Концерт для фортепиано с оркестром — Piano concerto
Концерт для фортепиано представляет собой тип концерта , соло композиция в классической музыке жанре , который состоит на фортепиано плеер, который , как правило , в сопровождении оркестра или другим большим ансамблем . Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные представления, требующие продвинутого уровня владения инструментом, включая мелодические линии, перемежающиеся с быстрыми гаммами, арпеджио, аккордами, сложными контрапунктическими партиями и другим сложным материалом. Когда фортепианные концерты проводятся профессиональным пианистом, большой рояль почти всегда используется, как рояль имеет более полный тон и больше , чем проекцию на пианино . Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи , включая ноты для пианиста (которые они обычно запоминают, чтобы играть концерт без нот), оркестровые партии для членов оркестра и полную партитуру для дирижера , который ведет оркестр в сопровождении солиста.
В зависимости от эпохи, в которую был составлен фортепианный концерт, оркестровые партии могут обеспечивать довольно второстепенную роль аккомпанемента , определяя басовую линию и последовательность аккордов, по которым фортепиано играет сольные партии (более типично для эпохи музыки барокко , с 1600 по 1750 год. и классический период , с 1730 по 1800), или оркестру может быть отведена почти такая же роль, как и солисту фортепиано, с оркестровыми инструментами и секциями, представляющими ключевые музыкальные темы и играющими виртуозные партии для своих инструментов, и в которых есть «диалог» «или» разговор «между пианистом-солистом и оркестром. Когда студенты-музыкальные студенты и слушатели музыкальных конкурсов играют фортепианные концерты, оркестровая партия может исполняться в оркестровой редукции , преобразовании оркестровых партий в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или органе , так как нанимать полный оркестр очень дорого. . Клавиатурные концерты были обычным явлением во времена Иоганна Себастьяна Баха в эпоху музыки барокко, в классический период и в эпоху романтической музыки (1800–1910). Клавишные концерты также написаны современными композиторами классической музыки . Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В XX и XXI веках концерты для клавесина И. С. Баха иногда исполняются на фортепиано. Существуют различные типы фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух сольных пианистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту на фортепиано присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Самые ранние фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе , такие композиторы, как Иоганн Христиан Бах и Карл Фридрих Абель, начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля примерно в 1770 году.
В классическую эпоху форма быстро распространилась по всей Европе, особенно в Германии и Австрии, закрепившись благодаря работам, особенно Моцарта , наряду с менее известными примерами Гайдна , Карла Стамица и Йозефа Вельфля . В период раннего романтизма репертуар фортепианных концертов пополнился, прежде всего, Бетховеном , Шуманом , Мендельсоном , Шопеном , Хаммелем , Фердинандом Рисом и Джоном Филдом .
Хорошо известные примеры эпохи среднего и позднего романтизма включают концерты Эдварда Грига , Иоганнеса Брамса , Камиллы Сен-Санса , Ференца Листа , Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова . Александр Скрябин , Антонин Дворжак , Эдвард МакДауэлл и Франц Ксавер Шарвенка написали в это время несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой фортепианный концерт до-диез минор , первый концерт для фортепиано с оркестром, составленный американской композиторкой. Эдвард Элгар делал наброски для фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф размыл границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях, озаглавленных « Симфонический концерт» , а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часового концерта . Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром , который длится более одного часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле, термин «концерт для фортепиано» может распространяться на многочисленные часто программные совместные произведения для фортепиано с оркестром из эпохи — Бетховен Хоровой фантазия , Лист Totentanz и Руины Афин Вариации и Рихард Штраус «s Burleske лишь таких работ мало из сотни. Немногочисленные известные фортепианные концерты, преобладающие в концертных программах и дискографиях 20-го и 21-го веков, составляют лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.
20 век и современность
Произведения для левой руки с оркестром
Австриец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны и, возобновив свою музыкальную карьеру, попросил ряд композиторов написать для него пьесы, для которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн , правая рука которого была повреждена на войне, поступил так же, но в меньшей степени. Результаты этих комиссий включают Концертной пьесы для оркестра и фортепиано левой рукой по Борткевичем , Бриттена , Хиндемита , Яначека , Корнголд , Мартину , Прокофьева , Равеля , Франца Шмидта , Рихарда Штрауса и других.
