Соло для фортепиано с оркестром

Концерт для фортепиано с оркестром — Piano concerto

Концерт для фортепиано представляет собой тип концерта , соло композиция в классической музыке жанре , который состоит на фортепиано плеер, который , как правило , в сопровождении оркестра или другим большим ансамблем . Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные представления, требующие продвинутого уровня владения инструментом, включая мелодические линии, перемежающиеся с быстрыми гаммами, арпеджио, аккордами, сложными контрапунктическими партиями и другим сложным материалом. Когда фортепианные концерты проводятся профессиональным пианистом, большой рояль почти всегда используется, как рояль имеет более полный тон и больше , чем проекцию на пианино . Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи , включая ноты для пианиста (которые они обычно запоминают, чтобы играть концерт без нот), оркестровые партии для членов оркестра и полную партитуру для дирижера , который ведет оркестр в сопровождении солиста.

В зависимости от эпохи, в которую был составлен фортепианный концерт, оркестровые партии могут обеспечивать довольно второстепенную роль аккомпанемента , определяя басовую линию и последовательность аккордов, по которым фортепиано играет сольные партии (более типично для эпохи музыки барокко , с 1600 по 1750 год. и классический период , с 1730 по 1800), или оркестру может быть отведена почти такая же роль, как и солисту фортепиано, с оркестровыми инструментами и секциями, представляющими ключевые музыкальные темы и играющими виртуозные партии для своих инструментов, и в которых есть «диалог» «или» разговор «между пианистом-солистом и оркестром. Когда студенты-музыкальные студенты и слушатели музыкальных конкурсов играют фортепианные концерты, оркестровая партия может исполняться в оркестровой редукции , преобразовании оркестровых партий в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или органе , так как нанимать полный оркестр очень дорого. . Клавиатурные концерты были обычным явлением во времена Иоганна Себастьяна Баха в эпоху музыки барокко, в классический период и в эпоху романтической музыки (1800–1910). Клавишные концерты также написаны современными композиторами классической музыки . Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В XX и XXI веках концерты для клавесина И. С. Баха иногда исполняются на фортепиано. Существуют различные типы фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух сольных пианистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту на фортепиано присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.

Читайте также:  Ноты для пианино хатико гудбай

СОДЕРЖАНИЕ

История

Самые ранние фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе , такие композиторы, как Иоганн Христиан Бах и Карл Фридрих Абель, начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля примерно в 1770 году.

В классическую эпоху форма быстро распространилась по всей Европе, особенно в Германии и Австрии, закрепившись благодаря работам, особенно Моцарта , наряду с менее известными примерами Гайдна , Карла Стамица и Йозефа Вельфля . В период раннего романтизма репертуар фортепианных концертов пополнился, прежде всего, Бетховеном , Шуманом , Мендельсоном , Шопеном , Хаммелем , Фердинандом Рисом и Джоном Филдом .

Хорошо известные примеры эпохи среднего и позднего романтизма включают концерты Эдварда Грига , Иоганнеса Брамса , Камиллы Сен-Санса , Ференца Листа , Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова . Александр Скрябин , Антонин Дворжак , Эдвард МакДауэлл и Франц Ксавер Шарвенка написали в это время несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой фортепианный концерт до-диез минор , первый концерт для фортепиано с оркестром, составленный американской композиторкой. Эдвард Элгар делал наброски для фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф размыл границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях, озаглавленных « Симфонический концерт» , а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часового концерта . Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром , который длится более одного часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле, термин «концерт для фортепиано» может распространяться на многочисленные часто программные совместные произведения для фортепиано с оркестром из эпохи — Бетховен Хоровой фантазия , Лист Totentanz и Руины Афин Вариации и Рихард Штраус «s Burleske лишь таких работ мало из сотни. Немногочисленные известные фортепианные концерты, преобладающие в концертных программах и дискографиях 20-го и 21-го веков, составляют лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.

