Соло для бас гитары с табами

Содержание
  1. Соло для бас гитары с табами
  2. Слэп соло
  3. Тремоло слэп
  4. Заключение
  5. Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs
  6. Все записи Записи сообщества Поиск Дмитрий Максимов запись закреплена Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена Весёлая бас партия от фанк-соул группы Commodores — Brick House. Сочетание слепа и пальцевой техники. В этой композиции можно отработать приём хаммер, слайд, лёгкое вибрато, переходы со струны на струну и попеременное исполнение слеп подцепа и «классической» двух пальцевой техники. А какой тут бридж, очень вкусный! ) Продуктивных занятий на бас-гитаре и удовольствия от процесса! Подписывайтесь на youtube канал, чтобы не пропустить новые подборки басовых партий. Дмитрий Максимов запись закреплена Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена Дмитрий Максимов запись закреплена Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена Бас линия в стиле твист на примере композиции «Lets Twist Again» Chubby Checker. Тут можно проследить за линией аккомпанемента в данном стиле, приёмы обыгрывания и связанности нот в переходах от аккорда к аккорду. И что не характерно именно в этом треке в партии басиста, так это нисходящее арпеджио (большинство аккордовых обыгровок начинается от высокой ноты (с тоники на октаву выше)), а не с восходящего движения (от низкой тоники и по арпеджио в верх, как чаще всего встречается в других композициях в стиле твист и рок-н-ролл). Бас линия отлично подойдёт для закрепления виденья аккордов на грифе, расширения способов рифового обыгрывания, закрепления позиций рук и их смены, отработки плавности переходов. Продуктивных занятий на бас-гитаре и удовольствия от процесса! Дмитрий Максимов запись закреплена Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена Вот ещё один пример отличного басового аккомпанемента! Композиция от украинской фанк-, хип-хоп- и рок-группы Бумбокс — Звёзды не ездят в метро. Бас партия наполнена интересными ходами, сменой пульсации, разнообразием частей. Если играть в аппликатуре, как на видео, отлично подойдёт для начинающих басистов, чтобы укрепить слабые пальцы левой руки (безымянный и мизинец), да и ещё много всего интересного тут можно найти. Продуктивных занятий на бас-гитаре и удовольствия от процесса! Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена В этот раз это вовсе не джаз, а питерская рок группа Animal Джаз @animaljazzband с песней «Чувства». Приятная бас линия с повторяющимся рифовым рисунком, синкопами и заполнением шестнадцатыми. В домашней самостоятельной работе над треком — уже по традиции учим под метроном, анализируем партию баса в связке с аккордами, следим за динамикой и длительностью нот. Продуктивных занятий на бас-гитаре и удовольствия от процесса! Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена Бас подборка в честь Дня космонавтики. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Песня Владимира Мигули на стихи Анатолия Поперечного «Трава у дома» стала знаковой композицией, посвященной этому событию. Ей даже присвоили в 2009г. официальный общественный статус «Гимна российской космонавтики». Я впервые услышал эту композицию в детстве в советском мультфильме «Ну, погоди!». Бас линия с первых нот сразу выделяется и разукрашивает всю композицию. В ней есть не только хороший фундамент аккомпанемента, но и у каждой части новые гармонические решения, заполнения, мелодические обыгровки, смена ритмической фактуры, приёмы. Послушайте внимательно партию бас-гитары. Желаю продуктивных занятий на басу и удовольствия от процесса! Источник Уроки guitar.ru &nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Хлебников &nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Имя переводчика &nbsp &nbsp &nbsp Источник: Название источника &nbsp &nbsp &nbsp Фото: Автор фото &nbsp &nbsp &nbsp Видео: Автор видео &nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 24 января 2004 г. Совсем немного времени прошло с момента публикации на www.bassboombang.ru интервью с бас-гитаристом Аликом Грановским, а на подходе уже свежие новости с официального сайта группы «Мастер», – Алик приступил к окончательному сведению своего сольного альбома! Думаю, эта новость – хороший повод еще раз поговорить об этом легендарном музыканте. Ведь наряду с фанатами «Мастера», выхода сольной записи Алика с нетерпением ожидает целая армия бас-гитаристов – поклонников его игры. А лик Грановский прочно и заслуженно завоевал себе славу одного из лучших и самобытных бас-гитаристов нашей страны. Действительно, то что делает он, подчас кажется невероятным и недосягаемым, и в первую очередь это, конечно же, относится к его исполнению соло. Безусловно, что в качестве командного бас-гитариста и лидера проекта Алик профессионально – четко и грамотно выполняет свои функции. Однако, соло на бас-гитаре – это та область его деятельности в которой он, как мне кажется, дает своему музыкальному воображению гораздо большую свободу, и в которой, как следствие, его музыкальная индивидуальность раскрывается наиболее полно. В данной статье речь пойдет о семи сольных пьесах Алика Грановского, записанных им на альбомах групп «Ария» и «Мастер» в период с ‘86-го по ’99-й год. Прежде чем вы начнете разучивать эти соло, я рекомендую вам многократно прослушать каждое из них. Дело в том, что Алик играет очень музыкально, множество частей сыграно rubato, и ноты, как вы понимаете, совершенно не передают всех этих ощущений. К тому же, то что Алик играет приемом рейк, иногда просто невозможно точно расписать на ноты, поэтому я, для наглядности в основном, ограничился указанием количества пальцев правой руки, которыми делается рейк. Также, для того чтобы вам было легче и удобнее разучивать эти пьесы, я условно разделил большинство из них на несколько частей, а в концертном соло ’97-го года пронумеровал такты. Плюс, обратите внимание на значок (О), стоящий над нотами, – он бозначает открытую струну. И последнее перед тем как мы начнем, – я хотел бы выразить большую благодарность лично Алику Грановскому за его помощь при создании данного материала, – за сделанные им важные разъяснения, касающиесяся технической стороны его игры. Первое соло «Память о…» с альбома 1986-го года «С кем ты?» группы «Ария» А лик начинает с того, что кулаком левой руки ударяет по грифу с тыльной его стороны (часть А). В результате «заводятся» открытые струны и создается эффект, похожий на звучание колокола. После третьего удара Алик продолжает делать более быстрые и более слабые постукивания, которые