Соловей кукушечку уговаривал ноты

Ноты — Русские народные песни — Забайкалье

Ноты в pdf
Русские народные песни Забайкалья


Русские народные песни Забайкалья
Н.И. Дорофеев
Семейский распев
“Советский композитор”, 1989г.
номер с7533к
(pdf, 20 Мб)

Л. Е. Элиасов. О семейских и их песнях

Прежде чем говорить о песнях семейских, надо сказать несколько слов о том, кто такие семейские. Семейскими мы называем потомков раскольников, образовавших группу русского старожилого населения Забайкалья. Семейских называют также старообрядками-или староверами. Значительная часть семейских Забайкалья живет компактно в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского аймаков Бурятской автономной республики. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоит из семейских, имеется в Заиграевском, Баргузннском, Селенгинском, Кяхтинском и Хоринском аймаках. В общей сложности семейское население Забайкалья в настоящее время составляет свыше 100 тысяч человек. Часть семейских живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы —это выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов.
История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича. В дооктябрьский период по истории раскола были написаны десятки книг, насыщенных фактическим материалом, но ни одна из них не вскрывала’ подлинных, социально-экономических и исторических причин, вызвавших реформу русской церкви. В советское время историей раскола занимались мало. В 1960 г. появилась статья В. Е, Гусева «Протопоп Аввакум Петров — выдающийся русский писатель XVII века» V в которой дается марксистско-ленинская оценка реформы русской церкви и тех социально-исторических причин, которые ее вызвали. Эта обстоятельная работа В. Ё. Гусева позволяет нам, не останавливаясь подробно на истории раскола, коснуться лишь его последствий, так как это имеет прямое отношение к происхождению семейских.
Продолжение читайте в книге….

Н. И. Дорофеев. О певческих традициях семейских.
Тот, кто слушал выступления семейского народного хора в Улан-Удэ и Чите или певческий ансамбль из села Большой Куналей в Москве, не мог не обратить внимания на оригинальность манеры пения, мастерство импровизации, красоту и сложность многоголосной фактуры.
Между тем, хоровое творчество семейских, представляющее большой интерес, как для музыкантов-фольклористов, так и для более широкого круга любителей народных Яесен, весьма мало изучено.
Если поэтический фольклор семейских довольно широко представлен в собраниях Л. Е. Элиасова то публикации образцов музыкального фольклора крайне немногочисленны.
Первым собирателем песен семейских следует считать сибирского этнографа Н. П. Протасова (1865—1903). В 1901 г. он записал на фонограф от жителей семейских сел 145 песен разных жанров, расшифровал их, но издать так и не смог. Перед смертью Протасов, доведенный до отчаяния безразличным отношением к его труду со стороны руководства Восточно-Сибирского отделения РГО, сжег собранные им материалы. Однако часть материалов удалось спасти и уже после установления в Сибири советской власти в Иркутске вышел в свет сборник Н. П. Протасова, включавший 16 напевов (духовные стихи и свадебная причеть) в одноголосном изложении3. Это издание, малознакомое даже профессиональным фольклористам, давно стало библиографической редкостью. Оно представляет для нас особый интерес потому, что некоторые из напевов записаны Протасовым в тех же селах Большой Куналей, Бичура и других, в которых записывались и публикуемые нами песни семейских.
Продолжение читайте в книге…

ПЕСНИ СЕЛА БОЛЬШОЙ КУНАЛЕЙ
1. При долинушке широкой
2. Закатилось красно солнышко
3. Проходи, наше скучное времячко
4. Скучно, грустно паренёчку
5. Не сидела бы Дуня.
6. Выше ельничку, выше березничку
7. Аленький цветочек.
8. Мойся, моя Марусенька
9. Расчерёмушка
10. Канарейка, пташка утешная
11. Несчастная родилась
12. Ваня, разудала голова
13. Не могла дружка дождаться
14. Как у Дунюшки было, у голубушки
16. Что не пыль-то в поле запылилася
16. Хорошо было детинушке
17. Закубанские горы
18. Ни стыда ли в глазах, ни совести.
19. Летели три пташки
20. Светил месяц над рекой
21. Ходила по Дону, гуляла
22. Куда мой милый скрылся
23. Кого я полюбила.
24. За широкой за рекой
26. Песня о бурлаке.
26. На берегу морском
27. Стлала, стлала постелюшку
28. Ночь темная
29. Зачем я встретился с тобою
30. Голова ты моя, удалая
31. Ой, поселенцы, вы наши бродяги
32. Песня про разбойника Чуркина
33. Кармалютка — парень славный
34. Как на той-то горе.
35. Отчего же голова моя болит
36. Пушкарь
37. За Уралом, за рекой
38. В островах охотник
39. Вечор девки
40. Я по бережку похаживала
41. Уж вы, стары старики
42. Во горенке
43. Бока мои, бока
44. Ай, сени мои
45. Посею лебеду на берегу
46. Кремлевская звезда
47. Мы советские крестьяне
48. Песня о колхозных полях
49. Не вейтеся, чайки, над морем
50. На коне вороном.
51. Старики мы из Сибири
52. Частушки. Традиционный напев