Читайте также:  Гитара бой высоцкого схема

20 век и современность

Произведения для левой руки с оркестром

Австриец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны и, возобновив свою музыкальную карьеру, попросил ряд композиторов написать для него пьесы, для которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн , правая рука которого была повреждена на войне, поступил так же, но в меньшей степени. Результаты этих комиссий включают Концертной пьесы для оркестра и фортепиано левой рукой по Борткевичем , Бриттена , Хиндемита , Яначека , Корнголд , Мартину , Прокофьева , Равеля , Франца Шмидта , Рихарда Штрауса и других.

Работает для двух и более пианистов и оркестра.

Концерты и концертные произведения для двух сольных фортепиано были написаны Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65 , на самом деле концерты для клавесина, но часто исполнялись на фортепиано), Моцартом (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано и оркестра) и К. 365 ), Мендельсон (два, 1823-4), Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его Сонаты для двух фортепиано и ударных), Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин ( 1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мийо (1941 и 1951), Богуслав Мартину (1943), Ральф Воан Уильямс (ок. 1946), Рой Харрис (1946), Джан Франческо Малипьеро (две работы, обе 1957) , Уолтер Пистон (1959), Лучано Берио (1973) и Харальд Гензмер (1990). Помимо примеров Баха и Моцарта, сочинения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но были написаны Мортоном Гулдом ( Изобретения для четырех фортепиано и оркестра, 1954), Питером Расином Фрикером ( Концерт для трех фортепиано, литавры и струнные, 1951), Вольфганг Фортнер ( Triplum для трех фортепиано и оркестра, 1966) и Георг Фридрих Хаас ( ограниченное приближение для шести микротонно настроенных фортепиано и оркестра, 2010).

Читайте также:  Пианино с музыками ноты

Концерт для фортепиано в четыре руки — редкий жанр, но Леопольд Кожелух (1747-1818) написал один (си-бемоль мажор, P IV: 8), а Альфред Шнитке (1934-1998) написал другой (в 1988 году).

Характеристики

Форма

Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.

  1. Умеренно быстрая вступительная часть в форме сонатного аллегро, часто включающая виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
  2. Медленная часть, более свободная, выразительная и лиричная. Обычно в троичной форме .
  3. Более быстрое рондо .

Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие нет. Бетховена для фортепиано с оркестром № 4 включает в себя каденцию последнего движения, и многие другие композиторы введены новшества. Например, Листа второй и третий концерты воспроизводятся без перерывов между различными секциями, Брамса концерт для фортепиано № 2 и Листа Концерт для фортепиано № 1 имеют 4 движения и Чайковского Концерт для фортепиано № 3 в Е-бемоль мажор имеет только один ( Аллегро блестящее ).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Маскарад Николай Гумилев исполняет: Boris Vetrov Маскарад В глухих коридорах.

А виновен февраль — три сосны под окном и закат, задуваемый ветром. Юрий Визбор Три сосны .

Я нарисую жизнью твой портрет… Перуанский художник Альберто Линч (Albert Lynch;1851-1912). .

«Вышитые фотографии» Кот-д’Ивуара (Африка) в зарисовках Джоаны Шумали. .

Живописные виды и достопримечательности, как символы средневековья испанской Тарасоны. &nb.

Музыка

Ссылки

Видео

10 самых популярных концертов для фортепиано с орекстром

В этом посте я хочу представить рейтинг самых популярных концертов для фортепиано с оркестром в мире, основываясь на том, сколько раз они исполнялись в концертных программах с 2010 по 2016 год. Итак, представляю вам первую десятку.

10. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор / Брамс, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор

Десятое место в рейтинге самых популярных фортепианных концертов поделили Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Бетховена и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Брамса, стоящие на противоположных концах временной шкалы эпохи романтизма.

Написанный в 1795 году и переработанный в 1880, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фактически был третьей попыткой Бетховена создать произведение такой формы. Действительно, хотя его Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был представлен публике позже, в 1801 году, на самом деле Бетховен закончил его десятью годами ранее, так что именно этот концерт можно назвать Первым. В то время как в последующих концертах для фортепиано с оркестром Бетховен писал партии фортепианного соло и оркестра, которые противостояли друг другу в яростном взаимодействии, в Первом концерте границы между ними гораздо чётче. Написанный для игры в более мягкой и быстрой манере, этот концерт является более традиционным по форме, впрочем, это не уменьшает удовольствия от бодрой и озорной третьей части.

