Сольфеджио 1 класс диктант с нотами
Все права принадлежат студии «Домашний концертмейстер».(Найдено в свободном доступе сети интернет)
Примечания в сборнике:
CD «Начальный курс музыкального диктанта для ДМШ» — вспомогательное пособие по сольфеджио для учащихся 1-7 классов для самостоятельных дополнительных занятий дома. Пособие также предназначено для детей, по тем или иным причинам пропустивших групповые занятия по сольфеджио в музыкальной школе, а также для дополнительных занятий во время каникул. Для проигрывания диктантов необходим обычный проигрыватель компакт-дисков. К пособию прилагается книжка с правильным вариантом нотации диктантов для проверки.
На диске диктанты размещены по мере возрастания сложности и сгруппированы по темам, названия которых вы можете прочесть в нотном приложении, вставленном в коробку CD. Перед каждым проигрыванием диктанта звучит настройка тональности, «распевка» по звукам тонического трезвучия в диапазоне звучания мелодии диктанта. Ребенок с легкостью может научиться пользоваться пособием, и для этого не требуется наличие фортепиано дома!
Номера треков на CD совпадают с номерами диктантов в приложении, где можно посмотреть правильный вариант нотации.
. Напротив каждого трека указана тональность диктанта, которая сообщается ребенку заранее.
Пишите диктант, проигрывая его каждые 2 минуты по 12-14 раз в течение 20-25 минут. Учитывая то, что в классе диктант проигрывается и в быстром и в медленном темпах — на диске диктанты исполнены в среднем темпе. Сильные доли специально выделены по громкости для удобства определения размера диктанта, так как в задачи данного пособия входит именно обучение, а не контрольная проверка навыков записи.
Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями, представленными методическим кабинетом г.Москвы, по сборнику «Музыкальные диктанты для ДМШ» автором-составителей Ж.Металлиди и А. Перцовской. Данный сборник выбран не случайно: звучащие на диске диктанты — популярные народные и классические мелодии, хорошо знакомые детям. Для обучения это является необходимым условием.
Источник
Л. Синицына. Диктанты по сольфеджио для младших классов
Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).
Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.
Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это — целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно — написание законченной по смыслу мелодии.
С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.
Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.
Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.
Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).
Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:
- тональность;
- музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
- начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4 такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) —
V ступень тоника;
- ритм;
- мелодические интонации с использованием графических символов;
- нотную запись;
Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное — с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.
В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта — с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте — серединная каденция — наличие V ступени, 7–8 такт — заключительная каденция — V ступень тоника;
После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).
Основные элементы музыкальных интонаций:
Пример диктанта с графическими символами:
«Ключик» к успешному написанию диктанта — в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.
Музыкальный диктант — интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:
При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:
На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.
Запись диктанта — не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат), а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.
Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:
- Ступеневыйдиктант— педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
- Диктант с ошибками— на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей — исправить их, записать правильный вариант.
- Диктант с вариантами— полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
- Диктант по памяти— анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача — верно по памяти оформить нотный текст.
- Графический диктант— педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
- Диктант с досочинением мелодииразвивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
- Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
- Самодиктант— запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
- Диктант без подготовки (контрольный)— отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.
Любая форма диктанта — своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.
Примеры диктантов для 2 класса:
Примеры диктантов для 3 класса:
Примеры диктантов для 4 класса:
Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам — юным музыкантам!
Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.
Источник
Сольфеджио. Музыкальный аудио-диктант Ладухин №1 для 1 класса музыкальной школы. До мажор.
1 голос, ДО-МАЖОР. Начинается и заканчивается нотой «до». Поступенное движение. Размер 2/4. 2 такта. Длительности — четверти и половинные.
Хроники мезозойской эры. Хроника первая
228 миллионов лет назад. Три юных стаурикозавра, плотно пообедав вкусным мясом мелких зверьков, решили сами научиться писать музыкальные диктанты. Вот уже месяц родители водили их в музыкальную школу. Ох уж это сольфеджио! — думали молодые динозаврики. — Самый трудный предмет в музыкальной школе! А музыкальные диктанты — ну как их писать? Нужно одновременно следить за движением мелодии, дирижировать передними лапами, да ещё и разбираться в ритмическом рисунке. Нет, это слишком трудно. На уроке у них ничего не получается, как они ни стараются. — Поэтому решили они все вместе пойти в Интернет на сайт www.lafamire.ru и поучиться писать музыкальные диктанты.
Вот открыли они Музыкальный аудио-диктант Ладухин №1 (1 голос) для 1 класса сольфеджио музыкальной школы и прочитали предварительные условия его написания. (1 голос, ДО-МАЖОР. Начинается и заканчивается нотой «до». Поступенное движение. Размер 2/4. 2 такта. Длительности — четверти и половинные.)
Что такое До мажор, поступенное движение, размер 2/4, длительности четверти и половинные, такт, динозаврики нашли в Правилах по сольфеджио.
До мажор -это мажорный лад, в котором нет ключевых знаков, а главным звуком (тоникой) является звук «до».
Поступенное движение — движение по соседним нотам.
Длительности: Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота. Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота. В половинной ноте 2 четвертных ноты.
Такт — от одной тактовой черты до другой.
Размер 2/4 — это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая. Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.
Они поняли, что в нотной тетради на пяти линейках нотного стана нужно нарисовать скрипичный ключ, поставить размер 2/4, разделить строчку на два такта и поставить в начале первого такта и в конце второго ноты «до». И поняли они, что при прослушивании диктанта нужно посчитать количество нот.
У первого динозаврика от природы был абсолютный слух, и он сразу услышал, какие ноты играются в диктанте. Однако он забыл, где на нотном стане пишется вторая нота, которую он услышал. И с ритмом он сообразить ничего не мог, хотя и знал, что по условию здесь есть четверти и половинные.
Второй динозаврик сразу понял, где были ноты короткие, а где -длинная, и написал ритм. Однако он не понимал, что такое размер 2/4 и где писать вторую ноту — в первом такте или во втором. Поэтому он написал ритм сверху нотной строчки, но не поделил его на такты. А вот вверх пошла мелодия после первой ноты или вниз, он никак не мог решить, потому что ещё слишком мало играл на фортепиано своими когтистыми передними лапками, на которых было по четыре пальца.
Третий динозаврик послушал музыкальный диктант, пропел его, вместе с пением он дирижировал лапкой в размере 2/4 — вниз -вверх. Когда он пропел вторую ноту, он сразу понял, куда движется мелодия. Он также вспомнил, где записывается нужная ему нота. Ещё он вспомнил, что если нота длится один взмах лапы — значит, это четверть, а если нота длится два взмаха лапы — значит, это половинная. Если лапа идёт вниз, значит, это начало нового такта.
Продолжение истории — в «ответе к диктанту».
Источник