Работает для двух и более пианистов и оркестра.
Концерты и концертные произведения для двух сольных фортепиано были написаны Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65 , на самом деле концерты для клавесина, но часто исполнялись на фортепиано), Моцартом (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано и оркестра) и К. 365 ), Мендельсон (два, 1823-4), Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его Сонаты для двух фортепиано и ударных), Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин ( 1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мийо (1941 и 1951), Богуслав Мартину (1943), Ральф Воан Уильямс (ок. 1946), Рой Харрис (1946), Джан Франческо Малипьеро (две работы, обе 1957) , Уолтер Пистон (1959), Лучано Берио (1973) и Харальд Гензмер (1990). Помимо примеров Баха и Моцарта, сочинения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но были написаны Мортоном Гулдом ( Изобретения для четырех фортепиано и оркестра, 1954), Питером Расином Фрикером ( Концерт для трех фортепиано, литавры и струнные, 1951), Вольфганг Фортнер ( Triplum для трех фортепиано и оркестра, 1966) и Георг Фридрих Хаас ( ограниченное приближение для шести микротонно настроенных фортепиано и оркестра, 2010).
Концерт для фортепиано в четыре руки — редкий жанр, но Леопольд Кожелух (1747-1818) написал один (си-бемоль мажор, P IV: 8), а Альфред Шнитке (1934-1998) написал другой (в 1988 году).
Характеристики
Форма
Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.
- Умеренно быстрая вступительная часть в форме сонатного аллегро, часто включающая виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
- Медленная часть, более свободная, выразительная и лиричная. Обычно в троичной форме .
- Более быстрое рондо .
Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие нет. Бетховена для фортепиано с оркестром № 4 включает в себя каденцию последнего движения, и многие другие композиторы введены новшества. Например, Листа второй и третий концерты воспроизводятся без перерывов между различными секциями, Брамса концерт для фортепиано № 2 и Листа Концерт для фортепиано № 1 имеют 4 движения и Чайковского Концерт для фортепиано № 3 в Е-бемоль мажор имеет только один ( Аллегро блестящее ).
Источник
Сольный концерт — Solo concerto
Сольный концерт является музыкальной формой , которая имеет один сольный инструмент с линией мелодии, в сопровождении оркестра. Традиционно сольный концерт состоит из трех частей, состоящих из быстрой части, медленной и лирической части, а затем еще одной быстрой части. Однако есть много примеров концертов, не соответствующих этому плану.
Содержание
История
Барокко
Самые ранние известные сольные концерты — №№. 6 и 12 сочинения Джузеппе Торелли . 6 от 1698 года. В этих произведениях используется как трехчастный цикл, так и четкая (хотя и уменьшительная) форма риторнелло , как в концерте рипиено, за исключением того, что оркестровые риторнели разделяются секциями для солиста и континуо. Активно выступая в Болонье, Торелли знал об оперных ариях и многочисленных сонатах и симфониях для трубы и струнных, выпускаемых в Болонье с 1660-х годов. Сам он написал более десятка таких произведений для трубы, две из которых датированы началом 1690-х годов. Другие ранние скрипичные концерты — четыре из сочинения Томазо Альбинони . 2 (1700 г.) и шесть в важной сочинении Джузеппе Торелли . 8 (1709 г. — остальные шесть произведений этого набора — двойные концерты для двух скрипок).
Самым влиятельным и плодовитым композитором концертов периода барокко был венецианец Антонио Вивальди (1678–1741). В дополнение к его почти 60 сохранившимся рипиено-концертам, Вивальди написал около 425 концертов для одного или нескольких солистов, в том числе около 350 сольных концертов (две трети для сольной скрипки) и 45 двойных концертов (более половины для двух скрипок). Концерты Вивальди твердо устанавливают трехчастную форму как норму. Виртуозность сольных частей заметно возрастает, особенно в более поздних произведениях, и одновременно фактура становится более гомофонной.
