Сольфеджио для гитары это

Содержание
  1. Теория музыки для гитаристов
  2. Расположение нот на грифе гитары
  3. Как читать табулатуры
  4. Советы начинающим бас гитаристам
  5. Создание басовой линии
  6. Техника игры на бас гитаре
  7. Музыкальные интервалы
  8. Гаммы, лады и пентатоника
  9. Обозначение пальцев, ладов и струн гитары
  10. Запись нот
  11. Звукоряд, октавы и ноты
  12. Музыкальные звуки.
  13. Что такое сольфеджио. Сольфеджио для гитариста
  14. Нотная грамота для начинающих на гитаре
  15. Это минимум сведений, которые понадобятся Вам для первых уроков.
  16. Теперь разберемся с высотой звука
  17. Теория
  18. Практика Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:
  19. Гаммы и аккорды
  20. Вся лестница очень длинная. Можно сказать, она бесконечная. Нота есть, а мы ее уже не слышим. Так бывает.
  21. Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.
  22. Аккорды
  23. Построение аккордов
  24. Трезвучия
  25. Септаккорды
  26. Нонаккорды

Теория музыки для гитаристов

В этом разделе приведены основы теории музыки: звуки, звукоряд, октавы, гаммы, лады, построение аккордов, тональность, запись и чтение нот и табулатур.

Расположение нот на грифе гитары

Эта статья полезна будет новичкам, чтобы сориентироваться в расположении нот на грифе шестиструнной гитары в стандартном строе.

Как читать табулатуры

Распространенные варианты записи табулатур. Запись приемов игры в табулатурах.

Советы начинающим бас гитаристам

Несколько советов, следуя которым, можно значительно повысить свой уровень игры на бас гитаре.

Создание басовой линии

Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать?

Техника игры на бас гитаре

Если Вы решили играть на бас гитаре, и находитесь в самом начале пути, то несколько советов должны помочь в освоении инструмента

Музыкальные интервалы

Мелодический и гармонический интервал. Простые и составные интервалы. Обращение интервалов. Понятия консонанс и диссонанс.

Гаммы, лады и пентатоника

В этой стать рассмотрены гаммы, диатонические лады и пентатоника. Это необходимо знать, если Вы хотите играть осознано.

Обозначение пальцев, ладов и струн гитары

Обозначение пальцев ладов и струн гитары, принятые в записи композиций для гитаристов.

Запись нот

Нотное письмо. Обозначение высоты звука, его длительности, такта композиции, темпа, пауз.

Звукоряд, октавы и ноты

Что такое звукоряд и октава. Натуральный звукоряд. Наименование октав и нот.

Музыкальные звуки.

Что такое музыкальный звук и его характеристики.

Источник

Что такое сольфеджио. Сольфеджио для гитариста

У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру, это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.

С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.

Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.

С чего состоит обучение сольфеджио.

1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.

Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.

Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.

Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».

Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?

Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.

Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.

Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.

Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.

Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.

Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.

Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.

Необходимость в преподавателе.

Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.

Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному преподавателю.

Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.

Источник

Нотная грамота для начинающих на гитаре

Это минимум сведений, которые понадобятся Вам для первых уроков.

Музыкальные звуки различаются по:
· Высоте
· Длительности
· Силе
· Тембру

Тембр в нотах для гитары указывается редко, например, словами «играть у подставки», что означает более звонкий звук.

Сила звука может быть указана словами или знаками. Вот некоторые:
p – пиано – тихо,
f – фортэ – громко,
> – знак акцента.

Длительность нот обозначается так:

Целая нота звучит столько же времени, сколько два половинные, или четыре четвертные.

Понятно, что восьмая звучит столько же времени, что и две шестнадцатых. Нота с точкой – это длительность ноты плюс половина ее длительности, например, четвертушка с точкой длится три восьмых.

Отсутствие звука называется паузой. Паузы обозначаются так.

Целая, половинная, четвертная, восьмая и т. д. Пауза с точкой – полторы паузы.

Теперь разберемся с высотой звука

Теория

По высоте звуки расположены лесенкой. Величина ступеньки – полтона.
На гитаре это как раз один лад. От Ля первой октавы до Ля второй октавы – октава, 7 нот, 12 полутонов. На этом отрезке лесенки частота звука удваивается. Ля первой октавы 440 Гц, значит, Ля второй октавы это 880 Гц.

Дальше все просто. Есть нотный стан. На нем 5 линий. Ноты пишутся под, на или над линиями. Когда не хватает линий, рисуют добавочные. Если надо повысить ноту на полтона, рисуют диез, понизить – бемоль. Если надо отменить, пишут бекар. Вот До, вот Ля, вот Фа-диез, вот Си-бемоль.

А вот так выглядит весь нотный диапазон гитары.

