- Сольфеджио для бас гитары
- Steve Schmidt — 2. Роль басовой линии
- Steve Schmidt — 3. Кое-что помимо основных нот
- Steve Schmidt — 4. Аккорды и басовая линия
- Steve Schmidt — 5. Мажорные гаммы, тональности, последовательности аккордов, квинтовый круг
- Пентатоники
- Обыгрывание мажорных аккордов
- Арпеджио. Мажорные, Минорные и sus2
- Арпеджио. Основы мажорного и минорного арпеджио на бас гитаре
- Гаммы и лады
- Искусство съема музыки (Lucas Pickford)
- Построение басовой линии. Целевые и Подходные ноты, шагающая басовая линия
- Соло для бас гитары
- Сольфеджио для бас гитары
- Теория
- Аккордовая гамма септаккордами на бас гитаре
- Все про музыкальные размеры
- Как записывать бас гитару?
- Музыкальные формы в джазовых стандартах
- Нотация партий бас гитары для начинающих
- Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации
- Нотация партий бас гитары для начинающих
- Основные определения
- Отличия в записи бас гитары и фортепиано
- Табулатуры как вспомогательная нотация
- Альтерация, ключевые и проходящие знаки.
- Запись нот буквами
- Дополнительные обозначения для нотации бас гитары
- BassLife — Все для бас гитариста
- Обучение по книгам
- Обучение по книгам
- Re: Обучение по книгам
Сольфеджио для бас гитары
Это первый урок из серии, посвященной построению басовых линий. Он предназначен для людей слабо разбирающихся в музыкальной теории. Рассмотренно также чтение табулатур.
Steve Schmidt — 2. Роль басовой линии
Цель этого урока объяснить музыканту какие ноты можно использовать в басовой линии и какой эффект она в целом оказывает на музыку.
Steve Schmidt — 3. Кое-что помимо основных нот
Речь пойдет об использовании неосновных нот для создания плавного музыкального течения от аккорда к аккорду.
Steve Schmidt — 4. Аккорды и басовая линия
Речь пойдет об использовании неосновных нотах аккордов.
Steve Schmidt — 5. Мажорные гаммы, тональности, последовательности аккордов, квинтовый круг
Сейчас речь пойдет о гаммах. Гаммы позволяют определить какие аккорды и в какой последовательности можно использовать. Помимо гамм мы познакомимся с квинтовым кругом.
Пентатоники
Пентатоники — это гаммы, в состав которых входит пять различных нот. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные: мажорные и минорные пентатоники.
Обыгрывание мажорных аккордов
Мы познакомимся с мажорными гамами и пальцевыми позициями для них, узнаем как обыгрывать мажорные аккорды.
Арпеджио. Мажорные, Минорные и sus2
На этом уроке я познакомлю вас с несколькими аппликатурами, которые вы легко сможете использовать при построении своих басовых линий.
Арпеджио. Основы мажорного и минорного арпеджио на бас гитаре
На этом уроке мы познакомимся с основными формами мажорных и минорных арпеджио. Урок достаточно полно раскрывает тему, но вы должны понимать, что это всего лишь отправная точка в вашем освоении арпеджио.
Гаммы и лады
Это статья посвящена гаммам. Приведенные ниже гаммы широко используются в различных музыкальных стилях. Знание гамм во многом облегчает жизнь музыканта. Особенно полезно это знание при импровизации и написании аранжировок и сопровождения к песням.
Искусство съема музыки (Lucas Pickford)
Несколько полезных советов на тему съема музыки на слух от Lucas Pickford-а. Способность расшифровывать и записывать на бумагу то, что Вы слышите, один из самых ценных навыков, которыми может обладать музыкант. Вы спрашиваете, в чем заключается эта ценность? Прежде всего, этот навык позволяет учиться у признанных мастеров, используя только их записи.
Построение басовой линии. Целевые и Подходные ноты, шагающая басовая линия
Рассмотрим два типа нот, наиболее часто встречающихся в басовых линиях джазовых композиций.
Соло для бас гитары
На этом уроке я хочу познакомить вас с техникой, которую я использую при написании и игре соло для бас гитары.
Источник
Сольфеджио для бас гитары
Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.
Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.
Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.
Источник
Теория
В рубрике «Теория» разбираемся с теоретическими основами музыки, нотной грамотой, теорией звука и устройством бас гитары.
Аккордовая гамма септаккордами на бас гитаре
Аккордовые гаммы помогут лучше изучить и понять гриф бас гитары для игры соло, шагающего баса, аккордов и много другого.