ПЕСНИ СЕЛА КУЙТУН
53. Кого я полюбила.
54. В чистых полях
55. Травка зеленеет
56. Вы на что же столы ставите
57. На улице ремода.
58. По мосту, мосточку
59. Как у нас было на Дону
60. Уж ты, Сенюшка, Симеонушка
61. Идет Ваня горой.
62. Во пиру-то я была.

ПЕСНИ СЕЛА НАДЕИНО
63. Путь-дороженька моя
64. Рано ты, калинушка, в поле расцвела
65. В зелёном саду
66. Степь, ты моя, степь
67. Собачка верная слуга
68. За рекой, за рощей
69. Соловей кукушечку уговаривал
70. Там вдали за синим морем
71. Володя
72. Ты не вейся, черный ворон
73. Ехали солдаты

ПЕСНИ СЕЛА НОВАЯ БРЯНЬ
74. Соловей кукушку уговаривал
75. Сегодняшний день воскресенье
76. Жнла-была у мамоньки
77. Ветер дует, сподувает
78. Развивайся ты, берёза
79. Отец проложил мне дорожку
80. Не ходи, белый, кудрявый
81. Вечор девки
82. Во лузьях

ПЕСНИ СЕЛА БИЧУРА
83. Сяду я за стол
84. Сады, ох, сады
85. По диким степям Забайкалья
86. Шел солдат со службы
87. Проснулася деревня.

ПЕСНИ СЕЛА МИХАЙЛОВКА
88. Растет, цветет черёмушка
89. Проходи-ка, день, скорее
90. Рыболовцы-хлопцы.
91. Мой аленький цветочек
92. Лет шестнадцати неволя
93. Гуляйте-ка, девчёнки
94. Голова ты моя удалая
95. Погуляй-ка, моя дочь
96. Не ходи-ка ты, мил кудрявый
97. Там на горке калина
Комментарии
Жанрово-тематический указатель песен

Источник

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И БЫТОВАНИЯ ПЕСНИ «СОЛОВЕЙ КУКУШЕЧКУ УГОВАРИВАЛ»

1 В. П. КРЖЛЯШОВА, О. А. КЛИМОВА Свердловск К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И БЫТОВАНИЯ ПЕСНИ «СОЛОВЕЙ КУКУШЕЧКУ УГОВАРИВАЛ» Народная поэзия у нас еще достаточно сильна, и расскааы об ее исчезновении лишены достаточного основания. А. И. Соболевский. Русская народная песня «Соловей кукушечку уговаривал» имеет длительную историю бытования. Многочисленные публикации в песенных сборниках XIX XX вв. свидетельствуют о широком ее распространении. В публикациях песня представлена разнообразными вариантами. Так, П. В. Киреевский помещает в своем сборнике 5 вариантов 1, а А. И. Соболевский 8 2. В примечаниях к своему сборнику А. И. Соболевский четко определил сюжет песни: «Молодец хочет обмануть и увлечь за собой де^ вицу». Позднее, в XX в., фольклористы формулировали его так: ^Молодец зовет девицу в Казань». Именно под этим названием объединено 20 вариантов песни в сборнике «Исторические песни XIII XVI вв.» 3. Тексты включены в раздел песен XVI в. несмотря на то, что в комментариях составители выражают сомнения по поводу создания песни в то время. То, что песня действительно давнего происхождения, сомнения не вызывает, так как среди текстов есть вариант, перепечатанный из сборника Чулкова XVIII в. 4 Устойчивое диахроническое и синхроническое бытование песни привлекло внимание исследователей. О ней писали известные советские фольклористы: А. В. Позднее в, Б. Н. Путилов, А. М. Астахова. Материалы экспедиций последнего десятилетия (Свердловск, Уральский университет) убедительно свидетельствуют об активном бытовании песни в наши дни. Следовательно, наше вшшание к песне с целью выяснения ее современного со- Песни, собранные Киреевским. В 10 т. Т. 4. М., , с ! А. И. Со б’ол ев’ск и й. Великорусские народные песий. В 7 т. Т. Ь 2 Спб , Исторические песни XIII XVI вв. М. Л. 1960, Сочинения М. Д. Чулкова. Собрание разных песен. В 4 ч. Ч. 3. Слб., , 134.,

