Солдатский марш
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау. Считается одним из лучших немецких композиторов, педагогов, дирижеров, критиков XIX века. Он работал в стиле немецкого романтизма, в направлении Лейпцигской школы. Детство мальчика прошло в семье писателя и книгоиздателя Августа Шумана.
Первые уроки музыки проходили под руководством местного органиста. Свои первые оркестровые и хоровые произведения начал сочинять в десятилетнем возрасте. Позже стал посещать гимназию, в которой ему навсегда привили любовь к таким прекрасным музыкантам, как Жан Поль и Дж. Байрон. В итоге их музыкальные эмоции, ходы и мотивы вылились в произведениях самого Шумана.
Желание стать музыкантом пришло не сразу. Долгое время Роберт занимался филологией. Он писал статьи, занимался корректурой текстов, неоднократно печатался в отцовском издательстве. Его школьные сочинения были настолько восхитительными, что издавались посмертно в дополнение к его прочим журналистским трудам.
Но все же, не смотря на определенные сомнения, Шуман поступил в Лейпцигский университет, а через год перешел в университет Гейдельберга. Мать настаивала на том, что бы мальчик получил образования юриста, однако музыка с каждым днем все больше и больше завлекала к себе Роберта. Он видел себя в роли успешного пианиста.
Вскоре мать согласилась с предпочтениями сына и, тот отправился на поиски наставника в Лейпциг. Там он занимался с такими преподавателями, как Г. Дорн и Ф. Вик. Он хотел как можно быстрее освоить все тонкости музыкального искусства, поэтому работал с невероятным упорством и в какой – то степени даже фанатизмом.
Именно такое отношение к делу привело к трагедии. Он повредил руку, упражняясь на механическом устройстве для укрепления мышц. Роберт прошел долгий путь лечения, но не смотря на это руку ему не удалось вернуть, мечты о виртуозном пианисте оборвались.
После такой неудачи Шуман не растерялся, а принялся за занятия композицией и музыкальной критикой. Так в 1834 году ему удалось основать музыкальное издание, которое носило название «Новая музыкальная газета». Вскоре ему было присвоено звание — доктора философии.
В 1840 году состоялась церемония бракосочетания музыканта с дочерью его учителя. Появление семьи очень повлияло на музыканта, за это время он написал около 140 песен. В счастливом браке родилось 8 детей. Достаточно часто он отправлялся в поездки вместе со своей женой. Они посетили Москву, Санкт – Петербург.
Но не все так было гладко, как кажется на первый взгляд. В последние годы он сильно болел нервными расстройствами и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Умер Шуман 29 июля 1856 года.
Смотрите также ноты произведений композитора Роберт Шуман:
Источник
Роберт Шуман — Альбом для юношества — Ноты для фортепиано
Р. Шуман (ноты)
Произведения композитора Р.Шумана
Р. Шуман
Альбом для юношества
для фортепиано
редакция В.Мержанова
“Музыка”, 1978г.
номер 7495
(DjVu, 1 Мб)
От редактора
Часть первая. Для младшего возраста
1. Мелодия.
2. Солдатский марш
3. Песенка
4. Хорал.
5. Пьеска
6. Бедный сиротка
7. Охотничья песенка.
8. Смелый наездник.
9. Народная песенка
10. Веселый крестьянин, возвращающийся с работы
11. Сицилийский танец.
12. Дед Мороз.
13. Май, милый май, — скоро ты вновь настанешь!
14. Маленький этюд
15. Весенняя песня.
16. Первая утрата
17. Утренняя прогулка.
18. Песенка ж ненов
Часть вторая. Для старшего возраста
19. Маленький романс.
20. Деревенская песня
21. * * *
22. Хороводная песня
23. Всадник
24. Урожайная песенка
25. Отзвуки театра
26. * * *
27. Песенка в форме канона.
28. Воспоминание
29. Чужеземец.
30. * * *
31. Военная песня
32. Шехеразада.
33. «Сбор винограда — веселое время!».
34. Тема.
35. Миньона
36. Песня итальянских моряков
37. Матросская песня.
38. Зима I
39. Зима II
40. Маленькая фуга
41. Северная песня
42. Хорал с фигурацией
43. Новогодняя песня
«Жизненные правила для музыкантов»
Скачать ноты
Р. Шуман
25 пьес из Альбома для юношества
Op. 68 для фортепиано
под редакцией А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1941г.
номер м17012г м1278г
1. Мелодия
2. Марш
3. Песенка.
4. Бедный сиротка
5. Охотничья песенка.
6. Смелый наездник
7. Народная песенка
8. Веселый крестьянин.
9. Сицилийская песенка.
10. Дед мороз
11. Май, милый май
12. Первая потеря
13. Песенка жнецов
14. Маленький романс
15. Деревенская песня.
16. ***
17. Хороводная песня.
18. Всадник
19. ***
20. Воспоминание
21. Незнакомец.
22. Песня итальянских моряков.
23. Зима I
24. Зима II
25. Маленькая фуга
Скачать ноты
Р. Шуман
Фантастические пьесы
для фортепиано
редакция А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1955г.
номер м3473г
1. Вечер
2. Порыв
3. Отчего?
4. Причудливые образы
5. Ночью
6. Басня
7. Сновидения
8. Конец песен
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
Р. Шуман
Opus 13
Симфонические этюды
для фортепиано
“Музыка”, 1978г.
номер 10173
Р. Шуман
Соч. 118
Три фортепианные сонаты
для юношества
редакция А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1955г.
