Сохрани мою речь укулеле

Сохрани мою речь укулеле

Вступление: G# m F# E D# D#

Припев:
G# m F# E
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
D#
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G# m F#
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
E D#
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G# m F# E H G# m
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
F# E H
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G# m F# E
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
H G# m F# E H
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G# m
Сохрани!
F#
Поиграй со мной в реальную телепатию:
E
Не пророни ни слова по пути от отправителя к получателю,
D#
Они подумают, что мы немые, ну и замечательно.

G# m
Сохрани!
F#
Пронеси под носами ищеек натасканных,
E
Мимо глазастых чинов при погонах и демонов в штатском,
D#
Сквозь обыски, ссылки, аресты и казни до станка типографского.

G# m
Сохрани!
F#
Написанная памяти моей пером по памяти твоей листу,
E
Не оступись по дороге на скользком льду,
D#
Канал едва подмёрз, а идти ещё не одну версту,

G# m
Сохрани
F#
Всё то, что только ты одна можешь сберечь:

Пока ты есть, эту рукопись им не сжечь,
E
Не возьмёт ни костёр, ни печь.
D#
Меня уже не сохранить, храни мою речь.

Припев:
G# m F# E H G# m
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
F# E H
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G# m F# E
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
H G# m F# E H
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G# m F# E H G# m
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
F# E H
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G# m F# E
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
H G# m F# E H
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G# m F#
Сохрани мою речь, расти её как младшую дочь,
E H
Помоги ей, пожалуйста, всем, чем мама может помочь:
G# m F#
Качай и пой по ночам беззвучно,
E H
Пока не утихнет плач, и не пройдёт то, что её мучило.
G# m F#
Сохрани навсегда, выведи на орбиту,
E H
Без тебя она – чертежи ракеты:
G# m
От земли не дальше, чем куст ракитов.
F# E
Не летают макеты, но и не могут быть сбиты.
H G# m F#
Придумай метод: сохрани от потопов, пожаров и времени.
E H
Деревом стать суждено не каждому семени,
G# m F#
А только тому, которому повезёт с почвой,
E H
Как мне с тобой. Сильно-сильно, очень-очень
G# m F#
И тебя, и меня переживём, неразлучные мы.
E H
Каждый раз, поднимаясь, я брал твои крылья взаймы,
G# m F#
Но сейчас улетаю без них.
E
Бесконечный поцелуй на прощание,
H G# m
Сохранить мою речь, обещай мне!

Проигрыш: G# m F# E D#

G# m F#
Ждут меня берега
E D#
Тихой северной речки.
G# m F#
До свидания, море,
E D#
Я тебя покидаю.

Припев:
G# m F# E
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
D#
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G# m F#
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
E D#
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G# m F# E H G# m
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
F# E H
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G# m F# E
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
H G# m F# E H
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

Источник

Noize MC — Сохрани мою речь Из к/ф «Сохрани мою речь навсегда»

Слушать Noize MC — Сохрани мою речь Из к/ф «Сохрани мою речь навсегда»

Слушайте Сохрани мою речь — Noize MC на Яндекс.Музыке

Текст Noize MC — Сохрани мою речь Из к/ф «Сохрани мою речь навсегда»

[Припев]
Сохрани мою речь навсегда
За привкус несчастья и дыма
За смолу кругового терпенья
За совестный деготь труда
Как вода
В Новгородских колодцах должна быть черна и сладима
Чтобы в ней к Рождеству
Отразилась семью
Плавниками звезда
Сохрани
Сохрани мою речь навсегда
За привкус несчастья и дыма
За смолу кругового терпенья
За совестный деготь труда
Как вода
В Новгородских колодцах должна быть черна и сладима
Чтобы в ней к Рождеству
Отразилась семью
Плавниками звезда

[Куплет 1]
Сохрани
Поиграй со мной в реальную телепатию
Не пророни ни слова по пути от отправителя к получателю
Они подумают, что мы немые — ну, и замечательно
Сохрани
Пронеси под носами ищеек натасканных
Мимо глазастых чинов при погонах и демонов в штатском
Сквозь обыски, ссылки, аресты и казни до станка типографского
Сохрани
Написанная памяти моей пером по памяти твоей листу
Не оступись по дороге на скользком льду
Канал едва подмёрз, а идти ещё не одну версту
Сохрани
Всё то, что только ты одна можешь сберечь
Пока ты есть, эту рукопись им не сжечь
Не возьмет ни костер, ни печь
Меня уже не сохранить
Храни мою речь