в результате добавления хоруса «раздуваются», создавая ощущение «шороха». Затем опять следует сильный удар, и далее Алик играет флажолетную фразу над четвертым и пятым ладами струн ля, ре и соль. После следующего удара эта фраза повторяется с небольшим изменением, – в конце Алик берет флажолет над третьим ладом струны соль, после чего левой рукой несколько раз подтягивает струну за верхним порожком. Части B, C и D этой пьесы в тональности ре-минор, с использованием открытых струн. Каждые первые три такта части В начинаются с рейка тремя пальцами правой руки к открытой струне ре. Все ноты, за исключением нижних до и ми, сыграны на струне соль. В четвертом такте делается рейк по трем струнам одним пальцем, и звучат следующие ноты: ре на седьмом ладу струны соль, открытая струна ре и нота фа на восьмом ладу струны ля. В первом, втором, пятом и шестом тактах части С Алик играет мелодическую линию на струне соль через «педальную» открытую ре. А в тактах третьем, четвертом, седьмом и восьмом – мелодию на струне ре, через «педальную» открытую ля. Пальцы правой руки – средний и указательный – в данном случае работают наподобие молоточков, ударяя по струнам на грифе бас-гитары. Часть D начинается с восходящей линии, сыгранной при помощи хаммер-он на струне соль и открытой «педальной» струны ре. Во второй половине второго такта Алик играет ноту ля на четырнадцатом ладу струны соль, а затем – ее опевание на стунах соль и ре. В третьем такте он исполняет при помощи пулл-офф и хаммер-он легатную нисходящую фразу на семнадцатом, пятнадцатом и четырнадцатом ладах струн соль и ре, приходя к открытой струне ля. В результате создается доминантовое напряжение, которое разрешается хаммером от восемнадцатого к девятнадцатому ладу струны соль и уже знакомым вам по четвертому такту части В рейком через открытую струну ре. Часть Е в тональности ля-минор. В басу звучит открытая струна ля, а вверху грифа, на струнах соль и ре, Алик играет различные мелодические линии. В конце третьего такта он берет аккорд ми-мажор (нота си на струне ля – четырнадцатый лад; нота ми на струне ре – четырнадцатый лад; нота соль-диез на струне соль – тринадцатый лад), который в четвертом такте разрешается в квинтовый аккорд с открытой струной ля в басу. В этих четырех тактах большим пальцем правой руки делайте скользящие легатные движения с нижней струны (ля) к верхней (соль), а остальные верхние ноты исполняйте при помощи указательного пальца правой руки. Далее следует тремоло на струне соль, исполняемое «по кругу» тремя пальцами правой руки (3-2-1). В начале Алик играет тремоло на четырнадцатом ладу, затем на двенадцатом, после чего возвращается на четырнадцатый, и затем при помощи пулл-офф играет нисходящий пассаж, который приводит к части F. В части F применяется очень интересный способ звукоизвлечения правой рукой: большой палец берет различные ноты аккордов, а другие три пальца правой руки (безымянный, средний и указательный) играют тремоло на верхней струне. Этот прием используют классические гитаристы. Если проанализировать партию левой руки, то можно обозначить гармонию, обыгрываемую в этой части: два такта аккорд ми-минор, два такта – соль-мажор, два такта – до-септаккорд, и затем идут два такта, обыгрывающие доминанту. Повторив эту гармоническую последовательность, Алик «замирает» на нижней ноте соль, после чего (часть G) делает рейк четырьмя пальцами правой руки по струнам соль и ре, а левой рукой держит кварту на двенадцатом ладу. Затем он играет ноты фа-диез (струна соль, одиннадцатый лад), ми и ре (струна ре, четырнадцатый и двенадцатый лады, соответственно). Заканчивается пьеса звучанием открытой струны ми и квартовым слайдом к девятому ладу на струнах соль и ре. Обратите внимание что этот квартовый слайд берется при помощи слэпового подцепа правой рукой (P). Второе соло «Амстердам» с альбома ’89-го года «С петлей на шее» группы «Мастер» Ч асть А – быстрый нисходящий пассаж в тональности ми-минор, сыгранный двумя пальцами правой руки. Сначала Алик, играя линию на струнах соль и ре, приходит к аккорду си во второй позиции на грифе. Затем он добавляет к этому квинтовому аккорду нижнюю ноту соль, после чего опять звучит аккорд, и заканчивается этот пассаж звучанием открытой струны ми и квартовым флажолетом, взятым над пятым ладом струн ре и соль. Далее вступают ударные, играющие рисунок на 6/8, и после двух тактов паузы подключается бас, исполняющий главную тему композиции (часть В). В главной теме Алик использует аккордовую игру левой рукой, а подушечками трех пальцев правой руки (указательного, среднего и безымянного), согнутых вместе, ударяет вверх-вниз по струнам на грифе бас-гитары. При переходе от аккорда к аккорду звучат открытые струны ля, ре и соль – они слушаются вполне естественно, поскольку входят в тональность темы. Обратите внимание на форшлаг (вторая строчка части В) – он исполняется при помощи щелчков указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Алик отталкивает пальцы от ладони, создавая «рычаг» и ударяя ногтями по струнам соль и ре, исполняя кварту (соль-до). Затем звучит терция (соль-си), также сыгранная на струнах соль и ре, а после нее – слайд от ля к си на струне ре, с помощью которого Алик приходит к квинтовому аккорду си на струнах ре, ля и ми. В средней части пьесы (часть С) первый бас играет мелодическую линию в унисон с клавишными, а второй – во время звучания длинных нот (второй, четвертый, девятый и одиннадцатый такты) – делает различные заполнения: Первое заполнение сыграно при помощи щелчков указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Во втором заполнении используется тот же самый способ звукоизвлечения правой рукой, что и в части F из соло «Память о…». Третье заполнение сыграно при помощи hard-plucking – жесткого звукоизвлечения правой рукой. Играйте так, чтобы струны ударялись по порожкам ладов, создавая особый, похожий на слэповый, призвук. В четвертом заполнении средним и указательным пальцами правой руки Алик ударяет по открытым струнам ля, ре и соль, а левой рукой играет хаммеры в верхней части грифа. Заканчивается часть С клевым, «фирменным пассажем Алика Грановского», – в правой руке используется рейк для плавного и быстрого перехода со струны на струну. Затем следуют репризы частей А и В. В пятом и шестом тактах части В звучит мелодическая фраза (в начале шестого такта используйте рейк тремя пальцами на одной струне), которая заканчивается (седьмой и восьмой такты) быстрым нисходящим пассажем в ми-дорийском ладе (E, F#, G, A, B,C#, D). – Левой рукой играются, в