номер м24992г
- №1 Соль-мажор. Детская соната (Жульену на память)
- Allegro
- Тема с варациями
- Кукольная колыбельная песня
- Маленькая рондо
- №2 Ре-мажор. Соната (на память Элизе)
- Канон
- Вечерняя песня
- Детская вечеринка
- №3 До-мажор. Соната (посвящаю Марии)
- Allegro
- Анданте
- Цыганский танец
- Сон ребенка
Скачать ноты
Источник
Солдатский марш шуман пианино
Цвета радуги :
=Главная страница
=О счастье размышления
=Рисунки добавил много новых акварелей
=Стихи и проза Пишу обо всём, что волнует.
=Фотографии 2004 . 2008 годы
=Любимые книжки то, что нравится читать
= Любимая музыка ноты для гитары и фортепиано
=Ссылки Интернет, видео, музыка, ноты, радио, аудиокниги, софт.
=Написать письмо
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора. 4
Часть первая. Для младшего возраста
1. Мелодия . 5 Вариант2 Ноты MIDI
‘2. Солдатский марш. 6 Вариант2 Ноты MIDI
3. Песенка . . 7 Вариант2 Ноты MIDI
4. Хорал . . . 8
5. Пьеска . . 9
6 Бедным сиротка. 10
7. Охотничья песенка . 11 Вариант2 Ноты MIDI
8. Смелый наездник .. 12 Вариант2 Ноты MIDI
9. Народная песенка. 13
10. Веселый крестьянин возвращающийся с работы. 14 Вариант2 Ноты MIDI
11. Сицилийский танец . 15 Вариант2 Ноты MIDI
12. Дед Мороз. . .16 Вариант2 Ноты MIDI
13. Май, милый май, — скоро ты вновь настанешь! . . 18
14. Маленький этюд. 23
15, Весенняя песня . . 23
16. Первая утрата. 25 Вариант2 Ноты MIDI
17 Утренняя прогулка . 26
18. Песенка жнецов . 27
Часть вторая. Для старшего возраста
19. Маленький романс . 28
20 Деревенская песня. 29
21 * * * . . . . . . 30
22. Хороводная песня . 31
23. Всадник. . . 33
24. Урожайная песенка. 35
25. Отзвуки театра. 36
26. ***. 37
27. Песенка в форме канона . . 38
28. Воспоминание . 40
29. Чужеземец . . . 41
30. ***. . 44
31. Военная песня . 46
32 Шехерезада . . . 48
33. Сбор винограда -веселое время 50
34 Тема . . . . 52
35 Миньона. 53 Очень красиво!
36. Песня итальянских моряков . 55
37. Матросская песня 57
38 Зима 1. 59
39 Зима 1I . . 60
40 Маленькая фуга . 63
41 Северная песня . 66
42 Хорал с фигурацией . 66
43 Новогодняя песня . 68
Источник
Работа над пьесами Роберта Шумана из «Альбома для юношества» (ор. 68, 1848) в младших классах школы искусств
Настоящая методическая работа предназначена молодым педагогам дополнительного образования, преподавателям фортепиано в музыкальных школах и школах искусств, как методическое пособие для работы над произведениями Роберта Шумана («Альбома для юношества») в младших классах. Методическая работа является результатом личного многолетнего педагогического опыта работы над произведениями Роберта Шумана в классе фортепиано. Такая работа необходима и при изучении произведений не только Р.Шумана, но и Петра Ильича Чайковского, Эдварда Грига, Сергея Прокофьева и других композиторов-классиков.
Основной целью работы является изучение специфических особенностей фортепианных пьес малой формы композитора, ведь доказательство целесообразности изучения «Альбома для юношества» Р.Шумана на всех этапах обучения юного музыканта неоспоримо. В работе также ставиться цель — показать методический разбор произведений, молодому педагогу показать, как анализировать трудности и находить способы их преодоления. Преподавателю по классу фортепиано всегда важно помнить, что урок музыки должен быть эмоционально окрашен. Этому способствуют яркие, разнохарактерные по эмоциям пьесы из «Детского альбома для юношества», где их названия говорят сами за себя. «Пусть цепь правил всегда будет обвита серебряной нитью фантазий», — говорил Р.Шуман. Методические замечания в данной работе носят характер советов. Цель их — пробудить мысль молодого педагога, укрепиться в своих педагогических убеждениях. Объектом методологического исследования данной работы являются фортепианные произведения для детей Роберта Шумана, созданные в середине 19 века. Предмет исследования – 1-й подцикл пьес для младшего школьного возраста из «Альбома для юношества» Р. Шумана. Придать методическую направленность и организованность в изучении пьес из «Альбома для юношества», дать практические рекомендации в работе над пьесами из альбома, познакомить с разнообразием образов и характеров альбома, — вот такие основные задачи я ставлю в своей методической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_po_tvorchestvu_r.shumana.docx | 636.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДО «Центральная Детская школа искусств Анадырского района» , в СП с.Усть-Белая
Работа над пьесами Роберта Шумана
из «Альбома для юношества»
в младших классах школы искусств
Евсеева Лариса Витиславовна
с. Усть-Белая, 2019 г.
2. Вступительная часть………………………………. ……. 2
3. Роберт Шуман-композитор-новатор. 3
4. История создания «Альбома для юношества»………….……………. 5
5. Разбор музыкального материала «Альбома»………………………………..7
2. Вступительная часть
Настоящая методическая работа предназначена молодым педагогам дополнительного образования, преподавателям фортепиано в музыкальных школах и школах искусств, как методическое пособие для работы над произведениями Роберта Шумана («Альбома для юношества») в младших классах. Методическая работа является результатом личного многолетнего педагогического опыта работы над произведениями Роберта Шумана в классе фортепиано. Такая работа необходима и при изучении произведений не только Р.Шумана, но и Петра Ильича Чайковского, Эдварда Грига, Сергея Прокофьева и других композиторов-классиков.