Практика
Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:

· между нотами Ми и Фа и между нотами Си и До – полутон (одна ступенька). Между остальными соседними – тон (2 ступеньки).
· В гитаре истинный звук на октаву ниже, чем написано. Просто для удобства записи. Пишется До первой октавы, а реально звучит До малой октавы.

Все остальное учится в процессе. Поглядывайте на ноты, привыкайте.
В упражнениях все ноты снабжены названиями и разъяснениями, и Вы постепенно привыкнете.

Отлично все изложено у Носова в его самоучителе. Подробно и четко. Рекомендую.

Гаммы и аккорды

Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.

Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.

Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.

До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.

У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C. Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.

Вся лестница очень длинная. Можно сказать, она бесконечная. Нота есть, а мы ее уже не слышим. Так бывает.

Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.

Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.

Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.

Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.

Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные. И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.

Гамма мажорного лада

1 2 3 4 5 6 7

Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:

Гамма мажорного лада

Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор

Гамма мажорного лада

Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез. Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.

Гамма фригийского лада

Вот гребенка гаммы фригийского лада.

Гамма миксолидийского лада

Вот гребенка гаммы миксолидийского лада

Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.

Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.

В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.

Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.

Аккорды

Теоретически аккорд – это одновременное звучание нот, расположенных по терциям. На практике что написано, то и аккорд.

Вот гребенка Вашего первого аккорда, мажорного трезвучия. Первый звук (нижний) – главный. Обратите внимание: расстояния между зубьями гребенки разные. Между первой и третьей ступенью – больше, между третьей и пятой – меньше.

Гребенка мажорного трезвучия жестко связана с мажорной гаммой. В нее входит первый, третий и пятый звуки мажорной гаммы. Тоника, терция и квинта.

Приложим гребенку мажора к нашей большой таблице, например, к ноте соль. Получим соль-мажорный аккорд. Соль-си-ре.

Теперь, прикладывая гребенку к разным ступенькам хроматической лестницы, мы можем построить мажорный аккорд от любой ноты. Вы не поверите, но 50 лет назад некоторые хитрые люди делали такие модели из картона. И в продаже иногда они появлялись. В виде картонных или пластмассовых дисков с вращающимися стрелочками. По такой же схеме вычисляют аккорды современные компьютерные программы.

С мажором разобрались. Займемся минором.

Вот гребенка минорного трезвучия. Первый звук (нижний) – главный. Потом – третья и пятая ступени минорной гаммы. Здесь расстояние между первой и третьей ступенью – три полутона (малая терция), а между третьей и пятой – четыре полутона, большая терция.

Пример: приложили единичкой к ноте D (Ре). Получился ре-минор, или просто Dm. Состоит из Ре, Фа и Ля (Если бы приложили мажор, было бы ре – фа-диез – ля).

Теперь я покажу, как выглядят гребенки некоторых аккордов. Повторяю, это не теория, не учебник, не справочник, это попытка простого объяснения. Те аккорды, которые Вы будете играть на гитаре, Вы не скоро будете создавать по нотам.

Да, вот еще что. Если взять нижнюю ноту в аккорде и перенести ее вверх (заменить той же нотой следующей октавы), получится обращение аккорда. В гитарной практике чаще имеют дело не с классическими, а с обращенными аккордами.

Итак, вперед. Не старайтесь запоминать. Это только пример для понимания. Все аккорды здесь – от ноты до, приложите гребенку к другой ноте – будет аналогичный аккорд от другой ноты. Написано, например, C7, а приложили его гребенку первой нотой к ре – получился D7.

Расстояние между зубьями гребенок музыканты измеряют терциями. Они пишут Б3, большая терция, или М3, малая терция. На всякий случай я добавил расстояние и в полутонах.

Состав
в полутонах

Итак, подведем итог. Есть лестница, где каждая ступенька – это звук. Вся музыка в ней умещается. Разные народы отбирали для себя с этой лестницы наиболее подходящие звуки. Это лады. Мажорный лад, минорный, и т.д. Ноты в каждом ладу образуют гамму этого лада. Гаммы мы представляли в виде гребенок. Из гамм родились и простейшие аккорды. Всех аккордов никто не считал, но записывать их научились. Записать можно что угодно, была бы система. Посмотрим, как строится система записи аккордов.

Если бы классификацию аккордов доверили простому советскому инженеру с окладом 130 руб., он бы сразу смекнул, что раз для каждого аккорда интервалы между звуками отличаются, надо их расположить по интервалам. Тогда мажорное трезвучие получило бы номер”43″, так как первый интервал у него равен 4 полутонам, а второй – трем. Минор стал бы зваться “34”, доминантсептаккорд получил бы номер 433, большой мажорный – 434, малый минорный – 343 и так далее. Где-то через полчаса вся работа была бы закончена, и, сдав отчет начальству, наш инженер отправился бы в курилку рассказывать анекдоты. Но музыкальная жизнь планеты сложилась иначе.