[Припев]
Сохрани
Сохрани мою речь навсегда
За привкус несчастья и дыма
За смолу кругового терпенья
За совестный деготь труда
Как вода
В Новгородских колодцах должна быть черна и сладима
Чтобы в ней к Рождеству
Отразилась семью
Плавниками звезда
Сохрани
Сохрани мою речь навсегда
За привкус несчастья и дыма
За смолу кругового терпенья
За совестный деготь труда
Как вода
В Новгородских колодцах должна быть черна и сладима
Чтобы в ней к Рождеству
Отразилась семью
Плавниками звезда

[Куплет 2]
Сохрани мою речь
Расти её, как младшую дочь
Помоги ей, пожалуйста, всем, чем мама может помочь
Качай и пой по ночам беззвучно
Пока не утихнет плач и не пройдет то, что её мучило
Сохрани навсегда; выведи на орбиту
Без тебя она — чертежи ракеты
От земли не дальше, чем куст ракитов
Не летают макеты, но и не могут быть сбиты
Придумай метод
Сохрани от потопов, пожаров и времени
Деревом стать суждено не каждому семени
А только тому, которому повезет с почвой
Как мне с тобой
Сильно-сильно, очень-очень
И тебя, и меня переживём неразлучные мы
Каждый раз, поднимаясь, я брал твои крылья взаймы
Но сейчас улетаю без них
Бесконечный поцелуй на прощание
Сохранить мою речь обещай мне

[Сэмпл: Эдуард Хиль — Прощание с морем]
Ждут меня берега
Тихой северной речки
До свидания, море
Я тебя покидаю

[Припев]
Сохрани
Сохрани мою речь навсегда
За привкус несчастья и дыма
За смолу кругового терпенья
За совестный деготь труда
Как вода
В Новгородских колодцах должна быть черна и сладима
Чтобы в ней к Рождеству
Отразилась семью
Плавниками звезда
Сохрани
Сохрани мою речь навсегда
За привкус несчастья и дыма
За смолу кругового терпенья
За совестный деготь труда
Как вода
В Новгородских колодцах должна быть черна и сладима
Чтобы в ней к Рождеству
Отразилась семью
Плавниками звезда

Источник

Noize MC — Сохрани мою речь, аккорды

Аппликатуры аккордов к песне Сохрани мою речь

Припев:
G#m F# F#6 E
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
D#
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G#m F#
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
F#6 E D#sus4 D#
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G#m F# E H G#m
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
F# E H
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G#m F# E
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
H G#m F# E H
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G#m
Сохрани!
F#
Поиграй со мной в реальную телепатию:
E
Не пророни ни слова по пути от отправителя к получателю,
D#
Они подумают, что мы немые, ну и замечательно.

G#m
Сохрани!
F#
Пронеси под носами ищеек натасканных,
E
Мимо глазастых чинов при погонах и демонов в штатском,
D#sus4 D#
Сквозь обыски, ссылки, аресты и казни до станка типографского.

G#m
Сохрани!
F#
Написанная памяти моей пером по памяти твоей листу,
E
Не оступись по дороге на скользком льду,
D#sus4 D#
Канал едва подмёрз, а идти ещё не одну версту,

G#m
Сохрани
F#
Всё то, что только ты одна можешь сберечь:
F#6
Пока ты есть, эту рукопись им не сжечь,
E
Не возьмёт ни костёр, ни печь.
D#sus4 D#
Меня уже не сохранить, храни мою речь.

