Сольфеджио ступени всех аккордов

Аккорды главных ступеней. Обзор

Для того, чтобы сочинить мелодию, нам необходимо определиться с тональностью. А в тональности знать устойчивые (I-III-V) и неустойчивые (II-IV-VI-VII) ступени. Устойчивые ступени не дают мелодии превратиться в набор звуков, организует ее, поэтому устойчивые ступени чаще других, неустойчивых, появляются в начале и в конце предложений, фраз мелодии. Между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в мелодии образуется связь по принципу тяготения, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.
Для того, чтобы подобрать к мелодии аккомпанемент (сопровождение), принято ступени тональности делить на главные и побочные . Главные ступени тональности (I-IV-V) имеют названия. Первая ступень называется тоника, четвёртая ступень — субдоминанта, а пятая ступень — доминанта. Имеют они и краткие обозначения — (I — Т), (IV — S), (V — D). Остальные ступени называются побочными и не имеют в обозначении определённых названий, обозначаются непосредственно римскими цифрами (II-III-VI-VII). Для подбора самого простого аккомпанемента можно использовать в басовом голосе, на фортепиано в левой руке, только представленные выше ступени, но если сопровождение необходимо сделать более сложным, то тогда на каждой из ступеней можно построить аккорды. Все аккорды будут иметь разные названия, выполнять разные задачи, то есть разные функции.

В каждой тональности есть основные аккорды и производные. Основные — это трезвучия и септаккорды, а производные — это их обращения. Если мы построим на I ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться тоническим (Т53 или I53). В него будут входить ступени I-III-V. В таком виде эти ступени будут нести на себе определенную функцию, она называется тонической. Это устой тональности, звучит определено, завершено, не требует разрешения и никуда не тяготеет. Производные аккорды от тонического, то есть его обращения, будут выполнять те же функции.
Если мы построим на IV ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться субдоминантовым, от названия IV ступени (S53 или IV53). В него будут входить IV-VI-I ступени. В таком сочетании эти ступени будут выполнять другие функции. Это украшение тональности, красочная гармония, «самостоятельная, независимая», как «кошка, которая гуляет сама по себе». Это обусловлено тем, что в субдоминантовую функцию входит первая ступень, которая придаёт ей самостоятельность, а также шестая ступень (тоника параллельной тональности). Производные аккорды от субдоминантового трезвучия будут выполнять его функции.
Если мы построим на V ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться доминантовым, от названия V ступени (D53 или V53). В него будут входить V-VII-II ступени. Доминантовая функция — это «стремящаяся» функция, стремится она перейти в тоническую. По звучанию напряженная, яркая, с сильным тяготением в свой устой. Преподносит нам тоническую функцию «на блюдечке с голубой каемочкой». Поэтому доминантовую функцию используют для перехода в другие тональности при отклонении и модуляции. Такое стремление ей обуславливают VII и II ступени, которые называют вводными. Они отличаются очень сильным тяготением в тонику. Производные аккорды от доминантного трезвучия выполняют те же функции. Это правило относится к более сложным аккордам доминанты, то есть септаккорду и его обращениям.

Источник

Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности

Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).

Виды аккордов

Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:

  • Т – Тоника;
  • 3 – Терция;
  • Б – Большая (2 тона);
  • М – Малая (1,5 тона).

Мажорные

Традиционно их звучание характеризуется как возвышенное и радостное. За счет чего образуются эти «солнечные» звуки? Чтобы получить мажор, нужно сочетать Т – Б3 – М3.

Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.

Минорные

Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.

Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.

Уменьшенные

Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.

Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.

Например, уменьшенный аккорд в «ля» будет выглядеть таким образом: A – C – Eb.

Аккорды с задержанием

Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.

  • sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
  • sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.

Пример построения аккордов с задержание в до мажоре Csus2: C – D – G. Как это произошло? В обычном мажорном трезвучии были бы такие ноты C – E – G. Но в задержанном аккорде мы меняем 3 ступень (E) на вторую (D), то есть, на секунду. Как раз цифра «2» и указана в самом названии Csus2.

По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).

С надстройками

Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.

Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.

Тональность и ее ступени

Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.

В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.

Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.

Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.

Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.

Аккорды входящие в тональность – таблицы

На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.

Мажор

Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).

Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):

На 7 (вводный тон) – уменьшенный.

Классический До-мажор – расположение нот

Минор

Здесь несколько сложнее:

  1. На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
  2. На 3 ,6, 7 – мажорные.
  3. И на 2-ой – уменьшенный.

Возможные исключения

Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.

Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.

Использование аккордов с надстройками

При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.

Примеры аккордовых прогрессий

Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:

  1. Мажор: E – A – D, C – F – G — Hdim.
  2. Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.

Заключение

Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.

А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Как построить аккорды в тональности.

Функции аккордов в тональности (тоника, субдоминанта, доминанта).

Аккорды. Виды и принцип построения.

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Оцените статью