Солдат с гитарой афганистан

Автомат и гитара

Автомат и гитара

Солдаты брали в Афганистан гитары, импровизировали и сочиняли музыку и стихи, иногда очень хорошие. Эти песни и стихотворения отражают историю самой войны: от твердой уверенности в правоте своего дела, звуков боя и потери товарищей до разочарования и горечи поражения.

Некоторые популярные песни принадлежали перу известных артистов, время от времени навещавших советские базы. Песни Александра Розенбаума «Черный тюльпан» (о самолетах, на которых тела погибших отправляли в СССР) и «Мы вернемся» (о советских военнопленных) помнили еще много лет после того, как война закончилась. Предприимчивые афганские торговцы привозили с Запада записи, на которые власти СССР смотрели с неодобрением: «Битлз», «АББА» и Булата Окуджавы, чьи произведения находились на грани диссидентства и не очень приветствовались.

Но профессиональные певцы вызывали у солдат двойственное отношение. Как бы красноречиво они ни пели, самим им не доводилось бывать в бою. Их музыка была искусственной, созданной ради определенного эффекта, и над ней, казалось, витал дух коммерции. Когда солдатам хотелось испытать настоящие эмоции, они сочиняли собственную музыку или же слушали других солдат-бардов. Эти песни, к ужасу властей, становились очень популярными. Политическая цензура запрещала их, а таможенники на границе жестко пресекали попытки ввезти записи в Советский Союз. Это, однако, не мешало музыке покорить 40-ю армию.

Читайте также:  Струнный музыкальный инструмент меньше гитары

«Афганцы» остро воспринимали опыт своих отцов и дедов, сражавшихся с Гитлером, и в первых их песнях заметны намеки на соперничество двух поколений. Они сочиняли свою музыку под влиянием Высоцкого, который не сражался в той войне, но уловил ее дух. Они опирались и на стихотворения Киплинга и нарисованную им картину Афганистана, его народа и сражений, проходивших в этой стране. Власти не испытывали по этому поводу особого энтузиазма, поскольку считали Киплинга апологетом британского империализма.

Была и еще одна тема: симпатия по отношению к белогвардейцам, которые сражались на проигравшей стороне, проявляли героизм и отстаивали честь русского оружия, даже когда их страна гибла. Барды подхватывали романсы тех лет о любви и войне, о воинской чести. «Почему в годы моей юности никто публично не говорил о жертвенности белых генералов? — задавался вопросом бард и военный переводчик Александр Карпенко. — А тут еще на эти мои мысли о роли Белой армии в судьбе России наложились афганские события. Ну и запреты, замалчивание “белой идеи” — это тоже стимулировало творчество “афганцев”, в том числе и мое собственное» <313>. Ближе к концу войны настроение песен изменилось. Ностальгия сменилась горечью поражения, когда страна, во имя которой сражалась 40-я армия, начала распадаться.

Большинство солдатских бардов были офицерами, многие служили в спецназе. Одну из первых песен, о взрыве на правительственном узле связи, с которого начиналась атака на Кабул в декабре 1979 года, написал Сергей Климов <314>. Но своим дуайеном барды считают Юрия Кирсанова. Он служил в отряде спецназа «Карпаты», созданном на основе «Каскада». Кирсанов начал работать в КГБ в 1976 году, а в Афганистан попал в 1980 году, прихватив с собой гитару. Его база находилась в Шинданде. Он обнаружил, что поездки на БТР, как ни странно, стимулируют творчество.

Читайте также:  Разминку для пальцев для фортепиано

Кирсанов с коллегой записывал на маленький магнитофон звуки Афганистана — призыв муэдзина, грохот БТР, шум битвы и вой шакалов, — а затем использовал их как вступление к песням. Их он записывал в «студийных» условиях — в полковой бане, где работал по ночам, когда электропитание было более или менее стабильным, а шум войны стихал. Он сочинял музыку, чтобы выразить эмоции, возникающие на войне, и надежды солдат на возвращение домой. «Песни Кирсанова, — отмечал один журналист, — сделали то, что не сумели сделать профессионалы: сохранили для потомков точную и образную правду той войны» <315>.

