Сольфеджио это пение по нотам

Что такое сольфеджио и зачем его преподают в студиях детского вокала?

Многие родители думают над вопросом: «куда отдать ребенка на пение?» выбирает эстрадное направление, — джаз, — академический стиль. вообще решает отдать ребенка учиться игре на музыкальном инструменте. Но для того, чтобы достичь успеха в любом из этих направлений, необходимо изучить ноты и уметь ориентироваться в теории музыки. А значит, без сольфеджио никак не обойтись.

Что такое сольфеджио?

«Пение по нотам» — так переводится слово «solfeggio» с итальянского языка. Это дисциплина нужна для развития у детей слуха и памяти. Она включает в себя музыкальные диктанты, изучение нотной грамоты, слуховой анализ. Изучение этой науки помогает детям лучше понимать и чувствовать музыку, особенно это актуально при обучении эстрадному вокалу для детей.

В чем польза сольфеджио?

Зная ноты и легко воспроизводя по ним любую мелодию, ребенок может сам сочинять музыку. Его вокал будет звучать более гармонично и целостно.

  • ученик осваивает теорию музыки;
  • ребенок сможет записать любую мелодию на слух;
  • происходит развитие скорости восприятия нот, слуха, который нужен музыканту, памяти;
  • появляется умение определять форму, отличать тембры и звучание разных инструментов;
  • вырабатывается навык «чтения с листа» и воспроизведения одноголосного или двухголосного пения;
  • ребенку требуется меньше времени, чтобы освоить новую композицию;
  • формируется ритмическая основа;
  • ученик перестает бояться импровизации и сможет самостоятельно играть и сочинять музыку в любом жанре.

Кому нужно обучаться сольфеджио?

К сожалению, многие не понимают и недооценивают важность сольфеджио в развитии певческого таланта у детей. Многих оно даже пугает своей сложностью. Эта дисциплина действительно требует усидчивости и терпения — результаты от неё бывают не сразу, а после долгой отработки упражнений. Однако польза пения для детей по нотам стоит затраченных усилий.

Обучаться этой дисциплине стоит каждому, кто решил связать свою жизнь с музыкой и хочет достичь профессиональных высот в пении. Также сольфеджио полезно тем, кто просто любит музыку и пение, но при этом не планирует заниматься ими профессионально. Обучение поможет более глубоко изучить музыкальную науку. В этом случае уроки вокала для детей 10 лет и старше принесут больше результатов.

Что такое ОКФ?

Общий курс фортепиано — так расшифровывается эта аббревиатура. Обучение игре на пианино полезно для детского развития. В будущем юный певец сможет сам аккомпанировать себе во время пения, но главная польза фортепиано для детей заключается в следующем:

  1. Развивается координация рук, что облегчает обучение письму и улучшает почерк.
  2. Повышается концентрация внимания.
  3. Улучшается музыкальный слух и чувство ритма.
  4. Дети легче осваивают иностранные языки.
  5. Уроки фортепиано помогают быстрее осваивать математику.
  6. Формируется усидчивость, дисциплина, самоконтроль.
  7. Ребенок развивается интеллектуально, культурно, духовно.

Мы приглашаем ваших детей в Детский Продюсерский центр «Имена Продакшн» в студию детского вокала в группы: 3–5, 5–7, 7–9, 9–12, 12–18 лет. В ходе обучения ребенок раскрепощается психически и физически и приобретает такие важные качества как артистизм, уверенность в себе, целеустремленность, и развивает свой талант вокалиста.

Источник

Сольфеджио это пение по нотам

Виды

Вырабатываемые навыки

Теоретические знания

Изучение нотной грамоты. Правила строения интервалов, аккордов, ладов, музыкальных форм, синтаксис, приёмы развития муз. материала, жанровые особенности, гармонические функции. Изучение основных музыкальных терминов. Проведение анализа муз. фрагментов.

Умение применять теоретические знания на практике.

Сольфеджирование (пение по нотам)

Чтение с листа нотных примеров в различных тональностях одноголосно, дуэтом или совместно с хором.

Овладение мастерством чтения нот с листа и точным интонационным воспроизведением нотного текста одноголосного или двухголосного, совершенствование вокальных навыков.

Развитие слуховых навыков

Определение на слух отдельных звуков, интервалов, ладов и тональностей, аккордов, трезвучий. Анализ музыкального произведения на слух. Подбор аккомпанемента на слух. Запись цифровок и гармонических оборотов.

Умение слышать и определять музыкальные элементы на слух. Развитие внутреннего слуха. Возможность отличать тембры инструментов и музыкальные краски произведений. Умение анализировать форму на слух. Навык быстрого подбора аккомпанемента или мелодической линии.

Написание музыкальных диктантов

Проведение устных и письменных диктантов в различных тональностях, одноголосных и двухголосных, размерах и темпах.

Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха учащегося.

Творческие задания

Подбор произведений с гармонией, основы композиции, импровизация, досочинения и сочинения в определенных тональностях, жанрах, ритмических фигурах.

Умение сочинять музыку в конкретном стиле, жанре. Навык импровизации. Свободное владение инструментом.

Метроритмическая работа

Изучение на практике ритмических фигур, ритмослогов, метра, размера.

Формирование ритмической основы.

Таким образом, сольфеджио способствует развитию в человеке широкого в музыкальном плане творческого потенциала.

Стоит отметить, что существует два основных вида сольфеджио:

Классическое сольфеджио включает в себя основные термины, понятия и практические упражнения. Это музыкальные основы. Примечательно, что данный вид сольфеджио в большей степени строится на принципах школы классицизма и романтизма.

Джазовое сольфеджио рассматривает основные термины, характерные для джазовой музыки . Примечательно, что данный вид сольфеджио изучается в музыкальных училищах и консерваториях, преимущественно на отделениях Эстрадно-джазового вокала. Если речь идет о начальном или среднем музыкальном образовании, то подобная дисциплина применима для джазовых вокальных студий.

Почему многие не любят сольфеджио?

Наверное, почему многие люди не любят сольфеджио понятно еще из предыдущего пункта. Ведь согласитесь, что запомнить и разобраться в таком объемном материале достаточно сложно. На данный момент времени можно выделить следующие основные причины отрицания сольфеджио:

  • Отсутствие от природы абсолютного слуха. Учащемуся сложнее, запоминать звуки, на обработку высоты требуется больше времени, в итоге на фоне других более успешных учеников может выработаться комплекс, а следовательно, и не любовь к предмету.
  • Музыкальная одаренность. Как бы парадоксально, это не звучало, но дети и взрослые, которые от природы наделены музыкальными способностями часто разочаровываются. Они, итак, слышат точную высоту звука и могут безошибочно определить тональность, а если еще и чувство ритма не хромает, то сольфеджио вообще теряет для них весь смысл. Как показывает практика, такие люди начинают пропускать занятия, вместе с этим теряется теоретическая база, начинаются проблемы в предмете.
  • Неуспеваемость по предмету. Сложность сольфеджио заключается в том, что необходимо время, чтобы выработать определенный практический навык. Кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, при этом этапы контроля знаний никто не отменял. В итоге, человек, старающийся получить знания, может получить плохую оценку, что соответственно не является стимулом.
  • Некомпетентный педагог. Сколько историй, о том, как предмет был не любим из-за педагога, который отбивал все желание заниматься.
  • Жёсткий контроль родителей. Многие родители стремятся сделать из собственных детей Моцартов, они часами мучают ребенка занятиями, убивая его самостоятельность. Конечно, контроль в занятиях со стороны родителей необходим, но музыка не может превращаться в пытку. Отец Паганини запирал собственного ребенка в чулане и лишал еды, если Никколо не выучивал задания. Конечно, ребенок стал знаменит, но какова цена? Заниматься музыкой – это великое удовольствие, ребенок должен, понять это сам.

Наверное, это основные причины, которые мешают по-настоящему проникнуться предметом и осознать все его значимость и необходимость.

Зачем необходимо сольфеджио? Польза предмета

Вне зависимости от времени, навыки, полученные от занятий, будут приносить музыкантам со всего мира необъятную пользу. К положительным качествам сольфеджио можно отнести развитие следующих навыков:

  • Полная свобода во владении инструментом.
  • Прочная теоретическая база, совершенное знание музыкального языка.
  • Умение анализировать произведение по нотам и на слух.
  • Композиторское мастерство.
  • Умение импровизировать в различных жанрах, стилях и т.д.
  • Навык подбора музыкального произведения в короткое время.
  • Сокращение времени на запоминание музыкального материала.
  • Формирование музыкального слуха: абсолютного или относительного.
  • Четкая ритмическая основа.
  • Чистая интонация.
  • Формирование мелодического и гармонического слуха.
  • Возможность различать тембральную краску инструментов.

Пользу данной дисциплины нельзя недооценивать, ведь именно сольфеджио формирует основные профессиональные музыкальные способности. Подчеркиваем, предмет дает именно профессиональную базу. Согласитесь, что в мире можно найти миллион талантливых людей, которые хорошо поют, могут играть на инструменте, подбирают песни, но их нельзя назвать профессионалами, так как они делают это интуитивно. Они не знают нотной грамоты, терминологии, никогда не обучались в музыкальной школе. Несмотря на наличие их таланта, начать развиваться в музыкальной отрасли или получать образование, без изучения школьной базы, они вряд ли смогут.

Но не стоит печалиться раньше времени, вне зависимости от возраста можно начать изучать сольфеджио. Главное проводить занятия систематически и в правильном порядке, в более взрослом возрасте лучше нанять репетитора по сольфеджио, если это ребенок, то вполне можно ограничиться занятиями в музыкальной школе.

Чтобы изучать сольфеджио требуется следующее:

  • Фортепиано или синтезатор или MIDI-клавиатура.
  • Нотная тетрадь.
  • Карандаш и ластик.
  • Учебное пособие.
  • Тетрадь для записи терминов.
  • Желание постигать данную науку.
  • Время и силы.

Сольфеджио является таким предметом, который требует большой самоотдачи. Не пугайтесь, если, что-то не получается с первого раза, систематические упражнения сделают свое дело. Необходимо помнить, то что легко дается, также легко теряется. Если вы нарабатывали навык ценой усилий, тратили время, то полученные результаты будут радовать больше.

Так друг или враг?

Чтобы, кто не говорил, сольфеджио является неоспоримым другом музыканта. Необходимо только понять, что сложности придумываем мы сами. Просто поймите, зачем вам эти знания, что принесут они в будущем. Поверьте, ваши труды в изучении не пропадут даром. Сольфеджио – это основа музыки, постигнув данную дисциплину, можно стать настоящим музыкантом, так давайте не упускать этот шанс!

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Сольфеджио — один из самых недооцененных предметов в музыкальной школе. В то же время, можно сказать, что это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике и изучать такой предмет надо всесторонне и особенно тщательно.

Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот — соль и фа, потому и звучит столь музыкально.

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах?

Прежде всего — для воспитания музыкального слуха, для тренировки его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? — с помощью практик и специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь. Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы. Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.

Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

Теория музыки, сольфеджио и нотная грамота — это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.

Теория музыки и нотная грамота — это теория, в то время как сольфеджио — это практика.

Сольфеджио можно охарактеризовать как:

  • учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух.
  • сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
  • специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами;

Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть — разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.

При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами.

В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ развития слуха и способности быстро и без ошибок читать музыкальную нотацию.

Источник

Оцените статью