Концерты для инструментов, отличных от скрипки, начали появляться в начале 18 века, в том числе концерты для гобоя Джорджа Фридриха Генделя и многочисленные концерты для флейты, гобоя, фагота, виолончели и других инструментов Вивальди. Самые ранние органные концерты, вероятно, можно отнести к Генделю (16 концертов, ок. 1735–1751), самым ранним концертам для клавесина Иоганну Себастьяну Баху (14 концертов для одного-четырех клавесинов, ок. 1735–1740). В последнем случае все, кроме, вероятно, одного из концертов, являются аранжировками существующих произведений, хотя Бах уже подошел к идее концерта для клавесина еще до 1721 года в Бранденбургском концерте No. 5.
Классический
Классический период принес триумф сольного концерта над группой или множественным концертом, при содействии продолжающегося подъемом солиста — виртуоза и растущим спросом на последнюю дату работ для исполнения любителей. Первая тенденция наиболее ярко проявляется в большом количестве скрипичных концертов, написанных скрипачами для собственных нужд.
Классический период также стал свидетелем подъема клавишных концертов. Примерно до 1770 года предпочтительным струнным клавишным инструментом обычно был клавесин , но постепенно его вытеснило фортепиано . Самые важные композиторы клавишных концертов до Вольфганга Амадея Моцарта были сыновьями Баха. В Вене прозвучали многие клавишные концерты. Последние десятилетия 18 века принесли рост путешествующих виртуозов фортепиано.
Концерты этого периода демонстрируют широкий переход от барокко к классическому стилю, хотя многие из них более консервативны, чем современные симфонии. Большинство из них состоит из трех частей, хотя значительное меньшинство использует более легкие двухчастные модели, такие как Аллегро-Менуэт и Аллегро-Рондо. Танец и финал рондо также часто встречаются в концертах из трех частей. Кроме того, форма риторнелло в быстрых частях была заменена формой сонаты и формы рондо соответственно.
Из 23 оригинальных фортепианных концертов Моцарта 17 относятся к его венскому периоду. Они являются венцом концерта XVIII века. Большинство произведений, которые он написал для Вены, относятся к тому типу, который Моцарт называл великими концертами. Они предназначались для выступления на его собственных подписных концертах, которые проводились в больших залах. Они требуют оркестра, который намного больше, чем типичный концерт того времени, особенно в том, что касается расширенной роли, отведенной духам. Оркестр полностью способен выдержать драматическое противостояние с виртуозностью и индивидуальностью солиста. Подход Моцарта в этих концертах часто явно симфонический, как в применении формальных симфонических принципов, так и в гайднеском интересе к тематическому единству в более поздних концертах. Диапазон стилей и выразительности больше, чем у большинства других концертов того периода, от комико-оперных элементов K.467 до итальянского лиризма K.488, трагического характера K.466 и 491 до героизма Бетховена. К.503.
Пять фортепианных концертов Людвига ван Бетховена датируются ок. 1793 и 1809, а также он написал раннее концертное сочинение для фортепиано с оркестром в 1784 году. Они длиннее, чем концерты Моцарта, и требуют от солиста еще большей виртуозности. Бетховена для скрипки с оркестром (1806) демонстрирует аналогичные достижения — пять скрипичных концертов Моцарта все ранние произведения , написанные в Зальцбурге в 1775 году.
Романтичный
Ранние романтические концерты включают два фортепианных концерта Мендельсона (1831–37) и его важный концерт для скрипки (1844) и концерты Шумана для фортепиано (1845), виолончели (1850) и скрипки (1853). Форма этих произведений преимущественно трехчастная классика. Более поздние работы в этой форме включают примеры Иоганнеса Брамса (два для фортепиано — № 1 с 1858 г. и № 2 с 1878 г., который добавляет четвертую часть — и один для скрипки 1878 г.), Эдварда Грига ( фортепиано , 1868), Макса Бруха. (наиболее известен Концерт для скрипки № 1 , 1868 г.) и Антонин Дворжак ( фортепиано , скрипка , виолончель , 1876–95). Во Франции эта традиция представлена прежде всего Камилем Сен-Сансом (десять концертов для фортепиано, скрипки и виолончели, 1858–1902 гг.), В России Антоном Рубинштейном и Чайковским (три фортепианных концерта, один для скрипки, 1874–93).