Припев:
G#m F# E H G#m
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
F# E H
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G#m F# E
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
H G#m F# E H
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G#m F# E H G#m
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
F# E H
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G#m F# E
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
H G#m F# E H
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G#m F#
Сохрани мою речь, расти её как младшую дочь,
E H
Помоги ей, пожалуйста, всем, чем мама может помочь:
G#m F#
Качай и пой по ночам беззвучно,
E H
Пока не утихнет плач, и не пройдёт то, что её мучило.
G#m F#
Сохрани навсегда, выведи на орбиту,
E H
Без тебя она – чертежи ракеты:
G#m
От земли не дальше, чем куст ракитов.
F# E
Не летают макеты, но и не могут быть сбиты.
H G#m F#
Придумай метод: сохрани от потопов, пожаров и времени.
E H
Деревом стать суждено не каждому семени,
G#m F#
А только тому, которому повезёт с почвой,
E H
Как мне с тобой. Сильно-сильно, очень-очень
G#m F#
И тебя, и меня переживём, неразлучные мы.
E H
Каждый раз, поднимаясь, я брал твои крылья взаймы,
G#m F#
Но сейчас улетаю без них.
E
Бесконечный поцелуй на прощание,
H G#m
Сохранить мою речь, обещай мне!

G#m F#
Ждут меня берега
E D#sus4 D#
Тихой северной речки.
G#m F#/A# F#
До свидания, море,
E D#sus4/A# D#
Я тебя покидаю.

Припев:
G#m F# E
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
D#
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G#m F#
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
F#6 E D#sus4 D#
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

G#m F# E H G#m
Сохрани, сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
F# E H
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
G#m F# E
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
H G#m F# E H
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

Источник

Сохрани мою речь навсегда

Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама.
(Отрывок из эссе «Технология творчества», часть вторая)

А. А. А[хматовой]
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда.
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье, —
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.

Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи-
Как прицелясь на смерть городки зашибают в саду, —
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесах топорище найду.
3 мая 1931. Хмельницкая.

Это похоже на стихотворение-молитву.
«Сохрани мою речь навсегда
И за это
Я обещаю построить
Я за это всю жизнь прохожу
И найду».

А еще это похоже на договор или на деловое предложение. Автор просит бессмертия, перечисляет аргументы в пользу бессмертия его речи: «за привкус несчастья и дыма», «за смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда», и взамен обещает:
• построить дремучие срубы
• всю жизнь проходить в железной рубахе
• найти топорище для петровской казни.

С кем был заключен этот договор?
Кого поэт называет «отец мой, мой друг и помощник мой грубый»?
К кому обращена эта молитва-предложение?
К Богу?
Нет, к Богу так не обращаются.
Мандельштам обращается к Языку.
Язык для поэта — это и отец, и друг и помощник. Язык – это та стихия, в которой речь рождается, развивается и может сохраниться навсегда.
Язык – то есть стихия языка. «Стихия слова» называет эту стихию Марина Цветаева. «Диктат языка» называет ее Иосиф Бродский.

Время показало, что молитва Мандельштама была услышана и взаимные обязательства были выполнены сторонами договора.

Что делает речь бессмертной?
Определенные свойства речи и определенные действия поэта.

Свойства речи указаны Мандельштама по восходящей линии: от свойства важного к свойству великому.
Первое свойство:
«За привкус несчастья и дыма».
Речь Мандельштама как пища для ума, для души, для познания мира имеет характерный привкус. «Привкус несчастья и дыма».
Привкус несчастья — это предчувствие несчастья, ощущение тревоги. Это ощущение придает речи привкус горечи – горьких слез. Привкус горечи дает и дым. И дым вызывает слезы. Поэтому эти два существительных: несчастье и дым стоят рядом.
Но если привкус несчастья — это передача предчувствия несчастья через вкусовое ощущение, через горечь речи, то привкус дыма – это у Мандельштама еще и направление, вектор речи. Речь поэта приобретает привкус дыма, потому что совпадает с дымом по направлению. Дым направлен вверх. Речь Мандельштама тоже обращена вверх. Не к современникам, а вверх. Современники рядом, а наверху кто?
Бог?
Будущее?
Наверное, и Бог и будущее.

