секундовое соотношение трезвучий
Соединение трезвучий
Виды взаимодействия голосов
При соединении аккордов необходимо стремиться к предельной плавности мелодической линии каждого из средних голосов (альта и тенора), а также логично и естественно выстраивать линию баса: восходящий мелодический ход или скачок должен сменяться нисходящим мелодическим ходом или скачком и наоборот.
При взаимодействии голосов образуется прямое, противоположное и косвенное движение их относительно друг друга.
Прямым называется движение голосов в одном направлении. Например, в “золотом ходе”:
Частным случаем прямого является параллельное движение голосов, при котором образуются параллельные гармонические интервалы:
Движение голосов в разные стороны называется противоположным:
Движение одного голоса на фоне тянущегося или повторяющегося звука в другом голосе называется косвенным:
Типы соединения аккордов
В ладу трезвучия находятся в определенных интервальных соотношениях, определяемых по интервалу между основными тонами. При интервале секунды или септимы (T-II, S-D, D-VI, VII-T) соотношение называется секундовым, при интервале терции или сексты (T-III, T-VI, VI- IV, II-VII) – терцовым. А при интервале кварты или квинты (T-S,T-D, III-VI) – кварто-квинтовым.
Трезвучия, находящиеся в секундовом соотношении, не имеют в своем составе общих звуков, поэтому при их соединении невозможно косвенное движение голосов. Зато возможно прямое и даже параллельное движение голосов, что может привести к образованию параллельных квинт, октав и прим. Чтобы избежать этого, бас нужно вести противоположно верхнему голосу.
Трезвучия, находящиеся в кварто-квинтовом соотношении, имеют в своем составе один общий звук, а в терцовом – два общих звука. При их соединении предпочтительнее использовать косвенное движение голосов, оставляя общие звуки на месте.
Такое соединение называется гармоническим. Соединение аккордов, при котором нет выдержанных звуков, все голоса движутся относительно друг друга, называется мелодическим.
Образцы гармонизации мелодии главными трезвучиями
Играйте на ф-но во всех тональностях квинтового круга:
1. Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980.
2. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – М.- Л., 1949.
Источник
Соединение аккордов секундного соотношения
1. Соотношение аккордов
Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.
Таким образом, существует кварто—квинтовое соотношение аккордов T-D-T, T-S-Т и секундовое соотношение S —► D. Терциевое соотношение распространяется на побочные аккорды.
2. Общие звуки
Аккорды терциевого соотношения имеют два общих звука.
Аккорды кварто—квинтового соотношения имеют в своем составе по одному звуку одного названия. Он называется ОБЩИЙ ЗВУК.
Аккорды терциевого соотношения имеют два общих звука.
Аккорды секундового соотношения не имеют общих звуков.
3. Соединение аккордов
Соединение двух аккордов, при котором общие звуки остаются на месте, называется ГАРМОНИЧЕСКИМ. Так соединяются аккорды кварто-квинтового и терциевого соотношений.
Соединение двух аккордов, при котором звуки не остаются на месте, называется МЕЛОДИЧЕСКИМ. Для аккордов секундового соотношения (S—► D) это единственный способ соединения, при котором три звука идут в одном направлении и один — в противоположном.
Задания
1. Постройте, сыграйте и спойте:
Т — D — Т
Т — S — Т
S — D — Т в мажорных тональностях до одного знака.
Двухголосное сольфеджио.
3. Решите задачу на гармонизацию мелодии.
Примечание. После доминанты нельзя брать субдоминантовую функцию!
Источник