принципе, простые линии, но поскольку в правой руке используется рейк, получается множество «форшлаговых», проходящих нот. Дойдя до ноты ми на двенадцатом ладу, Алик играет от нее нисходящее глиссандо к открытой струне ми, а затем восходящее, квартами к четырнадцатому ладу струн ля и ре. Третье соло «Romance» с альбома ‘92-го года «Talk Of The Devil» группы «Мастер» Ч асть А – небольшое «нарастающее» вступление, основанное на квинтовом аккорде си. Далее звучит тема, сыгранная на безладовом басу (часть В), – Алик исполняет очень красивую и эффектную линию на струнах соль и ля, основанную на мелодическом движении малыми и большими секстами. В конце четвертого такта звучит арпеджио фа-диез мажорного трезвучия (с нотой до в басу), которое затем разрешается в тонику си. Поверх тоники, правой рукой Алик берет флажолет на струне соль: большим пальцем он прижимает струну над четвертым ладом, а указательным – делает звукоизвлечение. Часть С сыграна уже на ладовом басу – это главная тема композиции. В начале первого и третьего тактов берутся флажолеты над седьмым ладом струн соль и ми, и далее при помощи хаммеров и пулов исполняется мелодия на струнах соль, ре и ля. В пятом такте берутся флажолеты над двенадцатым ладом струн соль и ми, а мелодия смещается на кварту выше. В шестом такте Алик играет в одиннадцатой позиции, а затем звучит двухголосная нисходящая линия на струнах ля и соль. Далее эта восьмитактная фраза повторяется, с небольшими изменениями в последних двух тактах. В средней части пьесы (часть D) Алик обыгрывает различные аккорды при помощи рейка тремя пальцами и различных открытых струн. В четвертом такте этой части присутствует интересный момент: сыграв ноту до-диез на шестом ладу струны соль, Алик «открывает» струны соль и ре, исполняя рейк правой рукой, и «закрывает» их нотой си, на втором ладу струны ля – очень хитрая «штучка». После части D звучит реприза части С, также исполняемая с небольшими изменениями в седьмом и восьмом тактах. А затем (часть Е) Алик берет флажолеты над седьмым и пятым ладами струн соль и ми, после чего тремя пальцами правой руки делает рейк аккорда фа-диез мажор, с нотой ля-диез в басу (указательный палец левой руки держит баре на одиннадцатом ладу струн соль и ре, безымянный прижимает ноту на тринадцатом ладу струны ля). Этот аккорд разрешается в тонику при помощи хаммер-он на струне ля, от первого лада ко второму. И в заключении, поверх тоники, Алик опять исполняет флажолеты правой рукой, только уже над пятым и четвертым ладами струн ре и соль. Четвертое соло «Time X» с альбома ‘94-го года «Maniac Party» группы «Мастер» А лик играет это соло на пятиструнном басу с верхней струной си. Здесь все относительно просто – он играет «перебором» в нижней части грифа (во второй, пятой и третьей позициях левой руки), используя звучание различных открытых струн. Два наиболее интересных момента: унисонное звучание открытой струны си и ноты си на четвертом ладу струны соль, а также звучащая открытая струна соль при смене аккордов ре-мажор, до-мажор и си-мажор. На альбоме «Maniac Party» присутствует еще один великолепный сольный момент – бас-гитарное интро к песне «They Are Just Like Us» В начале интро (часть А) при помощи слэпового подцепа правой рукой Алик извлекает квинтовый аккорд си на струнах ля, ре, соль, и делает восходящее глиссандо, одновременно исполняя рейк на струнах соль и ре. Получается целый поток проходящих нот. Этим глиссандо-рейком Алик «въезжает» в ноты фа-диез и соль (на одиннадцатом и двенадцатом ладах струны соль) и берет открытую струну ми. Далее он при помощи различных легатных штрихов играет линию, обыгрывающую аккорд ми-минор. В третьем такте при помощи рейка исполняются терции на струнах соль и ре через открытую струну ля, а в четвертом – также приемом рейк – обыгрывается доминанта (аккорд си-мажор). Пятый такт – тоника: вначале звучит арпеджио аккорда ми-минор (на струнах соль, ре, ми), исполняемое при помощи рейка четырьмя пальцами, затем слайд от соль к ми, после чего внизу берется открытая струна ми. В части В двумя пальцами правой руки Алик играет тему, которая позже проходит в самой песне, – вверху все время звучит открытая соль, а на струнах ре и ля играются квинты. Это небольшое, но очень эффектное интро полностью сыграно rubato. Шестое соло – концертное, с альбома ‘97-го года группы «Мастер» О но состоит как бы из нескольких больших частей, сыгранных различными приемами и в различных темпах. Первая большая часть (с первого по пятьдесят седьмой такты) почти целиком сыграна слэпом, за исключением тактов с сорок шестого по сорок девятый (сыгранных пальцевым звукоизвлечением) и 32-х триолей в тридцать третьем, пятьдесят втором, пятьдесят третьем и пятьдесят шестом тактах (сыгранных при помощи щелчков). Эта большая часть, в свою очередь, состоит из нескольких более мелких частей: 1) Такты с первого по пятый – вступление, основанное на хроматическом движении кварт и больших терций, сыгранных через открытую струну соль. 2) Такты с шестого по тринадцатый и с тридцать восьмого по сорок первый – линия, основанная на трех нотах: две – это хаммер-он по струне ре от фа к соль, исполняемые большим пальцем правой руки, и третья – подцеп открытой струны соль. К этой простой фигуре Алик добавляет ноты, исполняемые большим пальцем правой руки, а также иногда заменяет в ней некоторые ноты на «мертвые». 3) В тактах с четырнадцатого по двадцать первый и с сорок второго по сорок пятый он играет четырехтактные фразы, основанные на нотах соль минорной пентатоники (G, Bb, C, D, F). 4) Линия в тактах с двадцать второго по двадцать восьмой также основана на нотах соль-минорной пентатоники. В ней звучат хаммеры, исполняемые большим пальцем правой руки, и подцепы открытой струны соль. 5) Такты с тридцатого по тридцать седьмой и с пятидесятого по пятьдесят седьмой – еще одна тема. Алик делает хаммер-он на струне ре от пятого лада к седьмому и подцеп ноты до на пятом ладу струны соль. Затем звучат «мертвые» ноты, и он повторяет этот же самый паттерн, только вместо подцепа ноты до делает подцеп открытой струны соль. После трех тактов повторений этого паттерна звучит восходящая хроматическая линия, основанная на октавах си-бемоль, си, до, до-диез. Как видите, в основе всех этих частей лежат достаточно простые принципы слэповой игры, однако сыграть их с той же скоростью и подачей, с какими их играет Алик, не так-то просто. После слэповой части барабаны переходят на half-time (темп становится как бы в два раза медленнее), а Алик играет длинные ноты с использованием открытой струны