Основной целью работы является изучение специфических особенностей фортепианных пьес малой формы композитора, ведь доказательство целесообразности изучения «Альбома для юношества» Р.Шумана на всех этапах обучения юного музыканта неоспоримо. В работе также ставиться цель — показать методический разбор произведений, молодому педагогу показать, как анализировать трудности и находить способы их преодоления. Преподавателю по классу фортепиано всегда важно помнить, что урок музыки должен быть эмоционально окрашен. Этому способствуют яркие, разнохарактерные по эмоциям пьесы из «Детского альбома для юношества», где их названия говорят сами за себя. «Пусть цепь правил всегда будет обвита серебряной нитью фантазий», — говорил Р.Шуман. Методические замечания в данной работе носят характер советов. Цель их — пробудить мысль молодого педагога, укрепиться в своих педагогических убеждениях. Объектом методологического исследования данной работы являются фортепианные произведения для детей Роберта Шумана, созданные в середине 19 века. Предмет исследования – 1-й подцикл пьес для младшего школьного возраста из «Альбома для юношества» Р. Шумана. Придать методическую направленность и организованность в изучении пьес из «Альбома для юношества», дать практические рекомендации в работе над пьесами из альбома, познакомить с разнообразием образов и характеров альбома, — вот такие основные задачи я ставлю в своей методической работе.
Фортепианное творчество Р.Шумана пользуется огромной популярностью в мире музыки. Шуман очень любил фортепиано и много писал для него. Именно в музыке для этого инструмента композитор проявил себя, как подлинный новатор. Основная тема творчества Шумана — современный ему человек, его радости, печали, сложный мир чувств, окружающая действительность, природа, быт. С огромной силой и искренностью художника композитор воображал внутренний мир ребенка. В пьесах чувствуется лирическое настроение автора-композитора, как он погружается в мир личных переживаний, создает фантастические картины идеального мира. По сравнению с предшествующими композиторами Шуман значительно обогатил и расширил круг образов, идей и настроений в музыке. Новое содержание всегда требует от художника новых способов выражения, новых форм.
«Наиболее характерна для фортепианного творчества Р.Шумана форма цикла — последовательности отдельных небольших пьес, объединенных общей идеей, свободно, по замыслу композитора, следующих одна за другой» [1] . Непосредственность, доверчивость детей, их открытые сердца всегда привлекали Шумана. Наблюдая за ними, композитор подмечал характерные черточки детской натуры, их манеру вести себя, их игры, старался понять внутренний мир детей». В каждом ребенке скрыта чудная глубина «, — писал Шуман.
Весь цикл впервые был опубликован в декабре 1848 года. Сам Р.Шуман писал: » Эти пьесы близки моему сердцу, они вылились из моей семейной жизни».
» От детских сцен эти пьесы отличаются совершенно», — пишет Шуман своему другу-пианисту, дирижёру и композитору Карлу Рейнике.» Детские сцены представляют собой воспоминания старшего и для старших, между тем как «Альбом для юношества» cодержит скорее отражение того, что впереди, предчувствия, думы будущем для младших». 2
В «Альбоме», словно в миниатюре, отразились лучшие стороны творческого стиля Шумана. До Шумана никто не писал для детей так искренне, лирично, вдохновенно, не сочинялись такие правдивые образы детской фантазии.
Среди авторов того времени, писавших для детей, были весьма «средние » композиторы, составляющие вариации на мотивы модных песен. Были и опытные музыканты, такие, как Фридрих Кулау, Иоганн Гуммель, Анри Герц. Однако, при сравнении «Альбома» даже с лучшими педагогическими произведениями той эпохи, видна огромная разница между Шуманом и его современниками.
Среди традиционных музыкальных форм пьес-сонат, этюдов, вариаций, танцевальных форм очень мало было произведений, которые смогли раскрыть психологию ребенка. И заслуга Шумана состоит в том, что он первый из композиторов сумел с большой любовью и художественной силой передать чувства и переживания детей.
Интересны высказывания самого Шумана о программных обозначениях музыкальных произведений. «Говорят, что хорошая музыка в таких указаниях не нуждается, пишет Шуман, — однако она нисколько не теряет от них в своем достоинстве, для композитора же это — наиболее верный способ предотвратить явное искажение характера вещи. Ведь пользуются же этим поэты, пытаются же они смысл всего стихотворения вложить в название, почему же музыканты не могут делать тоже самое» [2] .
Программная музыка занимает большое место в творчестве Шумана. Все пьесы «Альбома» имеют такую программу. Вообще, названия пьес помогают слушателю или обучающемуся верно истолковать содержание произведения, передавать характер пьесы при игре на инструменте.» Симптоматично стремление Шумана в творчестве к внешней поддержке. Он ищет для себя опору везде: в образах поэзии, в окружающей жизни, в первоначальном присутствии близких ему людей, в мире детской фантазии. Он нуждается в заголовках пьес, в образных эпиграфах .» [3]
В «Альбоме» Р.Шуман не изменил, не облегчил свой фортепианный стиль, он просто приспособил фактурное изложение для детских рук. Почти в каждой пьесе «Альбома» встречается чисто Шумановские приемы фортепианного изложения.
Для мелодического языка Шумана характерны темы «портретного», изобразительного плана. Метко найденный композитором мелодический «штрих» сразу же рождает ассоциацию с образом: «Бедный сиротка», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Дед Мороз», «Маленький утренний шутник». Рядом с мелодиями, основанными на кратких и характерных «штрихах, Шуман нередко создает вдохновенную мелодию широкого движения:»Май, милый май»,Весенняя песня» .
Типичной для композитора является склонность к полифонии. Часто это ярко очерченные линии в сопровождающих голосах: » Весенняя песня» (средний эпизод), » Первая потеря», «Дед Мороз» (cредний эпизод) или ведущий мелодический голос, включенный в ткань аккомпанемента: «Мелодия»,»Песенка»,»Пьеска». «Популярность пьес «Альбома» объясняется удивительной яркостью образов, меткостью характеристик, «гибкостью ритмов, лаконичностью языка, точностью методической направленности». [4]
4. История создания «Альбома для юношества».
