- Соловей алябьев ноты с каденциями
- «Соловей» Алябьева», три фантазии на тему романса: Дюбюк, Мельцер, Бейер
- 1. Le Rossignol d’Alabieff, capriccio par Alexandre Dubuque
- Москва, П. Юргенсон, 1897—1901
- 2. . fantaisie elegante par J. E. Meltzer
- Санкт-Петербург, А. Габлер, 1851—1860
- 3. . par Ferdinand Beyer
- Москва, А. Гутхейль, 1872—1880
- Романс — Соловей — Ноты
- Алябьев Александр — Соловей
- Ноты — А. Алябьев — Романсы и песни
Соловей алябьев ноты с каденциями
СОЛОВЕЙ
Слова Антона Дельвига
Музыка Александра Алябьева
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей.
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Соловей.
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
Соловей.
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
Соловей.
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
Соловей.
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
Соловей.
Между маем 1825 и февралем 1826
«Стихотворения барона Дельвига», СПБ. 1829 г. — под загл. «Русская песня»
Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. М.: Худож. лит., 1989. (Классики и современники. Поэтич. б-ка), под загл. «Русская песня».
У Дельвига озаглавлено «Русская песня», что, впрочем, не заглавие, а обозначение жанра. В авторском тексте нет повторов «Соловей мой, соловей, / Голосистый соловей!» после каждой строфы, они введены для романса. Первый исполнитель — московский оперный певец Петр Булахов, отец композитра Петра Булахова («Гори, гори, моя звезда. «, «Колокольчики» и др.) и певца и композитора Павла Булахова («Тройка мчится, тройка скачет. «). Есть вариации на тему алябьевского «Соловья» Михаила Глинки, Александра Гурилева, Франца Листа — для фортепиано, Михаила Высотского — для гитары, Александра Вивьена — для скрипки.
Из предисловия Виктора Калугина к сб.: Антология русской песни. М.: Эксмо, 2005:
«Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 года в исполнении кумира московских меломанов Петра Булахова (Сергея Лемешева того времени) и вошел в репертуар самых выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Современники Пушкина слышали «Соловья» в исполнении знаменитой Прасковьи Бартеневой, немецким «оперным дивом» Генриэттой Зонтаг (ее даже называли «соловьем»), а в 40—50-е годы «Соловей» стал коронным номером Полины Виардо, включавшей его во все свои концертные программы и в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике», что вызывало шквал аплодисментов.
Александр Александрович Алябьев (1787, Тобольск — 1851, Москва)
Антон Антонович Дельвиг (1798, Москва — 1831, Санкт-Петербург)
Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.
НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):
Кулёв В.В., Такун Ф.И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.
Источник
«Соловей» Алябьева», три фантазии на тему романса: Дюбюк, Мельцер, Бейер
1. Le Rossignol d’Alabieff, capriccio par Alexandre Dubuque
Москва, П. Юргенсон, 1897—1901
2. . fantaisie elegante par J. E. Meltzer
Санкт-Петербург, А. Габлер, 1851—1860
3. . par Ferdinand Beyer
Москва, А. Гутхейль, 1872—1880
Старинные ноты для фортепиано, три издания:
1. «Соловей» А. Алябьева, блестящее каприччио, Александр Дюбюк, новое исправленное издание
Москва, собственность издателя П. Юргенсон (№ 14997), комиссионера Придворной певческой капеллы, Императорского русского музыкального общества и Консерватории в Москве, Неглинный проезд, 14, пьеса из серии Собрание русских народных песен с вариациями, сочинение Александра Дюбюка, выпуск 1897—1901 гг.
2. Соловей, изящная фантазия на тему романса Алябьева, И. Е. Мельцер, опус 45 № 8
Санкт-Петербург, издатель А. Габлер (№ 212), возле Казанского моста, пьеса № 8 из серии Алмазы севера, 12 изящных фантазий для фортепиано на темы любимых русских романсов, посвящается господину Фердинанду Бейеру (A Mr. Ferd. Beyer Les Diamans du Nord, XII Fantaisies èlègantes sur des airs russes favoris), выпуск 1851—1860 гг.