ми, флажолетов и простых созвучий (такты с пятьдесят восьмого по семьдесят восьмой). В этом месте соло подключается гитара и тоже добавляет сверху различные «широкие» ноты. С семьдесят девятого такта по девяносто шестой Алик играет мелодию, основанную на нотах ми-миксолидийского лада (E, F#, G#, A, B, C#, D), в конце которой (девяносто восьмой – сотый такты) при помощи слэпового подцепа правой рукой берет октавы си-бемоль, фа и фа-диез. В сотом такте барабаны возвращаются к первоначальному темпу, и далее (в тактах со сто четвертого по сто одиннадцатый) у баса звучит теппинговая линия, исполняемая на струнах ми и ля. Левая рука играет квинты, а правая – кварты, – таким паттерном Алик обыгрывает квинтовые аккорды фа-диез, соль, ля и си. Далее, начиная со сто двенадцатого такта, Алик играет различные ноты на струне соль через «педальную» открытую струну ре. В сто двадцать четвертом такте он переходит на Up-Down, играя вверх-вниз по двум струнам указательным пальцем правой руки, словно медиатором. Завершается эта часть длинным нисходящим глиссандо-тремоло, после чего барабаны опять переходят на half-time, а на басу берутся открытая струна ми и флажолет над четвертым ладом струн соль и ре. В тактах со сто тридцать девятого по сто восемьдесят шестой звучит большая теппинговая часть. В ее основе лежат простые паттерны, так что я думаю, вы без труда разберетесь с ними и найдете правильные аппликатуры. В сто восемьдесят седьмом – сто девяносто первом тактах звучат линии, исполняемые обычным, пальцевым звукоизвлечением. Далее звучит цитата из соло «Romance» (такты со ста девяносто второго по двести второй). В двести третьем такте вступают барабаны, играющие рисунок на 6/8, и начиная с двести седьмого такта, Алик играет вариацию главной темы из соло «Амстердам». В двести восемнадцатом – двести девятнадцатом тактах звучит арпеджио ми-мажорного трезвучия, верхняя нота которого (ми) берется теппингом правой руки. Затем, вплоть до конца соло, Алик играет уже знакомые вам слэповые фразы, но с небольшими изменениями и «добавками». Обратите внимание на паузу в двести сорок пятом такте, – я думаю, в этот момент Алик повернулся к барабанщику и подал ему знак, что пора «завязывать». Седьмое соло «Никто не забыт, ничто не забыто», состоящее из двух частей, записано на альбоме ‘99-го года группы «Мастер» П ервая часть этого соло сыграна слэпом. Если вы изучили слэпы Алика из концертного соло, то без труда разберетесь и с этими. Хочу лишь обратить ваше внимание на часть С, в начале которой звучит вариация слэповой линии, присутствующей на концертном соло. Заканчивается эта часть (вторая вольта) быстрым слэповым паттерном с использованием «мертвого» хаммера левой рукой (L). Со второй частью этого соло, я думаю, у вас также проблем не возникнет. В ней используется тот же самый принцип звукоизвлечения, что и в части F из соло «Память о…», – большой палец правой руки исполняет ноты арпеджио аккордов, а безымянный, средний и указательный – тремоло верхних нот. Обратите внимание также на верхнюю строчку – это искусственные флажолеты, записанные наложением. Заканчивается пьеса квинтовым аккордом ля (сыгранным при помощи рейка тремя пальцами) и искусственными флажолетами ми и ля. Ну а теперь пришло время вам взять в руки инструменты и попробовать все ЭТО сыграть. В заключение я хотел бы сказать еще об одной веши. Безусловно, игра и техника Алика Грановского фантастичны и впечатлающи – вне всякого сомнения! Однако помимо всех тех технических аспектов, о которых я рассказал, в его игре присутствует и другой, пожалуй самый важный – тот, что делает его игру МУЗЫКОЙ, – глубина и осознанность. Это то, что объяснить, рассказать о чем – просто невозможно. И как этому научиться, я тоже не знаю. РАСШИФРОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ: Sl. – слайд H – хаммер-он P – пулл-офф 8 —> – звучит на октаву выше, чем написано Let Ring – оставить все ноты звучать Vib. – вибрато Rit. – замедление x – «мертвая» нота Слэп: P – слэповый подцеп струны T – слэповый удар большим пальцем. В случае когда вся часть сыграна слэпом специально не обозначается Тэппинг: L – левая рука R – правая рука P.S.: ВОСЬМОЕ СОЛО АЛИКА ГРАНОВСКОГО В ответ на публикацию статьи «Семь бас-гитарных соло Алика Грановского» мной было получено большое количество отзывов. Помимо слов благодарности и различных конструктивных предложений, в ряде писем содержалась также и просьба — включить в материал транскрипцию соло Алика Грановского из «Песни мертвых», — композиции группы «Мастер». Принимая во внимание большой интерес, вызванный публикацией настоящего материала, сообщаю о выполнении этого пожелания, и с удовольствием представляю вашему вниманию транскрипцию вышеупомянутого соло. А точнее — две транскрипции: Первая (часть А) — студийная версия басового соло с альбома «Песни мертвых» 1997 года, группы «Мастер». Вторая (часть В) — имеющий некоторые отличия, «живой» вариант, присутствующий на концертном альбоме «Мастера» 1997 года. Предваряет соло (первые восемь тактов каждой транскрипции) клевый бас-гитарный рифф, исполняемый при помощи «педальной» струны ля и кварт на струнах ре и соль. Открытую струну извлекайте большим пальцем правой руки, а ноты на верхних струнах — указательным и средним. На протяжении четырех последующих тактов звучит само соло: В первых двух Алик исполняет линию, основанную на ля-минорной пентатонике (A, C, D, E, G) (с проходящими нотами соль-диез и ре-бемоль). Нижняя ля — открытая струна. В конце второго такта звучит полутоновый бенд (подтяжка) на двенадцатом ладу струны соль и пулл-офф к фа. В третьем такте Алик играет рейковый паттерн, аналогичный паттерну из концовки своей пьесы «Амстердам». И в завершении (последний такт) звучат ноты в верхней части грифа (на струнах ре и соль), исполняемые через открытую струну ля. Источник
  7. Уроки guitar.ru
  8. Первое соло «Память о…» с альбома 1986-го года «С кем ты?» группы «Ария»
  9. Второе соло «Амстердам» с альбома ’89-го года «С петлей на шее» группы «Мастер»
  10. Третье соло «Romance» с альбома ‘92-го года «Talk Of The Devil» группы «Мастер»
  11. Четвертое соло «Time X» с альбома ‘94-го года «Maniac Party» группы «Мастер»
  12. На альбоме «Maniac Party» присутствует еще один великолепный сольный момент – бас-гитарное интро к песне «They Are Just Like Us»
  13. Шестое соло – концертное, с альбома ‘97-го года группы «Мастер»
  14. Седьмое соло «Никто не забыт, ничто не забыто», состоящее из двух частей, записано на альбоме ‘99-го года группы «Мастер»
  15. P.S.: ВОСЬМОЕ СОЛО АЛИКА ГРАНОВСКОГО

