Соколовский хор у яра был когда то знаменит соколовская гитара
СОКОЛОВСКАЯ ГИТАРА
Слова и музыка неизвестных авторов
Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда.
Тройка мчится быстро к «Яру»,
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор.
Там жила цыганка Занда,
Запоет — долой печаль,
Наша жизнь казалась краше,
Все за жизнь отдать не жаль.
Занда пела под гитару –
Ты, мой друг, не унывай,
А коль скучно тебе станет,
В гости чаще приезжай.
Убаюкаю как в сказке,
Тебя песнею своей,
Награжу тебя я лаской,
Чтобы жизнь была милей.
Цыганкой можно увлекаться,
Цыганку можно полюбить.
Но нельзя над ней смеяться,
Цыганка может отомстить.
Она за вас семью покинет,
Она за вами вслед пойдет,
Любовь цыганки не остынет,
Пока цыганка не умрет.
Черный хлеб в обед и ужин –
Ей ничто не устрашит,
Ей поцелуй горячий нужен,
В ней кровь цыганская кипит.
Но судьба тут изменила,
Ведь судьба порою зла,
Цыганка Занда простудилась
И весною умерла.
Струны жалобно звучали,
Хор уныло напевал,
Все цыганку провожали,
Всем цыганку было жаль.
Соколов, бедняга, в горе
Больше всех он пострадал,
Взял гитару быстро в руки,
Пополам ее сломал.
Шутит сердце, шутит дважды,
Шутит много, много раз,
Но не любит сердце дважды,
Сердце любит только раз.
Любовь есть вечный дар природы,
И без любви нельзя прожить.
Любовью вся природа дышит,
Позволь и ты тебя любить.
В нашу гавань заходили корабли. Вып. 5. М., Стрекоза, 2001 – без заглавия
Создание жанра «цыганского романса» традиция связывает с деятельностью соколовского цыганского хора в московском ресторане «Яр» (см. Легенду о соколовской гитаре). Первоначально цыганские хоры пели без гитар — русская семиструнная гитара была изобретена ок. 1800 года, вскоре после чего она вошла в обиход цыганских исполнителей. Сейчас уже трудно представить, что русские цыгане когда-то не знали гитар. На основе «Соколовской гитары» в дальнейшем возникла блатная песня «Всюду деньги, деньги, деньги» (там же см. ноты), переработанная в 1950-е годы Борисом Тайгиным для Сержа Никольского в песню «Жизнь блатная».
«Цыганский романс» — это, по сути дела, русский городской романс, исполняемый в «цыганской» манере исполнения. Музыка многих этих романсов также принадлежит авторам, работавшим при цыганских хорах. При этом в своей повседневной жизни цыгане продолжали пользоваться собственным фольклором. Из цыганской среды вышли одни из лучших исполнителей русских романсов, причем в самом жанре «цыганского романса» этнические границы быстро утратились: к началу XX века в нем блистали люди множества национальностей, и уже давно никто не обращал внимания на их «нецыганское» происхождение.
Московский ресторан «Яр» был основан в 1826 году и получил свое имя от искаженной фамилии владельца-француза. В 1917 после Октябрьского Переворота закрыт, и там разместился клуб для бойцов Красной Армии. Здание неоднократно перестраивалось, в дальнейшем там расположилась гостиница «Советская», при которой тоже был ресторан — «Советский»; гостиница с падением СССР впала в кризис, потом реанимирована; в 1998 в здании вновь открыт ресторан «Яр»; адрес — Ленинградский проспект, 32; в этом же здании — цыганский театр «Ромэн»).
Исполнение Валентины Медведевой (сюжет совершенно другой), передача «В нашу гавань заходили корабли», «5 канал», 14.03.2010:
Соколовский хор у «Яра»
Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройки лихо мчались к «Яру»,
Сердце рвалось на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор.
Там была цыганка Аза.
Запоет — прощай печаль!
Жизнь прекрасней станет сразу,
Все за жизнь отдать не жаль.
Но судьба не пощадила,
Ведь она парою зла —
Как-то Аза простудилась
И, бедняжка, умерла.
В этот день все гости «Яра»
Не могли вина не пить.
Соколовская гитара
Не могла развеселить.
Соколов не вынес муки —
Больше всех по ней тужил, —
Взял свою гитару в руки,
Пополам переломил.
И теперь приедешь к «Яру» —
Грусть-тоска тебя возьмет:
Соколовская гитара
Никогда уж не споет.
Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. – (Песни для души).
Источник
Текст песни Сергей Мазуренко — Соколовский хор у Яра
Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда.
Тройка мчится быстро к «Яру»,
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор.
Там жила цыганка Занда,
Запоет — долой печаль,
Наша жизнь казалась краше,
Все за жизнь отдать не жаль.
Занда пела под гитару –
Ты, мой друг, не унывай,
А коль скучно тебе станет,
В гости чаще приезжай.
Убаюкаю как в сказке,
Тебя песнею своей,
Награжу тебя я лаской,
Чтобы жизнь была милей.
Цыганкой можно увлекаться,
Цыганку можно полюбить.
Но нельзя над ней смеяться,
Цыганка может отомстить.
Она за вас семью покинет,
Она за вами вслед пойдет,
Любовь цыганки не остынет,
Пока цыганка не умрет.
