Соло гитара дип перпл

Играем риффы Deep Purple на гитаре

Небольшая коллекция риффов Deep Purple на гитаре – своего рода экскурс в творчество группы 70-80 гг. (песни из альбомов In Rock, Fireball, Machine Head и др.).

Риффы в табах и нотах для гитары, с фрагментами оригинальных аудиозаписей. ТОП составлен по степени сложности – сначала лёгкие, для начинающих.

Smoke on the water

Для многих Дип Перпл это прежде всего Smoke on the water. С неё то в большинстве случаев и начинается знакомство с темами группы.

Играется рифф «Дым над водой» квартами в тональности Соль минор. Обязательно следите за длительностью звучания пауэр-аккордов: играйте отрывисто, «не расстягивайте». Четыре такта повторяются снова и снова, а инструментальная аранжировка наращивает роковую мощь.

Smoke on the water на гитаре в стандартном строе: 1 струна – E (ми).

Fools

Аккорды Fools квинтами в Си миноре. Ритмически немного похож на предыдущий риф. Также следите за паузами. Снимайте звук вовремя.

Knocking At Your Back Door

Красивая мелодическая линия пауэр-аккордами. В 3т. глиссандо от 5-го лада к 9-ому можно сделать первым (указательным) пальцем, и этим же пальцем взять кварту на 7-ом ладу. Последний аккорд не снимаем – он должен ещё звучать весь последний (четвёртый) такт.

Black Night

Не просто восьмые! Чтобы получился настоящий риф на гитаре из Black Night – нужно играть в ритме шаффл. Вместо двух восьмых – триольная фигура «четвертная + восьмая» (см. обозначение в нотной записи).

Bloodsucker

Рифф по ми минорной пентатонике. Отличный способ попрактиковаться для изучающих эту гамму. Вариант аппликатуры в одном боксе.

Into The Fire

«Хроматический разбег» в огонь. После повторов двухтактовой фигуры ещё движение вверх по полутонам на одной струне.

Woman From Tokyo

Классический хард-роковый рифф Дип Перпл на гитаре. Ричи Блэкмор и Джон Лорд играют оригинальное интро в виде инструментальной переклички. Последнюю ноту во 2 т. не глушите, она звучит ещё два такта, и в четвёртом слегка покачайте её рычагом (см. ноты – обозначение «зигзаги»). В 6 т. квартами по хроматике: играйте отрывисто, выдерживая паузы. Последний аккорд тоже звучит ещё два такта.

Drifter

Ещё один классный рифф квартами из вступления старинной темы Drifter. Партии в левом и правом канале чуть-чуть отличаются (в частности в 4 т.). Но пусть вас это не смущает. В табах – как играть партию, которая звучит в левом канале. Ноты на 6-ой струне можно брать вторым пальцем или большим – попробуйте, как удобно.

Sail Away

Каждый такт (фраза) начинается с открытой шестой струны. И она не должна «сливаться» с последующими нотами. В 4 т. обыгровка с блюзовой нотой. Рифф Sail Away повторяется, но с разными концовками (4 т. и 8 т.).

Maybe I’m a Leo

Играть на гитаре эту тему Deep Purple нужно, выдерживая триольный ритм шаффл в 16-ных (т.е. в нотной записи 16-ые приравниваются к триоли «восьмая + шестнадцатая»). Не забывайте про бенды и вибрато (см. табы) – изюминка риффа.

Блэкмор зажигает пламя хард-рока – скорость и драйвовая гитарная энергия. Ноту соль на 6-ой струне нужно прижимать большим пальцем. Где указано скольжение – переход не отрывая указательный палец от грифа, удар медиатором только по первому аккорду.

После того, как завершите разбор табов, поиграйте с аудиозаписью:

Burn – партия гитары медленно:

И затем играть в оригинальном темпе:

Stormbringer

Тоже довольно скоростная тема. Играть переменным штрихом. В концовке два раза ля можно сыграть в аппликатуре разных позиций: от си к ля (первым пальцем), затем опять ля, но третьим и потом первым – соль.

Mistreated

Этот рифф Блэкмор сдабривает и сольными вставками, вариациями для развития. Басовую фа-диез на 6-ой струне нужно прижимать большим пальцем. Перед первой нотой сделайте форшлаг (быстрый штрих вниз по приглушенным струнам). В 6 т. удар вниз медиатором, где указан «x», и затем ноту до-диез – удар вверх.