3. Соловей, нетрудная салонная фантазия на тему романса Алябьева, Фердинанд Бейер, опус 103 № 5
Москва, издатель А. Гутхейль (№ 64), поставщик Двора Его Императорского Величества и Императорских театров, на Кузнецком мосту в доме Юнкера, пьеса № 5 из серии Bluettes du Nord, Amusements pour la Jeunesse sur des airs russes favoris composées pour le piano par Ferdinand Beyer — Васильки Севера, Развлечения для юношества на темы любимых русских песен, сочинённые для фортепиано Фердинандом Бейером, выпуск 1872—1880 гг.
Александр Александрович Алябьев, герой Отечественной войны 1812 года, был арестован в 1825 году по подозрению в связях с декабристами и провел в сибирской ссылке три года. Будучи арестантом, Алябьев, однако же, имел в своем распоряжении фортепиано и (обладая большим количеством свободного времени) написал свой знаменитый романс «Соловей», пронизанный болью разлуки и жаждой свободы.
Издание Юргенсона содержит одно из лучших сочинений мэтра русской салонной музыки XIX века Александра Дюбюка. Это — одна из самых удачных и эффектных (если не впутывать в это дело Ференца Листа) фортепианных версий знаменитого романса.
Антикварное издание Габлера представляет другую концертную фантазию на тему романса, написанную в период его наивысшей популярности (1840—1860) русским композитором и пианистом-виртуозом И. Е. Мельцером. В посвящении указан Фердинанд Бейер — немецкий музыкант, с большим успехом концертировавший в России, автор многих аранжировок русских песен.
Третье издание — несложная салонная фантазия Фердинанда Бейера из его опуса транскрипций на русские темы для юношества.
Источник
Романс — Соловей — Ноты
Ноты к романсу для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, баяна
Соловей
Музыка А.Алябьева, слова А. Дельвига
ноты для голоса, гитары, фортепиано, баяна
Аккомпанемент — гитара:
- — концертная транскрипция Ю. Бойко Популярные пьесы
- — переложение В. Коновалова для семиструнной гитары Альбом гитариста
- — Репертуар для гитары (семиструнная)
- — В.Яшнев Тридцать пьес
Аккомпанемент — фортепиано:
Лист — Алябьев
Do druкu przygotowala Irena Garstecka
pwm 3406
Аккомпанемент — баян:
для домры в сопровождении фортепиано Играет Вячеслав Круглов
Скачать ноты к песне
Текст песни:
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Кто-то, бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Побывай во всех странах,
В деревнях и городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Послушаем соловья:
или поем сами.
Успех этой скромной песни блестящий. Рифма приходит от Энтони Дельвига, графа и поэта, в сборнике русских народных песен. Стихотворение было опубликовано в двух журналах, и, вероятно, в одном из них, примерно в 1820 году, найдена Алябьевым. Мы не знаем точную дату написания мелодии; Я думаю, что это должно быть в тех же года, если уже в этом году.
В 1825 запоминающаяся песня появится в третьем струнном квартете композитора.
Соловей имеет простую мелодию состоящую из двух контрастных (народный фольклор) тем, одна из них задумчивая, вторая подвижная – обогащенная, связанных живым настроением. Аккомпанемент простой (алябьевский), гитарной текстурой; гармонизация — простенькая, но не лишенная интересных фраз.
Тема соловья имела особый успех в поколении романтиков, особенно в России. Каждая песня с этой очаровательной опорой могла рассчитывать на популярность на протяжении всего XIX века; Таким образом, они писали все Варламов (Не пой, соловей, под моим окном) Чайковский (О, мой соловьенок) и Корсаков (Когда любовь соловья бутон розы), и даже Глиэра (Соловьи). Но ни одна из упомянутых здесь песен не заслонила славу песни Алябьева. Секрет этой славы заключался в том, что мелодия Соловья оказалась непревзойденной темой для вариаций.
