Небольшое вокальное произведение в исполнении солиста в сопровождении инструмента фортепиано или гитары 6 букв
Ответ:
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Объяснение:
Крещение — один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.Главное событие Крещения – Водосвятие. Для этого в реке делают специальную прорубь, Иордань. В ночь на Крещение в Иордани купается и стар, и млад – существует поверье, что искупавшиеся в ледяной воде в эту волшебную ночь излечатся от болезней и очистятся от грехов. Считается, что в эту ночь открывается небо. «О чем открытому небу помолишься, то сбудется», – обещает народное поверье.Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголил с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.»На Крещение девушки ворожили на суженого, а хозяйки пекли печенье в виде крестов. Праздник Крещения всегда сопровождался застольем, на которое приглашались все знакомые и родственники. Гости запивали зло прошедшего года, чтобы в новом году не было слез и горя. Ну вот на примере Крещения обрядовые действия праздника,
Источник
Романсы — ноты для голоса, вокала в сопровождении фортепиано
Сборники романсов (голос, баян, фортепиано)
Сборники и песенники с нотами
для голоса, вокала в pdf
Один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную (строфическую) форму. Исполнялись эти «песенные романсы» под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары, балалайки. В романсе, как и в народной песне, отразились думы, настроения и переживания простых людей. Лучшие из них распространялись устно, свободно варьировались и постепенно превращались в народные песни.
Сборники
Композиторы
Песни — романсы на стихи поэтов
Романсы на слова А. Апухтина
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1988г.
номер 3437
П. Чайковский. Забыть так скоро
П. Чайковский. День ли царит
П. Чайковский. Ночи безумные
А. Аренский. Разбитая ваза.
А. Аренский. «Она была твоя!».
А. Гречанинов. «Она была твоя!»
Н. Амани. О боже! Как хорош
С. Рахманинов. О, не грусти
С. Рахманинов. Судьба (К Пятой симфонии Бетховена)
С. Рахманинов. Отрывок из А. Мюссе
С. Прокофьев. Отчалила лодка
Скачать ноты
Романсы на слова А. Плещеева
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1989г.
номер 3593
Е. Тарновская. Я помню все
М. Мусоргский. Листья шумели уныло. П. Чайковский.
Ни слова, о друг мой.
П. Чайковский. Кукушка
П. Чайковский. Колыбельная песнь в бурю
П. Чайковский. Нам звезды кроткие сияли.
Н. Римский-Корсаков. Ночь
С. Рахманинов. Речная лилея
С. Рахманинов. Дитя! как цветок, ты прекрасна
С. Рахманинов. Полюбила я на печаль свою
С. Рахманинов. Сон
Р. Глиэр. Листья шумели уныло
Скачать ноты
Романсы на слова А.К. Толстого
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
составитель В. Панарин
“Музыка”, 1989г.
номер 14001
Я. Булахов. Колокольчики мои, цветики степные
В. Пасхалов. Ты не спрашивай
М. Балакирев. Не пенится море
М. Мусоргский. Горними тихо летела душа небесами
Ц. Кюи. Смеркалось
И. Римский-Корсаков. О, если б ты могла
Не ветер, вея с высоты
То было раннею весной
П. Чайковский. Не верь, мой друг.
То было раннею весной
Горними тихо летела душа небесами
Скачать ноты
А.Дюбюк. Поцелуй же меня, моя душечка!
Н.Листов. Я помню вальса звук прелестный.
М.Шишкин. Ночь светла.
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1974г.
номер 5577
Что такое романс?
По сути дела, провести резкую грань между романсом и песней довольно трудно. Правда, песня может исполняться без сопровождения, в то время как романс обязательно предполагает аккомпанемент фортепиано, гитары, арфы или какого-либо другого инструмента. Однако главное заключается в художественных особенностях — в романсе, как правило, используются более сложные средства музыкальной выразительности. Если в песне господствует куплетная форма, то романс обычно строится в свободно развитой композиционной структуре. Это дает возможность в романсе наиболее точно и последовательно раскрыть содержание поэтического текста, все его нюансы.
Этот жанр вокальной камерной музыки получил широкое распространение с конца XVIII века, а свое классическое воплощение нашел в творчестве композиторов XIX столетия — Бетховена, Шуберта, Шумана, Листа, Брамса. Образцы вокальной лирики создали классики русской музыки—Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов. Их традиции продолжили и продолжают советские композиторы.
Источник
Мини беседы о вокальном искусстве
Пение — один из самых древних способов самовыражения. В те далёкие времена, пение в первую очередь было связано с религией, обрядами и уже спустя время, пение становится частью быта и культуры народов.
