- Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002
- Теория музыки для гитаристов
- Расположение нот на грифе гитары
- Как читать табулатуры
- Советы начинающим бас гитаристам
- Создание басовой линии
- Техника игры на бас гитаре
- Музыкальные интервалы
- Гаммы, лады и пентатоника
- Обозначение пальцев, ладов и струн гитары
- Запись нот
- Звукоряд, октавы и ноты
- Музыкальные звуки.
- Гитара по нотам. Виртуальный учебник. Введение
- Обучение гитаре с нуля: нотная грамота
- Что такое нота
- Звукоряд и нотный стан
- Знаки альтерации
- Ноты на грифе гитары
- Длительность нот и пауз
- Заключение
- Комментарии (2):
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Как играть на гитаре по нотам. Самоучитель. Первые упражнения.
- Нота Ми, (головка ноты), находится между четвёртой и пятой линиями нотного стана (нотоносца). Нота Фа на пятой линии нотного стана (линия пересекает головку), нота Соль над пятой линией. Обратите внимание на то, что линии нотного стана и струны гитары это не одно и то-же. Нет никакой симметрии между расположением нот на грифе гитары и их расположением на нотоносце. Ноты нужно просто запоминать. Запись на нотоносце – единая система записи для многих музыкальных инструментов.
- Сыграйте первое упражнение, которое называется “Ми, Фа, Соль”:
- Упражнение 1 – “Ми, Фа, Соль”
- Посмотрите как правильно играть упражнение “Ми, Фа, Соль”:
- Упражнение 2 – “Солнышко”
- Прослушать упражнение “Солнышко”
- ПОЖЕРТВОВАТЬ!
- Упражнение 3 – “Идём в поход”
- Внимание! Обязательно играйте ВСЕ упражнения курса ПО ПОРЯДКУ! Новые ноты, а так-же термины и техники даются в необходимом порядке.
- Прослушать упражнение “Идём в поход”:
- Упражнение 4 – “Нотка за ноткой”.
- Посмотрите следующее видео, так играется это упражнение техникой “апояндо”:
- Итак, если вы проиграли данные упражнения, то ноты Ми, Фа и Соль вы запомнили навсегда! Переходите к следующей странице курса и разучите новые ноты.
- ГРУППА В КОНТАКТЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ: https://vk.com/guitarmaestro1
Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002
Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002
Итак, Вы купили гитару и пока не знаете как ее настроить, как держать, как правильно извлекать отдельные звуки, не говоря уже об аккордах, не знаете нот и не понимаете как перенести на гитару указанные в песеннике «иероглифы» типа С7, Am и т.п. На все эти вопросы Вы найдете ответы в этой небольшой книжке.
В ней собраны сведения, которые необходимо знать любому начинающему (да и не только) гитаристу независимо от того, что он хочет научиться играть: современный рок, джаз или народные, либо бардовские песни. Для тех, кто тяготеет к теоретическим знаниям и осознанной игре, в книжке даны соответствующие формулировки и объяснения. Если же Вас больше интересует практическая сторона этого материала, Вы можете опустить теорию и изучать аппликатуры аккордов, запоминать их обозначения, играть приведенные последовательности в различных ритмах.
В книжке Вы найдете справочные данные, которые пригодятся Вам и через несколько лет обучения. И хотя в ней нет ничего лишнего, не стоит рассчитывать на исчерпывающую информацию по всем иинтересующим Вас вопросам.
Содержание
От составителя
I. Вводная часть
1.1. Устройство гитары
1.2. Посадка гитариста
1.3. Постановка правой руки
1.4. Приемы звукоизвлечения
1.5. Постановка левой руки на грифе гитары
II. Основы нотной грамоты
2.1. Запись нот
2.2. Ритм
2.3. Паузы
2.4. Размер, такт
2.5. Лига
2.6. Фермата
2.7. Нота с точкой
2.8. Знаки альтерации
III. Основные обозначения. Буквенно-цифровая запись нот и аккордов. Табулатура
3.1. Обозначения пальцев рук гитариста
3.2. Обозначение струн
3.3. Буквенное обозначение нот
3.4. Расположение нот на грифе гитары
3.5. Строй, диапазон и настройка гитары
IV. Аккорды, их строение, обозначения и аппликатуры
4.1. Буквенно-цифровая запись аккордов
4.2. Аккорды в первой позиции
4.3. Игра аккордов правой рукой
4.4. Аккорды, обозначенные дробной записью
2-5. Лига
2.6. Фермата
2.7. Нота с точкой
2.8. Знаки альтерации
V Основные обозначения. Буквенно-цифровая запись нот и аккордов. Табулатура
3.1. Обозначения палацев рук гитариста
3.2. Обозначение струн
3.3. Буквенное обозначение нот
ЗА. Расположение нот на грифе гитары
3.5. Строй, диапазон и настройки гитары
VI. Аккорды, их строение, обозначения и аппликатуры
4.1. Буквенно-цифровая запись аккордов
4.2. Аккорды в первой позиции
4.3. Игра аккордов правой рукой
4.4. Аккорды, обозначенные дробной записью
4.5. Аккорды с использованием баррэ
4.6. Аккорды, их строение и обозначения
VII. Аккордовые
S.J. Характерные последовательности аккордов для популярных песен
5.2. Примеры типичных аккордовых последовательностей для тем, написанных в разных стилях
VIII. Ритмические формулы для игры на гитаре в различных стилях
6.1. Определение длительностей нот и пауз. Ритмические рисунки аккомпанемента в и восьмых при комбинировании четвертей J
6.3. Ритмы, используемые для t
6.4. Ритмы рока размере J’ длительности
6.3. Ритмы, используемые для аккомпанемента в размерах
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Теория музыки для гитаристов
В этом разделе приведены основы теории музыки: звуки, звукоряд, октавы, гаммы, лады, построение аккордов, тональность, запись и чтение нот и табулатур.