Ове Андснес исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Бетховена

Завершённый в 1881 году, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был результатом долгого периода творческого самоанализа Брамса. Его Концерт для фортепиано с оркестром № 1, который он исполнил сам на премьере двадцатью двумя годами ранее, критики разнесли в клочья, раскритиковав и его исполнение, и то, что они поняли как упрощение формы. Своей второй попыткой Брамс, очевидно, решил не давать пощады своим хулителям: пятидесятиминутное произведение в четырёх частях стало самым длинным концертом для фортепиано эпохи романтизма. Это сочинение гораздо более техничное и динамичное, с большим размахом; его пасторальная первая часть контрастирует со второй – короткой и бурной; и всё неожиданно завершается заводными ритмами, в которых явно чувствуется влияние цыганской музыки.

Рональд Браутигам исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Брамса

9. Григ, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор

Единственный концерт Грига, который он написал в возрасте двадцати четырёх лет, был также его первой оркестровой работой. Хотя сочинение было доброжелательно принято на премьере в Дании, на родине публика была гораздо язвительнее. Григ, опустошённый после недавней смерти своей маленькой дочери, уехал в Рим; его вера в себя была полностью уничтожена. Но, к счастью, встреча с Ференцем Листом изменила судьбу концерта: сыграв всю фортепианную часть, венгерский композитор заставил молодого человека поверить в своё творение, сказав: «Иди своим путём… У тебя есть необходимый дар – и пусть ничто не пугает тебя!» Слушая это произведение сейчас, трудно догадаться, что композитор переживал кризис веры в себя: начиная с драматических нисходящих аккордов, открывающих произведение, и заканчивая чувственными, проникновенными мелодиями во второй части, оно содержит все отличительные признаки будущего величия Грига.

Бен Гросвенор исполняет Концерт для фортепиано с оркестром Грига

8. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор

Написанный Рахманиновым в 1909 году, через почти десять лет после Концерта для фортепиано с оркестром № 2, Третий концерт представляет собой что-то вроде вершины, которую пытаются покорить многие пианисты, и кое-кто из них уверен, что причина такого уровня сложности – в невероятно больших ладонях композитора. Действительно, тот факт, что пианист Йозеф Гофман, которому было посвящено это сочинение, никогда его не исполнял, многое говорит о его технических требованиях. Это произведение гораздо более масштабное и драматическое, чем предыдущие попытки Рахманинова в этом жанре, и его особенно захватывающий момент – когда негромкая, полная напряжения финальная часть вдруг вскипает неистовой кодой. Вы знаете, что говорят о людях с большими ладонями…



Анна Фёдорова исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Рахманинова

7. Брамс, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре минор

Брамс набирался опыта как композитор в процессе создания фортепианного соло, но его первая попытка написать концерт привела к появлению Сонаты для двух фортепиано. В начале 1859 года, после пяти с лишним лет мучительной работы, первое оркестровое сочинение композитора было представлено публике. Его чувственная вторая часть была посвящена другу Брамса Кларе Шуман, которой он написал: «Я рисую твой нежный портрет». Некоторые видят в этом концерте движение в сторону большего слияния фортепианного соло и оркестровых партий, в то время как в концертах начала эпохи романтизма оркестр играл в большей степени аккомпанирующую роль.

Даниэль Баренбойм исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Брамса

6. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор

Рахманинов погрузился в пучину депрессии после премьеры своей Первой симфонии, которая закончилась полным провалом. Только с помощью курса гипнотерапии он сумел преодолеть свои сомнения и вернуться к сочинительству. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, написанный Рахманиновым в 1900 году, охватывает большой диапазон настроений и фактур, от тёмной драмы самых первых аккордов, подобных звону церковных колоколов, до последнего момента, когда летящие романтические партии струнных вступают в контраст с острыми фортепианными аккордами в лихорадочном финале.