Черный хлеб в обед и ужин –
Ей ничто не устрашит,
Ей поцелуй горячий нужен,
В ней кровь цыганская кипит.
Но судьба тут изменила,
Ведь судьба порою зла,
Цыганка Занда простудилась
И весною умерла.
Струны жалобно звучали,
Хор уныло напевал,
Все цыганку провожали,
Всем цыганку было жаль.
Соколов, бедняга, в горе
Больше всех он пострадал,
Взял гитару быстро в руки,
Пополам ее сломал.
Шутит сердце, шутит дважды,
Шутит много, много раз,
Но не любит сердце дважды,
Сердце любит только раз.
Любовь есть вечный дар природы,
И без любви нельзя прожить.
Любовью вся природа дышит,
Позволь и ты тебя любить. Sokolovsky Choir of the «Yara»
There was once famous for.
Sokolovskaya guitar
Still ringing in the ears.
Throughout the money, money, money,
Throughout the money, ladies and gentlemen,
A bad life without money,
It does not fit anywhere.
Three rushes quickly to the «Yar»
The soul is torn to open space,
To forget the guitar,
Hearing gypsy chorus.
There lived a gypsy Zanda,
Sing — down with sorrow,
Our life seemed beautiful,
All of life is not a pity to pay.
Zanda sang with a guitar —
You, my friend, do not be depressed,
And if you feel bored,
The guests often come.
Lulled like a fairy tale,
You my song,
I reward you, I caress,
For life was a mile.
Tsygankov, you can get involved,
Gypsy can love.
But you can not laugh at her,
Gypsy is for revenge.
It is for you to leave the family,
She will follow after you,
Love is a gypsy has cooled,
While gypsy dies.
Black bread at lunch and dinner —
She is not afraid of nothing,
She needs a hot kiss,
In her gypsy blood boils.
But fate has changed here,
Destiny sometimes evil,
Gypsy Zanda a cold
And in the spring he died.
The strings sounded plaintive,
The choir sang mournfully,
All accompanied gypsy,
All Gypsy was sorry.
Sokolov, poor fellow, in the mountain
Most of all he had suffered,
He took the guitar in his hands quickly,
It broke in half.
Jokes heart jokes twice
He jokes a lot, a lot of times,
But the heart does not love twice,
Heart loves only once.
Love is the eternal gift of nature,
And you can not live without love.
Love the whole of nature is breathing,
Let you and love you.
Источник
Соколовский хор у яра был когда то знаменит соколовская гитара
Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.
Глава вторая. СОКОЛОВСКИЙ ХОР.
В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) — цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики.
Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.
В послевоенные годы слушать цыганские хоры, ездить «к цыганам» стало любимым развлечением московских артистических и литературно-художественных кругов, также купечества. В репертуаре хора Соколова были преимущественно русские народные песни.
Глава третья. РЕСТОРАН ЯРЪ И ЕГО ГОСТИ
Легендарный ресторан «Яръ» — детище французского повара Транкиля Яра (Tranquille Yard) — поначалу, 1 января 1826 года, разместился в доме купца Людвига Шаванна на углу Неглинной и Кузнецкого Моста. Скоро он стал пользоваться огромной популярностью у гурманов, полюбивших «Яръ» за изысканное меню и отличные винные погреба.
Одним из завсегдатаев «Яра» на Кузнецком был Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), оставив о нем задушевные строки:
«Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?»
Оказывается, Александр Сергеевич мог и на голодный желудок стихи сочинять.
В 1848-1851 годах «Яръ» работал в саду «Эрмитаж» на Петровке (здание не сохранилось). Сад Эрмитаж оказался неспособным вместить всех желающих посетить «Яръ», да и не было простора для широты размаха и воплощения всех идей хозяев ресторана.
В 1852 году «Яръ» открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс «Динамо»), на Петербургском шоссе (ныне — Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в «Яре» стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь – площадь Белорусского вокзала).
При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками.
В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный «менеджер». Цыганский хор «от Яра» был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение «серьѐзности» своих намерений. Только после этого хор был «не против», а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.
Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в «Яре» безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.
Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний «чистой публики» — Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в «Яре».
В непосредственной близости от ипподрома (на фото его главное здание с трибунами) родился и прожил первые 26 лет своей жизни, также встретил рождение своей дочери ваш покорный слуга. На месте нашего дома стоит как памятник станция метро «Беговая».
Доходы от вышеназванной гениальной идеи дали возможность в 1910 году перестроить ресторан, который превратился во дворец на 250 мест с летним садом, фонтаном, каменными гротами и беседками.
В «Яре» проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем «Яра» был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять «народный целитель и психотерапевт» Распутин.
Посетителей «потчевали всякой снедью» в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, «Яръ» считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара «Яра» готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В «Яре» же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.
Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в «Яръ», пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в «Большом» был обеспечен.
Владимир Алексеевич Гиляровский (1853–1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его «коньком» были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли «королем репортеров». Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское «дно». Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе «дяди Гиляя»: он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в «Яре» и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.
В феврале 1918 года «Яръ» был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к «Яру»,
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……
«Яра» уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню «Эй, ямщик, гони-ка к Яру» в сопровождении «американского» цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).
Источник