Расположение нот на грифе гитары
Эта статья полезна будет новичкам, чтобы сориентироваться в расположении нот на грифе шестиструнной гитары в стандартном строе.
Как читать табулатуры
Распространенные варианты записи табулатур. Запись приемов игры в табулатурах.
Советы начинающим бас гитаристам
Несколько советов, следуя которым, можно значительно повысить свой уровень игры на бас гитаре.
Создание басовой линии
Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать?
Техника игры на бас гитаре
Если Вы решили играть на бас гитаре, и находитесь в самом начале пути, то несколько советов должны помочь в освоении инструмента
Музыкальные интервалы
Мелодический и гармонический интервал. Простые и составные интервалы. Обращение интервалов. Понятия консонанс и диссонанс.
Гаммы, лады и пентатоника
В этой стать рассмотрены гаммы, диатонические лады и пентатоника. Это необходимо знать, если Вы хотите играть осознано.
Обозначение пальцев, ладов и струн гитары
Обозначение пальцев ладов и струн гитары, принятые в записи композиций для гитаристов.
Запись нот
Нотное письмо. Обозначение высоты звука, его длительности, такта композиции, темпа, пауз.
Звукоряд, октавы и ноты
Что такое звукоряд и октава. Натуральный звукоряд. Наименование октав и нот.
Музыкальные звуки.
Что такое музыкальный звук и его характеристики.
Источник
Гитара по нотам. Виртуальный учебник. Введение
Этот “он-лайн” учебник – является пособием для индивидуального и самостоятельного обучения игре по нотам, на шестиструнной гитаре.
Данное руководство предназначено как для начинающих гитаристов, так и для тех, кто уже имеет опыт игры по нотам, но желает разнообразить свой практический репертуар, зачастую основанный на стандартных пособиях общепринятого формата, рекомендованного для детских музыкальных школ.
На сегодняшний день, многие люди, желающие учиться играть по нотам, правильным и подобающим образом, не могут этого сделать по некоторым причинам. Во-первых, не у всех есть возможность найти хорошего учителя. Во-вторых, большинство учебных пособий с нотами,(даже для начальных классов), слишком сложны для того, чтобы заниматься по ним самостоятельно, без помощи учителя, так-как в большинстве своём, являются лишь сборниками произведений и не включают в себя подробную информацию о пошаговом механизме обучения. Человек не знающий базовых техник и терминов не сможет сразу читать с листа, пусть это будут даже самые лёгкие произведения.
Именно поэтому данное пособие спланировано и создано так, чтобы каждый человек самостоятельно мог запоминать ноты и термины, а также развивать технику игры, постепенно добиваясь нужного результата.
Для эффективности работы необходимо помнить следующие пункты и следовать следующим правилам:
1) Произведения даны в порядке “от лёгкого – к сложному”, при игре каждого нового упражнения добавляются дополнительные элементы, поэтому все произведения и упражнения необходимо играть по порядку и все задания выполнять. Программа данного курса тщательно рассчитана и систематизирована, по ней обучались и обучаются многие ученики – как взрослые, так и дети.
2) Самоучитель включает в себя известные классические произведения, отечественный и зарубежный фольклор, гитарные обработки к песням и мелодиям, а также упражнения составленные автором. Последнее необходимо для более “надёжной” и качественной работы, ввиду того, что добавление новых нот, новых терминов, и описание новых техник должно осуществляться в формате закономерного и постепенного повышения уровня сложности, чего непросто достичь играя лишь популярные композиции.
3) Некоторые песни и мелодии упрощённы, что делает их более “доступными” для начинающих. В некоторых случаях даны лишь отдельные части произведений.
4) Часть произведений “транспортирована” автором в отличные от оригинальных, но более “удобные” для начинающих гитаристов, тональности.
5) Уровень сложности материала самоучителя: 1-й, 2-й класс ДМШ.
ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.
Источник
Обучение гитаре с нуля: нотная грамота
В предыдущей статье мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.