«За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда».
Два равновеликих свойства речи поэта.
«За смолу кругового терпенья».
Круг – это, скорее всего, отсыл к Цветаевой. «Круговое терпенье» – это способность вновь и вновь двигаться по кругу творчества: «бессонница – восторг – и безнадежность». Эта способность и есть та воля, без которой нет гения.
Но Мандельштам говорит не о круговом терпенье, а о смоле терпенья. Смола – это сок хвойных деревьев. Смола защищает дерево от микроорганизмов и вредных насекомых. Смола защищает дерево при жизни и после жизни: деревянные лодки, шпалы смолят, чтобы они не гнили
«Смола кругового терпенья» – это сок, который продлевает жизнь творениям поэта. Это дар, поэтический дар, способность испытывать вдохновение, способность создавать стихи как бы наитием какой-то высшей таинственной силы.
«Смола кругового терпенья» — это формула гения по Мандельштаму.
Но в формуле не хватает одной составляющей.
Поэтому вводится метафора: «за совестный деготь труда».

Смола терпенья и деготь труда – похожие метафоры. Но только на первый взгляд.
Смола — сок хвойных деревьев — находится в дереве почти с рождения. Как и поэтический дар дается поэту с рождения.
Деготь – продукт, получаемый путем сухой перегонки дерева, торфа или каменного угля. Деготь – продукт не натуральный, а искусственный, то есть созданный человеком. Как и совесть, которая не дается с рождения, а формируется человеком сознательно, по собственному выбору.
Деготь защищает дерево от гниения, обладает дезинфицирующим и лечебным свойством. Совесть защищает от разложения личность.
«Совестный деготь труда» — это несмываемая защита поэтического труда. Это деготь из совести, то есть из нравственной ответственности за свою речь.

Итак, уникальный стиль, направленность речи, поэтический дар и нравственная ответственность за речь – эти качества обеспечивают стихам бессмертие.

Теперь переходим к обещаниям стихотворения-договора:
• построить дремучие срубы
• всю жизнь проходить в железной рубахе
• найти топорище для петровской казни.

«Обещаю построить такие дремучие срубы»
О чем здесь говорится?
Зачем нужны дремучие срубы?

Во всех трех строфах стихотворения Мандельштама присутствует образ колодца: «новгородские колодцы» в первой строфе, «дремучие срубы» — во второй, и городошная фигура «колодец» — в третьей.
Почему в третьей строфе при игре в городки присутствует именно фигура «колодец»?
Потому что новгородские колодцы из первой строфы – это не колодцы Новгорода, это колодцы каждой новой городошной фигуры при игре в городки, то есть колодцы нового «города».

«Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье».
В двух строфах Мандельштам использует глаголы несовершенного вида: «татарва опускала»; «любили …плахи», «городки зашибают», что говорит о наличии каких-то повторяющихся действий, процессов.
Такие же повторяющиеся процессы происходят и при игре в городки. Игроки строят фигуру, выбивают ее за пределы «города» и строят новую фигуру. Выбитой считается та городошная фигура, все рюхи которой вылетели за пределы «города», исчезли из зоны.
Цикл игры: построение фигуры – вышибание за пределы – снова построение фигуры. Это напоминает цветаевский цикл творчества: возрождение поэта из пепла — растворение в стихиях – снова возрождение поэта из пепла, из «последнего атома».
Как городошную фигуру в игре в городки зашибают битой, и она исчезает с территории площадки, так и князь, опускаемый на бадье в колодец, исчезает с поверхности земли. Это образы растворения личности поэта в стихии языка. Цикл творчества по Мандельштаму: построение колодца – исчезновение князя — возвращение князя — снова построение нового колодца.
Итак, построение поэтом колодца – часть творческого процесса стихосложения. Новый городок – новый «колодец» — новое стихотворение.

Но почему колодец должен быть дремучим?
«Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье».

Дремучие срубы – это труднопроходимые колодцы.
Для чего опускаться в колодец на бадье?
Чтобы набрать чистой воды.
Поскольку колодец не обычный, а дремучий (труднопроходимый), бадья сама не может достичь воды, как в обычном колодце. Бадьей надо управлять, надо помогать бадье обходить препятствия или повороты, надо искать дорогу к воде.

Татарва и князья – кто эти персонажи?
Отличие князей и татарвы состоит в том, что татарва не может самостоятельно набрать воды из колодца и использует для этой цели князей. Но то, что могут сделать одни люди, смогут сделать и другие. Получается, что словом «татарва» Мандельштам обозначает не кочевые племена татар, а нечто такое:
• что не имеет собственного физического тела
• что нуждается в чистой воде и добывает ее с помощью князей.

