Гитарный Музон
Гитарная музыка всех времён и направлений (статьи, видео и ноты)
Адажио Альбинони на гитаре, играет Андрей Крылов
Знаменитое Адажио (Adagio) из глубины веков нам оставил композитор Томазо Альбинони. Классическая гитара, в исполнении Андрея Крылова. Красиво, душевно, чисто.
Для тех моих посетителей, которые немного играют на гитаре, приятное приложение к просмотру: ноты Адажио. Великое преимущество — слушать и суметь сыграть!
Итак, Адажио Альбинони на гитаре:
Чем ещё неординарно сочинение Альбинони, так это своей историей. Впервые это произведение было опубликовано в 1958 году под именем автора Ремо Джиазотто — итальянского композитора и музыковеда. Джиазотто утверждал, что это произведение он создал из обрывков найденных во время Второй мировой войны сочинений Альбинони.
Однако эксперты не подтверждали такого факта, так как. по их словам, адажио стилистически отличается не только от классических произведений эпохи барокко, но также и от композиторского почерка самого Томазо Альбинони.
Впоследствии было доказано, что пьеса принадлежит самому Ремо Джиазотто. Но традиционно название Адажио Альбинони существует до сих пор. Зачем автор отказывался от несомненно гениального произведения, известно было только самому автору — Джиазотто.
Пьеса являлась одним часто исполняемых музыкальных произведений второй половины прошлого века, а также охотно использовалась в киноматографе. Многие музыкальные критики и музыковеды считают, что использование этой музыки гитаристом Ингви Малмстином в Icarus Dream Suite Op. 4 (1984 год) сыграло значительную роль в формировании современного неоклассического металла .
Источник
Кто написал Адажио Альбинони?
Все равно, что спросить «Как называется река Волга? Естественно, Адажио Альбинони написал Альбинони! Но на самом деле это не так.
Томазо Альбинони, венецианский композитор эпохи барокко, современник Баха и Вивальди, на весь мир прославился произведением, которого никогда не слышал.
Большая часть наследия, рукописи и манускрипты Томазо Альбинони в последнее время хранились в Дрезденской библиотеке. Но они были безвозвратно утрачены во время бомбежки Дрездена в конце Второй мировой войны. Союзники тогда утюжили Дрезден нещадно.
Итальянский музыковед и композитор, исследователь творчества Альбинони — Ремо Джадзотто — работал на руинах Дрезденской библиотеки сразу после войны. Тогда он якобы нашел крохотный рукописный фрагмент из 6 тактов неизвестной пьесы Томазо Альбинони и по этому фрагменту (всего-то из 6 тактов!) воссоздал музыку венецианского классика.
Так в 1958 году появилось на свет одно из самых исполняемых в мире произведений — Адажио соль минор для струнных и органа. Для простоты стали называть его «Адажио Альбинони».
Одно из лучших исполнений Адажио — Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна:
Мелодия эта приобрела огромную популярность. Сколько исполнителей потом записало эту композицию, не счесть.
И вот, в 1998 году Ремо Джадзотто ушел из жизни. Тут начинается самое интересное: тщательно изучив его архив, коллеги с изумлением обнаружили, что заветных 6 тактов манускрипта Альбинони в его бумагах не оказалось. Более того, выяснилось, что Джадзотто и при жизни никому и никогда не показывал того фрагмента Адажио. Ни малейшего намека на то, что драгоценная рукопись вообще когда-либо существовала, не нашлось и в чудом уцелевших каталогах Дрезденской библиотеки. Да и вообще пьеса эта стилистически сильно отличается от произведений барокко вообще и Альбинони в частности.
Сопоставив все эти странные факты, музыковеды сделали смелое предположение, что Адажио Альбинони написано вовсе не Альбинони, а самим Ремо Джадзотто, целиком и полностью.
Но зачем тогда Джадзотто придумал эту историю с манускриптом? Опубликовал бы сочинение под своим именем.
Озвучу одну из версий:
В 1943 году композитор Рихард Штраус написал скорбную пьесу для струнных «Метаморфозы». Буквально на 0:45 мы можем услышать кое что очень похожее на главную тему нашего Адажио. Мелодия проходит в партии вторых альтов, это 4 строчка партитуры:
Возможно, Джадзотто, вдохновившись музыкой Штрауса, сочинил свое Адажио, и дабы не оказаться обвиненным в плагиате, авторство этой темы приписал Томазо Альбинони. Ведь одно дело, если вы использовали мелодию вашего современника, и совсем другое дело, если за основу вы взяли таинственный манускрипт 16 века, найденный на руинах разрушенной бомбежками библиотеки.
Зато благодаря Джадзотто резко вырос интерес к забытому до той поры венецианцу Томазо Альбинони. Теперь его упоминают как известного композитора эпохи барокко, наряду с Вивальди и Бахом!
Дубликаты не найдены
Лига Оркестровой Музыки
228 постов 1.2K подписчик
Правила сообщества
1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.
2.Не заливать посты не по теме Лиги.
3.Чистое звучание произведений.
Похожая история с Ave Maria — Vavilov (Caccini)
Только недавно читал об этом в «Брисбене» Водолазкина
Прием кукушки
В семидесятых годах прошлого века Всесоюзная фирма «Мелодия» издала удивительную пластинку — «Лютневая музыка XVI — XVII веков». Ее буквально сметали, когда она появлялась на прилавках магазинов. Пластинку переиздавали каждый год, но она все равно ходила в раритетах и заигрывалась на «Вегах» и «Аккордах» до глубоких царапин.
