- Полонезы (Шопен) — Polonaises (Chopin)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Полонезы для фортепиано соло
- Список полонезов Шопена
- Фредерик Шопен Fryderyk Franciszek Chopin
- Композитор, которому жаль. Пять необычных фактов о Фредерике Шопене
- Шопен музицировал в темноте
- Шопен писал исключительно для фортепиано
- Шопен придумал специальное приспособление для растяжки пальцев
- Шедевральный «Собачий вальс» Шопен написал по просьбе любимой
- Шопен глубоко переживал разлуку с родиной
Полонезы (Шопен) — Polonaises (Chopin)
Большинство Frédéric Chopin «s полонезы было написано для фортепиано соло. Свой первый полонез он написал в 1817 году, когда ему было 7 лет; его последним был « Полонез-фантазия» 1846 года, за три года до его смерти. Среди наиболее известных полонезов — полонез «Военный» ля мажор, соч. 40, No. 1, и «Героический» полонез в A ♭ , соч. 53.
Есть также Andante spianato et grande polonaise brillante в E ♭ , Op. 22, для фортепиано с оркестром, который также существует в фортепианной версии соло; и Интродукция и блестящий полонез до мажор, соч. 3, для виолончели и фортепиано.
СОДЕРЖАНИЕ
Полонезы для фортепиано соло
Шопен написал не менее 23 полонезов для фортепиано соло. Из этих:
- 7, в том числе « Полонез-фантазия» , были опубликованы при его жизни.
- 3 изданы посмертно с номерами опусов.
- 6 изданы посмертно без номеров опусов
- по крайней мере 7 потеряны.
Список полонезов Шопена
Они предназначены для фортепиано соло, если не указано иное.
Источник
Фредерик Шопен
Fryderyk Franciszek Chopin
Выдающийся польский композитор. Пианист. Оказал значительное влияние на мировую музыку. Основоположник польской национальной композиторской школы. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма.
Фредерик Франсуа Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова Воля, Польша. Мальчик вырос в окружении музыки и уже в пять лет уверенно исполнял несложные пьесы. Вскоре, его педагогом стал известный музыкант Войцех Живный. Чуткий и опытный воспитатель привил своему ученику любовь к музыке классиков.
Шопен с успехом закончил лицей и Высшую школу музыки, где его занятиями руководил композитор Иосиф Эльснер. За время обучения Фредерик написал много фортепьянных произведений. К этому времени уже признан лучшим пианистом Польши. Критики высоко ценили его творчество, а дамы: превосходные манеры. Шопен много путешествовал по Европе, давал концерты и сочинял новые произведения.
С 1831 года композитор постоянно жил в Париже, поразив его своими оригинальными мазурками и полонезами: жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармония польского фольклора. В наиболее значительных произведениях Шопена парижского периода преобладают героико-драматические образы, музыка насыщается глубиной переживаний, силой и широтой образов. Трагической кульминацией в произведениях Фредерика стал знаменитый «Похоронный марш», который вошел в погребальный ритуал во всем мире.
Период с 1838 по 1846 год является наивысшим расцветом творчества композитора. Именно в это время созданы самые совершенные и значительные его произведения в различных жанрах фортепианной музыки. Продолжал музыкант и концертировать, но значительно реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей, всецело отдаваясь сочинительству.
Творчество Шопена выступает одним из величайших достижений польской и мировой художественной культуры, оказавшее огромное влияние на многие поколения музыкантов. Фредерик остается непревзойденным творцом мелодий, его композиторская техника во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Его перу принадлежит более полусотни мазурок, три фортепианных сонаты. Также является автором нескольких баллад. Особой популярностью пользуются его вальсы.
Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Адольф Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер.
В последние годы жизнь Шопена осложнилась тяжелым материальным положением и болезнью легких. Композитор почти перестал писать, а свой последний концерт Фредерик дал осенью 1848 года в Лондоне в пользу польских эмигрантов.
Фредерик Шопен скончался 17 октября 1849 года в Париже, где похоронен на кладбище Пер-Лашез. Сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено в Варшаву и замуровано в одной из колонн костела Святого Креста.
Для фортепиано с ансамблем или с оркестром
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)
Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)
Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)
«Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829-1830)
Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)
Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)
«Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830-1834)
Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845-1846)
Полонез для виолончели Op. 3
Мазурки (всего 51)
Op.6 — 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
Op.7 — 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830-1831)
Op.17 — 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832-1833)
Op.24 — 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll
Op.30 — 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836-1837)
Op.33 — 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837-1838)
Op.41 — 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
Op.50 — 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841-1842)
Op.56 — 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
Op.59 — 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
Op.63 — 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
Op.67 — 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
Op.68 — 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)
Полонезы (всего 11)
Op. 22 Большой блестящий полонез Es-dur (1830-1832)
Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll (1833-1835)
Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836-1839)
Op. 44 fis-moll (1840-1841)
Op. 53 As-dur (Героический) (1842)
Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845-1846)
WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)
Ноктюрны (всего 19)
Начало «Ноктюрна» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, Op.62 № 2. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты.
Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829-1830)
Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830-1831), g-moll (1833)
Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834-1835)
Op. 32 H-dur, As-dur (1836-1837)
Op. 37 g-moll, G-dur (1839)
Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
Op. 62 № 1 H-dur,№ 2 E-dur (1846)
Op. 72 e-moll (1827)
Op. posth. cis-moll (1830), c-moll
Вальсы (всего 15)
Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)
Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)
Op. 34 № 2 a-moll (1831)
Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur
Op. 42 «Большой вальс» As-dur
Op. 64 № 1 Des-dur (1847)
Op. 64 № 2 cis-moll (1846-1847)
Op. 64 № 3 As-dur
Op. 69 № 1 As-dur
Op. 69 No. 2 in B minor
Op. 69 № 10 Н-moll
Op. 70 № 1 Ges-dur
Op. 70 № 2 f-moll
Op. 70 № 2 Des-dur
Op. posth. e-moll, E-dur, a-moll
Сонаты для фортепиано (всего 3)
Нотная обложка Траурного (похоронного) марша Фредерика Шопена, выпущенного впервые как отдельное произведение под этим названием. Брейткопф и Гертель, Лейпциг, 1854 (печатная доска Breitkopf & Härtel № 8728)
Op. 4 № 1, c-moll (1828)
Op. 35 № 2 b-moll (1837-1839), включающая Траурный (похоронный) марш (3-я часть: Marche Funèbre)
Oр. 58 № 3 h-moll (1844)
Прелюдии (всего 25)
Chopin Prelude Opus 28 n.4
Помощь по воспроизведению
24 прелюдии Op. 28 (1836-1839)
Прелюдия cis-moll op′,′45 (1841)
Прелюдия ля-бемоль мажор B. 86
Экспромты (всего 4)
Op. 29 As-dur (около 1837)
Op, 36 Fis-dur (1839)
Op. 51 Ges-dur (1842)
Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)
Этюды (всего 27)
Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828-1832)
Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831-1836)
WoO f-moll, Des-dur, As-dur(1839)
Скерцо (всего 4)
Op. 20 h-moll (1831-1832)
Op. 31 b-moll (1837)
Op. 39 cis-moll (1838-1839)
Op. 54 E-dur (1841-1842)
Баллады (всего 4)
Ор. 23 g-moll (1831-1835)
Op. 38 F-dur (1836-1839)
Op. 47 As-dur (1840-1841)
Op. 52 f-moll (1842-1843)
Другие
Фантазия Op. 49 f-moll (1840-1841)
Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845-1846)
Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
Концертное Allegro Op. 46 A-dur (1840-1841)
Тарантелла Op. 43 As-dur (1843)
Болеро Op. 19 C-dur (1833)
Соната для виолончели и фортепиано Op. 65 g-moll
Песни Op. 74 (всего 19)(1829-1847)
Рондо (всего 4)
Обработки и переложения музыки Шопена
А. Глазунов. Шопениана, сюита (одноактный балет) из сочинений Ф. Шопена, соч. 46. (1907).
Жан Франсе. Оркестровка 24-х Прелюдий Ф. Шопена (1969).
С. Рахманинов. Вариации на тему Ф. Шопена, соч. 22 (1902-1903).
М. А. Балакирев. Экспромт на темы двух прелюдий Шопена (1907).
М. А. Балакирев. Переложение для фортепиано соло Романса (II части) из Концерта для фортепиано с оркестром e-moll Ф. Шопена (1910).
М. А. Балакирев. Сюита для оркестра из сочинений Ф. Шопена (1908).
Ф. Бузони. Девять вариаций на тему прелюдии Шопена до минор
Ф. Момпу. Вариации на тему Ф. Шопена
Ф. Лист. Транскрипции шести польских песен Шопена для фортепиано (Желание, Весна, Колечко, Пирушка, Моя баловница, Жених)
А. Корто. Фортепианная транскрипция Largo из Сонаты для фортепиано и виолончели
В 2018 году в Варшаве впервые был проведен Международный конкурс имени Шопена на исторических фортепиано.
Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов. Записи его произведений появляются в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. Среди его победителей были выдающиеся пианисты Лев Оборин, Яков Зак, Белла Давидович, Галина Черны-Стефаньска, Маурицио Поллини, Марта Аргерих.