Соло для бас гитары с табами

Прежде всего, Вы должны иметь представления о гаммах. Наиболее простые гаммы — это минорная и мажорная. Гамма C мажор играется от ноты C до ноты C : C, D, E, F, G, A, B, C (причем интервалы между нотами следующие: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Чтобы получить мажорную гамму для другой ноты, нужно взять ее в качестве первой и играть указанные интервалы от этой ноты. Тон соответствует расстоянию в два лада, полутон — в один лад.) Гамма A минор играется от ноты A до ноты A и имеет вид: A, B, C, D, E, F, G, A (Как видите, ноты те же, что и в гамме C мажор. Другие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.) Приведу пример нескольких мажорных и минорных гамм:

При сочинении соло можно действовать следующим образом: определить, в какой тональности играется песня (найти гамму, ноты которой используются в песне), а затем импровизировать, используя только ноты соответствующей гаммы. При обыгрывании аккордов, Вы должны знать, из каких аккордов состоит песня, и какой аккорд звучит в данный момент, а затем просто использовать ноты этого аккорда. Например, если Вам нужно обыграть аккорд C мажор, Вы можете использовать ноты (C, E и G). Конечно, никто не запрещает играть другие ноты гаммы.

Слэп соло

При игре слэп соло у вас есть несколько путей использования гамм. Вы можете играть обычное соло, используя слэп. Вместе со слэпом (удар большим пальцем по струне, так что струна звонко ударяется о лады) часто используется поп (струна поддевается, например, указательным пальцем и резко дергается вверх. Возвращаясь, струна ударяется о лады и создается оригинальный звук), что позволяет при наличии навыка значительно повысить скорость игры. Приведу пример соло для тональности E минор:

При игре слэп соло может использоваться такой прием: обычным способом играются ноты нужной тональности, а слэпом — любые ноты. Ниже приведен пример для тональности A минор:

В этом примере вместо нот E, Вы можете играть любые другие, соло все равно будет звучать хорошо.

Тремоло слэп

Дело в том? что я не нашел названия этой техники, поэтому предлагаю свое название. Техника заключается в следующем: вы бьете струну как обычно большим пальцем, затем делаете удар мизинцем, затем опять большим и так далее. Надо делать это очень быстро, тогда получится интересный звук.

Заключение

Вы можете не ограничивать себя нотами одной гаммы. Никто не может запретить Вам использовать другие ноты. Вы запросто можете уйти в другую тональность, однако помните, что использование слишком большого числа нот делает звук перегруженным. Надеюсь, что этот урок поможет Вам. Оригинал:

Источник

Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs

Бортник Александр представляет материалы о бас-гитаре.

Если Вы только хотите научиться играть на бас-гитаре, то в данной группе Вы найдёте краткий обзор того, что же делают басисты (композиции в разных стилях, различные приёмы игры и прочее). А те кто уже играют на инструменте — возможно станут делать это более осознанно, и найдут для себя что-то новое и полезное.

Если появилось желание разобраться во всех аспектах игры более подробно, хотите позаниматься индивидуально, то приглашаю на личные занятия по бас-гитаре (г. Самара).

Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена
Александр Бортник

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Дмитрий Максимов запись закреплена
Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена
Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена

Весёлая бас партия от фанк-соул группы Commodores — Brick House. Сочетание слепа и пальцевой техники. В этой композиции можно отработать приём хаммер, слайд, лёгкое вибрато, переходы со струны на струну и попеременное исполнение слеп подцепа и «классической» двух пальцевой техники.
А какой тут бридж, очень вкусный! )

Продуктивных занятий на бас-гитаре и удовольствия от процесса!

Подписывайтесь на youtube канал, чтобы не пропустить новые подборки басовых партий.

Дмитрий Максимов запись закреплена
Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена

Дмитрий Максимов запись закреплена
Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена

Бас линия в стиле твист на примере композиции «Lets Twist Again» Chubby Checker. Тут можно проследить за линией аккомпанемента в данном стиле, приёмы обыгрывания и связанности нот в переходах от аккорда к аккорду. И что не характерно именно в этом треке в партии басиста, так это нисходящее арпеджио (большинство аккордовых обыгровок начинается от высокой ноты (с тоники на октаву выше)), а не с восходящего движения (от низкой тоники и по арпеджио в верх, как чаще всего встречается в других композициях в стиле твист и рок-н-ролл). Бас линия отлично подойдёт для закрепления виденья аккордов на грифе, расширения способов рифового обыгрывания, закрепления позиций рук и их смены, отработки плавности переходов.

Продуктивных занятий на бас-гитаре и удовольствия от процесса!

Дмитрий Максимов запись закреплена
Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена

Вот ещё один пример отличного басового аккомпанемента! Композиция от украинской фанк-, хип-хоп- и рок-группы Бумбокс — Звёзды не ездят в метро. Бас партия наполнена интересными ходами, сменой пульсации, разнообразием частей. Если играть в аппликатуре, как на видео, отлично подойдёт для начинающих басистов, чтобы укрепить слабые пальцы левой руки (безымянный и мизинец), да и ещё много всего интересного тут можно найти.

Продуктивных занятий на бас-гитаре и удовольствия от процесса!

Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена

В этот раз это вовсе не джаз, а питерская рок группа Animal Джаз @animaljazzband с песней «Чувства».
Приятная бас линия с повторяющимся рифовым рисунком, синкопами и заполнением шестнадцатыми.
В домашней самостоятельной работе над треком — уже по традиции учим под метроном, анализируем партию баса в связке с аккордами, следим за динамикой и длительностью нот.

Продуктивных занятий на бас-гитаре и удовольствия от процесса!

Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена
Bass Line | Бас-гитара | Табы и ноты | Bass Tabs запись закреплена

Бас подборка в честь Дня космонавтики. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.
Песня Владимира Мигули на стихи Анатолия Поперечного «Трава у дома» стала знаковой композицией, посвященной этому событию. Ей даже присвоили в 2009г. официальный общественный статус «Гимна российской космонавтики».

Я впервые услышал эту композицию в детстве в советском мультфильме «Ну, погоди!». Бас линия с первых нот сразу выделяется и разукрашивает всю композицию. В ней есть не только хороший фундамент аккомпанемента, но и у каждой части новые гармонические решения, заполнения, мелодические обыгровки, смена ритмической фактуры, приёмы.

Послушайте внимательно партию бас-гитары. Желаю продуктивных занятий на басу и удовольствия от процесса!

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Хлебников
&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Имя переводчика
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: Название источника
&nbsp &nbsp &nbsp Фото: Автор фото
&nbsp &nbsp &nbsp Видео: Автор видео
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 24 января 2004 г.

Совсем немного времени прошло с момента публикации на www.bassboombang.ru интервью с бас-гитаристом Аликом Грановским, а на подходе уже свежие новости с официального сайта группы «Мастер», – Алик приступил к окончательному сведению своего сольного альбома! Думаю, эта новость – хороший повод еще раз поговорить об этом легендарном музыканте. Ведь наряду с фанатами «Мастера», выхода сольной записи Алика с нетерпением ожидает целая армия бас-гитаристов – поклонников его игры.

А лик Грановский прочно и заслуженно завоевал себе славу одного из лучших и самобытных бас-гитаристов нашей страны. Действительно, то что делает он, подчас кажется невероятным и недосягаемым, и в первую очередь это, конечно же, относится к его исполнению соло. Безусловно, что в качестве командного бас-гитариста и лидера проекта Алик профессионально – четко и грамотно выполняет свои функции. Однако, соло на бас-гитаре – это та область его деятельности в которой он, как мне кажется, дает своему музыкальному воображению гораздо большую свободу, и в которой, как следствие, его музыкальная индивидуальность раскрывается наиболее полно.

В данной статье речь пойдет о семи сольных пьесах Алика Грановского, записанных им на альбомах групп «Ария» и «Мастер» в период с ‘86-го по ’99-й год.