С давних пор композиторы писали лёгкие пьесы для детей. И.С.Бах в XVIII веке написал «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции». В начале XIX века итальянский композитор и пианист Муцио Клементи издал для детей сборники сонатин и вариаций. А следующий за ним Карл Черни написал этюды и упражнения для юношества. В 1848 году появляется сборник нового типа, где с привычными названиями «Маленький канон», «Маленький этюд», встречаются пьесы с необычными названиями «Смелый наездник», «Бедный сиротка», «Весёлый крестьянин». Этот сборник назывался «Альбом для юношества» Роберта Шумана. Шуман был новатором: он, много времени занимаясь со своими детьми, читая книги, играя на фортепиано, импровизируя фантастические истории, задумался о создании специального сборника детских пьес. Небольшое произведение, сочинённое 30-31 августа 1848 года, к 1 сентября, ко дню рождения старшей дочери Марихен, любимице отца, положило начало «Альбому для юношества», завершённому в сентябре 1848 года. На титульном листе, открывавшем его тетрадь, было написано следующее: «Пьески для фортепиано к 7-летию Марихен, 1 сентября 1848 сделанные папой». И как подарок папе на день рождения Мария исполнила самостоятельно разученную папину пьеску — «Для самых маленьких». Эта пьеса была включена в первоначальный вариант «Альбома для юношества», хотя в окончательный текст и не вошла. Шуман ещё берётся за сочинение пьес для дочери. На протяжении двух дней их появляется восемь: 1. «Пьеска Моцарта» (ария Церлины, 2 действие оперы «Дон Жуан») 2. «Медвежий танец» 3. «Колыбельная для Людвига» 2. «Солдатский марш» 4. «Хорал» 5. «Исполнять после школьных уроков» 6. «Песенка бедного ребёнка» 7. «Охотничья песенка». 9 сентября 1848 года композитор свидетельствует о завершении работы, однако в последующие дни продолжают появляться всё новые и новые пьесы. Охваченный вдохновением, Шуман не может остановиться. В первоначальном тексте к альбому были добавлены ещё несколько миниатюр разных композиторов. По замыслу Шумана, расширенный вариант альбома, предназначенный для печати, должен был служить «маленьким введением в историю музыки». В него предполагалось включить подборку пьес крупнейших немецких композиторов прошлого и настоящего. Но не только музыка должна была наполнять страницы альбома. Шуман опубликовал в журнале самый знаменитый литературный труд — «Жизненные правила для музыкантов». Афоризмы предназначались для первого издания «Альбома для юношества». Сначала высказывания предполагалось поместить среди музыкальных пьес, вперемежку с иллюстрациями. Однако осуществление такого плана оказалось невозможным. Свою завершённость «Альбом для юношества» должен был приобрести в типографском исполнении. Шуман со знанием дела вникает во все подробности публикации своих произведений, обсуждал с издателями сорта бумаги, формат, рисунок обложки. Композитор подумывал о том, чтобы разбить сборник на 4 части, соответствующие временам года. Следы этого замысла нашли отражение в рисунке титульного листа. Большие виньетки по углам символизируют весну, лето, осень и зиму, — соответственно «Весенний напев», «Песенку жнецов», «Время сбора винограда – весёлое время», «Зимнюю пору».
В наши дни педагоги и их обучающиеся привыкли к тому, что авторы и составители располагают пьесы в детских музыкальных сборниках по принципу увеличения трудности. Но в первой половине 19 века такая традиция ещё не сформировалась. Нотный альбом в том виде, как он был задуман Шуманом, — не столько учебно-методическая литература, сколько домашняя музыкальная книга, которую можно открыть на любой странице. При этом, разумеется, композитор осознавал, что пьесы сборника очень сильно различаются по уровню сложности. В окончательном варианте «Альбома» Шуман поделил его на 2 части – для младших и для старших. Напечатание сборника оказалось сопряжено с трудностями и волнениями. Юлиус Шуберт согласился напечатать альбом. Но возникли проблемы с титульным листом. Востребованный художник Людвиг Рихтер, занялся оформлением. К концу следующего 1849 года альбом печатается в виде двух отдельных тетрадей, а также в виде роскошного издания — с тиснёным переплётом и золотым обрезом. Наконец, ещё через год появляется второе исправленное издание, где к музыкальным пьесам добавляются в приложении «Жизненные правила для музыкантов». Так, в конце концов, Шуману удаётся приблизиться к осуществлению первоначального замысла. Сейчас кажется естественным, что содержание пьес, адресованных детям, отражает мир природы, сказок, игр, что для пьес этих характерно стремление проникнуть в психологию ребёнка. Ничего подобного не было в те годы, когда появился «Альбом для юношества» Шумана. Возрождение на новой основе принципов, которыми руководствовались в своих педагогических сочинениях великие мастера прошлого, прежде всего Бах и Бетховен, и явилось главной заслугой «Альбома» Шумана.
Программные и яркие по характеру пьесы сразу полюбились детям. И это было отнюдь не случайно. По тематике можно разделить пьесы Р.Шумана и на тематические группы: народные, пейзажные, портретные зарисовки, вокальные, театральные.
Шуман ведет своеобразный «музыкальный дневник», придает большое значение внутренней связи отдельных пьес. Иногда связь создается определенной сюжетной нитью. Пьесы первой тетради объединены до-мажором, почти во всех пьесах присутствует полная диатоника, интонационно и ритмически плавная мелодия. Во второй тетради лирическая сфера – это три пьесы без названий – они вводят в этот пестрый, многообразный мир самое сокровенное и неповторимое, что было в душе Шумана. Пьесы «Альбом для юношества» образно конкретны, характерны, собраны «зарисовки с натуры» из большого разнообразного мира, окружающего ребенка.