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие.
Вокальная музыка — музыка, предназначенная для пения. К вокальной музыке относятся как произведения для одного, нескольких или множества голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры a cappella), так и любые музыкальные сочинения для пения с инструментальным сопровождением — различные жанры камерной вокальной музыки (романс, песня, вокальные ансамбли с сопровождением фортепиано или нескольких инструментов), а также хоры с инструментальным сопровождением (фортепиано, орган, оркестр и др.) и, наконец, опера.
Во всех произведениях вокальной музыки голосу принадлежит главенствующая роль; исключая немногие разновидности вокальной музыки, например вокализ, они тесно связаны со словом, поэтическим текстом и должны рассматриваться как синтетические, музыкально-поэтические произведения.
В данном сборнике представлены интересные рассказы и истории о музыке, которые поведают о том, как рождалась музыка, музыкальные жанры.
Мы отправимся в путешествие в самую глубь истории и узнаем о том, как человек стал записывать звуки и как появились ноты.
Узнать больше об истории вокального искусства. Здесь можно найти рассказы о возникновении самого богатого и сложного жанра музыки -оперы. Узнать что такое «опера» и услышать интересную историю оперетты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_besedy_o_vokalnom_iskusstve.docx | 647.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Тяжинский центр дополнительного образования»
Мини беседы для детей о вокальном искусстве
Составитель: Номаль Инга Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Основы музыкальной грамоты……………………….………………………..16
Подготовка вокального аппарата……………………………………………. 20
Комплекс упражнений для вокальной работы певца……………………….24
Жанры вокальной музыки (терминологический словарь)……………. ……29
Пение — один из самых древних способов самовыражения. В те далёкие времена, пение в первую очередь было связано с религией, обрядами и уже спустя время, пение становится частью быта и культуры народов.
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие.
Вокальная музыка — музыка, предназначенная для пения. К вокальной музыке относятся как произведения для одного, нескольких или множества голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры a cappella), так и любые музыкальные сочинения для пения с инструментальным сопровождением — различные жанры камерной вокальной музыки (романс, песня, вокальные ансамбли с сопровождением фортепиано или нескольких инструментов), а также хоры с инструментальным сопровождением (фортепиано, орган, оркестр и др.) и, наконец, опера.
Во всех произведениях вокальной музыки голосу принадлежит главенствующая роль; исключая немногие разновидности вокальной музыки, например вокализ , они тесно связаны со словом, поэтическим текстом и должны рассматриваться как синтетические, музыкально-поэтические произведения.
В данном сборнике представлены интересные рассказы и истории о музыке, которые поведают о том, как рождалась музыка, музыкальные жанры.
Мы отправимся в путешествие в самую глубь истории и узнаем о том, как человек стал записывать звуки и как появились ноты.
Узнать больше об истории вокального искусства. Здесь можно найти рассказы о возникновении самого богатого и сложного жанра музыки -оперы. Узнать что такое «опера» и услышать интересную историю оперетты.
Итальянское vokale означает голосовой. То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – сначала это скорее всего были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов, которые она сопровождала, и от танца.
Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.
Вокализ — это пьеса для голоса без слов, исполняется она на какой –нибудь гласный (обычно на «а»). Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса, и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов. Звучит подобная пьеса как инструментальная, но с большей теплотой.
Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.
В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.
Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.
Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» – в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни-плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни-баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.
Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.
Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной. Так, например, произошло с песней «Утес Стеньки Разина», а ведь у нее есть и авторы – музыка А. Рашевской, стихи А. Навроцкого, или, например, с французской «Марсельезой», ставшей во Франции государственным гимном, а в России – революционной песней наряду с «Варшавянкой», пришедшей из Польши.
Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей. Одни песни носят лирико-исповедальный характер, выражая настроения нашего современника, другие же – просто развлекательные, цель их другая: дать человеку отдохнуть, забыться и забыть о делах насущных.
В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – стихи С. Есенина, М. Цветаевой, О Мандельштама, Б. Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.
Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению, обеспечивая прогресс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. В дошедших до нас времен язычества календарных обрядах и сейчас можно проследить главенствующую линию поклонения человека труду как основному средству своего существования. Заботы о хлебе насущном, о продолжении рода заставляли людей устраивать свою жизнь, придерживаясь годового календаря, ориентированного на погодные и природные условия. Непреложное выполнение календарных и семейно-бытовых обрядов учило человека нормам жизни и поведения.
Фольклор отражает особенности исторического развития народа. Русская история, полная ярких и часто трагических событий, стимулировала рост способности народа к песнетворчеству. На тесную и непосредственную взаимосвязь национальной истории и музыкального народного творчества указывал Н. В. Гоголь: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях».
Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности, отражается нравственное здоровье народа.
Сама природа русской песни сочетает в себе поэзию, музыку и пластику движений. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Выразительная речевая интонация – основа русского народного пения. Вызванное им эмоциональное состояние находит у исполнителей отклик, проявляющийся в способах передачи через характерные интонации и движения. В результате одна и та же песня может иметь разную жанрово-стилевую окраску, зависящую от исполнения в той или иной песенной традиции. Народное пение опирается на естественную фонетику разговорной речи со свойственным ей богатством и индивидуальным характером смысловых интонаций и тембровых красок.
Календарные песни – ранний пласт художественного народного творчества. Народная песня органично взаимосвязана с годовым календарным циклом земледельческих работ и приуроченных к ним обрядам.
Народные свадебные песни – это песни, в которых отражаются мудрость, жизненный опыт, «свод законов» народного быта и эстетическое отношение к действительности.
Разнообразны песенные формы народной песни, сюжеты, драматические линии, действующие лица.
В песнях отражаются героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье.
Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.
Исторические песни всегда рассказывают о людях, действительно живших и чем-либо заслуживших известность, прославившихся своими заслугами или геройством. Песню интересуют, прежде всего, реальные факты. Рассказ о них важнее искусства художественного вымысла. Если собрать все вместе исторические песни, то получится целая история – не писанная, а рассказанная, спетая. Песни эти правдивы, реалистичны, одновременно носят поучительный характер: как относиться к поступкам, делам людей.
В исторических песнях выразилось поэтическое воодушевление певцов, их отношение ко всему, о чем они рассказывают. Песни печалились, негодовали, обличали, высмеивали, славили, осуждали, радовались.
В Нижнем Новгороде Кузьма Минин убеждает народ, что нельзя ничего жалеть для спасения родины. Речь Минина к горожанам передана с энергией настоящего призыва:
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жен, детей,
Вы продайте все свое злато-серебро,
Накупите себе вострыих копьев,
Вострыих копьев, булатных ножей.
С необычайным воодушевлением говорится в песнях об удалых действиях «разбойного атамана» Степана Разина. Нашим глазам предстает бурный лик – река: мимо крутых берегов она несет желтые пески поверх воды, а по реке стремительно бежит струг – гребное судно. Оно впереди других стругов «как сокол летит»:
Уж как этот-то стружочок узукрашен был,
Узукрашен был знаменами он,
Копьями, будто лесом усажен.
На струге сам атаман – Степан Тимофеевич Разин. Эта картина просится на полотно: и атаманский струг, и гребцы, и казаки.
Песни народа перенесут нас в далекое прошлое: в эпоху татаро-монгольского нашествия, во времена царя Ивана Грозного. Сколько песен создано о крестьянских войнах Разина и Пугачева, о войнах, которые вел царь Петр Первый, о знаменитых походах Александра Васильевича Суворова и полководцах и героях Отечественной войны 1812 года.
Песни народа убеждают в том, что каждое значительное историческое событие вызвано движением самого народа. Исторические песни – русская история, рассказанная самим народом.
Это старинный жанр народного происхождения. Название свое получил от латинского слова ballo, что значит «танцую». Вначале это был танец хороводного характера, в котором сольные строфы чередовались с хоровыми. В результате развития этот жанр становится большой повествовательной музыкальной пьесой для голоса с сопровождением. В балладах рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев. Широкое распространение этот жанр получил в Италии, Франции и Англии. В России названия «баллада» не бьшо, но повествовательные песни с драматическим сюжетом и музыкальным развитием сочинялись. Баяны (древне-русские певцы-сказители), аккомпанируя себе на гуслях, слагали всевозможные «Сказания» о подвигах былинных героев. Позднее этот развившийся в России жанр композиторы именовали фантазиями.
Ария — это название большой вокальной композиции для певца-солиста с сопровождением симфонического оркестра. Пишутся арии и как самостоятельные концертные произведения, но чаще всего ария — это номер большого музыкально-драматического произведения — оперы, оратории, кантаты.
В начале название «ария» означало просто песню, и писалась она как и песня в простейшей куплетной, или, как романс, трехчастной форме. Позднее форма арии усложнилась, и теперь она имеет сложное «сквозное» развитие, то есть, когда музыка следует за текстом, создает все новые и новые музыкальные образы, или контрастное, основанное на сопоставлении разнохарактерных эпизодов. Арии часто предшествует речитативное вступление.
Что такое речитатив?