Прежде чем вы начнете разучивать эти соло, я рекомендую вам многократно прослушать каждое из них. Дело в том, что Алик играет очень музыкально, множество частей сыграно rubato, и ноты, как вы понимаете, совершенно не передают всех этих ощущений. К тому же, то что Алик играет приемом рейк, иногда просто невозможно точно расписать на ноты, поэтому я, для наглядности в основном, ограничился указанием количества пальцев правой руки, которыми делается рейк. Также, для того чтобы вам было легче и удобнее разучивать эти пьесы, я условно разделил большинство из них на несколько частей, а в концертном соло ’97-го года пронумеровал такты. Плюс, обратите внимание на значок (О), стоящий над нотами, – он бозначает открытую струну.

И последнее перед тем как мы начнем, – я хотел бы выразить большую благодарность лично Алику Грановскому за его помощь при создании данного материала, – за сделанные им важные разъяснения, касающиесяся технической стороны его игры.

Первое соло «Память о…» с альбома 1986-го года «С кем ты?» группы «Ария»

А лик начинает с того, что кулаком левой руки ударяет по грифу с тыльной его стороны (часть А). В результате «заводятся» открытые струны и создается эффект, похожий на звучание колокола. После третьего удара Алик продолжает делать более быстрые и более слабые постукивания, которые в результате добавления хоруса «раздуваются», создавая ощущение «шороха». Затем опять следует сильный удар, и далее Алик играет флажолетную фразу над четвертым и пятым ладами струн ля, ре и соль. После следующего удара эта фраза повторяется с небольшим изменением, – в конце Алик берет флажолет над третьим ладом струны соль, после чего левой рукой несколько раз подтягивает струну за верхним порожком.

Части B, C и D этой пьесы в тональности ре-минор, с использованием открытых струн.

Каждые первые три такта части В начинаются с рейка тремя пальцами правой руки к открытой струне ре. Все ноты, за исключением нижних до и ми, сыграны на струне соль. В четвертом такте делается рейк по трем струнам одним пальцем, и звучат следующие ноты: ре на седьмом ладу струны соль, открытая струна ре и нота фа на восьмом ладу струны ля.

В первом, втором, пятом и шестом тактах части С Алик играет мелодическую линию на струне соль через «педальную» открытую ре. А в тактах третьем, четвертом, седьмом и восьмом – мелодию на струне ре, через «педальную» открытую ля.

Пальцы правой руки – средний и указательный – в данном случае работают наподобие молоточков, ударяя по струнам на грифе бас-гитары.

Часть D начинается с восходящей линии, сыгранной при помощи хаммер-он на струне соль и открытой «педальной» струны ре. Во второй половине второго такта Алик играет ноту ля на четырнадцатом ладу струны соль, а затем – ее опевание на стунах соль и ре. В третьем такте он исполняет при помощи пулл-офф и хаммер-он легатную нисходящую фразу на семнадцатом, пятнадцатом и четырнадцатом ладах струн соль и ре, приходя к открытой струне ля. В результате создается доминантовое напряжение, которое разрешается хаммером от восемнадцатого к девятнадцатому ладу струны соль и уже знакомым вам по четвертому такту части В рейком через открытую струну ре.

Часть Е в тональности ля-минор. В басу звучит открытая струна ля, а вверху грифа, на струнах соль и ре, Алик играет различные мелодические линии. В конце третьего такта он берет аккорд ми-мажор (нота си на струне ля – четырнадцатый лад; нота ми на струне ре – четырнадцатый лад; нота соль-диез на струне соль – тринадцатый лад), который в четвертом такте разрешается в квинтовый аккорд с открытой струной ля в басу. В этих четырех тактах большим пальцем правой руки делайте скользящие легатные движения с нижней струны (ля) к верхней (соль), а остальные верхние ноты исполняйте при помощи указательного пальца правой руки.

Далее следует тремоло на струне соль, исполняемое «по кругу» тремя пальцами правой руки (3-2-1). В начале Алик играет тремоло на четырнадцатом ладу, затем на двенадцатом, после чего возвращается на четырнадцатый, и затем при помощи пулл-офф играет нисходящий пассаж, который приводит к части F.

В части F применяется очень интересный способ звукоизвлечения правой рукой: большой палец берет различные ноты аккордов, а другие три пальца правой руки (безымянный, средний и указательный) играют тремоло на верхней струне. Этот прием используют классические гитаристы. Если проанализировать партию левой руки, то можно обозначить гармонию, обыгрываемую в этой части: два такта аккорд ми-минор, два такта – соль-мажор, два такта – до-септаккорд, и затем идут два такта, обыгрывающие доминанту. Повторив эту гармоническую последовательность, Алик «замирает» на нижней ноте соль, после чего (часть G) делает рейк четырьмя пальцами правой руки по струнам соль и ре, а левой рукой держит кварту на двенадцатом ладу. Затем он играет ноты фа-диез (струна соль, одиннадцатый лад), ми и ре (струна ре, четырнадцатый и двенадцатый лады, соответственно). Заканчивается пьеса звучанием открытой струны ми и квартовым слайдом к девятому ладу на струнах соль и ре. Обратите внимание что этот квартовый слайд берется при помощи слэпового подцепа правой рукой (P).

Второе соло «Амстердам» с альбома ’89-го года «С петлей на шее» группы «Мастер»

Ч асть А – быстрый нисходящий пассаж в тональности ми-минор, сыгранный двумя пальцами правой руки. Сначала Алик, играя линию на струнах соль и ре, приходит к аккорду си во второй позиции на грифе. Затем он добавляет к этому квинтовому аккорду нижнюю ноту соль, после чего опять звучит аккорд, и заканчивается этот пассаж звучанием открытой струны ми и квартовым флажолетом, взятым над пятым ладом струн ре и соль. Далее вступают ударные, играющие рисунок на 6/8, и после двух тактов паузы подключается бас, исполняющий главную тему композиции (часть В).

В главной теме Алик использует аккордовую игру левой рукой, а подушечками трех пальцев правой руки (указательного, среднего и безымянного), согнутых вместе, ударяет вверх-вниз по струнам на грифе бас-гитары. При переходе от аккорда к аккорду звучат открытые струны ля, ре и соль – они слушаются вполне естественно, поскольку входят в тональность темы. Обратите внимание на форшлаг (вторая строчка части В) – он исполняется при помощи щелчков указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Алик отталкивает пальцы от ладони, создавая «рычаг» и ударяя ногтями по струнам соль и ре, исполняя кварту (соль-до). Затем звучит терция (соль-си), также сыгранная на струнах соль и ре, а после нее – слайд от ля к си на струне ре, с помощью которого Алик приходит к квинтовому аккорду си на струнах ре, ля и ми.

В средней части пьесы (часть С) первый бас играет мелодическую линию в унисон с клавишными, а второй – во время звучания длинных нот (второй, четвертый, девятый и одиннадцатый такты) – делает различные заполнения:

Первое заполнение сыграно при помощи щелчков указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

Во втором заполнении используется тот же самый способ звукоизвлечения правой рукой, что и в части F из соло «Память о…».

