Соединение грифа гитары с корпусом

Крепление грифа электрогитары

Опубликовано: 2016-01-14 / Автор: Сергей Хмарук

В одной из прошлых статей мы с вами изучали общее устройство электрогитары. Сегодня мы подробно рассмотрим крепление грифа электрогитары. Также же вы узнаете какие бывают основные способы крепления грифа гитары к корпусу и чем они отличаются друг от друга.

Крепление грифа

Звучание электрогитары во многом зависит как от качества изготовления грифа, так и от способа его монтажа. Хотелось бы сразу отметить, что ни один из приведенных ниже способов крепления грифа к корпусу гитары не является самым лучшим. Каждый из них по-своему привносит определенный оттенок в звучание инструмента. В первую очередь, это касается сустейна и атаки. Ну а теперь перейдем, собственно, к типам крепления, которых у нас аж целых 4 вида.

Bolt-On (На болтах)

Этот тип крепления грифа был придуман еще в конце 40-х годов Лео Фендером, который он начал использовать на своих электрогитарах, что в итоге позволило при массовом производстве существенно снизить издержки. Когда вдруг при изготовлении обнаруживался брак на уже собранном инструменте, то негодный гриф просто брали отвинчивали от корпуса и сразу же заменяли на новый. Что называется, дешево и сердито. Именно поэтому такие грифы и устанавливают в основном на бюджетные электрогитары, хотя это не означает, что подобный тип крепления является самым плохим. Гриф на болтах – самый распространенный и простой.

Характеризуется данный тип крепления мощной атакой и хорошей «читаемостью» нот, но вот сустейн здесь весьма слабоват, хотя это компенсируется острым («кусачим») тоном. Главный нюанс заключается в том, чтобы гриф как можно плотнее прилегал к корпусу гитары. Если же в месте стыка наблюдаются зазоры, то в таком случае необходимо отнести инструмент гитарному мастеру, чтобы он на корпусе слегка выровнял площадку под пятку грифа. Такая вот небольшая и недорогая доработка намного улучшит звучание гитары. Многие фирмы, например, для того чтобы обеспечить хороший контакт грифа с корпусом, соединяют эти две детали 5-6, а то и большим количеством болтов.

Электрогитары с таким соединением считаются универсальными, но вот лучше всего они все-таки подходят для исполнения тяжелого рока. В плане ремонта такие инструменты вообще не прихотливы, потому что снять гриф с корпуса – дело нескольких минут.

Glued/Set-In (Вклеенный)

Вклеенный гриф широко используется на электрогитарах фирмы Gibson, а также у многих других не менее известных производителей. Его устанавливают в специальную выемку и при помощи эпоксидной смолы его надежно закрепляют. Такое соединение передает акустические свойства дерева куда лучше, нежели болтовое, что придает инструменту теплое звучание и отличный сустейн, но зато атака уже не такая выраженная.

Электрогитары с вклеенным грифом зачастую более дорогие, потому что процесс склейки тут наиболее трудоемкий. Из-за своей сложной конструкции, такой гриф намного сложнее поддается ремонту или замене. Электрогитары с грифом вклеенного типа будут идеальным выбором для исполнения джазовой музыки или для теплого и сглаженного звука.

Neck-Through (Сквозной)

Пожалуй, это один из самых дорогих и лучших способов установки грифа, который был придуман немного позже, чем первые два. На электрогитарах сквозной гриф встречается довольно редко, а вот бас-гитары с ним обычное явление.

Этот тип крепления позволяет максимально почувствовать настоящее природное звучание дерева. Инструменты с таким грифом имеют отличный сустейн, звучат очень ровно и без провалов по всему диапазону частот благодаря тому, что сам гриф занимает 1/3 часть корпуса, а древесина, из которой он сделан, очень сильно влияет на звук, нежели в других способах крепления. Для таких типов конструкций на низких частотах характерно незначительное уменьшение резонанса. Применяются сквозные грифы на большинстве моделей бас-гитар Fodera, а также в некоторых дорогих моделях электрогитар Jackson.

Стоит также отметить, что играть на таких инструментах очень удобно, т.к. на грифе отсутствует пятка, что позволяет с легкостью исполнять любимые соло. В связи с тем, что гитары со сквозным грифом весьма дорогие, то и их ремонт как правило стоит очень дорого, хотя в большинстве случаев он просто невозможен, поэтому такие инструменты требуют очень бережного отношения и хранения.

Half-Through Body (Полусквозной)

Полусквозной способ крепления гитарного грифа ни что иное, как вариация на тему Neck-Through, который начали применять в конце 80-х некоторые производители электрогитар. Этот тип крепления так и не получил своего широкого распространения.

Данный тип монтажа подразумевает более плотное соприкосновение грифа с корпусом, нежели в вариации на болтах. Корпус гитары здесь цельный и не разделен пополам как с полностью сквозным грифом. Звучание инструментов с полусковзным грифом близко к предыдущему типу. Встречается он в основном на бас-гитарах, нежели на электрогитарах. Ibanez, Tung и еще некоторые фирмы используют полусквозные грифы на своих инструментах.