Прежде всего, вокал певца. Сегодня трудно узнать, кто из них первым представил песню, которая впервые ее исполнила в опере. Вокал имитируют соловьиные трели — соловей стал незаменимым для каждого уважающего колоратурное сопрано. Популярное место этого выступления стало так называемым «Урок пения» из второго акта Севильского цирюльника. Там пели Найтингейл на всех этапах мировой примадонны с широкой известностью Генриетта Зонтаг, София Schoberlechner Элизабет Мара Паулина Yiardot-Гарсиа Aglaja Orgent, Аделина Патти и Марселл Сембрья, линия с традицией — почти каждый из них добавил свою собственную каденцию. Самые известные из них настолько выросли с песней, что больше не могут отделять их от нее.
Мелодия Соловья привлекала не только певцов. Глинка, в тридцатые годы, писал песни на фортепианные вариации, вслед за ним вскоре Лист, а затем несколько других композиторов (м. И. Cramer, Beyer Dubuąue). Фантазии скрипок были распространены по всему миру Х. Виектемпсом и Аполинарием Кантски. Однако это еще не конец, есть список расшифровки стенограммы; также флейта и труба, рог, цитра и виолончель распространяются в славе как слава забытого певца.
Перефразирование фортепиано Францишека Листа происходит с раннего периода его работы (около 1834 года). Это было время, когда великий пианист почти транскрибировался в большом количестве на фортепиано с более известными песнями своих современников. С Шопеном разработаны таким образом, затем шесть песен из желания и выпивок на голове, пара Шумана (Widmung), большинство из Scńuberta (И.Р. Маргарет, Огре, Серенада). Все транскрипции выявили все отличительные черты виртуозности фортепианного византийского искусства. Весь арсенал романтической клавиатуры — трели, арпеджио, фигурация, марши и октава arpedżia — был также использован в Найтингейле, хотя степень (как Листа) довольно скромна.
Конечно, Лист перефразировал Алябьева в салонах и на сцене, где она продолжается и по сей день (на большой «бис!»). Отличный исполнитель Игнатий Фридман исполняет Соловья по сей день.
Источник
Алябьев Александр — Соловей
Александр Александрович Алябьев (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — русский композитор.
Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку. Проживал в Москве и Петербурге. В это время сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским.
Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки».
В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других произведений.
Источник
Ноты — А. Алябьев — Романсы и песни
Ноты в pdf для фортепиано
некоторые тома с повторами
А. Алябьев
Избранные романсы и песни
для среднего и высокого голосов в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1987г.
номер 13526
(pdf, 3.17 Мб)
Певец. Слова А. Пушкина
Ты клятву дал. (Элегия). Слова Н
Увы! Зачем она блистает. Слова А. Пушкина
Соловей. Слова А. Дельвига
Воспоминание. Слова В. Жуковского
Тайная скорбь. («Туманен образ твой, как даль. »). Слова А. Вельтмана
«Прости, прости!», — ты мне сказала. Слова П. Бурцова
Когда, душа, просилась ты. (Элегия). Слова А. Дельвига
Люблю тебя! Слова неизвестного автора
Иртыш. Слова И. Веттера
Два ворона. Слова А. Пушкина
И я выйду ль на крылечко. Слова А. Дельвига
Я вас любил. Слова А. Пушкина
Черкесская песня. Слова А. Пушкина
Старый муж, грозный муж. (Цыганская песня). Слова А. Пушкина
Ах! Не одна в поле дороженька. Обработка русской народной песни
Как за реченькой слободушка стоит. Русская песня. Слова А. Дельвига
Выбор жены. Русская песня. Слова А. Тимофеева.