Все про музыкальные размеры
О важных музыкальных понятиях, таких как метр, размер, такт и прочих в максимально доступной форме, понятной для музыкантов без начального образования
Как записывать бас гитару?
В этой статье рассмотрим самые распространенные варианты записи бас гитары и оборудование, которое для этого понадобится
Музыкальные формы в джазовых стандартах
Урок посвящен основным формам в джазовых стандартах: AABA, ABAC, ABCD и другим. Из урока вы узнаете, почему басисту особенно важно знать и чувствовать форму произведения
Нотация партий бас гитары для начинающих
Небольшой урок для начинающих басистов с необходимым теоретическим минимумом о том, как записывать партии бас гитары в ноты.
Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации
Разбираемся какие виды эквалайзеров доступны бас гитаристам, на какие частоты нужно воздействовать, чтобы получить нужный звук, а также несколько общих советов при эквализации баса
Источник
Нотация партий бас гитары для начинающих
Приветствую! Сегодня разберемся с важными особенностями нотации бас гитарных партий, основами нотного письма, а также специальными обозначениями для записи партий бас гитары. Информация в статье подается с самых азов и, надеюсь, будет понятна всем читателям, от новичка до более опытного музыканта. В другой раз я постараюсь рассказать о записи разных приемов игры, сокращениях нотного письма и т.п.
Основные определения
Сперва дадим несколько определений:
Нота — специальный графический знак, обозначающий какой-либо звук, извлекаемый на инструменте.
Нотация или нотное письмо — система записи нот, с помощью которой фиксируется высота и продолжительность каждого звука, сила звучания (громкость), темп, характер и многое другое.
Для написания нот применяется специальная нотная строка, которая называется нотным станом или нотоносцем и состоит из пяти параллельных линеек. Счет линейкам ведется снизу вверх, а ноты пишутся на линейках, между линейками и на добавочных линейках сверху и снизу от нотного стана. Нотоносец делится на такты сплошной вертикальной линией — тактовой чертой.
Самый первый знак, который пишется на нотном стане, — ключ. Ключ определяет высоту нот, расположенных на данном нотоносце. Всегда один из элементов ключа указывает на ноту, относительно которой должны рассчитываться звуковысотные позиции остальных нот.
Для записи партии бас гитары практически всегда используется басовый ключ или ключ «фа», указывающий своим двоеточием на ноту фа малой октавы на четвертой линейке (Ex. 1). На бас гитаре эта нота находится на третьем ладу струны D , на восьмом ладу струны A и на тринадцатом ладу струны E . Но, иногда, можно встретить и скрипичный ключ (ключ «соль»), указывающий на ноту соль первой октавы на второй линейке. Этот ключ можно использовать для записи соло в верхнем регистре. Также, но значительно реже, можно встретить теноровый ключ — ключ «до», указывающий на ноту до первой октавы (на четвертой линейке), который иногда встречается в партиях для контрабаса. Более подробную информацию об всех этих ключах вы нагуглите без труда.
Скрипичный и басовый ключ связаны между собой следующим образом (Ex.2):
Т.е. нота до первой октавы в басовом ключе находится на первой добавочной линейке сверху, а в скрипичном на первой добавочной снизу.
Отличия в записи бас гитары и фортепиано
Все звуки, исполненяемые на бас гитаре, записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения нот с листа. Если записывать звуки бас гитары в их натуральном звучании, то пришлось бы применять слишком много добавочных линеек. Такие ноты читать очень трудно и неудобно.
Табулатуры как вспомогательная нотация
Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.
О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.
Альтерация, ключевые и проходящие знаки.
При записи нотного текста, для повышения или понижения основного звука на пол-тона или даже на целый тон используются знаки альтерации — диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль. Для отмены действия любых знаков альтерации существует бекар.
Диез (#) — повышает на пол-тона (1 лад);
Бемоль (♭) — понижает на пол-тона (1 лад);
дубль-диез (##) — повышает на целый тон (2 лада);
Дубль-бемоль (♭♭) — понижает на целый тон (2 лада);
Бекар (♮) — отменяет действие любых знаков альтерации;
Главный принцип альтерации нот на бас гитаре показан в Ex. 3. При понижении ноты бемолем, нота всегда смещается к голове грифа. При повышении диезом, в противоположном направлении к бриджу.
Ex. 3 — Альтрация на грифе бас гитары
Важно запомнить следующее — эти знаки альтерации бывают двух типов: ключевыми и проходящими (случайными).
Ключевые знаки выставляются один раз сразу в начале такта после ключа. Действуют они на протяжении всего произведения для всех октав до ввода новых знаков альтерации.