Никак не ассоциируйте Lazy (Лентяй) с вашими трудами на струнах 😉 Игра на гитаре в этой теме требует не абы какое усердие. Риффы + сольные обыгровки. Начнём с того, что 16-ые в нотной записи нужно играть в ритме шаффл. Причём в быстром темпе. А ещё –блюзовые пассажи (3 т. и 11 т.) и вкусные фразы (5-8 т.).

Ну вот и весь ТОП. Конечно, без должной технической подготовки лучше начинать с более лёгких тем в плане исполнения (первые риффы в подборке).
Пусть ваша гитара наполнится хардроковым духом Deep Purple!

Источник

«DEEP PURPLE»: Стив Морс: Я не планирую свои гитарные соло. Если так делать, это уже не соло!

Гитарист Deep Purple Стив Морс рассказал в новом интервью о звуке, драйве и технике — и объяснил, что продолжает черпать вдохновение из джаза.

«Я очень горжусь тем, что играю с моими британскими братьями » , — сказал Стив Морс.

Некоторые до сих пор воспринимают его как новичка группы, сменившего оригинального виртуоза Ричи Блэкмора и ненадолго заменившего его в 1994 году Джо Сатриани, но американец на самом деле уже больше двадцати лет играет в группе и плотно обосновался в Deep Purple. И 21-й альбом Whoosh! пионеров хард-рока стал их седьмым релизом с Морсом.

Всё меняется, группа эволюционирует, соединяя в своём творчестве различные виды прогрессивных, блюзовых и металлических идей, но определенные оттенки классического Deep Purple, которые всегда были основными для них, делают группу узнаваемой, как бы далеко не простирались их творческие устремления.

«Многообразие положено в основу саунда Deep Purple », — говорит Стив, имея ввиду в первую очередь теперь уже классическое взаимодействие между Блэкмором и клавишником Джоном Лордом.

«Когда вы слышите песню Highway Star — это не просто блюзовая основа. В ней есть этот структурированный элемент, классическая последовательность арпеджио, которую Джон исполнял в нисходящем порядке на фоне хроматического гитарного риффа».

«Они всегда вкладывали что-то большее в рок-произведение и превращали его в нечто классическое. Это смешение американского блюза и европейской классики было всегда, это уже неотъемлемая часть Deep Purple ».

После двух студийных альбомов с Джоном Лордом до того, как клавишник покинул группу в 2002 году, сотрудничество Морса с Доном Эйри теперь растянулось почти на два десятилетия их карьеры. Их быстрые унисонные линии, которые звучат на новых треках, таких как The Long Way Round и Remission Possible, во многих отношениях очень типичны для современного Deep Purple , но это порой более сложная музыка, чем любая другая за пять десятилетий их творчества.

И, как признает Стив, иногда некоторые партии клавишных легко воспроизвести на гитаре, а иногда — нет. «Я привык замечать моменты, которые звучат хорошо, но при этом они могут оказаться очень неудобными для игры на гитаре», — говорит он. «Вот почему я стараюсь участвовать в соревновании и что-то придумывать раньше Дона! Так я смогу это запомнить и легко сыграть».

Для ещё большей интенсификации гитарных фраз, Стив использует интервалы во время игры, что служило украшением и классических песен Deep Purple, и наиболее ярко было проявлено в соло Burn и Highway Star, когда Блэкмор прописывал соло два раза, используя разные интервалы.

Нынешний гитарист Purple в этих случаях обращается к своим джазовым корням как к непреходящему источнику вдохновения, вспомним, что изначально он оттачивал мастерство у фьюжн-рокеров Dixie Dregs.

«Что касается моей хроматики, большая часть ее идей пришла от соло на джазовом саксофоне», — объясняет он, имея в виду в первую очередь выбор нот для основной гитарной партии вступительного трека Throw My Bones.

«Любой, кто хочет изучить этот стиль, должен послушать и выучить некоторые строки Чарли Паркера. Этот человек был волшебником! Почти все, что он делал, было просто сногсшибательно. Donna Lee была одной из его лучших композиций, прекрасная мелодия на фоне стандартных смен аккордов. Именно так поступали эти музыканты: играли соло поверх стандартных джазовых последовательностей, которые были у всех на слуху, и записывали таким образом целый альбом».

Именно такая идея, как бы танцевать вокруг ожидаемых нот — крутить навороченные запилы, а потом возвращаться к более рутинным ходам — привлекла внимание гитариста с самого начала, и он продолжает делать это и по сей день.