Игорь Морозов учился в МГТУ им. Баумана и некоторое время работал в оборонной отрасли: участвовал в разработке усовершенствованной модели «боевого коня» мотопехоты — БМП-2. Но затем его отец, служивший в военной разведке во время Второй мировой войны, убедил его поступить на службу в Первое Главное управление КГБ, отвечавшее за внешнюю разведку. Морозов приступил к работе в августе 1977 года, а в 1981 году, после двухмесячной интенсивной подготовки, его отправили в Афганистан. Там он недолго служил в Кундузе, а в 1982 году его назначили командиром отряда «Каскад» в Файзабаде.

Отряд Морозова состоял из трех офицеров и горстки солдат. Жили они на вилле на окраине города, которую охранял ХАД. В распоряжении отряда имелись три БТР, из которых на ходу был один, три «газика», два пулемета, два миномета и три тонны боеприпасов. Ни командир отряда, ни его зам не говорили на местных языках, и целых три месяца у них не было переводчика. Никто не знал, какова ситуация в провинции. Солдаты принадлежали к пограничным войскам КГБ, а жалование и паек получали как служащие 40-й армии. Но три офицера зависели от Москвы, где о них просто забыли. Зарплату им задерживали по полгода, и офицерам приходилось делить паек с солдатами. У солдат они перенимали и опыт, поскольку те находились в Афганистане уже полгода, чуть-чуть знали язык и немного представляли себе ситуацию <316>.

К тому моменту Морозов уже был предан музыке. По иронии судьбы, «Батальонная разведка», которую он посвятил в 1975 году своему отцу, потом стала одной из его самых популярных «афганских» песен. Он быстро пришел к выводу, что «военно-патриотические, победные песни признанных советских композиторов, рекомендованные ГЛАВПУРОМ к обязательному исполнению, в воюющей 40-й не понимались и не принимались бойцами контингента, так как абсолютно не соответствовали ни духу, ни характеру Афганской войны. В ОКСВА уже потихоньку стали появляться первые признаки морального и духовного разложения». Он верил, что песни рассказывают о том, что терзает народ. Сначала Морозов играл солдатам песни Кирсанова, но вскоре стал сочинять и сам. Когда бушевали пыльные бури, боевые операции прекращались, и Морозов пользовался перерывом, чтобы записать новую музыку. Вскоре его песни тоже ходили по всей 40-й армии: «Возвращение», «Мы уходим», «Колонна на Файзабад», «Дождь», «Песня пули», «Автомат и гитара». Пел он и песни более старые, например, хит 30-х годов «Крутится, вертится шар голубой».

Морозов покинул Афганистан в 1989 году, перейдя Саланг вместе с десантниками Витебской дивизии. Говорили, что 345»и гвардейский отдельный парашютно-десантный полк Валерия Востротина, охранявший перевал, начинал каждое утро с горькой песни Морозова «Мы уходим». Морозов и его друзья, полковники в отставке, исполняли свои песни и через двадцать лет после того, как война закончилась <317>.

Большинство солдат 40-й армии, конечно, страстно желало расстаться с рутиной и сражениями, скорее вернуться домой, к жизни, из которой их вырвали, вручив повестки. Но некоторые, например лейтенант Карцев и сержант Сергей Морозов — считали годы, проведенные в Афганистане, лучшим временем своей жизни. Немало солдат, покидая страну, чувствовали уколы совести:

Вдруг с пронзительной ясностью поняли: там, впереди, ничего нет. Тьма. Мрак. Вакуум. Крикни — и эха не будет, кинь камень — и не услышишь, как стукнулся. Жизнь стремительно несла их в эту пустоту, ни остановиться, ни повернуть назад <318>.

Читайте также

Автомат АКС-74

Автомат АКС-74 Для воздушно-десантных войск была создана модификация АКС-74 (6П21) с облегченным металлическим прикладом треугольной формы, складывающимся влево. Треугольная форма обеспечивает прикладу большую жесткость. В процессе производства автоматов АК-74 и АКС-74

Автомат АКС-74У

Автомат АКС-74У В семейство стрелкового оружия под патрон 5,45х39 вошел принципиально новый тип индивидуального оружия — укороченный автомат АКС-74У. К созданию такого оружия приступили с середины 70-х годов после принятия промежуточного патрона малого калибра. В 1980 г.

Автомат АК-74М

Автомат АК-74М К концу 80-х годов опыт эксплуатации 5,45-мм автоматов АК74 всех модификаций выявил необходимость проведения мероприятий, направленных на улучшение ряда служебно-эксплуатационных характеристик, таких как прочность ствольной коробки, крышки ствольной коробки,

Автомат Токарева

Автомат Токарева Некоторые аспекты разработки и полигонных испытаний автомата ТокареваТак повелось в нашей стране, что фамилия «Токарев» ассоциируется прежде всего с пистолетом ТТ и самозарядной винтовкой СВТ-40, но не многие знают, что Фёдор Васильевич Токарев был ещё

Автомат Калашникова

Автомат Калашникова Автомат Калашникова, вариант 1 Автомат Калашникова, вариант 21) Переконструировать ударно-спусковой механизм:а) ликвидировать слежение курка за стеблем затвора;б) упразднить промежуточное тело, передающее удар курка на боёк;в) уменьшить усилие

Автомат Дементьева

Автомат Дементьева Автомат Дементьева, вариант 1 Автомат Дементьева, вариант 21) Конструктивно дорабатывать узел запирания:а) обеспечить плавность работы фиксатора (уменьшить силу ударов его о коробку), с целью повышения и живучести ствольной коробки;б) повысить

Автомат Булкина

Автомат Булкина Автомат Булкина, вариант 1 Автомат Булкина, вариант 21) Изменить конструкцию отражателя с целью повышения безотказности работы автомата и живучести деталей отражателя.2) Облегчить действие переводчиком огня и предохранителем – расположить его флажок

Глава 9 7,62-мм автомат Калашникова модернизированный (АКМ)

Глава 9 7,62-мм автомат Калашникова модернизированный (АКМ) На развитие оружейного дела в СССР влияли и внешнеполитические факторы. К примеру, подписание Варшавского договора дало новый импульс развитию оружейного дела. В первую очередь, на это повлияло введение единой

Глава 10 5,45-мм автомат Калашникова образца 1974 г. (АК74)

Глава 10 5,45-мм автомат Калашникова образца 1974 г. (АК74) Напряженные отношения между странами Варшавского договора и военным блоком НАТО продолжали влиять на развитие оружейного дела. На короткий промежуток времени НАТО чуть вырвалось вперед, создав новые комплекс

Глава 11 5,45-мм автомат Калашникова АК-74М

Глава 11 5,45-мм автомат Калашникова АК-74М Оружие продолжало совершенствоваться. Мир изменялся, и в угоду этим изменениям требовалась некоторые нововведения в АК.В середине 1980-х гг. конструкторы Ижевского машиностроительного завода разработали несколько моделей

Глава 13 Кто изобрел автомат Калашникова?

Глава 13 Кто изобрел автомат Калашникова? По мере того как росла популярность автомата Калашникова, появлялись и новые версии создания этого оружия. Появлялись и странные истории о том, что М.Т. Калашников в одиночку разработал легендарный автомат, появлялись и прямо

Неуниверсальный автомат

Неуниверсальный автомат А. Кириндас, М. ПавловСтатья подготовлена по материалам РГВА.К середине 1930-х гг. четко обозначился интерес военного ведомства к автоматическим пушкам. В этой связи в 1935 г. постановлением Совета труда и обороны ОКБ-2 Б.Г. Шпитального было поручено

Автомат Федорова

Автомат Федорова Семен Федосеев В 2006 г. исполнилось 90 лет первому в мире автомату, созданному Владимиром Григорьевичем Федоровым. Значение работ В.Г. Федорова (1874-1966), выдающегося теоретика и практика оружейного дела, автора фундаментальных исследований в области

Источник

Какие песни пели русские солдаты под гитару во время войны в Афганистане

Историю перепишут. Книги сожгут. Только песня в душе народа как символ русской души не исчезнет. Советские солдаты, будучи заброшенными в Афганистан, столкнулись с тем, что оказались в аду.

И они пели песни, в которых люди узнавали о чувствах офицеров и солдат, о том, что было. Рассмотрим проникновенные песни тех лет.

«Кукушку» (нет, не Цоя) написал как поэтическое произведение В. Кочетков. Однако песня была адресована участникам ВОВ. Афганцы переделали песню на свой лад. В этом помог Кирсанов Юрий Иванович, прошедший кампании тех зловещих лет.