Проходящие знаки выставляются непосредственно возле ноты к которой они относятся и действуют только до конца текущего такта и только в пределах октавы, в которой они выставлены.
Поясню на нотном примере.
В данном примере имеем два знака при ключе (си-бемоль и ми-бемоль), а также есть проходящий бекар рядом с нотой ми. Этим бекаром мы отменяем действие ключевого бемоля для последней ноты в такте.
Запись нот буквами
Очень часто вам придется сталкиваться с обозначением нот в буквенном виде. Это относится в основном к записи аккордов, обозначению струн и т.п. Просто оставлю это здесь, если вы упустили этот момент.
A | B | C | D | E | F | G |
---|---|---|---|---|---|---|
ЛЯ | СИ | ДО | РЕ | МИ | ФА | СОЛЬ |
К буквам можно добавлять знаки альтерации: С# — до-диез, Ab — ля-бемоль и т.д.
Дополнительные обозначения для нотации бас гитары
Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:
- Римскими цифрами над нотами обозначаются позиции. Позицией обозначается лад на грифе на который нужно поставить указательный палец левой руки . Например цифра III означает третью позицию, VII — седьмую и т.п.
- Арабскими цифрами обозначается аппликатура левой руки (для правшей): 1 — указательный палец (index finger), 2 — средний (middle finger), 3 — безымянный (ring finger), 4 — мизинец (pinkie), 0 — открытая струна (open string).
- Обозначение пальцев правой руки (как и левой) полностью заимствовано из классической гитары: p — большой палец, i — указательный, m — средний, a — безымянный.
Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.
В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:
fill — импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;
tacet — не играть;
N.C. (no chord) — аккорд отсутсвует;
На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.
Источник
BassLife — Все для бас гитариста
Форум бас гитаристов
Обучение по книгам
Обучение по книгам
Сообщение astronaut.str » Вс авг 21, 2011 12:28 am
Re: Обучение по книгам
Сообщение PaVliQ » Вс авг 21, 2011 1:05 am
Теорию — вполне, всмысле теоретически:
Панова — Конспекты по элементарной теории музыки — IMHO лучше чем совковый Вахромеев, т.к. это тоже самое, только в виде доработанного издания весьма свежего.
— Пфайффер «Бас гитара для чайников» — многие не любят за буквальное восприятие написанного, но тем не менее прикольная книжка, по части аппликатур диатонических ладов все разрисовывает куда какой палец ставить, в остальном не дает даже элементарного понятия что такое тональность и знаки при ключе и как их по нотам читать, после этой книги нельзя останавливаться, считая что это предел знаний — никак, там только огрызки теории, очень мелкие огрызки.
— Смолин «Бас гитара для начинающих» — ширпотребный самоучитель
— «Бас гитара для всех» издательства Катанского — ширпотребный самоучитель, но зато без табов, сразу учит читать только по нотам
— Питер Пикоу — «Играем на бас гитаре» — весьма интересный самоучитель, хотя в памяти нюансов из него остается далеко не много.
— Чак Шер — «Импровизация на бас гитаре и контрабасе» — книга не слабая мягко говоря, но требует понимания того что написано уже на 1-й странице и освоения каких либо примитивных знаний до этого. Освоение ее упражнений полностью может растянуться на годы без шуток, как например у меня где то на середине или чуть более)))
— Интерактивная школа бас-гитары (Акелла) — хоть там везде и один и тот же 12-тактовый блюз с разными ритмами и риффами и тональностями, но весьма прикольный диск, приложение типа «нотный тир» чего только стоит — отличная задумка на мой взгляд, развивает хотя бы отсутствие потом отвращения и скоррее интерес к чтению нот с листа, занятие то весьма занятное вылетающие ноты угадывать на нотном стане за доли секунды — там оно в спорт прямо превращено.
Бывают еще Ариевич, Морген, Вахромеев, но думаю там очень академично все, как бы кто не обиделся, но показалось что там объясняется все по совковски, будто все такие академики и сразу понимают. По крайней мере попытка понять что такое квинтовый круг через Ариевича у меня потерпела фиаско, а вот через книгу того-же Чака Шера все понятно очень и очень хорошо.
Кстати все это у меня есть. Но и скачать можете на крупнейшем торрент-трекере сами, сайт(ы) называть даже не стоит, сами знаете.
+ еще Школа Юрия Андреева — считается лучшей и думаю многое вышеперечисленное можно будет отбросить с этой кладезью материала, как слыхал, но приобретается не на каждом шагу. Сам бы не отказался 3 тома этих книг в коллекции иметь.
Источник