Грузинская песня («Плачет дева гор»). Слова Л. Якубовича
Азиатские песни
Башкирская песня («Через кладку я пройдуся. »). Слова неизвестного автора
Башкирская песня. Карай юрга («Меж гранитными скалами. »). Слова Н. В
Киргизская песня («Зачем я не горный орел молодой. ). Слова Н. В
Туркменская песня («Сказал наш хан богатырям поход. »). Слова неизвестного автора.
Скачать ноты
А. Алябьев
Романсы и песни
Полное собрание
для голоса в сопровождении фортепиано
Том 1
“Музыка”, 1974г.
номер 8484
(pdf, 7.26 Мб)
Романсы А. А. Алябьева
«Среди многих музыкальных дарований всплывает имя Алябьева. Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям».
Б. В. Асафьев
Песни и романсы Александра Александровича Алябьева занимают особое место в сокровищнице русской вокальной лирики. Внутренний мир композитора глубоко, полно и удивительно искренне раскрывается в его вокальном творчестве. Вместе с тем, фактически являясь летописью его богатой событиями жизни, романсы Алябьева перерастают рамки личного: они были любимы в самом широком кругу его современников (недаром Б. В. Асафьев метко называл мелодии Алябьева «почтой родственных, сочувствующих друг другу душ или „внутренних жизней эпохи»»); дороги они и слушателям XX века.
В отличие от большинства современных ему композиторов, вошедших в историю русской музыки в основном как авторы романсов и песен, Алябьев известен также как мастер камерно-инструментальной, симфонической и оперной музыки. Крупный композитор, остро чувствовавший законы музыкальной формы, яркий мелодист, мастер тонкой и выразительной гармонии, Алябьев явился также одним из зачинателей и крупнейших представителей жанра русского романса, именно в его творчестве достигшего значительных высот. Своим «Соловьем» композитор вышел за рамки истории русской музыки и завоевал ей подлинно мировое признание. А, быть может, самое важное и дорогое в его творчестве то, что оно выдержало испытание временем, полностью сохранило свою благоуханную свежесть и способность волновать сердца людей.
Жизнь Алябьева протекала очень бурно. Родился он 4 августа 1787 года в Тобольске в семье правителя Тобольского наместничества (гражданского губернатора). Из Тобольска семья Алябьевых переехала на Кавказ, а с конца 1790-х годов обосновалась в Москве. Будущий композитор получил очень хорошее по тому времени домашнее образование. Четырнадцати лет он был зачислен на службу по горному ведомству, которое в то время возглавлял его отец.
Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, побудил Алябьева вступить в ряды армии; в качестве офицера кавалериста он прошел всю кампанию, был участником многих сражений. Под командой поэта-партизана Дениса Давыдова он участвовал во взятии Дрездена, был награжден орденами и с русскими войсками вступил в Париж. После войны Алябьев жил в Петербурге, продолжая военную службу, и в 1823 году вышел в отставку в чине подполковника.
Еще в период службы в армии Алябьев начинает серьезно заниматься композицией. Имеются указания, что он занимался у И. Г. Миллера — композитора, скрипача и опытного педагога, жившего в Петербурге с 1803 по 1827 год. Учениками Миллера были также А. Н. Верстовский и А. С. Грибоедов. Самое раннее дошедшее до нас вокальное произведение Алябьева — гусарская песня. «Один еще денек», написанная в 1815 году. О серьезности композиторской работы Алябьева наглядно свидетельствует его первый струнный квартет, написанный в том же 1815 году, произведение очень зрелое по музыкальной мысли и композиторской технике.