Татарва – это Язык, стихия Языка.
А князья – это поэты, которые строят колодцы и добывают воду из колодцев.
Какова главная цель поэта? Написание стихотворения.
Поэтому чистая колодезная вода – это, скорее всего, ткань гениального стихотворения.
А колодец – это путь в метафизику, то есть процесс растворение в стихии языка. Каждый поэт выстраивает этот путь интуитивно: строит «дремучие срубы». Каждый сам пытается понять, как туда прорваться.
Бадья – это временная форма для ткани стиха, для набранного в метафизике содержания стихотворения. Получается, что бадья – это лист чистой бумаги. Бадья с набранной колодезной водой – черновик нового стихотворения.
«Обещаю построить такие дремучие срубы» — это обещание развивать свой дар, писать гениальные стихотворения.

Второе обещание стихотворения – договора:
«Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе»

Железная рубаха – это, возможно, кольчуга из стихотворения Марины Цветаевой «Дарю тебе железное кольцо»:
«Вот первое звено в твоей кольчуге, —
Чтоб в буре дней стоял один — как дуб,
Один — как Бог в своем железном круге!»
Кольчуга здесь — это метафора защиты: защиты от похвал, защиты от критиков, защиты от самого себя.

Возможно, именно образ цветаевской кольчуги вызвал к жизни мандельштамовский образ поэта-князя, и всю эту цепочку ассоциаций: кольчуга – князь – татарва.
Кольчуга или железная рубаха – это военные доспехи воина.
«Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе» – это похоже на обещание князя-воина всю жизнь быть готовым к защите своего княжества, своего удела. Для князя-поэта княжеский удел – это его поэтическая судьба: «И лира стала мой удел».
«Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе» — это обещание оставаться верным избранному пути.

И последнее, третье обещание стихотворения – договора:
«И для казни петровской в лесах топорище найду».
Петровская казнь и плахи ассоциируются с царем Петром и казнью стрельцов. Может быть, поэт предчувствует собственную казнь, казнь от руки царя и собирается найти для этой казни топорище?
Эту ассоциацию разрушает строчка:
«Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи»
Любовь мерзлых плах — единственное условие, единственная просьба, с которой поэт обращается к стихии Языка.
Глагол несовершенного вида «любили» указывает на повторяющийся процесс. Поэт просит, чтобы мерзлые плахи любили его и чтобы этот процесс повторялся всю его жизнь.
Что является самым главным желанием человека, который ощущает себя поэтом и верит в свое предназначение?
Это желание – писать стихи.
Значит, любовь «мерзлых плах» неразрывно связано с процессом стихосложения. Далее Мандельштам уточняет, с каким именно процессом:
«Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи-
Как прицелясь на смерть городки зашибают в саду»
Что происходит в игре городки, когда насмерть зашибли фигуру, то есть выбили фигуру из своего «города»?
Устанавливают новую фигуру для следующего цикла игры. Значит, с отрубания головы на плахе или c разбивания фигуры в городках начинается цикл «смерть», цикл исчезновения, растворения личности поэта в стихии языка.

Петр – камень в переводе с греческого.
Камень – это первый стихотворный сборник Мандельштама.
Камень есть слово. «Но камень Тютчева, что “с горы скатившись, лег в долине, сорвавшись сам собой иль был низвергнут мыслящей рукой”, — есть слово» — пишет Мандельштам в эссе «Утро акмеизма».
Петр – камень – слово.
Петровская казнь – это казнь, осуществляемая стихией слова, стихией языка.
Повторяющийся процесс петровской казни на плахе – это процесс растворения в стихии языка.
Бита в игре в городки, топор, для которого поэт найдет топорище – это тоже образы стихии Языка.
И топорище, и ручка биты находятся в руках поэта, потому что процесс умирания, растворения личности в стихии языка — это процесс добровольный, всегда желанный и всегда ожидаемый.
Этот процесс запускается рукой поэта, выводящего первые буквы на листке чистой бумаги.
«И для казни петровской в лесах топорище найду» — это, по сути, обещание писать стихи.