«Каждое соло Чарли Паркера было настоящей жемчужиной», — продолжает Морс. «Он играл, обходя явные банальные ноты, играл вокруг них, но иногда включал и очевидные ноты, и всё это вместе создавало дополнительное напряжение. Мне нравится, как он обыгрывал септаккорды — в стиле, который сейчас используют многие люди, но я думаю, что он был пионером в этом — обыгрывание аккорда без простого арпеджио».

«Например, на аккорд E7 он играл ноты D, F, G -диез, B-бемоль, C, B и заканчивал на E. Некоторые основные ноты тут есть, но он играл ещё и выше и ниже! Я очень тональный исполнитель, поэтому меня всегда привлекал такой диссонанс».

Если говорить о диссонансе, то на Whoosh! особенно выделяется Step By Step , в которой гитарные фразы в гармоническом миноре сыграны в ритме классического свинга на фоне несколько мрачного органа и минорных риффов. Стив объясняет, что он использовал в качестве пятой ступени гаммы фригийскую доминанту, которая его привлекает больше всего.

«Вы используете вторую пониженную ступень и третью мажорную — это действительно интересно. Например, на аккорд В7 можно сыграть ноту С (вторая пониженная), затем А, которую вы дотягиваете до В перед большим прыжком на D -диез (третья мажорная). Мне очень нравятся такие штучки, это одна из моих любимых идей в стиле барокко».

Морс рассказывает, что он был одним из первых эндозеров Ernie Ball Music Man , и к 20-летию их партнерства фирма запустила гитарную серию Y2D, он пользуется усилителем Engl, выпущенным в 2008 году, и у него нет особых причин для обновления своего оборудования. Но это не значит, что он полностью отказывается от того, чтобы пробовать новые инструменты и технику.

Я думаю, что этот раз сильно отличается тем, что я чаще работал над своим чистым звуком», — говорит он. «Когда мы делали новую версию And The Address — первой песни, записанной Deep Purple в 1968 году — я пытался приблизиться к тому звуку, не копируя Ричи полностью. Я использовал небольшой овердрайв на чистом канале, потому что звук может быть уж слишком чистым на усилителях Engl».

«Плюс я использовал TC Electronic Flashback Delay и Hall Of Fame Reverb. Также у меня была ещё одна педаль — двухкнопочный компрессор Keeley. Вся обработка шла через отдельный усилитель, а я слушал себя на записи через основной усилитель, в который напрямую втыкал гитару. В общем, в некоторых миксах я бы хотел использовать немного больше обработанного звука, но продюсеры не слушают гитаристов!»

Интересно, что Морс на этот раз играл не только в традиционном для себя гитарном регистре — он взял Danelectro Bass VI продюсера Боба Эзрина для искусственных флажолетов в балладном треке Man Alive и даже для соло в Dancing In My Sleep .


Играть было бесконечно труднее, чем на его верном Music Man, гитарист вспоминает, что «подтягивать струны на этой штуке — это все равно что толкать огромную стальную трубу», но боль того стоила, потому что «супернизкие ноты звучали так круто с дисторшн, почти как вещи Джонни Кэша». В общем, все свелось к тому, что ветеран-продюсер подтолкнул музыкантов осваивать новые горизонты.

«Если я играю что-то традиционное для меня, Боб кладет голову на руки и говорит: «Морс! Давай, оставь это для своего сольного альбома, дай мне что-нибудь мелодичное!» И да, он прав, частенько, ограничивая себя, мы автоматически меняем нашу игру. Эффект получился интересный — сложно сказать сразу со слуха, что это — баритон-гитара или шестиструнный бас. Когда Боб ставит меня в тупик, я начинаю играть медленнее и мелодичнее. Это его работа — сделать альбом отличным от того, каким он был бы без Боба».

Иногда подобные разногласия застают гитариста врасплох, но такой закаленный ветеран, как он, понимает важность компромисса в любой ситуации. Тем более, с такой группой.

«Я ведь никогда не планирую свои соло», — раскрывает карты он. «Если так делать, это уже не соло! Но я не против взять кусочки импровизации и соединить их вместе. Фактически, Боб иногда делает это без моего ведома!»

«Бывало, что он брал партии, которые ему нравятся больше всего, но которые далеко не нравились мне больше всего, и объединял их в новое соло, которое я бы никогда не сыграл — не технически, а просто я так не придумал бы! И я совершенно не против, это оказывается для меня совершенно новым, тем, что я должен разобрать и изучить».

Как справедливо отмечает Морс, Deep Purple — это группа, которая всегда рискует идти дальше. И нет никаких признаков того, что это когда-либо изменится.

Источник

Оцените статью