Соединение аккордов терцового соотношения

Соединение аккордов терцового соотношения

Трезвучие – это аккорд из трех звуков, который расположен или может быть расположен по терциям. Трезвучия находятся в терцовом соотношении, если между их основными тонами интервал сексты или терции. В этом соотношении находятся трезвучия T и III (туда и обратно), T и VI, VI и S, S и II , III и D (только в одном направлении).

Трезвучия терцового соотношения могут соединяться двумя способами:

  1. Гармоническое соединение – это соединение, при котором общие звуки (при терцовом соотношении их два) остаются на месте в том же голосе.
    Правила: бас идет в любую сторону, два общих звука остаются на месте, оставшийся голос идет на ступень в ближайший звук аккорда.
  2. Скачки терцовых тонов. Скачки терцовых тонов в сопрано – это соединение двух трезвучий в мелодическом положении терцового тона.
    Правила: При скачках в сопрано на нижнем звуке должно стоять трезвучие в тесном расположении, на верхнем – в широком.

В отдельных вариантах возможно и мелодическое соединение со скачками.

Источник

S o l F a theory

Соединение трезвучий

Трезвучие — это аккорд, состоящий из трёх звуков, который расположен или может быть расположен по терциям.
Существует три основных способа соединения трезвучий:

  • гармоническое (при котором общие звуки остаются на месте в том же голосе). Расположение не меняется
  • мелодическое (при котором ни один звук не остается на месте). Расположение не меняется
  • скачки терцовых тонов в сопрано (соединение двух трезвучий в мелодическом положении терции) и в теноре. Расположение меняется

Иных скачковых соединений трезвучий, кроме скачков терций, нет.
Трезвучия могут находиться друг с другом в трёх вариантах соотношений:

  • кварто-квинтовом (бас находится на расстоянии кварты или квинты). Возможны все три вида соединений
  • терцовом (бас находится на расстоянии терции или сексты). Возможны гармоническое соединение и скачки терцовых тонов
  • секундовом (бас находится на расстоянии секунды или септимы). Возможно только мелодическое соединение
Читайте также:  Эти реки никуда не текут гитара

Источник

S o l F a theory

2. Соединение трезвучий терцового соотношения

Трезвучие — это аккорд, состоящий из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Трезвучия находятся в терцовом соотношении, если их основные тоны расположены на расстоянии терции (сексты). Они соединяются гармонически или скачками терций. В терцовом соотношении находятся трезвучия I-VI, VI-S, S-II, I-III, III-D; все соединения только в одном направлении.

При гармоническом соединении трезвучий терцового соотношения два общих звука остаются на месте, бас идёт в любую сторону, а оставшийся звук — в ближайший аккордовый.

Пример: T-VI-S-II-D-T только с гармоническими соединениями

Скачки терцовых тонов в сопрано — это соединение двух трезвучий в мелодическом положении терции. Скачки терций в теноре при соединении трезвучий терцового соотношения используются редко.

Правила соединения: при скачках терций обязательно меняется расположение. При скачках в сопрано при скачке вверх расположение меняется с тесного на широкое.

Пример: T-VI-S-II-D-T со скачками терций в сопрано

При скачках терций при соединении трезвучий терцового соотношения ни один звук не остаётся на месте, поэтому необходимо следить, чтобы не возникло нежелательного одностороннего движения голосов.

Источник

Соотношение трезвучий.

Тема 1.2. Расположение и соединение аккордов.

II пара

Связное последование аккордов называется соединением.

Основой его служит голосоведение, то есть естественное согласованное движение голосов. Движение голосов может быть плавным и скачкообразным, кроме того один из голосов может оставаться на месте.

Плавным будет такое голосоведение, при котором голос двигается на секунду вверх или вниз или на терцию. Это голосоведение характерно для средних голосов тенора и альта.

Движение скачком связано с ходом голоса на интервалы кварты, квинты (редко сексты) иногда октавы и септимы (в особых случаях). Это характерно больше для баса, но не исключаются и другие голоса.

В гармонии существуют три вида движения между какими – либо голосами.

Прямое – движение голосов вверх или вниз в одном направлении. Частый случай, движение параллельными терциями или квартами.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

· движение параллельными септимами и секундами, так как такая последовательность звучит очень резко.

· движение параллельными квинтами, октавами и примами, т.к. возникает ощущение пустоты звучания.

Противоположное— расходящееся или сходящееся движение голосов.

Косвенное– когда один голос остается на месте, остальные двигаются.

При соединении аккордов встречаются все эти сочетания.

Соотношение трезвучий.

Есть три вида соотношений (взаимосвязей) трезвучий, в зависимости от того, на какой интервал движется бас:

  • Кварто-квинтовое соотношение (T – D; T – S) – бас движется на кварту или квинту ↑ или ↓.
  • Терцовое соотношение (I – VI – IV – II – VII) – бас движется через звук, на терцию ↑ или ↓.
  • Секундовое соотношение (S – D) – бас движется на соседний звук, на секунду ↑ или ↓.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

S o l F a theory

4. Скачки терцовых тонов

Скачки терцовых тонов бывают в сопрано и в теноре. Они возможны при соединении трезвучий кварто-квинтового и терцового соотношения.

Скачки терцовых тонов в сопрано — это соединение двух трезвучий в мелодическом положении терции. Скачки терцовых тонов в теноре — это соединение двух трезвучий с терцовым тоном в теноре.

Правила соединения: при скачках терций обязательно меняется расположение. При скачках в сопрано при скачке вверх расположение меняется с тесного на широкое, а при скачке вниз с широкого на тесное.

Примеры на кварто-квинтовое соотношение: одно соединение основных трезвучий и одно — побочных с доведением до T в положении примы
Примеры на терцовое соотношение: T-VI-S-II-D-T со скачками терций.

При скачках в теноре всё наоборот: при скачке вверх расположение меняется с широкого на тесное, а при скачке вниз — с тесного на широкое.

Есть исключения, связанные с нежелательностью хода голосов на увеличенный интервал. Невозможны восходящие скачки терций от T к D в миноре. Но возможен нисходящий скачок.

Также невозможен скачок терций от III к D в миноре, т.к. иначе возникает переченье. Однако возможно гармоническое соединение.

Источник

Оцените статью