Соединения аккордов главных ступеней

S o l F a theory

Соединение секстаккордов главных ступеней и трезвучий

Плавное соединение

При кварто-квинтовом соотношении аккордов соединение обычно гармоническое, при секундовом только мелодическое.
Ограничения:

  • при соединении S53 и D6 бас должен идти вниз на ум. 5, но не вверх на ув.4
  • соединение S53 и D6 невозможно, если бас и тенор в S53 образуют унисон
  • в миноре невозможно соединение III53 и D6 из-за возникающего переченья

Скачковое соединение

Существует четыре типа скачков при соединении трезвучий и секстаккордов: скачки прим (основных тонов), скачки квинтовых тонов, смешанные скачки и двойные скачки.
Основные правила:

  • Двумя трезвучиями можно гармонизовать только скачок терций (и перемещение), все остальные варианты требуют использования секстаккордов.
  • При восходящем скачке прим и квинт нужно идти от трезвучия к секстаккорду (т.е. бас должен идти противоположно скачку), при нисходящем в любую сторону.
  • При смешанных скачках терцовый тон гармонизуется только трезвучием (т.к. в секстаккордах главных ступеней не удваивается терцовый тон), квинтовый и основноой тон — либо трезвучием, либо секстаккордом.
  • Двойные скачки (квинт и прим одновременно) возможны только параллельными квартами, то есть необходимо, чтобы в аккордах прима была выше квинты.
  • При секундовом соотношении возможны только смешанные скачки, при терцовом — смешанные и скачки прим, при кварто-квинтовом возможны все варианты.
Читайте также:  Прокофьев ахматовский цикл ноты

Источник

Теория Музыки

воскресенье, 25 августа 2013 г.

Соединение главных трезвучий лада

бывают 2х видов:
1. гармоническое — при нем хотя бы 1 общий звук остался на месте
2. мелодическое — ни один общий звук не осталя на месте(даже при его наличии)

Вид соединения зависит от соотношения между собой трезвучий.
Существует 3 вида соотношений:
1. кварто-квинтовое(4-5) — основные тона аккорда расположены на расстоянии 4 или 5 (T-S, T-D, VI-II). имеют один общий звук
2. терцовое соотношение (I-VI, I-III, IV-II) — два общих звука
3. секундовое (S-D, I-II, V-VI) — не имеют общих звуков

Соединение аккордов 4-5 соотношения (T-S, T-D) возможно как гармоническое(1), так и мелодическое(2).
1 — бас идет с основы одного аккорда на основу другого. Общий звук остается на месте, а два оставшихся голоса идут параллельными терциями или секстами на секунду вверх или вниз.
Оба аккорда берутся в одном расположении.
2 — аккорды 4-5 соотношения. Бас идет на кратчайший интервал — кварту вверх или вниз, верхние голоса в противоположном направлении плавно, не меняя расположения.

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Презентация Гармонии Тема 2. Занятие 3. «Соединения главных трезвучий»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация занятия по дисциплине гармония (2 курс) Тема 2. Занятие 3. Соединение главных трезвучий

Соединение аккордов Соединение аккордов осуществляется по определенным правилам. Основа соединения аккордов – голосоведение. Движение каждого голоса может быть плавным и скачкообразным.

Плавное движение – это движение голоса на интервалы примы, секунды и терции. Оно преобладает в гармонии и на начальных этапах является обязательным. Скачкообразное движение – это движение голоса на интервалы кварты, квинты, сексты и более. В ближайших работах допускаться не будут. Исключение – бас, который может двигаться на кварту или квинту.

Совместное движение двух голосов бывает трех видов: прямое, противоположное и косвенное. Совместное движение Прямым называется совместное движение голосов в одном направлении – восходящем или нисходящем. Разновидность прямого – параллельное, когда голоса движутся в одном направлении в одинаковый интервал.

Противоположным называется сходящееся или расходящееся движение голосов. Совместное движение Косвенным – восходящее или нисходящее движение одного из двух голосов, тогда как другой остается неподвижным.

Чаще всего правильное голосоведение образуется, когда уравновешиваются все виды движения одновременно в отдельных парах голосов Возможны различные комбинации движения: прямое с косвенным, прямое – с противоположным, прямое – с противоположным и косвенным

Соотношение аккордов Соотношением аккордов называется интервальное расстояние между их основными звуками. Соотношение аккордов бывает кварто-квинтовое, терцовое и секундовое.

Способы соединения трезвучий Аккорды могут соединяться двумя способами: гармонически и мелодически. Гармоническое – такое соединение, при котором общий звук (или два) остается на месте в том же голосе. Техника: после построения первого из аккордов пишем бас второго, общий звук остается на месте, остальные два голоса идут поступенно в параллельном движении от Тоники к Субдоминанте вверх. И от Тоники к Доминанте вниз

Мелодическое соединение Мелодическим называется движение, при котором, несмотря на наличие общих звуков, ни один звук не остается на месте. Техника: бас делает шаг не шире кварты (. ), то есть при соединении T-D, D-T, T-S, S-T делает ход на кварту. Три верхних голоса ведутся противоположно басу в ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.

Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Сафоново Смоленской области Фон — http://afisha.altune.ru/fony-dlya-prezentacii-powerpoint-detskie.html

Номер материала: ДБ-147455

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник

Оцените статью