P.S. Подведя итог можно сказать, что исключения из правил все же бывают, а все перечисленные выше основные способы крепления грифа не дадут 100% гарантию того, что вам случайно не попадется некачественный инструмент, даже если он и будет со сквозным грифом. Поэтому покупая себе новую электрогитару, отнеситесь ответственно к ее выбору, доверяя лишь своим глазам, рукам и ушам.

Источник

Конструкция грифа гитары

Здравствуйте, уважаемые читатели нашей рассылки! На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не знают или не догадываются. Итак, как же сделан гриф? Почему у одних гитар на головке грифа есть специальные железные штучки, под которыми пускаются струны, а у других — нет? Какой гриф лучше — вклеенный или болчёный? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье, которая целиком посвящена технологии производства гитарных грифов.

При изготовлении гитарного грифа мастер должен учитывать несколько важных факторов. Самый первый — это тип распила — тангенциальный (flat (slab) sawn) или радиальный (quarter sawn). Если вы не знаете в чём разница, мы процитируем один из сайтов по обработке древесины:

Радиальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. Древесина таких досок довольно однородна по цвету и текстуре, межкольцевые размеры минимальны. Доски радиального распила устойчивы к внешним воздействиям, практически не подвергаются деформации и обладают высокой износостойкостью. плоскость разреза проходит через сердцевину ствола.

Тангенциальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины, по касательной к годичному слою ствола. Такие доски имеют ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Доски тангенциального распила имеют более высокие коэффициенты усушки и разбухания, но более доступны по цене. Оцените отличия на фотографии.

Нас интересует как это сказывается на качестве гитары и на ее звучании. Гриф с радиальным распилом более прочный, жёсткий, выдерживает большее напряжение, в целом более стабильно себя ведет. Иными словами, отстроив такой гриф один раз, вам практически не понадобится его подстраивать и крутить анкер. Этот гриф будет держать нужный угол очень долго. гриф с тангенциальным распилом более гибкий, реагирует на толщину струн, его придётся подстраивать чаще, особенно в условиях перепада влажности и температур.

Как вы уже наверное догадались, большинство проблем с грифом происходят от анкера. Этот железный стержень внутри грифа придаёт ему жёсткости, а также позволяет регулировать прогиб грифа в соответствии с требованиями гитариста. Помимо стабильности многие музыканты отмечают разницу в звучании грифов с разного распила.

Из того что я слышал и читал, большинство музыкантов говорят, что грифы тангенциального распила звучат более мягко, а низкие частоты менее сфокусировано. Грифы радиального распила ярче, низы более чёткие. Как вы уже поняли, радиальный распил дороже. Грифов тангенциального распила можно сделать из одного и того же куска дерева больше чем радиальных.

Так как не все готовы платить эту разницу в цене, были придуманы многослойные грифы, которые по свойствам и звучанию приближаются к радиальному распилу. В этом случае мастер берет два или три куска древесины тангенциального распила и склеивает их между собой. Гриф получается более жёстким, чем традиционный гриф тангенциального расипла + при изготовлении используются более мелкие куски дерева, что позволяет существенно снижать отходы при производстве. Также при этом способе изготовления грифа мастер может экспериментировать с разными породами древесины и, таким образом, менять звучание грифа в конечном итоге.

На этом изображении — гриф гитары Alembic, в котором были использованы Клён (низ и верх), вишня (центр) и экзотическое пурпурное дерево. Этот гриф не только жёсткий, прочный и стабильный, но и обладает уникальным звучанием.

Клей или болты?

Еще один предмет горячих споров среди гитаристов — это способ крепления грифа к корпусу гитары. Существует три вида крепления грифа — болчёный, вклеенный и сквозной (сквозь корпус). Каждый из этих видов имеет свои особенности как в звуке, так и в удобстве игры.

Болчёный гриф (bolt-on)