Выйдя в отставку, Алябьев переехал в Москву и целиком посвятил себя музыке. В своей творческой работе он дружески общался с выдающимися деятелями русской культуры той поры. Среди друзей Алябьева — писатели, поэты и драматурги: А- С. Грибоедов, А. А. Шаховской, Д. В. Давыдов, Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев, историк театра и водевилист П. Н. Арапов, президент Академии художеств А. Н. Оленин, музыкальный деятель В. Ф. Одоевский, композиторы А. Н. Верстовский и Мих. Ю. Виельгорский. Общность творческих интересов сближает его с писателями-Декабристами П. А. Мухановым, Ф. Н. Глинкой, А. А. Бестужевым-Марлинским и другими. Общение с передовыми представителями русской культуры расширяет кругозор Алябьева и определяет его увлечение театром и литературой. В начале 20-х годов Алябьев с большим успехом выступает как автор театральной музыки. В это же десятилетие появляется ряд превосходных романсов Алябьева, среди которых наиболее значительны «Соловей» на слова А. Дельвига и «Вечерком румяну зорю» на слова Н. Николева.
В середине 20-х годов в жизни Алябьева происходит событие, круто изменившее весь его дальнейший жизненный путь. 24 февраля 1825 года в доме Алябьева состоялась азартная карточная игра. Через три дня один из участников ее, помещик Времев скоропостижно скончался. По подозрению в убийстве Алябьев был арестован и подвергнут на время следствия тюремному заключению. Следствие по делу о смерти Времева затянулось на три года. Имеющиеся материалы указывают на ложность и сфабрикованность обвинения, на явное пристрастие, с которым велось дело.
В тюрьме Алябьев находит в себе достаточно сил, чтобы не порывать с творчеством: он сочиняет музыку к девяти операм-водевилям, пишет комический балет и другие произведения. Предъявленное композитору обвинение на суде доказано не было. Однако Алябьева лишили чинов, орденов, дворянского звания и по приказу Николая I в начале 1828 года выслали в Сибирь, в Тобольск. В 1832 году Алябьеву было разрешено выехать для лечения на Кавказ, откуда он в 183*3 году был направлен в Оренбург, где пробыл очень недолго.
Во время пребывания в ссылке Алябьев организует оркестры, устраивает концерты, дирижирует и усиленно занимается композицией. Большую роль в творческой жизни Алябьева в этот период сыграло глубокое изучение песенного творчества народов Заволжья и Кавказа.
Лишь в конце 30-х годов Алябьев возвратился в Москву. Умер он 22 февраля 1861 года.
Важнейшее место в творческом наследии Алябьева занимают песни и романсы. Тематика их широка; в этом отношении он превосходит всех других русских композиторов-своих современников: любовная лирика, образы Востока, песни изгнания, образы «униженных и оскорбленных», гусарские песни, песни военно-патриотического характера, так называемые «русские песни».
«Алябьев многогранен, как никто, потому что круг его слушателей шире и разнообразнее», — отмечал Б. В. Асафьев. Действительно, музыка Алябьева была доступна почти всем слоям русского общества — от аристократов до разночинцев.
В ранний период композитор был близок к сентиментализму. В то же время его увлекала задача претворения народно-песенных интонаций в сфере романса. Одним из замечательных образцов этого жанра является «Соловей» — подлинная жемчужина вокальной музыки XIX века.
Позже, в годы ссылки, в вокальных произведениях Алябьева на первый план выдвигается тема изгнания, тоски по родине и далеким друзьям, горечь разочарований. Связанные с личными переживаниями композитора, эти темы были характерны и для настроений передовой части русского общества последекабристской поры. К этому же периоду относятся и лучшие достижения Алябьева в области любовной лирики, рожденные чувством к его будущей жене Е. А. Офросимовой.
В последний период творчества (начиная с середины 30-х годов) в вокальных произведениях Алябьева особенно остро начинает звучать тема социальной несправедливости, социального неравенства. Если в раннем произведении такого рода — «Сиротке» на слова Жуковского — Алябьев трактует тему обездоленности еще несколько сентиментально, то в поздних сочинениях («Нищая» на слова Беранже, чешская песня «Сирота» на слова Берга, «Изба», «Кабак» и «Деревенский сторож» на слова Огарева) композитор претворяет ее более глубоко.