Исполнителем музыки там значился какой-то гитарист-лютнеист Владимир Вавилов.
Позже музыка с этого винилового диска стала известна всему миру. По крайней мере три пьесы:
«Канцона» старинного композитора Франческо да Милано — прославилась с помощью Бориса Гребенщикова, который, слегка переврав ее, перепел как «Город золотой».
«Ave Maria» неизвестного автора XVI века, ставшая шедевром в мире оперы, потом превратившаяся в произведение Джулио Каччини.
И «Ричеркар» Нигрино — одна из популярнейших композиций у аутентистов, музыкантов, воссоздающих звучание музыки прошлого.
Но спустя какое-то время в музыкальных кругах начались брожения и сомнения в подлинности авторства, указанного на пластинке. Ну не укладываются все эти пьесы в эстетические рамки лютневой музыки эпохи барокко!
Исследователи творчества Милано не нашли среди произведений итальянца ничего, хоть сколько нибудь похожего на то, что исполнял Вавилов.
Ещё больше неясного было с «Ave Maria» Каччини: мелодия с пластинки была похожа на другие произведения Каччини, примерно так же, как музыка Дунаевского похожа на музыку Моцарта.
Содержащиеся в Ave Maria септаккорды по «золотой секвенции“, синкопы в басу, 7-я повышенная ступень в миноре, двойная доминанта… Такого в принципе не могло быть написано 400 лет назад! Многие эксперты вообще предполагали, что эта музыка не итальянская. Она русская, говорили они, и современная, и никак не могла быть написана ни в XVI, ни в XVII веке.
Самым простым было бы обратиться за разъяснениями к самому Вавилову, но уже через три года после выхода пластинки Вавилов скончался от рака в больнице. Спрашивать было не у кого.
И только в 2005 году один исследователь-энтузиаст Гейзель Зеев решил окончательно выяснить авторство загадочной музыки и провел подробное и основательное расследование. И пришел к выводу, что автором почти всех композиций пластинки является сам исполнитель — Владимир Вавилов!
А причины того, что он решился на такую крупную аферу и указал себя лишь в скромной роли исполнителя, весьма грустны и прозаичны. Он просто не верил в возможность иным способом издать собственную музыку — музыку малоизвестного советского гитариста с незапоминающейся фамилией Вавилов. Поэтому для каждой из них он «назначил» известного итальянского средневекового автора и для убедительности добавил туда старинную английскую песню «Зеленые рукава» (в ее старинности сомнений нет). Этакий прием кукушки — свои сочинения подкинуть в «гнездо» другого композитора.
И подлог удался: на ничего не подозревающих итальянцев, уже четыре века пребывающих в раю, неожиданно свалилась всероссийская слава! А Вавилов этими багородными итальянскими именами прикрывал, защищал свою музыку для того, чтобы она могла звучать в концертных залах.
Ведь канцону нельзя посвятить съезду партии, а от ричеркара нет никакого прока для великой стройки. Что же до Ave Maria, то и представить себе невозможно, чтобы советскому музыканту пришло в голову написать хотя бы ноту во славу этой мифической девы, которая, как известно, является давно разоблаченной выдумкой церковников!
Но чем дальше, тем интереснее.
Многочисленные беседы с родными и друзьями Владимира Вавилова раскрыли новые детали. Оказывается, Вавилов много сотрудничал с «Союзмультфильмом» и написал много песенок для мультиков, но в титрах его имя не ставили!
Кроме того, Вавилов опубликовал много композиций для семиструнной гитары. И в нотах было написано: «современная обработка русских народных мелодий — Владимир Вавилов». Но никто в музыкальных кругах таких русских народных мелодий не знал.
Исполнял он и концерт Паганини. По мнению музыковедов, не мог Паганини написать такой концерт!
Дочь Вавилова вспоминала, что однажды стала свидетелем разговора отца с родственницей. «Родственница пела в хоре. Отец написал для хора песню. Она спросила, почему он не хочет издать ноты под своим именем. Папа отмахнулся. Мол, кто меня пропустит, пусть будет неизвестный автор, главное, чтобы песня звучала».
Получается, что Вавилов занимался этим всю жизнь — писал музыку и давал ей жизнь под другими именами.
Но это так трудно понять. Почему он не ставил свое имя? Как он мог так легко отдать свою славу? Все, что написал, отдать другим?
Понять это можно только зная Владимира как человека. Близкие знали его как человека. Из интервью с дочерью: «Слышала такое выражение: «Я в искусстве!» Он никогда бы так не сказал. Он СЛУЖИЛ искусству. И очень хотел, чтобы его музыка звучала. Ему было это гораздо важнее, чем известность его фамилии. Это сейчас в шоу-бизнесе одно позерство и жажда славы. А тогда было совсем другое время. К тому же издаться было очень сложно — цензура, комиссии. Союз композиторов вообще был организацией небожителей. А он кто? Недоучка. «
«Концерты Паганини», «обработки русских народных мелодий», безымянные песни и музыка к мультикам — открывается непаханое поле для желающих восстановить справедливость и вернуть авторство, но только не «недоучке», а гениальному русскому композитору Владимиру Вавилову.
Источник