Можно разделить пьесы «Альбома» и на три части. Первую часть «Альбома для юношества» Шумана можно назвать рондообразной, являющейся своеобразным вступлением. Это пьесы «Мелодия», «Солдатский марш», «Песенка», «Хорал», «Пьеска».
Пьесы «Бедный сиротка»,«Охотничья песенка», «Смелый наездник», «Народная песенка», «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы», «Сицилийский танец», «Дед мороз», «Май, милый май, скоро ты вновь настанешь» составляют содержание второй части «Альбома».
Завершают третью часть «Альбома для юношества»: «Маленький этюд», «Весенняя песня», «Первая утрата», «Утренняя прогулка», «Песенка жнецов».
5. Разбор музыкального материала «Альбома»
Рассмотрим первые пьесы – миниатюры Р.Шумана из «Альбома для юношества». Чарующая простота первых пяти пьес словно возвращает нас к первой радости познания – все, чем одаривает нас детство. Мы ощущаем непосредственность восприятия, чистоту помыслов и грез, яркость и свежесть впечатлений. Перед юным исполнителем сразу же встают сложные задачи поиска манеры исполнения, колористических красок, способных воссоздать ту атмосферу сердечного тепла и умиления, которыми светятся глаза художника, с грустью всматривающегося в далекое прошлое. Такое толкование первого части — подцикла помогает исполнителю проникнуться очарованием музыки, ее наивностью и удивительной свежестью.
«Мелодия» ( № 1), «Песенка» ( № 3) и «Пьеска» ( № 5) похожи по мелодии и несут в себе одинаковые пианистические задачи:добиться плавного, певучего legato, причем нижний голос в левой руке идет параллельно верхнему в правой, что создает удобство в исполнении и быстрому запоминанию текста. Средний голос — постоянно повторяющийся звук, звучать должен легко и тихо, как дополнительное украшение мелодии, фон. Также от Баха Шуман перенял ту разновидность скрытого двухголосия, где одна из линий представляет собой мнимый органный пункт.
В этих произведениях скрытый голос в аккомпанементе вторит мелодическому голосу, следует за ним «по пятам», создавая мелодическую линию второго плана. Первые три пьески «Альбома» схожи между собой простотой мелодического рисунка, классической прозрачностью изложения, напоминающие мелодии Моцарта.
Отношение к звуку должно быть легкое, певучее, задушевное, требующее гибкости и пластичности руки. В сопровождении, построенном разложенными интервалами, легко угадывается голос, движущийся почти параллельно с мелодическим голосом. Поэтому в «Песенке» появление «трехслойной» фактуры логически вытекает из предыдущей «Мелодии». Оно как бы подготовлено скрытой полифонией в партии левой руки. Нужно также научиться играть аккомпанемент первым пальцем правой руки в середине «Песенки», левой в сопровождении всех трех пьесок. Из всех трех рассматриваемых пьесок первая — «Мелодия» — пожалуй, ритмически и мелодически разнообразнее других, да и динамические ремарки в ней сравнительно более подробные (в двух остальных они исчерпываются лишь знаком в начале, к которому добавляется один — единственный акцент в «Песенке»). Подробнее остановлюсь над каждой из пьес.
Тепло и прозрачно должна звучать первая пьеса «Мелодия».
Она написана в характере маленького романса. Нюансировка в пьесе немногочисленна: Шуман выставил только общий оттенок piano и несколько вилок, обозначающих diminuendo. Над первой четвертной в тактах 5, 6 и 7 Шуман поставил маленькие вилочки. Этим композитор стремился выделить каждый первый звук фразы, сделав его более протяжным. В мелодии первые два-три звука играются громче остальных, а во второй половине фразы звучность ослабевает. Фразировка в пьесе строится по двум тактам. Партия левой руки не имеет самостоятельного значения, она построена на гармонической фигурации, динамика которой подчинена дыханию верхнего голоса. В «Мелодии» ученик сталкивается с трудностями в партиях обеих рук.
Для учащихся эта пьеса очень полезна: они осваивают исполнение широкой выпуклой мелодии, учатся извлекать разнообразные по силе и тембру звуки.
Точно найденная звуковая характеристика миниатюры, эпиграфа ко всему произведению, определит успех интерпретации всего первого подцикла как интригующего вступления. Миниатюре чужда эмоциональная насыщенность и яркие динамические нюансы. В звуковом отношении пьеса очень сложна, так как предполагает наличие у исполнителя развитого полифонического мышления. Каждый голос в ней имеет совершенно самостоятельный характер, законченную мелодическую линию, требующую соответствующего туше. При ведущей роли верхнего голоса на протяжении всей миниатюры, нижний голос бережно «окутывает» каждый «рожденный в тишине» звук незатейливой мелодии в гармонические образования, возникающие от движения интервалов сопровождения. Это трудная для юного пианиста задача, так как верхний голос, хотя и звучит ясно, всегда должен играться piano. Поэтому партию левой руки следует исполнять pianissimo, ровным звуком, не обозначая явно голоса скрытой полифонии.
Мелодия прозвучит поэтично и просветленно, если ее сыграть приемом, который некоторые исследователи определили, как «пальцевую кантилену», когда каждый звук мелодии берется «мягко падающим» на клавиши пальцем. Собранный, активный палец, несколько освобожденный от веса руки, плавно нажимает на клавишу, без специальных усилий к тому, чтобы довести ее до самого дна.
Во второй половине пьесы исполнитель встретиться со знаком в виде акцента, выставленным над первым звуком коротких однотактных мотивов и последующего суммированного двутакта.