Слово речитатив происходит от итальянского слова recitare, что значит декламировать. Речитатив — это напевная декламация, музыка которой основана на напевных интонациях нашей речи, повышениях и понижениях голоса, акцентах, паузах и пр.
Так вот, такие речитативы-размышления, раздумья часто предшествуют арии, ярко оттеняя ее мелодию. После вступления следует певучая медленная часть, вслед за которой — быстрая энергичная.
Ария, как и монолог в драме, появляется в момент кульминации и служит характеристикой героя. В арии певцы могут показать свой талант и мастерство владения голосом.
Что такое опера?
Самый богатый и сложный жанр музыки — опера. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Композитор пишет оперу на сюжет, взятый из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.
Но все же главное в опере — МУЗЫКА.
Почти каждая опера начинается с увертюры — симфонического вступления, которое знакомит слушателя в общих чертах с содержанием всего действия. Затем на сцене появляются герои. Когда певец исполняет арию, действие останавливается. Все слушают. В арии раскрывается характер героя, его мысли и чувства.
Где родилась оперетта?
Оперетта — слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера».
Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки, высмеивающие вельмож — аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами.
Так зарождался жанр оперетты.
Позже он развивается в итальянской «комедии масок». А в 17 веке появляются комическая опера и водевиль.
Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои — простые люди — всегда побеждали глупых и порочных аристократов.
Главной в водевиле была песня, которую легко запоминали и подхватывали зрители.
Оперетта, или музыкальная комедия, родилась во Франции, на бульварах Парижа.
Да, именно в Париже родилась оперетта — веселый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами.
«Отцом» французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880).
Здесь в 1855 году композитор и дирижер Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен». Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты.
Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников.
Франция в это время переживала трудности. Ею правил Наполеон И!, племянник Наполеона Бонапарта. Он окружил себя бездарными министрами и генералами.
Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка всегда веселой. В ней звучали песенки, марши, танцы.
Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Много это или мало? Наверно это неважно. Главное, какие это произведения!
Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. Вальсы Штрауса уже тогда были известны и любимы всеми.
После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты — «Летучую мышь» (1874).
Если ты увидишь и услышишь несколько музыкантов, которые играют совместно, то знай – это ансамбль. Слово «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе». Но так называется и музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. Самые маленькие ансамбли называют камерными, то есть комнатными («камера по-итальянски – «комната»). Все камерные ансамбли имеют одну особенность: каждый его участник владеет самостоятельной партией – своим голосом, своей линией мелодии. Но все в ансамбле подчинено общему замыслу музыкального произведения. Совсем как на строительной площадке: каждый занят своим делом, но цель у всех одна – построить дом.
Камерные ансамбли в два человека составляют дуэт, в три человека – трио. В четыре, пять, шесть, семь и восемь человек – квартет, квинтет, секстет, септет и октет. Все эти наименования происходят от латинских названий чисел.
для двух исполнителей — дуэт,
для трех — трио, или терцет,
для четырех исполнителей — квартет,
для пяти исполнителей — квинтет,
для шести — секстет,
для семи — септет,
для восьми — октет, и т. д.
В ансамбль может входить и большая группа музыкантов.
Знаменитый танцевальный коллектив «Березка» тоже называется ансамблем. В нашей стране впервые возник огромный ансамбль А. В. Александрова. Известный советский композитор Александр Васильевич Александров был его организатором и первым художественным руководителем. В состав этого прославленного коллектива входят певцы-солисты, певцы хора, танцоры, оркестранты.
Какое пение называют «а – капелла?»
Любители музыки хорошо знают хоровые коллективы, которые называются капеллами. Интересно, что слово «капелла» в переводе с итальянского означает «часовня». Как часовня связана с хором?
С давнего времени в Италии капеллой называли специально выделенное место в церкви или отдельное маленькое помещение при церкви -часовню. здесь под сводом, словно под шапкой, помещался церковный хор. К нему и перешло слово капелла.
В старину католической церковью признавалась только музыка в звучании человеческого голоса. Самая ранняя по времени капелла была исключительно вокальной.
Позже к церковному хору прибавились музыкальные инструменты.В больших соборах и приходских костелах сооружали органы. Богослужение проходило под аккомпанемент этого прекрасного музыкального инструмента. Получалось очень торжественным, производило сильное впечатление на молящихся.
Но были и маленькие храмы, часовни, где органу не хватало места. Хор пел в таких часовнях без сопровождения. Поэтому со временем о пении без инструментального аккомпанемента стали говорить «как в часовне». По-итальянски это звучит как а’ cappeila. А сам хор называют капеллой.