Болчёный гриф крепится к корпусу гитары при помощи болтов. Как вы догадались? Гриф вставляется в специальный «карман», выпиленный в корпусе и держится на месте при помощи стальных или деревянных болтов. Впервые эту конструкцию применил Лео Фендер в своей гитаре Fender Telecaster. Многие считают, что Лео просто хотел сэкономить на производстве, но истина как всегда, где-то рядом:) Лео был очень практичным человеком и хотел чтобы его гитары тоже были практичными. Он рассуждал так: если с какой-то частью гитары возникнет проблема, должна быть возможность её заменить без помощи дорогостоящих гитарных мастеров. Если гитара собрана правильно, этот метод позволяет получить прочный стык дерева к дереву, корпус к грифу. И хотя многие считают это просто более дешевым способом, хорошую гитару с болчёным грифом сделать даже сложнее, чем среднюю со вклеенным. Очень важным момент для гитар с болчёным грифом — это тот самый «карман». Если гриф болтается в кармане, у гитары будет плохой сустейн, недостаток обертонов, нестабильный строй и интонация. Если же гриф прочно сидит в кармане, колебания грифа будут передаваться в корпус, при этом вся конструкция останется стабильной. Болчёные грифы звучат живо, ярко, с быстрой атакой, но ноты прорезают медленнее. Это связано с тем, что способ крепления грифа к корпусу замедляет передачу акустических свойств от струны к корпусу. Кусачий, гнусавый тон — это отличительная черта гитар Telecaster и Stratocaster. Эти инструменты просто стреляют нотами. Но сустейн у них не такой выразительный. Самый яркий пример — это звук стратокастера с нековым датчиком. Надо понимать, что каждой гитаре — своё применение. Одни люди хотят большего сустейна за счёт более тугой связки гриф/корпус, другие — наоборот.

Вклеенный гриф (set neck)

Tenon тип крепления грифа Вклеенный гриф подразумевает скрепление грифа и корпуса гитары при помощи клея. В производстве гитар этим способом используются различные методы в зависимости от возраста древесины, от мастера и типа инструмента. Gibson использовали технологию, которая называется tenon neck joint.

Другой популярный способ крепления — dovetail joint. При этом способе часть грифа вставляется в специальный карман в корпусе. Благодаря тому, что стороны грифа, прилегающего к корпусу, располагаются под углом, увеличивается площадь касания, стык получается очень прочный. У вклееных грифов более быстрая передача акустических свойств от струн к корпусу (речь идёт о хороших инструментах), чем у гитар с болчёными грифами. Это означает больший сустейн, лучший резонанс, но атака страдает при этом. В итоге получается тёплое спокойное звучание, с хорошим сустейном, ноты звучат сочно. Такой тип крепления грифа подходит для мощных риффов на гитаре, ярких тягучих соло и особенно для джазовых музыкантов.

Чем больше площадь касания грифа и корпуса, тем соответственно более прочный стык и лучше передача акустически свойств. При этом даже гитары с коротким стыком очень прочные — это старые Gibson 70х годов. Грифы Gibson Les Paul

Сквозной гриф (neck-through body)

Суть этой конструкции в том, что гриф проходит под бриджем гитары. Это возможно благодаря тому, что гриф и часть корпуса гитары изготавливаются из одного цельного куска древесины, либо из склеенных частей одинаковой длины. Крылья грифа при этом (верхняя и нижняя часть) приклеиваются уже снаружи корпуса. Эта конструкция позволяет максимально беспрепятственную передачу акустических свойств от струн к корпусу, что отражается в лучшую сторону на сустейне. В звучании таких гитар чувствуется много дерева. Многие мастера считают, что это лучший способ сборки, позволяющий максимально раскрыть характер древесины, звучание и сустейн гитары. У гитар с этим типом конструкции, как правило, более простой доступ к верхним ладам, так как у грифа нет пятки. Обратная сторона медали — дороговизна и время затраты на производство таких инструментов. Поэтому, такой тип крепления грифа обычно доступен лишь в дорогих гитарах класса hi-end. Итак, все три типа крепления грифа имеют как достоинства, так и свои недостатки, уникальный характер и особенности. Лучший выбор, как всегда, смогут сделать только ваши уши, руки и пальцы. Попробуйте разные модели, и как только вы найдёте то, что сядет в руки как родное, слушайте эту гитару. Звучит ли она так, как вы хотите. Советы давать бесполезно. Слушайте себя самого.

Угол наклона головки грифа

Часто музыканты спрашивают: а зачем на грифе направляющие для струн? Почему на одних гитарах они есть, а на других — нет. Эти штуки были придуманы для того, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа для того, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Направляющие использовались на гитарах с плоской головкой грифа. Плоская имеется в виду по отношению к основной плоскости грифа. Пример — гитары Stratocaster и Telecaster.

Производители типа Gibson изначально делают гитары с наклоном головки относительно остальной части грифа. Таким образом струны прочно сидят в пазах и не вылетают, а направляющие не нужны. Ещё один способ добиться нужного наклона струны — использовать заниженные колки на гитарах с плоским грифом. Начиная с нижней струны E высота колков становится всё меньше и для первой струны отверстие на первом колке находится почти рядом с самим деревом. Чем дальше колки от порожка, тем больший наклон нужен. Таким образом направляющие (string tree) тоже становятся не нужны. Тем не менее на большинстве гитар с плоским грифом направляющие есть.

Итак, после прочтения этой статьи, вы теперь всё знаете про грифы гитар и сможете выбрать себе и подсказать друзьям правильный инструмент. Как говорится, предупреждён — вооружён. Оставляйте ваши вопросы и комментарии к статье! До скорых встреч, впереди еще много интересного!

Источник

Оцените статью