Обучающийся юный пианист должен усвоить, что это авторское обозначение отнюдь не предписывается акцентировать первую ноту. К такой фразировке Роберт Шуман прибегает для того, чтобы приблизиться к речевым интонациям. Располагая логический акцент на сильном звуке мотива или фразы, композитор заставляет мелодию говорить.
Для того чтобы облегчить ученику восприятие декламационной сущности музыки, полезно прибегнуть к методу постановки слов под звуки мотивов и фраз. Слова определяются подсказанным педагогом художественным образом с учетом возраста учащегося, его развития и эмоциональности. Педагог должен проследить, чтобы ударные слоги слов и логические акценты мелодии, под которую подставляется текст, неизменно совпадали. Только тогда ученик сможет легко распознать, какие звуки мелодии необходимо выделить. Очень сложная фразировка, скрытое голосоведение, длинное ведение трех горизонтальных линии и тонкое следование левой руки за всеми движениями правой – вот основные педагогические задачи. Мелодия явно проходит в правой руке, но партию левой руки нельзя играть только лишь как аккомпанемент. В ней есть скрытая полифония, мелодия складывается на всех движущихся звуках, кроме повторяющейся ноты «соль».
а) Сильные доли в сложном размере составляют мелодию в левой руке. Она должна звучать в дуэте с правой рукой, т.е. по силе и качеству звука должна соответствовать мелодии в правой руке. Очень полезно поработать над акцентами сильной доли в левой руке следующим образом: задержав первый палец на ноте «соль», полным и глубоким звуком играть мелодический голос. Фразировка первого предложения должна быть естественной.
б) Во второй части пьесы коротким восьмым противопоставляются более протяжные четверти в унисонном изложении, близкие к portamento. Обычно обучающимся трудно бывает точно воспроизвести ритмическую фигуру.
Здесь очень полезно вспомнить совет Генриха Нейгауза, что нужно прибегнуть к методу преувеличения, дольше остановиться на первой доле, как бы сделать на ней маленькое fermata, а также по несколько раз проигрывать совершенно ровно, а затем играть, умышленно превращая шестнадцатую в форшлаг». [5]
Первый такт также вызывает затруднения в правой руке из-за повторяющегося «соль»; если его вовремя не снять, оно не может прозвучать в следующем аккорде. Полезно поучить это место так: придерживая верхние звуки, играть «соль» staccato. Фактура этой пьесы помогает развивать аккордовую технику.
№ 2 «Солдатский марш»
В «Солдатском марше» – Шуман использовал тему «Скерцо» из скрипичной сонаты Бетховена («Весенняя соната»). Шуман почти не снабдил эту пьесу исполнительскими указаниями. Единственный динамический оттенок, выставленный автором – форте, которое неизменно сопровождает основной мотив пьесы. Тем не менее, градация силы исполнения «Марша» более разнообразна. Аккорды восьмыми играются отчётливым приёмом staccato, близким к pizzicato струнных инструментов, требующим точного, собранного удара по клавише, а не вялого, инертного прикосновения. Во второй части пьесы отрывистым восьмым противопоставляются более протяжные четверти, исполняемые штрихом, близким к portamento. Методическое значение «Марша» ясно: фактура этой пьесы научит хорошо играть аккорды. «Марш» является наиболее удобной и любимой пьесой в альбоме Шумана.- Радостный характер музыки «Солдатского марша» отлично передает штрих detache, четкость в исполнении которого возможна, если каждую долю такта и отдельные короткие интонации извлекать энергичным размахом руки сверху. Сохраняя этот штрих на протяжении всей пьесы, следует вносить в его звучание разнообразие. Так, если первый и второй такты исполняются движением руки от локтя сверху и как бы «припечатываются», то третий и четвертый такты воспринимаются как ответ. Звучание их должно быть более легким. Длительность каждого аккорда в первом двутакте выдерживается до конца, а в последующих двух, чтобы создать впечатление радостного оживления, может быть даже детского веселья, звучание аккордов должно быть короче. Решительные интонации второй части «Солдатского марша» хорошо представить в исполнении симфонического оркестра, когда первые два такта играла бы духовая его группа, а ответ – струнная. Такое осмысление влечет изменение нюансировки в первой фразе; и она будет восприниматься, как сопоставление твердой звучности вопроса и несколько облегченного ответа. Заключительная фраза второй части «Солдатского марша» является мужественной кульминацией пьесы. Исполненная без малейшего diminuendo, со всё возрастающим crescendo мелодия гордо ворвется в воинственно звучащие заключительные аккорды. При правильном звукоизвлечении вторую часть лучше исполнять на одном дыхании, крепким, полным звуком. Характер музыки бодрый, энергичный, решительный, блестящий.
Не зная названия, можно легко определить жанр этого произведения, как марш. На него указывают размер 2/4, пунктирный ритм, равномерное выделение долей (шагов). Мелодия без скачков, в ней преобладает постепенное движение вверх и вниз, в нижнем голосе мелодия дублируется в дециму. Пьеса написана в простой трехчастной форме с повторением всех частей. Структура пьесы квадратная, что вполне отвечает жанру данной пьесы, полностью состоит из 4-х тактов. При анализе этой пьесы с обучающимися следует обратить особое внимание на то, что этот марш «не настоящий», «кукольный». Педагогу следует подвести учащихся к «правильным» ответам: высокий регистр, скерциозный, шутливый характер, частые паузы, размер 2/4, что создает более частые метрические акценты. После анализа данной пьесы целесообразно изучить другие пьесы в таком же жанре, например «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Неудивительно, что уже на второй нотной странице «Альбома» Шуман обращается к тому типу марша, который отнюдь не редко встречается у венских классиков. Ранняя версия «Марша» была написана в размере 4/4. Пауза в размере 2/4 появляются лишь в окончательном, опубликованном варианте пьесы. Более определенно обрисовав характер, композитор усложнил для юного исполнителя понимание музыкальной структуры темы. В ранней версии размер 4/4 и динамический контраст forte и piano внутри двутактов однозначно показывали, что каждая мелодическая фраза начинается с опоры. В поздней же редакции это видно не столь отчетливо. Поэтому дети нередко играют «Солдатский марш», словно, он начинается из-за такта.