Что такое нота
Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.
Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.
Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.
Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.
Звукоряд и нотный стан
Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.
Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.
Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).
На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:
Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:
Знаки альтерации
Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.
Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.
Ноты на грифе гитары
Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.
Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:
Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:
Длительность нот и пауз
Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.
На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:
Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:
На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:
А паузы соответственно вот так:
Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.
Заключение
В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.
Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.
Комментарии (2):
Добавить комментарий Отменить ответ
В тексте ошибка! После фразы «На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы» приведены 2 рисунка, которые не совпадают между собой: на первом в диапазон гитары полностью укладывается малая и первая октавы, а на втором — первая и вторая октавы. Так какой из этих рисуноков правильный?
Да, там не правильно на нотном стане. не Малая а первая октава. На схеме грифа изображено верно
Источник
Как играть на гитаре по нотам. Самоучитель. Первые упражнения.
Итак, ноты, которые разучим вначале – Ми, Фа и Соль. Они расположены на первой струне гитары.
Ми – первая открытая струна.
Фа – первая струна, первый лад.
Соль – первая струна, третий лад.
Нота Ми, (головка ноты), находится между четвёртой и пятой линиями нотного стана (нотоносца). Нота Фа на пятой линии нотного стана (линия пересекает головку), нота Соль над пятой линией. Обратите внимание на то, что линии нотного стана и струны гитары это не одно и то-же. Нет никакой симметрии между расположением нот на грифе гитары и их расположением на нотоносце. Ноты нужно просто запоминать. Запись на нотоносце – единая система записи для многих музыкальных инструментов.
Сыграйте первое упражнение, которое называется “Ми, Фа, Соль”:
Упражнение 1 – “Ми, Фа, Соль”
Начните игру указательным пальцем правой руки ( i ). Обратите внимание на то, что в левой руке КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ ИГРАЕТ “СВОЙ ЛАД”: первый палец – 1й лад (нота Фа), третий палец – 3й лад (нота Соль). Пальцы левой руки обозначаются цифрами (1 2 3 4), а правой буквами (p i m a).
Играйте медленно, не торопясь. Проиграйте несколько раз. Лучше проговаривать (или петь) названия нот при игре, так, запомнить их будет гораздо легче. Не забывайте про длинные и короткие ноты: полая нота со штилем – половинная, (считаем “раз (и), два (и)”), закрашенная со штилем – четвертная, (считаем “раз (и)”). Нажмите на картинку с упражнением для того, чтобы увеличить и открыть его в новом окне.
Посмотрите как правильно играть упражнение “Ми, Фа, Соль”:
Обратите внимание на технику игры и на положение рук. При игре сольных мелодий на классической гитаре, после сыгранной ноты, палец правой руки должен как-бы “врезаться” в соседнюю струну (зафиксироваться) и оставаться на ней некоторое время.
Старайтесь сильно зажимать лады пальцами левой руки, иначе звук будет некачественным.
Упражнение 2 – “Солнышко”
В этом упражнении используются те-же ноты. Последняя нота Ми – целая, (считаем “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”). Обратите внимание на то, что можно считать каждую ноту по отдельности, а можно суммировать счёт в каждом такте – “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”. Считайте так, как вам будет удобно.
Две линии с двумя точками в конце последнего такта означают повторение материала ещё раз с самого начала. Этот знак называется “Реприза”.
Прослушать упражнение “Солнышко”
ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.
ПОЖЕРТВОВАТЬ!
Упражнение 3 – “Идём в поход”
Играйте это упражнение так-же, как и предыдущие.
Внимание! Обязательно играйте ВСЕ упражнения курса ПО ПОРЯДКУ! Новые ноты, а так-же термины и техники даются в необходимом порядке.
Не забывайте про длинные и про короткие ноты, а так-же про аппликатуру левой руки. Помните, каждый палец играет “свой” лад.
Прослушать упражнение “Идём в поход”:
Упражнение 4 – “Нотка за ноткой”.
А теперь внимание! Это упражнение будем играть двумя пальцами правой руки – указательным (i) и средним (m), чередуя их при игре каждой новой ноты. Это единственная правильная техника исполнения сольных мелодий на классической гитаре. Она называется “апояндо“. Вначале, конечно, можете сыграть мелодию лишь указательным пальцем (i), для того, чтобы было легче запомнить ноты. Затем начните игру двумя пальцами. Неважно с какого их них вы начинаете, главное менять их при игре нот. Не забывайте фиксировать пальцы на соседней (вышележащей) струне.
Посмотрите следующее видео, так играется это упражнение техникой “апояндо”:
Итак, если вы проиграли данные упражнения, то ноты Ми, Фа и Соль вы запомнили навсегда! Переходите к следующей странице курса и разучите новые ноты.
Продолжение: Гитара по нотам 2-класс
ГРУППА В КОНТАКТЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ: https://vk.com/guitarmaestro1
ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.
Источник