Песня стала культовой, потому что она отражала ситуацию, а слова звучали проникновенно. Её пели под гитару многие ребята, а после Афгана во время Чеченской войны произведение также передавалось среди солдат, и каждый добавлял в «Кукушку» нечто своё, что сделало песню народной, любимой солдатами.

Офицеры и солдаты поддерживали друг друга. Например, песню «Капитан из Файзабада» В. Верстакова знали почти все участники тех страшных событий. При этом главный герой песни Игорь Морозов – поэт, который был известным певцом Афганской войны. Вот так защитники Родины поддерживали друг друга, передавая о себе память в поколениях. И это не просто тексты, а песня, написанная участником боев.

Пожалуй, самой проникновенной в плане слов и музыки стала песня «Пришёл приказ», в которой прослеживается четко обозначенный сюжет. Произведение стало символом эпохи, хотя автора слов сложно найти. Песня стала особенно популярна уже после войны, когда были 90-е годы.

В то время её часто пели в армии. Композиция была символом не только эпохи, но и показывала судьбы русских парней, которых отправили воевать за то, что им не было никем озвучено.

Источник

9 мая 1945 года — День Победы: праздник победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

13 мая 1783 года 11 кораблей Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, расположенную на берегу Крымского п-ва, где был заложен Севастополь, ставший главной базой флота.

15 мая 2006 года на базе Волжской Городской общественной организации «Союз инвалидов Афганистана» была создана группа «Южный ветер».

21 мая 1973 года — День Рождения Владимира Воронова: автора-исполнителя военно-патриотических песен, прошедшего срочную службу в Воздушно-десантных войсках, сержанта запаса (г.Череповец).

22 мая 1951 года — День Рождения Игоря Морозова: поэта, композитора, автора песни «Батальонная разведка», ветерана Афганской войны, полковника КГБ в отставке.

23 мая 1977 года — 23 мая 1996 года — День Рождения и дата гибели Евгения Родионова: рядового-пограничника, попавшего в чеченский плен. После отказа сменить веру, был зверски убит.

28 мая 1918 года декретом Совнаркома была учреждена Пограничная охрана РСФСР. Тогда же было создано Главное управление погранохраны.

Случайные песни

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Песни Афганской войны

Песни, посвященные войне в Афганистане

Песни Афганской войны — в данном разделе представлены песни, волнующие сердца многих тысяч людей, прошедших огненными дорогами Афганистана. Они навсегда останутся в душах тех, чьи судьбы данная война разъединила черным известием о гибели родных и близких. Творчество исполнителей «афганских» песен — это духовный памятник мужеству, доблести и отваге советского солдата, с честью и до конца выполнившего свой интернациональный долг!

На данной странице Вы можете слушать онлайн и бесплатно скачать в формате mp3 лучшие песни про Афганскую войну, ознакомиться со всеми альбомами с песнями про Афган, а также узнать все группы и всех исполнителей «афганских» песен.

Полный список песен про войну в Афганистане находится здесь.

Популярные песни про Афганскую войну

Исполнители афганских песен

Альбомы с песнями про Афган

Сборники песен про Афганскую войну

Количество песен: 13

Количество песен: 14

Количество песен: 17

Количество песен: 18

Музыка по тематике

Ответьте на вопрос

Мы в ВКонтакте

Последние комментарии

Случайные исполнители

Краткое представление проекта

ARMYMUSIC.RU — это музыкальный проект, представляющий из себя тематический каталог военных (армейских) песен, на регулярной основе изменяемый и дополняемый новыми композициями.

Здесь Вы можете слушать в режиме онлайн , а также скачать большое количество военных песен различных групп и исполнителей, а также ознакомиться с их творческими биографиями. Для быстрой навигации по сайту композиции разбиты по тематике, можно осуществить поиск по альбомам, жанрам, тегам.

Все представленные на проекте материалы получены из открытых источников, права на них принадлежат их законным авторам. Если кто-то из исполнителей против, что их песни размещены на данном сайте, просьба сообщить об этом через форму обратной связи.

Слушайте и приобщайтесь к этой замечательной музыке, ведь основная цель проекта — популяризация военно-патриотических песен.

Более подробную информацию о сайте и авторе читайте на странице «О проекте».

Источник

Оцените статью