Третье заполнение сыграно при помощи hard-plucking – жесткого звукоизвлечения правой рукой. Играйте так, чтобы струны ударялись по порожкам ладов, создавая особый, похожий на слэповый, призвук.

В четвертом заполнении средним и указательным пальцами правой руки Алик ударяет по открытым струнам ля, ре и соль, а левой рукой играет хаммеры в верхней части грифа.

Заканчивается часть С клевым, «фирменным пассажем Алика Грановского», – в правой руке используется рейк для плавного и быстрого перехода со струны на струну.

Затем следуют репризы частей А и В. В пятом и шестом тактах части В звучит мелодическая фраза (в начале шестого такта используйте рейк тремя пальцами на одной струне), которая заканчивается (седьмой и восьмой такты) быстрым нисходящим пассажем в ми-дорийском ладе (E, F#, G, A, B,C#, D). – Левой рукой играются, в принципе, простые линии, но поскольку в правой руке используется рейк, получается множество «форшлаговых», проходящих нот. Дойдя до ноты ми на двенадцатом ладу, Алик играет от нее нисходящее глиссандо к открытой струне ми, а затем восходящее, квартами к четырнадцатому ладу струн ля и ре.

Третье соло «Romance» с альбома ‘92-го года «Talk Of The Devil» группы «Мастер»

Ч асть А – небольшое «нарастающее» вступление, основанное на квинтовом аккорде си.

Далее звучит тема, сыгранная на безладовом басу (часть В), – Алик исполняет очень красивую и эффектную линию на струнах соль и ля, основанную на мелодическом движении малыми и большими секстами. В конце четвертого такта звучит арпеджио фа-диез мажорного трезвучия (с нотой до в басу), которое затем разрешается в тонику си. Поверх тоники, правой рукой Алик берет флажолет на струне соль: большим пальцем он прижимает струну над четвертым ладом, а указательным – делает звукоизвлечение.

Часть С сыграна уже на ладовом басу – это главная тема композиции. В начале первого и третьего тактов берутся флажолеты над седьмым ладом струн соль и ми, и далее при помощи хаммеров и пулов исполняется мелодия на струнах соль, ре и ля. В пятом такте берутся флажолеты над двенадцатым ладом струн соль и ми, а мелодия смещается на кварту выше. В шестом такте Алик играет в одиннадцатой позиции, а затем звучит двухголосная нисходящая линия на струнах ля и соль.

Далее эта восьмитактная фраза повторяется, с небольшими изменениями в последних двух тактах.

В средней части пьесы (часть D) Алик обыгрывает различные аккорды при помощи рейка тремя пальцами и различных открытых струн. В четвертом такте этой части присутствует интересный момент: сыграв ноту до-диез на шестом ладу струны соль, Алик «открывает» струны соль и ре, исполняя рейк правой рукой, и «закрывает» их нотой си, на втором ладу струны ля – очень хитрая «штучка».

После части D звучит реприза части С, также исполняемая с небольшими изменениями в седьмом и восьмом тактах.

А затем (часть Е) Алик берет флажолеты над седьмым и пятым ладами струн соль и ми, после чего тремя пальцами правой руки делает рейк аккорда фа-диез мажор, с нотой ля-диез в басу (указательный палец левой руки держит баре на одиннадцатом ладу струн соль и ре, безымянный прижимает ноту на тринадцатом ладу струны ля). Этот аккорд разрешается в тонику при помощи хаммер-он на струне ля, от первого лада ко второму. И в заключении, поверх тоники, Алик опять исполняет флажолеты правой рукой, только уже над пятым и четвертым ладами струн ре и соль.

Четвертое соло «Time X» с альбома ‘94-го года «Maniac Party» группы «Мастер»

А лик играет это соло на пятиструнном басу с верхней струной си. Здесь все относительно просто – он играет «перебором» в нижней части грифа (во второй, пятой и третьей позициях левой руки), используя звучание различных открытых струн. Два наиболее интересных момента: унисонное звучание открытой струны си и ноты си на четвертом ладу струны соль, а также звучащая открытая струна соль при смене аккордов ре-мажор, до-мажор и си-мажор.

На альбоме «Maniac Party» присутствует еще один великолепный сольный момент – бас-гитарное интро к песне «They Are Just Like Us»

В начале интро (часть А) при помощи слэпового подцепа правой рукой Алик извлекает квинтовый аккорд си на струнах ля, ре, соль, и делает восходящее глиссандо, одновременно исполняя рейк на струнах соль и ре. Получается целый поток проходящих нот. Этим глиссандо-рейком Алик «въезжает» в ноты фа-диез и соль (на одиннадцатом и двенадцатом ладах струны соль) и берет открытую струну ми. Далее он при помощи различных легатных штрихов играет линию, обыгрывающую аккорд ми-минор.

В третьем такте при помощи рейка исполняются терции на струнах соль и ре через открытую струну ля, а в четвертом – также приемом рейк – обыгрывается доминанта (аккорд си-мажор).

Пятый такт – тоника: вначале звучит арпеджио аккорда ми-минор (на струнах соль, ре, ми), исполняемое при помощи рейка четырьмя пальцами, затем слайд от соль к ми, после чего внизу берется открытая струна ми.

В части В двумя пальцами правой руки Алик играет тему, которая позже проходит в самой песне, – вверху все время звучит открытая соль, а на струнах ре и ля играются квинты.

Это небольшое, но очень эффектное интро полностью сыграно rubato.

Шестое соло – концертное, с альбома ‘97-го года группы «Мастер»

О но состоит как бы из нескольких больших частей, сыгранных различными приемами и в различных темпах.

Первая большая часть (с первого по пятьдесят седьмой такты) почти целиком сыграна слэпом, за исключением тактов с сорок шестого по сорок девятый (сыгранных пальцевым звукоизвлечением) и 32-х триолей в тридцать третьем, пятьдесят втором, пятьдесят третьем и пятьдесят шестом тактах (сыгранных при помощи щелчков). Эта большая часть, в свою очередь, состоит из нескольких более мелких частей:

1) Такты с первого по пятый – вступление, основанное на хроматическом движении кварт и больших терций, сыгранных через открытую струну соль.

2) Такты с шестого по тринадцатый и с тридцать восьмого по сорок первый – линия, основанная на трех нотах: две – это хаммер-он по струне ре от фа к соль, исполняемые большим пальцем правой руки, и третья – подцеп открытой струны соль. К этой простой фигуре Алик добавляет ноты, исполняемые большим пальцем правой руки, а также иногда заменяет в ней некоторые ноты на «мертвые».

3) В тактах с четырнадцатого по двадцать первый и с сорок второго по сорок пятый он играет четырехтактные фразы, основанные на нотах соль минорной пентатоники (G, Bb, C, D, F).

4) Линия в тактах с двадцать второго по двадцать восьмой также основана на нотах соль-минорной пентатоники. В ней звучат хаммеры, исполняемые большим пальцем правой руки, и подцепы открытой струны соль.