…Так сочиняются стихи.
Так происходит процесс творчества, описываемый гениальными поэтами Мариной Цветаевой и Осипом Мандельштамом.
Цветаева разделила творческий процесс на три этапа, три уровня психического состояния поэта: «Бессонница — восторг — и безнадежность», и обозначила условия прохождения каждого уровня:
1. для уровня «бессонница» необходимо очищение от эмоций: «Чтоб не глядел ты девушкам в лицо,/Чтоб позабыл ты даже слово — нежность»,
2. для уровня «восторг» необходимо растворение в стихиях: «Чтоб обратило в угль — и в пепл — и в прах/Тебя — сие железное убранство»,
3. для уровня «безнадежность» необходима сила воли: «Чтоб в буре дней стоял один — как дуб,/Один — как Бог в своем железном круге!»

Мандельштам детализировал описание процесса творчества, рассказав, что происходит в промежутке между уровнями «бессонницы» и «безнадежности»: поэт строит дремучий колодец — путь к колодезной воде, то есть к ткани стихотворения; пытается расслышать, записать и довести стихотворение до первоначального совершенства.
«Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье»

Поэта ведет стихия языка – путеводная звезда, предвестник и спутник рождения стихов, как Рождественская звезда привела когда-то волхвов к родившемуся в пещере Младенцу.
«Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда»

Почему вода «должна быть черна и сладима»?
Вода черна, потому что «дремучий» колодец строится в мире подземном, а точнее, в мире метафизическом, где солнца нет.
Только путеводная звезда стихии Языка отражается в черной воде этого колодце.
Согласно библейской легенде в ночь перед Рождеством воды в источниках и реках приходят в движение и при этом претворяются в вино.
По аналогии вода в колодце в момент рождения стихотворения «должна быть … сладима», то есть претворяема в вино. Если пойти дальше, то вино – это прообраз темных букв, слов стихотворения, проявляющихся на листе белой бумаги. Если бадья – это лист белой бумаги, а колодезная вода – ткань гениальных стихотворений, то после поднятия бадьи на поверхность и высыхания воды, лист снова станет белым. Для того, чтобы на белом листе проявились темные буквы, вода «должна быть черна и сладима».

Когда стихи набраны в бадью – записаны на бумагу, то подняться на поверхность, выбраться из колодца поэт должен сам. Восстановить себя из «последнего атома», возродиться из пепла.
«Тогда процесс вслушивания в самого себя, тот самый, который подготовляет почву к расстройству внутреннего слуха, к болезни, останавливается. Стихотворение как бы отпадает от своего автора, перестает жужжать и мучить его. Одержимый получает освобождение. Бедная корова Ио удрала от пчелы» — описывает этот этап создания стихов жена поэта Н.Я. Мандельштам в книге «Воспоминания».

Обращаясь в стихотворении-молитве к Языку, поэт использует несколько метафор для обозначения этого явления. Каждая метафора характеризует стихию Языка, объясняет, чем (или кем) для поэта является язык:
• в первой строфе стихия языка – это путеводная звезда, которая указывает поэту путь; которая двигает его к новому стихотворению;
• во второй строфе язык — это отец, друг и помощник, который способен сохранить речь навсегда, подарить речи поэта бессмертие;
• в конце второй строфы язык — это «татарва», которая опускает поэта в дремучий колодец, помогая отыскивать путь к воде – ткани гениального стиха
• в третьей строфе язык – это бита при игре в городки, топор для петровской казни – неназванные, но логически присутствующие метафоры. И бита, вышибающая городок за пределы, и топор, отрубающий голову на плахе, служат для описания процесса растворения личности, исчезновения, временного умирания личности в стихии языка.

Мандельштам выводит двух главных действующих лиц творческого процесса: это — Поэт и стихия Языка.
Все свойства стихии Языка описываются глаголами. Все происходит благодаря стихии, которая ведет и приводит, которая любит, помогает, опускает, зашибает, отрубает и, в конечном счете, сохраняет речь навсегда.
А поэт – это посредник между миром реальным, физическим и миром подземным, метафизическим, где плещется вода еще нерожденных гениальных стихотворений.

Источник

Оцените статью