- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- Проходящий доминантовый терцквартаккорд (D43)
- Как построить t3 t6 S3 D2 t6 D43 D65 t3? h-moll. Сольфеджио.
- На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
- Таблицы по сольфеджио для школы
- Таблицы по сольфеджио для колледжа
- Еще немного по поводу других аккордов
- Сольфеджио что такое аккорд d43
- Доминантсептаккорд
- Обращения доминантсептаккорда.
- Разрешения
- Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
- Разрешение
- Проверка:
- Тестовое занятие
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Проходящий доминантовый терцквартаккорд (D43)
Базовый курс гармонии. Содержание
Поступенное восходящее и нисходящее мелодическое движение между III и V ступенями лада можно гармонизовать проходящими оборотами с доминантовым терцквартаккордом (D43) на слабом времени. В таких оборотах басовый голос обычно движется параллельно верхнему, образуя с ним параллельные децимы или терции, общий тон тянется или повторяется в одном из средних голосов. Выглядит это так:
Обратите внимание, что тонический секстаккорд здесь используется с удвоением квинтового тона.
Кроме того, в восходящем обороте септима D43 разрешается вверх, сам D43 разрешается в вместо T53 в T6, а между сопрано и альтом образуются параллельные квинты (ум.5 и ч 5), но все это в данном случае не является нарушением.
Если голоса поменять местами, то получатся следующие варианты проходящих оборотов с D43:
Задание: Транспонируйте приведенные в нотных примерах проходящие обороты с D43 во все тональности квинтового круга.
Источник
Как построить t3 t6 S3 D2 t6 D43 D65 t3? h-moll. Сольфеджио.
Аккордов много.. . они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.
D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.
D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона). )
ЗЫ, Надеюсь, правильно. Если где ошиблась, исправьте.
Аккордов много.. .они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.
D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.
D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона)
T53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например
S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля
D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)
Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до
S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до
Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)
D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре
S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа
D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль
Аккордов много.. .они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.
D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.
D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона). )
Источник
На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.
Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.
Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.
Итак, вариант первый…
Таблицы по сольфеджио для школы
Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…
Таблицы по сольфеджио для колледжа
Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.
Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.
Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.
Еще немного по поводу других аккордов
Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.
Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).
Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.
Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.
Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.
Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.
Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))
Источник
Сольфеджио что такое аккорд d43
Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.
Доминантсептаккорд
Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.
Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):
• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;
• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.
Обращения доминантсептаккорда.
Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд ( 6 /5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд ( 4 /3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3
Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.
Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.
Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень.
Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.
Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.
Разрешения
Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.
Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.
Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.
Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.
D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.
D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.
Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.
Разрешение
В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.
Проверка:
- На какой ступени строится D7?
Ответ:
Из каких интервалов состоит D7?
Ответ:
Определить тональность по D7, подписать название аккорда.
Найти ошибку в каждом аккорде или названии.
По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник