Сольфеджио написать устойчивые ступени белыми нотами

На заметку всем, занимающимся сольфеджио

Алла Ивановна Данчакова:

При выполнении домашнего задания прошу обратить внимание на часто встречающиеся ошибки.

Это относится прежде всего к учащимся I-V классов, но иногда такие ошибки встречаются и в работах учащихся старших классах.Написание штилей.Если нота пишется до 3-ей линейки, то штиль пишут справа от ноты вверх.

1. Написание штилей:

  • Если нота пишется до 3-ей линейки, то штиль пишут справа от ноты вверх.
  • Если нота выше 3-ей линейки, то штиль пишут слева от ноты вниз.
  • Если нота пишется на 3-ей линейке, то штиль можно писать и вверх, и вниз. Все будет зависеть от того, куда идет следующая нотка: если вверх, то штили идут вниз, если вниз, то штили пишут вверх.

Только обязательно помним с какой стороны нотки писать штили. А то очень часто пишут штиль посередине ноты.

2. Если нота восьмая, то хвостик всегда пишется справа, независимо от того, куда идет штиль — вверх или вниз.
3. Стрелочка около ступени указывает на то, вверх или вниз вы должны написать нотку. Но это не значит, что нотка прыгает вверх или вниз через две октавы. Стрелочка всегда относится к ступени, которая пишется после стрелки. Если нет стрелочек, то следующая нота ближайшая к предыдущей.
4. Если в задании не стоит размер, то все устойчивые ступени- звуки мы пишем -белыми, а неустойчивые — черными.
5. Для младших классов. Когда нам надо построить от какого-то звука интервал, то сначала мы считаем ступени по белым клавишам, и этот звук, от которого нам надо построить, он уже будет первый. Мы его обязательно считаем! Нашли вершину интервала — записали. А дальше считаем тоны, не забывая наши беленькие полутончики.
6. Многие путают римские цифры IV (4) и VI (6)
7. Очень важное замечание! Когда вам надо записать мелодию по указанным ступеням, то над каждым тактом вы видите ритмический рисунок, который вам говорит о том, какой длительности в такте должны быть ваши нотки. Палочка — это четверть, белый овал с палочкой — это половинная длительность.
8. Для средних и старших классов. Самая распространенная ошибка! Когда вы строите тритоны, характерные интервалы, аккорды доминантовой группы в миноре, вы очень часто забываете про гармонический минор, т.е. VII# ступень. Прежде всего, подписывайте тональность, даже в Золиной, а рядом словами запишите VII# ступень, чтобы у вас было это перед глазами.
9. Всегда неустойчивые звуки мы пишем — черными, устойчивые — белыми.
10. Иногда встречается неверное разрешение неустойчивых звуков.
Запомните: VI всегда разрешается в V, а VII в I .
11. Когда вы пишите аккорды, слева проставляйте тоны (1,3,5)

И самое, самое главное для всех.
Это предмет сольфеджио. Самое главное, вы должны все это интонировать и играть. Не забывайте!
Вы тогда все лучше запомните. Нужна практика!

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Источник

Оцените статью