Пьеса «Солдатский марш» — это мир детских игр, счастливого и беззаботного детства. Мелодическая линия движется по кругу, как будто дети играют в солдатиков и маршируют по комнате. Здесь важно слушать аккорды, организовывать свод, – это воспитывает гармонический слух и способствует собранности и устойчивости пальцев.
Пластично и нежно звучит мелодия этого произведения. На первый взгляд кажется, что мелодия «Песенки» проходит в правой руке, а левая лишь аккомпанирует, но это не так, левая и первая должны исполнять дуэт.
Чтобы добиться этого, надо много учить отдельно, особенно левой рукой, добиваясь в ней, как и в правой, выразительного звучания мелодии: все движущиеся звуки в левой руке являются звуками мелодии. Необходимо в левой руке вести мелодическую линию, добиваясь плавного её исполнения, именно указанной аппликатурой. Очень полезно поучить левую руку, задержав первый палец на ноте «соль».
Средняя часть представляет собой аналогичный дуэт, только в сочетании с более низким голосом. Здесь руки как бы меняются местами: фактура левой переходит в правую, и , наоборот, правой — в левую.
В конце средней части надо мягко сыграть разрешение. Важно, прежде всего, уяснить развитие мелодии, её членение на построения большого и меньшего масштаба.
Полезно осознать в отдельных построениях наиболее значительные звуки-«интонационные точки».»Интонационные точки»,- говорил Игумнов, это как бы точки тяготения, влекущие в себе центральные узлы, на которых все строится. «В предложении, в периоде всегда есть центр, точка, в которой все тяготеет » . 1 Надо знакомить учащегося с членением музыкального произведения на мотивы, предложения, дать понятие о кадансах, об их выразительном значении. Фразировка мелодии «Песенки» естественна: динамика мелодической линии развивается к концу второго такта, третий такт является кульминационным, а четвертый играется diminuendo.
Пьеса очень полезна юным музыкантам. Она всегда поможет научиться полным и глубоким звуком вести мелодическую линию, слышать полифоническую ткань, просто и непосредственно играть мелодию.
Размышляя об этих трех миниатюрах, испытываешь смешные чувства. Они написаны в одной тональности (до- мажор), выдержаны в одном и том же тактовом размере 4/4, построены на сходной фактуре:в правой руке мелодия четвертями, иногда с включением восьмых, на фоне единообразного аккомпанемента. Хотя Шуман и стремится к легкости извлечения , играть их далеко не просто. Это связано с необходимостью «тянуть» длинную мелодическую линию и вдобавок выделять ее на фоне довольно тяжело и «густо» изложенного аккомпанемента. Естественность и красоту звучанию придает вдумчивое и внимательное отношение к авторским фразированным лигам, которые сделают исполнение живым, естественным и непринужденным. В этом отношение хочется отметить некоторые места в пьесах.
Нам понятна методическая задача, которую ставил между собой композитор в первой, третьей и пятой пьесках: сделать их как можно более простыми в ритмическом и интонационном отношениях, по возможности избавить играющего ребенка от необходимости подкладывать и перекладывать пальцы. Показательна в этом отношении «Песенка» № 3.В её первой части вся мелодия строится на одной пятипальцевой композиции. Первоначальное название пьески Шумана — «Колыбельная песенка для Людвига». Скорее всего, она звучала в доме из уст Клары или самого Роберта и попала в нотный сборник непосредственно под впечатлением личной семейной жизни. Младшему ребенку семейства, Людвигу, тогда не было и года, а Марихен, для которой сочинялись пьески — исполнялось семь. Ей, старшей, возможно, тоже поручалось ответственное дело — убаюкать младенца.
Педагоги в России не часто задают обучающимся пьесы «Хорал» ( № 4) и «Хорал с фигурацией» ( № 41). Видимо, музыка не рождает у их подопечных юных музыкантов знакомых образных ассоциаций, ввиду светского характера школьного образования. Между тем, обе пьесы способны затронуть самые глубокие струны в душе играющего. Всем известно, что хоралы звучали, звучат и поныне в лютеранских храмах. Протестантский хорал издавна был в Германии музыкой не только церковной, но и домашней. Жизнь человека была более тесно связана с церковным обрядом и праздниками. Суть — в самих мелодиях, их необычайной значительности, своего рода универсальности; они как бы напрямую обращаются к глубинным пластам сознания исполнителя и слушателя. Разумеется, для лютеранина они звучат несколько по-другому, нежели для нас, принадлежащих к иной духовной культуре. Ведь для того, чьи предки из поколения в поколение каждое воскресенье слышали и пели эти хоралы в церкви, мелодии существуют в неразрывном единстве со словами. Чаще всего хорал излагается в соль- или фа — мажоре, тональностях, которые выбрал для пьесы композитор .
В «Альбом» композитор включил обработку хорала «Возликуй душа». Он должен был прозвучать, как напоминание об умершем брате. Гармонизация здесь не стилизована в духе старинного церковного пения. Шуман использует септаккорды, придающие Хоралу современное звучание. Наверняка композитор не рассматривал пьесу, как исключительно фортепианную, а имел в виду возможность использовать ее в качестве фортепианного аккомпанемента во время домашней молитвы. Соответственно, поющимися словами брался и темп, который в оригинале у Шумана не проставлен, — ведь он подразумевался тогда сам собою. Рассуждая о темпово-ритмическом решении хорала, нельзя обойти молчанием многочисленные ферматы, стоящие в конце фраз. Призванные обозначать цезуры в стихотворном тексте, они не должны приводить в замешательство современного исполнителя. Их можно трактовать по-разному, главное, чтобы естественно прочитывался стихотворный текст. Фортепианная фактура пьесы выдержана в стиле, характерном для многих органных хоральных обработок: варьированью подвергается средний голос.