В 1934 году в Варшаве основан университет имени Шопена, который впоследствии преобразован в Общество имени Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения Шопена и статьи о его творчестве.
В 1949-1962 годах польским музыковедом Людвиком Бронарским опубликовано полное собрание сочинений Шопена — «Fr. Chopin, Dzieła wszystkie», PWM, Kraków.
В честь Шопена назван кратер на Меркурии.
В 1960 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шопену.
В 1998 году Московское государственное училище (ныне — колледж) музыкального исполнительства, а в 2011 году Иркутский музыкальный колледж стали носить имя Ф. Шопена.
В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) присвоено имя Фредерика Шопена.
Постановлением Сейма Польши 2010 год объявлен Годом Шопена.
В марте 2010 года в Варшаве после реконструкции и модернизации был открыт музей Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого польского композитора и музыканта.
В 2010 году в Бишкеке, Киргизия установлена памятная доска и названа улица в честь Фредерика Шопена.
В декабре 2010 года в Алма-Ате в Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы посольством Польши в честь Года Шопена открыт концертный зал имени Фредерика Шопена, а «Казпочта» выпустила памятную почтовую марку, посвященную 200-летию Фредерика Шопена.
В 2010 году, также в честь 200-летия композитора, российский пианист Рэм Урасин исполнил все произведения Шопена в цикле из 11 концертов.
Во многих городах Польши и мира установлены памятники в честь Шопена (в том числе Варшаве, Познани, Желязовой-Воле, Кракове, Париже, Шанхае, Тиране и др.)
Отец — Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу.
Мать — Скарбеков Текла Юстина Кшижановская (1782-1861). По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.
Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.
После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута. Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа «Траурным маршем».
Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.
История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлен с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.
Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.
Источник
Композитор, которому жаль. Пять необычных фактов о Фредерике Шопене
Однажды кто-то спросил у Фредерика Шопена, каким словом он мог бы описать настроение всех своих произведений. Композитор подумал и сказал, что в его родном польском языке есть слово «жаль» (zal). И в нем для Шопена заключалась целая радуга чувств: скорбь, ненависть, печать, предчувствие угрозы. Такую окраску он приписывал своему творчеству.
Станислав Рихтер, прославленный русский пианист, говорил про него: «Таинственный, дьявольский, женственный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». Такой же разной была и его жизнь, но, пожалуй, в большей степени она была трагичной.
Родившись в 1810 году в музыкальной семье, он был с детства будто окутан каким-то неземным флером — у него были голубые глаза, белая, почти прозрачная кожа, а сам он проявлял удивительные интеллектуальные способности. Маленький Фредерик буквально проглатывает книгу за книгой, сочиняет стихи, концертирует с восьми лет, даже рисует. Его привлекают народное творчество и музыка, потому особое место в его жизни займут мазурки — польские танцы. А многие шопеновские мелодии появятся из простых песен, будут написаны в народных ладах, содержать народную ритмику, а иногда даже имитировать звучание разных национальных инструментов. Например, как в Балладе №2, F-dur (Оp. 38).
Великий русский композитор и пианист Антон Рубинштейн сказал про Шопена легендарную фразу, которая есть во всех учебниках по музыкальной литературе: «Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». Поляк всего себя посвятил музыке, а именно — этому инструменту, действительно заставив его петь.
Шопен музицировал в темноте
Еще будучи ребенком, Фредерик страдал от ночных кошмаров и эпилепсии, но, несмотря на это, прямо посреди ночи он мог вскочить с кровати и побежать к фортепиано что-нибудь наигрывать.
Позже он понял, что темнота дает ему настроиться на нужную волну. Поэтому, музицируя, он просил погасить все свечи, даже если был в гостях, при огромном количестве людей. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни.
В этом есть смысл, особенно если обратиться к его популярным ноктюрнам (в переводе с французского «ночной»). Их еще иногда называют песнями при луне. Как правило, это небольшая пьеса лирического характера — его ранние работы в этом жанре именно такие. Послушайте один из самых знаменитых — Ноктюрн №2, Es-dur (Оp. 9), написанный 1829–1830 годах.
Всего Шопен написал более двух десятков ноктюрнов, и более поздние миниатюры не похожи на ранние — они мрачные, со сложной гармонией и драматическим сюжетом. Один из таких примеров — Ноктюрн №1, c-moll (Оp. 48), который он написал за семь лет до смерти, в 1841 году.
Шопен писал исключительно для фортепиано
Как бы странно это ни звучало, но такой большой композитор не писал больших произведений для оркестра или ансамбля. Ну, в целом не писал. Он, скажем так, пробовал — у него есть, например, два концерта для фортепиано с оркестром, и их даже исполняют на больших конкурсах или на концертах. Но все это были ранние опусы, когда он еще только искал себя. А нашел, как известно, в миниатюрах для фортепиано.