Более откровенно виртуозная тенденция проявилась в концертах выдающихся скрипачей XIX века, включая Луи Шпора и Никколо Паганини, а также пианистов Фредерика Шопена (два концерта, 1829–1830) и Ференца Листа (два концерта, оригинальные версии 1839–49). Структура движений в большинстве этих произведений представляет собой уже общепринятый тип ритнелло-сонаты, усовершенствованный Моцартом и Бетховеном. Однако два концерта Листа нетрадиционны в том смысле, что пять разделов первого концерта связаны как формально, так и тематически, а второй использует еще более свободную секционную структуру. Первый концерт, в частности, показывает влияние таких непрерывных композиционных форм, как Концертстук Вебера и Фантазия Странника Шуберта . Виртуозность, требуемая для всех этих концертов, была облегчена — и помогла стимулировать — техническое развитие самих инструментов.
20 век
Многочисленные сочинения 20 века были написаны в духе романтических концертов 19 века, часто с использованием его форм и стилей, включая концерты Сергея Рахманинова (четыре фортепианных концерта, 1890–1926), Яна Сибелиуса ( скрипка , 1903), Эдварда. Элгар ( скрипка 1909–10, виолончель 1919), Карл Нильсен (скрипка, флейта, кларнет), Сергей Прокофьев (пять для фортепиано, 1911–32; два для скрипки 1916-17 и 1935 гг.), Уильям Уолтон (альт, скрипка, виолончель ), Дмитрия Шостаковича (по два для фортепиано, скрипки и виолончели) и Франсиса Пуленка (орган). Виртуозная традиция, отраженная в этих концертах, также очевидна, хотя и в радикально оригинальном виде, в концертах Белы Бартока . Рахманинов, Прокофьев и Барток были виртуозами игры на фортепиано.
Композиторы Второй венской школы также написали несколько выдающихся концертов: Камерный концерт Альбана Берга для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1923–25), не полностью серийный, но включающий многие элементы новой системы Арнольда Шенберга ; Концерт Антона Веберна для девяти инструментов (1931–34), первоначально задуманный как фортепианный концерт; Важный скрипичный концерт Берга (1935); и Концерт для скрипки с оркестром (1935–36) и Концерт для фортепиано (1942) Шенберга .
Неоклассическое движение в период после Первой мировой войны произвело длинную серию работ , которые вернулись к заранее Romantic концепции концерта. Концерт Игоря Стравинского для фортепиано и духовых инструментов (1923–24) написан на этой идиоме, но его последующие концерты носят более специфический характер необарокко. Например, его скрипичный концерт (1931) состоит из токкаты, двух арий и каприччио, а солист рассматривается скорее как член ансамбля, чем как виртуозный главный герой. Сольные концерты Пауля Хиндемита (8 для разных инструментов, 1939–62) более традиционны, чем у Стравинского, в трактовке отношений между солистом и оркестром. Хотя вряд ли неоклассицизм в обычном смысле этого слова, Концерт для валторны Рихарда Штрауса No. 2 (1942, написано примерно через 60 лет после его первого) и Концерт для гобоя (1945) также восходят к более ранней эпохе, находя ностальгическое вдохновение в духовых концертах Моцарта.
Тенденция, связанная с неоклассическим отказом от романтических и традиционных черт, заключается в использовании джазовых элементов во многих концертах 20-го века. Джордж Гершвин был пионером таких произведений, например, в его « Голубой рапсодии» (1924) и « Концерте фа» для фортепиано (1925). Джаз был источником вдохновения для Аарона Copland «S фортепиано с оркестром (1926), Стравинский Ebony Концерта для кларнета и джаз — оркестра (1945).
«Легенда о поэте Юша» — первый концерт, написанный для актрисы Эхсаном Сабухи. «Структура этого« концерта »представляет собой сочетание современного Нагали (рассказывание историй), устной речи и современного исполнительского искусства. Актриса здесь создает музыкальные события голосом, телом и движением; немного похоже на фортепианный концерт без оркестра. Для меня мизансцена функционирует как оркестровка произведения.
- Актриса Концерт для сольной актрисы: Легенда о поэте Юша : Эхсан Сабухи
Источник