Чаще всего Алябьев обращался к поэзии Пушкина (на его стихи он написал 21 романс). Много писал он на слова А. Дельвига, В. Жуковского, Н. Огарева. Затем следует длинная вереница поэтов-друзей и современников композитора; их сочинения, хотя и искренни по настроению, но порой беспомощны и наивны поэтически. Тем не менее и на такие тексты Алябьев создает романсы высоких художественных достоинств.
К произведениям западноевропейских поэтов Алябьев обращался редко: им написано всего несколько романсов на переводы текстов Гете, Шиллера, Байрона, Беранже, Мицкевича, Мура и Салиса.
Первые романсы Алябьева на слова Пушкина появляются уже в 20-е годы: «Слеза», «Певец», «Погасло дневное светило» (сохранилась неполная рукопись), «Два ворона», «Если жизнь тебя обманет», «Черкесская песня». В 30-е годы создаются романсы: «Цветок», «Зимняя дорога», «Пробуждение», «Саше» (измененный текст стихотворения «Лила»), «Увы, зачем она блистает», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», «Вакхическая песня» (сохранилась неполная рукопись), «Адели», «Старый муж, грозный муж», «Предчувствие», «Под небом голубым страны своей родной», «Узник». Наконец, к 40-м годам относится романс «Я пережил свои желанья». Некоторые данные позволяют предполагать, что Алябьевым был написан еще ряд произведений на слова Пушкина, не дошедших до нас. Разнообразие содержания пушкинской поэзии рождает у обращавшегося к ней Алябьева многообразие форм и приемов изложения: на его стихи он пишет гусарскую песню, элегию, баллады, застольные песни, песни народного склада. Кроме песен и романсов Алябьев первый из выдающихся русских композиторов создал музыку к двум театральным постановкам произведений Пушкина — инсценировке «Кавказского пленника» и «Русалке».
Если в 20-е и 30-е годы вокальная лирика Алябьева неразрывно связана с поэзией Пушкина и Дельвига, то в последние годы наиболее характерны для него романсы на слова Огарева («Изба», «Кабак», «Сторож»). В них обличительные тенденции раскрываются Алябьевым с небывалой дотоле силой.
В своем вокальном творчестве композитор не только отразил переживания, волновавшие его современников, но и наметил путь к искусству более поздней поры. Некоторые его стилистические приемы оказались очень жизнеспособными и получили отражение и дальнейшее развитие у последующих композиторов. Поздние романсы Алябьева с их социально острой, обличительной тематикой не только по сюжетам, но и по музыкальным приемам родственны песням Мусоргского и Даргомыжского с их острой речевой выразительностью. В некоторых романсах плавная мелодия, сменяющаяся речитативными фразами, близка творчеству Чайковского. Открытый для русской музыки степной восток башкирских и киргизских песен Алябьева позже получил развитие в половецких сценах оперы Бородина «Князь Игорь».
Первые прижизненные издания романсов Алябьева почти все выходили в Москве. Лишь шесть-семь романсов было издано в Петербурге. Публиковались его романсы и отдельно, и- в различных «Альбомах», а в годы ссылки объединялись в две большие серии: «Северный певец» (1828, 1829, 1830 и 1831 гг.) и «Кавказский певец» (двенадцать романсов, изданных в 1834 году). Кроме того, имеются небольшие «сборники» романсов, объединенные посвящениями, например, «Шесть романсов, посвященных Е. А. Офросимовой» (1834) и «Музыкальный альбом Северного певца», изданный И. А. Рупиным (1832), посвященный Д. Н. и С. Н. Шатиловым (племянникам композитора).
Судя по объявлению в журнале «Нувеллист», первое обширное собрание романсов Алябьева было подготовлено еще при жизни композитора в 1844 году. Ни одного экземпляра этого издания обнаружить не удалось, и неизвестно даже, вышло ли оно в свет.