5) Такты с тридцатого по тридцать седьмой и с пятидесятого по пятьдесят седьмой – еще одна тема. Алик делает хаммер-он на струне ре от пятого лада к седьмому и подцеп ноты до на пятом ладу струны соль. Затем звучат «мертвые» ноты, и он повторяет этот же самый паттерн, только вместо подцепа ноты до делает подцеп открытой струны соль. После трех тактов повторений этого паттерна звучит восходящая хроматическая линия, основанная на октавах си-бемоль, си, до, до-диез.

Как видите, в основе всех этих частей лежат достаточно простые принципы слэповой игры, однако сыграть их с той же скоростью и подачей, с какими их играет Алик, не так-то просто.

После слэповой части барабаны переходят на half-time (темп становится как бы в два раза медленнее), а Алик играет длинные ноты с использованием открытой струны ми, флажолетов и простых созвучий (такты с пятьдесят восьмого по семьдесят восьмой). В этом месте соло подключается гитара и тоже добавляет сверху различные «широкие» ноты.

С семьдесят девятого такта по девяносто шестой Алик играет мелодию, основанную на нотах ми-миксолидийского лада (E, F#, G#, A, B, C#, D), в конце которой (девяносто восьмой – сотый такты) при помощи слэпового подцепа правой рукой берет октавы си-бемоль, фа и фа-диез. В сотом такте барабаны возвращаются к первоначальному темпу, и далее (в тактах со сто четвертого по сто одиннадцатый) у баса звучит теппинговая линия, исполняемая на струнах ми и ля. Левая рука играет квинты, а правая – кварты, – таким паттерном Алик обыгрывает квинтовые аккорды фа-диез, соль, ля и си.

Далее, начиная со сто двенадцатого такта, Алик играет различные ноты на струне соль через «педальную» открытую струну ре. В сто двадцать четвертом такте он переходит на Up-Down, играя вверх-вниз по двум струнам указательным пальцем правой руки, словно медиатором. Завершается эта часть длинным нисходящим глиссандо-тремоло, после чего барабаны опять переходят на half-time, а на басу берутся открытая струна ми и флажолет над четвертым ладом струн соль и ре.

В тактах со сто тридцать девятого по сто восемьдесят шестой звучит большая теппинговая часть. В ее основе лежат простые паттерны, так что я думаю, вы без труда разберетесь с ними и найдете правильные аппликатуры. В сто восемьдесят седьмом – сто девяносто первом тактах звучат линии, исполняемые обычным, пальцевым звукоизвлечением.

Далее звучит цитата из соло «Romance» (такты со ста девяносто второго по двести второй).

В двести третьем такте вступают барабаны, играющие рисунок на 6/8, и начиная с двести седьмого такта, Алик играет вариацию главной темы из соло «Амстердам». В двести восемнадцатом – двести девятнадцатом тактах звучит арпеджио ми-мажорного трезвучия, верхняя нота которого (ми) берется теппингом правой руки.

Затем, вплоть до конца соло, Алик играет уже знакомые вам слэповые фразы, но с небольшими изменениями и «добавками». Обратите внимание на паузу в двести сорок пятом такте, – я думаю, в этот момент Алик повернулся к барабанщику и подал ему знак, что пора «завязывать».

Седьмое соло «Никто не забыт, ничто не забыто», состоящее из двух частей, записано на альбоме ‘99-го года группы «Мастер»

П ервая часть этого соло сыграна слэпом. Если вы изучили слэпы Алика из концертного соло, то без труда разберетесь и с этими. Хочу лишь обратить ваше внимание на часть С, в начале которой звучит вариация слэповой линии, присутствующей на концертном соло. Заканчивается эта часть (вторая вольта) быстрым слэповым паттерном с использованием «мертвого» хаммера левой рукой (L).

Со второй частью этого соло, я думаю, у вас также проблем не возникнет. В ней используется тот же самый принцип звукоизвлечения, что и в части F из соло «Память о…», – большой палец правой руки исполняет ноты арпеджио аккордов, а безымянный, средний и указательный – тремоло верхних нот.

Обратите внимание также на верхнюю строчку – это искусственные флажолеты, записанные наложением.

Заканчивается пьеса квинтовым аккордом ля (сыгранным при помощи рейка тремя пальцами) и искусственными флажолетами ми и ля.

Ну а теперь пришло время вам взять в руки инструменты и попробовать все ЭТО сыграть. В заключение я хотел бы сказать еще об одной веши. Безусловно, игра и техника Алика Грановского фантастичны и впечатлающи – вне всякого сомнения! Однако помимо всех тех технических аспектов, о которых я рассказал, в его игре присутствует и другой, пожалуй самый важный – тот, что делает его игру МУЗЫКОЙ, – глубина и осознанность. Это то, что объяснить, рассказать о чем – просто невозможно. И как этому научиться, я тоже не знаю.

РАСШИФРОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:

Sl. – слайд
H – хаммер-он
P – пулл-офф
8 —> – звучит на октаву выше, чем написано
Let Ring – оставить все ноты звучать
Vib. – вибрато
Rit. – замедление
x – «мертвая» нота
Слэп:
P – слэповый подцеп струны
T – слэповый удар большим пальцем. В случае когда вся часть сыграна слэпом специально не обозначается
Тэппинг:
L – левая рука
R – правая рука

P.S.: ВОСЬМОЕ СОЛО АЛИКА ГРАНОВСКОГО

В ответ на публикацию статьи «Семь бас-гитарных соло Алика Грановского» мной было получено большое количество отзывов. Помимо слов благодарности и различных конструктивных предложений, в ряде писем содержалась также и просьба — включить в материал транскрипцию соло Алика Грановского из «Песни мертвых», — композиции группы «Мастер». Принимая во внимание большой интерес, вызванный публикацией настоящего материала, сообщаю о выполнении этого пожелания, и с удовольствием представляю вашему вниманию транскрипцию вышеупомянутого соло. А точнее — две транскрипции:

Первая (часть А) — студийная версия басового соло с альбома «Песни мертвых» 1997 года, группы «Мастер».

Вторая (часть В) — имеющий некоторые отличия, «живой» вариант, присутствующий на концертном альбоме «Мастера» 1997 года.

Предваряет соло (первые восемь тактов каждой транскрипции) клевый бас-гитарный рифф, исполняемый при помощи «педальной» струны ля и кварт на струнах ре и соль. Открытую струну извлекайте большим пальцем правой руки, а ноты на верхних струнах — указательным и средним.

На протяжении четырех последующих тактов звучит само соло:

В первых двух Алик исполняет линию, основанную на ля-минорной пентатонике (A, C, D, E, G) (с проходящими нотами соль-диез и ре-бемоль). Нижняя ля — открытая струна. В конце второго такта звучит полутоновый бенд (подтяжка) на двенадцатом ладу струны соль и пулл-офф к фа. В третьем такте Алик играет рейковый паттерн, аналогичный паттерну из концовки своей пьесы «Амстердам». И в завершении (последний такт) звучат ноты в верхней части грифа (на струнах ре и соль), исполняемые через открытую струну ля.

Источник

Оцените статью