Анна Фёдорова исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова

5. Шуман, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор

У Роберта Шумана было несколько неудачных попыток написать произведение подобной формы – в 1828, 1831 и 1839 годах. Шуман писал своей будущей жене Кларе, что он поглощён идеей фортепианного сочинения, которое будет «компромиссом между симфонией, концертом и огромной сонатой». Тем не менее, только когда он начал сочинять фантазию для фортепиано в 1841 году, было посеяно то зерно, из которого вырос единственный полноценный концерт для фортепиано с оркестром. Премьера состоялась в 1846 году, и Клара исполняла сольную партию. Зрители были обескуражены сдержанным характером произведения и недостатком виртуозности в фортепианной части (Лист даже назвал его «концертом для фортепиано без фортепиано»). Так или иначе, это сочинение никоим образом не вызывает душевного трепета – особенно частыми модуляциями тональностей и неясными ритмами в финальной части.

Нельсон Фрейре исполняет Концерт для фортепиано с оркестром Шумана

4. Чайковский, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор

Начав работу над Концертом для фортепиано с оркестром № 1 в 1874 году, Чайковский переделывал его трижды, прежде чем в 1888 году пришёл к версии, которую мы повсеместно слышим сейчас. Первые аккорды медных духовых и широкие эмоциональные мазки вступления показались пианисту Николаю Рубинштейну слишком резкими и примитивными, он назвал это сочинение «плохим, банальным и вульгарным». И в самом деле, Чайковский не ставил себе целью написать утончённое произведение, и, возможно, именно из-за того, что в нём «душа нараспашку», оно так любимо сегодня. Сладкая безмятежность второй части и сопутствующие ей фортепианные порывы в сочетании с триумфальной кульминацией в финале (в котором солисту требуется играть сложный двухоктавный пассаж) складываются в восторженное проявление романтических устремлений.

Видео: Марта Аргерих исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского

3. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор

В верхней части нашего рейтинга царит Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4, премьера которого состоялась в 1808 году, нарушил множество традиций. Во-первых, до этого ни один концерт для фортепиано с оркестром не начинался с тихого соло, без сопровождения оркестра. Во-вторых, раньше такие концерты создавались по принципу взаимодействия, а здесь солист и оркестр являются, скорее, антагонистами, сражающимися за тематическое поле. В-третьих, безутешно звучащая медленная часть непривычно короткая – она длится только пять минут, и весь оркестр безмолвствует до финальной части. Очевидно, Бетховен начал испытывать рамки, присущие фортепианным концертам.

Даниэль Баренбойм исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Бетховена

2. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор

Итак, «Император». Одни говорят, что это один из офицеров наполеоновской армии, оккупировавшей Вену, во время премьеры сочинения придумал такой величественный эпитет для последнего фортепианного концерта Бетховена; другие полагают, что это был издатель Иоганн Баптист Крамер. Как бы то ни было на самом деле, мы знаем, что Концерт для фортепиано с оркестром № 5 был написан в 1809–1811 гг. – самое начало эпохи романтизма в музыке, поэтому ему ещё присуща классическая уравновешенность. Взяв из Четвёртого концерта идею начала с партии фортепиано, Бетховен в Пятом идёт ещё дальше – в первой части виртуозного соло струнная группа оркестра расставляет свои торжественные акценты. Затем следует гораздо более степенная вторая часть, и к моменту неистового рондо мы уже погружены в грандиозный мир музыки Бетховена

Стивен Хаф исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Бетховена

1. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до минор

Благодаря чему Концерт для фортепиано с оркестром № 3 стал самым популярным сочинением этого жанра в последние годы? Возможно, дело в том, что Бетховен удивительно легко перемещается между эмоциональными регистрами: от мрачной и тревожной первой части к мягкому лиризму второй и неопровержимому оптимизму коды в до мажоре. Или, может, это из-за того, что Третий концерт – это первый концерт для фортепиано с оркестром, в котором композитор ответил на изменения в диапазоне фортепиано – раньше он не хотел ограничивать свои произведения тем, чтобы они исполнялись только на новейших инструментах, но тут он принял новое, в том числе высокое соль, а затем высокое до – когда он переписал своё сочинение в 1804 году. Моцартовское эхо, звучащее в этом концерте, непривычно длинное оркестровое вступление и неукротимое движение вперёд – всё это сложилось в произведение, изобилующее сюрпризами.

Кристиан Цимерман исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Бетховена

Источник

Оцените статью