Через восемь лет после смерти Алябьева, в 1859 году было опубликовано первое довольно полное издание романсов композитора. Выпущено оно фирмой Ю. Грессера. Всего в это издание вошло 70 романсов Алябьева. Позже, в 1868 году, это издание было перепечатано под названием «Романсы и песни. Музыка А. А. Алябьева».
Кроме этого сборника, Ю. Грессер в 1860 году издал еще одну серию романсов Алябьева (16 романсов), а в 1859 году тот же нотоиздатель опубликовал шесть алябьевских обработок украинских песен.
В 1898 году П. Юргенсон издал «Полное собрание романсов и песен» А. А. Алябьева (в четырех томах): в основу этого издания легли все три серии, опубликованные Ю. Грессером. Туда же Юргенсон добавил еще несколько романсов и музыку к мелодраме «Кавказский пленник». Всего в это издание вошло 111 песен и романсов. Однако это издание ни в коей мере не может считаться полным. Довольно большое число песен, романсов, а также обработок народных песен в него не вошло. В издании нет точной датировки, хотя примерный хронологический порядок (за некоторыми исключениями) соблюден. В 1911 году П. Юргенсон опубликовал еще пять романсов Алябьева, не вошедших в его «Полное собрание».
Позднее в книгах было опубликовано еще несколько романсов композитора (по рукописям и сохранившимся экземплярам первых изданий): Гр. Тимофеев. «А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества» (М., 1912), Б. С. Штейнпресс. «Страницы жизни А. А. Алябьева» (М., 1956) и «Алябьев в изгнании» (М., 1959). В 1962 году Б. С. Штейнпресс опубликовал новую редакцию сборника «Голоса украинских песен», составленного Алябьевым совместно с М. Максимовичем. Два сохранившихся в рукописи романса («Когда, душа, просилась ты» и «Люблю тебя») опубликованы в 1962 году в редакции И. Н. Иордан.
Несмотря на все эти публикации, значительная часть вокального наследия Алябьева оставалась до сего времени недоступной широкому кругу музыкантов.
Настоящее четырехтомное издание романсов и песен композитора (оно не является академическим) — первая попытка собрать все его песни, романсы и обработки. В его основу положено издание Юргенсона 1898 года.
Часть романсов (около 20) публикуется впервые. Они восстановлены по автографам Алябьева составителем этого собрания. Часть — публикуется по уникальным экземплярам прижизненных изданий Алябьева, также разысканных составителем. Всего в издании будет опубликовано около 200 романсов и песен композитора, а также большое число обработок.
Определена датировка всех вокальных произведений Алябьева. Основные данные (кроме тех случаев, когда имеется указанная самим автором дата) получены из объявлений в прессе о выходе первых изданий. Восстановлены все авторские посвящения, частично расшифрованные составителем в сносках. Если посвящение скрыто за инициалами или выражено иносказательно — уточнен «адресат» этого посвящения. В сносках также оговариваются существенные отступления композитора от текста стихотворений.
В первых трех томах в хронологическом порядке будут помещены оригинальные песни, романсы и публиковавшиеся при жизни композитора куплеты из его опер-водевилей, бытовавшие в виде самостоятельных романсов в переложении для голоса с фортепиано автора.
Некоторые романсы Алябьева, написанные для голоса с фортепиано, дошли до нас лишь в авторском переложении для голоса и оркестра. В этих случаях составителем сделано «обратное» переложение их для голоса с фортепиано.
В четвертый том войдут обработки народных песен, публикующиеся по изданиям: «Голоса украинских песен» (редакция Б. С. Штейнпресса, «Шесть украинских песен», а также по рукописям — «Азиатские песни» (две башкирские, туркменская, киргизская) и др. В этот же том войдут отдельные, имеющие самостоятельное значение вокальные номера из музыки к театральным представлениям и оперные отрывки песенного склада в переложении составителя.