В наши дни пение a cappella распространено во всем мире и представлено в различных музыкальных жанрах: рок, популярная музыка, джаз.
Самый известный и легендарный коллектив «Swingle Singers». Британские вокалисты демонстрируют, насколько виртуозным инструментом может быть человеческий голос, звучащий в составе ансамбля.
Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.
Мелодия всегда имеет тот или иной ритм. Греческое слово «ритмос» означает «соразмерность», «стройность». Ритмом называется чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.
Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада. Все семь звуков лада могут быть повышены или понижены на полтона.
Чтобы обозначить в нотной записи эти повышения и понижения звуков, к ним прибавляются знаки альтерации, то есть знаки изменения высоты звуков (латинское слово «альтераре» означает «изменять».) Основных знаков альтерации три – диез, бемоль, бекар.
Диез повышает звук на половину тона. Полтона – это самое короткое расстояние (интервал) между двумя звуками. Бемоль – понижает звук на полтона. Бекар – знак отказа от ранее написанного диеза или бемоля. Всех вместе музыкальных звуков – простых и со знаками альтерации – двенадцать.
Сколько же можно сложить мелодий из двенадцати звуков?
Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.
Когда-то, очень давно, музыка была только одноголосной. Каждый исполнитель, будь то певец или музыкант, один исполнял свои несложные песни и наигрыши. Народная музыка многих стран и в наше время одноголосна.
Со временем люди поняли, что если одноголосную мелодию будут сопровождать гармонией, то она станет намного выразительнее. Так гармоническое сопровождение, иначе говоря, аккомпанемент, что по-французски значит «сопровождение», навсегда вошло в музыку. Музыканта, который исполняет аккомпанемент, называют аккомпаниатором, а того, кому аккомпанируют, – солистом (итальянское слово «соло» означает «один», «единственный»).
Аккомпанемент создает, как принято говорить, ритмическую основу. Аккомпанемент насыщает мелодию звуковыми красками, отчего мелодия становится ярче, лучше воспринимается. Когда солист умолкает, аккомпаниатор продолжает линию мелодии, как бы договаривает музыкальную мысль, недосказанную солистом.
Французское слово «дирижер» означает «управлять».
Дирижерами называют музыкантов – руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров.
Сначала роль дирижера сводилась к отбиванию такта. Потом роль дирижера выполнял музыкант, который играл на клавесине. Затем в роли дирижера стал выступать первый скрипач оркестра, которого стали называть концертмейстером.
Концертмейстер стоял спиной к оркестру. Он играл на скрипке и одновременно дирижировал смычком. Но в середине XIX века оркестры увеличились. В их составе появились новые инструменты. Усложнилась нотная запись многоголосных произведений. Теперь дирижeр повернулся лицом к оркестру. Ему нужно хорошо видеть и слышать всех музыкантов. В правой руке у него тонкая костяная палочка. Взмах дирижерской палочки показывает, когда нужно вступать скрипкам, виолончелям или сразу нескольким различным группам инструментов. От дирижёра зависит темп, то есть скорость исполнения музыки. Он может «приказать» оркестру играть форте-фортиссимо (громко, очень громко) или пиано-пианиссимо (тихо, едва слышно). Одним взмахом палочки сможет поднять в оркестре бурю и мгновенно успокоить ее.
Перед дирижерами на пюпитре – подставке для нот – лежит партитура – нотная запись оркестрового произведения. В ней записаны все партии оркестра. Дирижер смотрит в партитуру и следит за игрой каждого музыканта.
Дирижера можно назвать и главным музыкантом оркестра. Не случайно говорят: «Я слушал дирижера. », хотя сам дирижер во время выступления ни на чем не играет.
Дирижёров хора называют хормейстерами, а дирижёров военных оркестров – капельмейстерами.
«Неожиданная», «внезапная» – вот как переводится это слово.
Импровизировать – значит сочинять на ходу, без подготовки, прямо в момент исполнения музыки.
Искусство это древнее. Когда-то нотной записи не было, и музыкант-исполнитель должен был сам сочинять себе музыку. Поскольку он ее не записывал, то играл каждый раз по-новому. И чем талантливее был артист, тем больше нового придумывал, стараясь не повторяться.
Большие музыканты могут и вовсе не стеснять себя придуманной ранее музыкальной мелодией. Они импровизируют, придумывая мелодию на ходу. Величайшим импровизатором был Иоганн Себастьян Бах. Многие его произведения, которые мы сегодня слышим, были написаны, что называется, за один присест, на одном дыхании. К счастью, Бах обладал необыкновенной памятью и потом мог записать свои импровизации нотами. Поэтому они и дошли до нас.
Источник