Это многоголосное церковное пение. Первое и второе предложения совершенно одинаковые, поэтому в первом проведении я бы больше выделяла верхний голос, а в повторном исполнении показала густые краски басов — это поможет избежать однообразного исполнения. В третьем и четвертом предложениях также можно чередовать показ верхнего и нижнего голоса.
Миниатюра № 5, обозначена в «Альбоме» нейтральным словом «Stuckhen» («Пьеска»), сначала имела заглавие: («Nach vollbracher Schularbeit ruspielen») («Играть после выполненных школьных заданий»). После уроков, можно и подвигаться — так что, та же темповая ремарка «Nicht schnell»,- должна, толковаться несколько по-иному — (не скоро), а с большим движением. В этом произведении те же задачи, что и в предыдущем. Мелодия «Пьески» немного веселее и чуть ласковее, чем в «Песенке»; здесь также, как и в предыдущем произведении необходимо добиться певучего звучания мелодии в левой руке. В работе над левой рукой следует использовать прием, указанный в разборе «Песенки».
Особое внимание надо обратить на исполнение разрешений:
Первый звук нужно взять ярче, глубже, кисти рук должны мягко опуститься, на втором звуке подняться, так звук легко снимается. При этом требуется глубокое, цепкое взятие звука, а не вялое, инертное прикосновение к клавишам.
№ 6 «Бедный сиротка»
Пьеса проникнута единым лирическим настроением, но с множеством оттенков и нюансов. Основная трудность заключается в том, что чувство печали, грустного одиночества сохраняется в течение всей пьесы. Поэтому не каждому ученику эта пьеса может подойти по душе, так как длительно приходится концентрировать внимание на одном явлении и настроении. Обучающемуся юному музыканту надо помочь понять нюансы и детали интонационного развития. Неоднократно повторяющиеся мелодико-гармонические построения ставят перед учеником сложную задачу: сыграть миниатюру так, чтобы избежать монотонности. Детям понятна характеристика образа – грусть, печаль, сострадание и жалость к бедному и одинокому сиротке. Характер музыки точно передает содержание произведения: рисует образ бедного, беспомощного ребенка, его горе, тоску, его просьбы.
Музыка грустная, жалобная, построена на многократном повторении одного музыкального мотива. Две затактные шестнадцатые играются Legato, а следующие три восьмые portamento.
«Альбом для юношества» – подлинный шедевр, имеющий непреходящее художественное и воспитательное значение для пианистов. Каждая пьеса «Альбома для юношества» в отдельности и, особенно, в сопоставлении с другими контрастирующими миниатюрами, приобщает юных музыкантов к извечным проблемам человеческого бытия, раскрывает перед ними высокий трагизм борьбы Добра и Зла, позволяет стать причастными тем душевным состояниям, какие испытывает человек и в минуты ликования, и в минуты потрясений.
Как яркий представитель романтического искусства, Шуман знакомит юных исполнителей и слушателей не только с конкретными явлениями жизни, но и с откликами, возникающими в душе человека, познающего объективно существующий мир, общающегося с природой, знакомящегося с трудом и бытом простых людей.
Так же как и любая содержательная книга, «Альбом для юношества» обогащает ум детей знаниями, воспитывает способность эмоционально и сердечно воспринимать действительность; развивает память сердца, столь важную для музыканта, стремящегося создавать свои «рассказы» о дружбе, любви, мечтах и первой душевной боли, учит верить в торжество светлого начала, бороться за счастье.
1. Алексеев А., История фортепианного искусства, М.,1988, глава IV;
2. Амброс А. В., Роберт Шуман. Жизнь и творчество: пер. с нем. М., 1988;
3. Асмус В.Ф. , Музыкальная эстетика Шумана. Советская музыка,1949, № 2, стр.58.
4. Белоусова С., Романтизм: Ф. Шуберт. Р. Шуман. Ф. Шопен. — М.: РОСМЭН, 2002;
5.Владыкина-Бачинская Н., Р.Шуман, Москва,1959, стр.123
6. Гринштейн С. ,Очерки по истории фортепианной педагогики, М., 2009;
7. Гуревич С. А., Страницы биографий Шопена и Шумана, рассказанные врачом. — М.: Моск. филос. фонд Спб.: Унив. кн.: Культурная инициатива, 2000;
8. Грохотов С. В., Шуман и окрестности. — Москва: Классика- XXI, 2006;
9. Житомирский Д., Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. М., 1964;
10. Житомирский Д., Шуман, М.,1969
11.Меркулов А. М., Фортепианные сюитные циклы Шумана. — Москва: Музыка, 2006;
12. В. Натансон, Р. Шуман, «Альбом для юношества». Вопросы фортепианной педагогики, вып.1, М.,1963;
13.Нейгауз Г.Г.,»Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога», М., 1959;
14. Нейгауз Г.Г. «Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям». Советский композитор, 1983
15. Панкевич Г., Искусство музыки М., 1987;
16. Ройтерштейн М., Основы музыкального анализа М., 2001;
17. Фейнберг С., Пианизм как искусство Музыка,1965 ,стр.120.
18. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано М.,1984;
19. Цыпин Г. Исполнитель и техника. М.,1999;
20. Шуман Р. Альбом для юношества, сочинения, М.,Музыка,1964 г. (ор.68).
Источник