Ввиду обширности вокального наследия Алябьева для удобства пользования этим материалом необходимы указатели. Единственный хронологический (очень неполный и приблизительный) указатель был дан в приложении к книге Гр. Тимофеева «А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества» (1912). За шестьдесят лет, прошедших со времени издания книги Тимофеева, этот указатель явно устарел. Алфавитный неполный указатель (указаны лишь сочинения, упоминаемые в тексте данных изданий) приведен в книгах Б. С. Штейнпресса и Б. В. Доброхотова.
Поэтому в конце последнего тома составитель предполагает дать хронологический комментарий ко всем романсам (точная дата выхода в свет, издательство, местонахождение автографа или редкого первого издания, сборник или серия, к которой относится данный романс). Кроме того, будет дан второй указатель — по фамилиям авторов текстов романсов. Эти указатели важны и для составления программ тематических концертов и для исследователей истории русской музыки.
В заключение составитель приносит глубокую благодарность Л. Н. Миронову, оказавшему ему большую помощь в работе над наследием Алябьева.
Б. Доброхотов
1815 Один еще денек. Слова Кантакузина (?).
Юлия. Голос с того света. Слова В. Жуковского
Воспоминание. Слова В. Жуковского
1818 Путешественник. Слова В. Жуковского
Верность до гроба. Слова В. Жуковского.
1821 Певец. Слова А. Пушкина
1823 Прощание гусара. Слова Н. Оржицкого
Вижу, бабочка летает. Слова П. Шаликова
1824 Слеза. Слова А. Пушкина
1826 Кто горит любовью страстной. Слова А. Писарева
Ее два раза видел я. Слова П. Арапова.
Ты слишком, милый, осторожен. Слова М. Загоскина
Давно ль в беспечности счастливой. Слова М. Загоскина
1827 Коль правда то, что быть вдвоем. Слова В. Алябьева
Жалоба. Слова В. Жуковского.
Как счастлив тот. Слова В. Жуковского
Трубадур. Слова С. Давыдова.
Желание. Слова Н. Н
Ах, внучка, убегай любви. Слова А. Редкина
Сиротка. Слова В. Жуковского.
Не говори: «Любовь пройдет». Слова А. Дельвига
Пламенные очи. Слова Горчакова
1827 Вечерком румяну зорю. Слова Н. Николева
Соловей. Слова А. Дельвига
1828 Кольцо души девицы. Слова В. Жуковского.
Счастлив тот, кому забавы. Слова В. Жуковского
Разлука с милой. Слова И. Шепелева
Вечерний звон. Слова И. Козлова (из Т. Мура)
1829 Прощание с соловьем. Слова Н. Кашинцова
Если жизнь тебя обманет. Слова А. Пушкина
Очи. Слова А. Никитина
Уныние. Слова А. Глебова
Баюшки-баю
Разлука. Слова А. Найденова.
Печальная песнь. (Затмилась зарница, краса наших дней.) Слова А. Найденова
Терпение
Черкесская песня. Слова А. Пушкина
Души невидимый хранитель
1830 Два ворона. Слова А. Пушкина
Совет. Слова В. Алябьева
Гроб. Слова П. Ободовского (из Салнса).
Иртыш. Слова И. Веттера
Недоумение. Слова Г. Ржевского
Пробуждение. Слова А. Пушкина
1831 Незабудочка. Слова П. Вяземского
Канареечка
Русый локон. Слова Голдинского
Дедушка. Слова А. Дельвига
1831 Кудри. Слова А. Дельвига
Живой мертвец. Слова Д. Раевского
Зимняя дорога. Слова А. Пушкина
Веселый час. Слова А. Майкова
Прощание с соловьем на севере. Слова И. Веттера
1832 — Ах, когда б я прежде знала. Слова И. Дмитриева
Тоска больной Нины. Слова Ф. Глинки.
Цветок. Слова А. Пушкина
Предчувствие. Слова А. Пушкина
Элегия. Слова А. Пушкина.
Девичий сон. Слова П. Вяземского
Скачать ноты
Источник