Построение аккордов

Основой для любого аккорда является трезвучие. Оно состоит из первой, третьей и пятой ступени гаммы. Мы уже знаем, что трезвучий всего четыре: мажор, минор, увеличенное и уменьшенное. В нашей таблице все они расписаны и разрисованы. Так что база для построения аккордов у нас есть. Поскольку в аккорде звуки расположены по терциям, добавляем к нашим трезвучиям терцию (три или четыре полутона), т.е. седьмую ступень гаммы, и получаем септаккорд. Затем добавляем еще терцию, получаем нонаккорд. Еще добавляем – ундецимаккорд, потом – терцдецимаккорд. В качестве примера приведены аккорды, построенные от ноты До.

Трезвучия

Мажорное трезвучие, C = первая, третья и пятая ступени мажорной гаммы. До – ми – соль.

Минорное трезвучие, Cm = первая, третья и пятая ступени минорной гаммы. До – ми-бемоль – соль

Мажорное трезвучие с повышенным квинтовым тоном, Увеличенное трезвучие, C + , C +5 = первая, третья и повышенная пятая ступени мажорной гаммы. До – ми- соль-диез.

Минорное трезвучие с пониженным квинтовым тоном, уменьшенное трезвучие, Cm -5 , C -5 = первая, третья и пониженная пятая ступени минорной гаммы. До – ми-бемоль – соль бемоль.

Септаккорды

Большой мажорный септаккорд, C +7 = мажор + большая терция. До – ми – соль – си.

Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд), C7 = мажор + малая терция. До – ми – соль – си-бемоль.

Большой минорный септаккорд, Cm +7 = минор + большая терция. До – ми-бемоль – соль – си.

Малый минорный септаккорд, Cm 7 = минор + малая терция. До – ми-бемоль – соль – си-бемоль.

Увеличенный септаккорд, C +7+5 = увеличенное трезвучие + малая терция, До – ми – соль-диез – си.

Полууменьшенный (малый вводный) септаккорд, Cm 7-5 = уменьшенное трезвучие + большая терция. До – ми-бемоль – соль-бемоль – си-бемоль.

Уменьшенный (уменьшенный вводный) септаккорд, Cdim = уменьш.трезвучие+малая терция. До – ми-бемоль – соль-бемоль – си-дубльбемоль.

Доминантсептаккорд сам по себе тоже является базой для аккордотворчества:

Доминантсептаккорд с повышенным квинтовым тоном (с повышенной квинтой), C 7+5 , До – ми – соль-диез – си-бемоль.

Доминантсептаккорд с пониженным квинтовым тоном (с пониженной квинтой), C 7-5 , До – ми – соль-бемоль – си-бемоль.

Перебрав все возможные септаккорды, добавляют следующую, девятую ступень гаммы. Получаются нонаккорды.

Нонаккорды

Большой нонаккорд, C 9 = доминантсептаккорд+ большая терция, До – ми – соль – си-бемоль – ре

Малый нонаккорд, C -9 = доминантсептаккорд+ малая терция. До – ми – соль – си-бемоль – ре-бемоль.

Затем можно добавить одиннадцатую, тринадцатую ступень и т.д. Получим ундецим- и терцдецимаккорды.

Ну, принцип понятен. А если надо добавить не терцию, а другой звук?

Добавляя шестую ступень, получим мажорное и минорное трезвучия с секстой

Мажорное трезвучие с секстой, C 6 , До – ми- соль – ля.

Минорное трезвучие с секстой, Cm 6 , До – ми-бемоль – соль – ля.

Ну и наконец, добавляя к любому аккорду любую ноту, получают аккорд с любой добавленной нотой.

Ну, хватит, хотя здесь далеко не все. Повторяю, это не справочник, а попытка объяснения новичкам принципов записи аккорда. Если у Вас появится свой собственный аккорд, и Вы не сможете его записать по этим принципам, распишите его нотами или рисуйте таб.

У меня огромная просьба: если увидите на этой страничке ошибки (а ошибки есть, я уверен), сообщите.

Это сайт – гитарный самоучитель, восстановленный нами из архива. По непонятным причинам сам автор его закрыл и перестал поддерживать, мы решили продолжить жизнь данному проекту, тк он правда полезен людям! Не ругайтесь за рекламу, она приносит копейки на то, чтобы сайт жил и мы стараемся ей не перегружать сайт! Если кто-то хочет помочь или готов использовать сайт в проф деятельности – просим писать в контакты.

Источник

Оцените статью