Возможно, это было связано с тем, что сам Шопен предпочитал играть не на большую аудиторию, а в маленьких салонах. Он вообще не любил публичные выступления — за всю свою карьеру дал от силы три десятка живых концертов. Он был таким странным исключением из правил, учитывая то, что многие музыканты зарабатывали (и до сих пор зарабатывают) в основном именно этим.
Между тем Шопен был превосходным пианистом. О нем писали: «Совершенно не верится, что эта музыка создана человеком», «Он играл так самозабвенно, как никакой другой музыкант…» Про него говорили: «Единственный в своем роде, непохожий ни на одного музыканта». А многие исполнители-современники признавались, что исполнить его музыку так же, как это делал он, — невозможно. Послушайте, как Шопена играет другой великий композитор — Сергей Рахманинов.
Шопен придумал специальное приспособление для растяжки пальцев
У Шопена была небольшая ладонь. Возможно, поэтому у него так много красивых филигранных произведений, как говорят пианисты, на мелкую технику. Послушайте его «Фантазию-экспромт» (Оp. post. 66) с такими пассажами.
Но чтобы быть настоящим виртуозом, нужно уметь совладать с любой техникой. Поэтому он придумал некий прибор, который носил с самой юности, даже во сне. Хотя он, конечно, приносил нестирпимую боль, но был, безусловно, очень эффективным. С помощью растяжки композитор и пианист мог работать со своей давней проблемой — сложными большими аккордами.
Похожий способ был и у его современника — композитора Роберта Шумана. Тот фиксировал свои пальцы в растянутом положении, это закончилось довольно серьезной травмой, из-за чего Шуману пришлось закончить карьеру пианиста.
Шедевральный «Собачий вальс» Шопен написал по просьбе любимой
Они познакомились в Париже, в 1837 году. Аврору Дюпен знали под именем Жорж Санд, она была довольно знаменитой писательницей и эпатажной личностью — носила брюки, курила трубку, но, несмотря на это, была натурой чрезвычайно тонкой, нежной и влюбчивой (она была любовницей Проспера Мериме, Альфреда Мюссе и многих других).
Однажды в салоне у композитора и пианиста Ференца Листа собралась литературная и музыкальная аристократия. В тот вечер Шопен впервые увидел свою будущую возлюбленную. «Какая малоприятная женщина», — сказал он, влюбился в нее и прожил с ней девять лет своей жизни.
Их отношения были очень нежными, Аврора всегда заботилась о своем возлюбленном, проявляя к нему чуткость и трепетность, ведь у Шопена было довольно слабое здоровье. Тот всегда отвечал ей взаимностью. Однажды, когда женщина играла со своей собачкой, она сказала, что если бы сама была композитором, то обязательно бы сочинила для своей собачки что-то шедевральное. Ну, Шопен и написал вальс, который впоследствии назовут «Собачьим вальсом», или «Вальсом маленькой собачки» (не тот, который из «Джентльменов удачи», а другой).
В 1847 году их отношения закончились — композитор, который в тот момент уже страдал от туберкулеза, собрав все вещи, покинул поместье Жорж Санд в Париже. Это для столь хрупкой натуры, как Фредерик Шопен, стало очередным ударом, который он с трудом мог перенести.
Шопен глубоко переживал разлуку с родиной
В 1829 году в Варшаве прошла коронация русского императора Николая I. Это привело к гражданским волнениям, и 2 ноября 1830 года Шопен покидает Варшаву. Его друзья устроили ему пышные проводы и подарили сосуд с польской землей. Принимая его, композитор заявил, что уже никогда не сможет вернуться на родину. Эти слова оказались пророческими.
Как известно, восстание не увенчалось успехом. Приняв эти события близко к сердцу, Шопен написал свой знаменитый «Революционный этюд».
Композитор написал более пяти десятков мазурок — польских народных танцев. Тяжело переживая разлуку с родиной, он создал свою последнюю, пожалуй, самую проникновенную и печальную, Мазурку №4, f-moll (Оp. post. 68).
В 1848 году, незадолго до смерти, композитор отправился в свое последнее турне — по Англии и Шотландии. Климат этих стран, как и переживание разрыва с Жорж Санд, пагубно сказались на его и без того хрупком здоровье. Вернувшись в Париж, великий композитор скончался в октябре 1849 года. Сердце Фредерика Шопена, согласно его желанию, было возвращено на родину, в Польшу. Оно хранится в церкви Святого Креста, где его замуровали в одну из колонн.
Источник