2 с РОЯНИ я вполне опр ав1д а н о. И оследоза нне с авром еиного со стоя — кия фольклора в настоящее время является важнейшей задачей фольклористики. «Нам важно «знать -сейчас возможно более конкретно и полно, что хранит народ из старого наследия и, точнее, что живет активно и что пассивно сохраняется в его памяти»,’ пишет Б. Н. Путилов 5. Что же известно в фольклористике об этой песне? Когда она создана? Каковы ее художественные особенности, какие изменения произошли в ее художественной структуре с течением времени? Большинство советских фольклористов склонны считать, что песня «Соловей кукушечку уговаривал» сложена была в XVI в. А. В. Позднеев, сопоставляя варианты песни из сборника Чулкова с «Казанским летописцем», приходит к выводу, что песня возникла в ‘середине XVI в. в связи с событиями 1552 г. взятием Казани Иваном Грозным 6. С ним- согласны Б. Н. Путилов и С. Г. Лазутин. Песня создана на основе конкретных исторических событий, но никто из исследователей не относит ее безоговорочно к песням историческим. А. В Позднеев рассматривает ее как раннюю лирическую песню, С. Г. Лазутин как лирическую песню с историческим содержанием, а Т. Г. Леонова называет подобные песни историческими ли рико-бытового плана и справедливо, на наш взгляд, утверждает, что такие песни дольше живут в народе, чем чисто исторические, уходящие в прошлое вместе с историческим событием, на основе которого создавалась песня 7. Возможно, в том и состоит секрет длительного бытования песни «Соловей кукушечку уговаривал», что она обладает богатейшим, многоплановым содержанием: «философия здесь слита с лирикой, с бытом, с историей» 8, и изображенные в ней жизненная ситуация и характеры лишены врем енной опр а ниченности. Несмотря на свой солидный «возраст» более четырехсот лет, песня сохранила традиционный сюжет, который построен, на первый взгляд, на конфликте лично-бытового плана. Именно на этот конфликт опирался А. И. Соболевский, давая свое определение сюжета песни. Однако песня не ограничивается лично-бытовым планом, ее историческая основа тесно связана с народной философией. Художественно преломились в песне представления народа о последствиях войны, кровавых событиях, которые делают недостижимым личное счастье. В пеоне, в отличие от эпических и философских жанров фольклора, эмоциональный момент преобладает 5 Б. Н. Путилов. Фольклорное наследие русского народа и современная культура. Русский фольклор, т. 9. М.. Л., 1964, с Л. В. Позднеев. Лирические песни XVII в. РУССКИЙ фольклор, т. 1, Т. Г. Леонова. Наблюдения над современным состоянием фольклора. В кн.: Современный русский фольклор. М., 1966, с Б. Н. Путилов. Русский историко-лесенный фольклор XIII XVI вв. М Л., 1960, с ; 35

3 над рациональным. Это выражается в отсутствии прямой оценки изображаемых событий. Но неприятие войны явно звучит в лирическом диалоге молодца и девушки, в ярком контрастном описании картины разоренного города и города-сада, каким была Казань до кровавых и жестоких ‘битв. Особенно глубоким и даже трагическим становится содержание песни, если принять трактовку ее сюжета Б. Н. Путиловым. Он считает, что сюжет песни основывается не на обмане девушки молодцем, а на его незнании о разорении Казани 9. Тогда обман становится невольным, вина за него ложится не на героя, а на объективные исторические события, ставшие причиной многих несчастий. В такой трактовке песня окончательно переходит из этического плана в план философско-исторический. Но, на наш взгляд, такое понимание сюжета подходит лишь к ранним вариантам песни, наиболее полным, бытовавшим пока песня не утратила конкретно-исторической основы. Действительно, о событиях, ставших основой создания песни, забыли в народе, а песня бытует до сих пор. По мнению А. В. Позднеева, песня сохраняется так долго благодаря овоей высокой художественной, выразительности 10. Итак, высокая художественность песни «Соловей кукушечку уговаривал» еще одна причина длительного бытования ее. Художественность песни достигается прежде всего неразрывным единством и удивительной гармонией ее глубокого содержания со стройной композицией и яркой образностью языка. Символический пейзажный зачин расширяет образный мир песни. Дли русской народной песни характерно стремление раскрыть душевный мир человека через сопоставление с природой. Так рождается в песне психологический параллелизм, основанный на сопоставлении двух мотивов, из которых «один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием» 11. Психологический параллелизм стал ценнейшим художественным достижением песенного фольклора. Сохранение пейзажного зачина в песне «Соловей кукушечку уговаривал» придает ей особое очарование, делает ее выразительнее и лиричнее. Картина природы символизирует стремление всего живого к счастью, стремление, молодых к семье, к мирной (ЖИЗНИ. Действие второй композиционной части песенного диалога молодца и девицы развивается параллельно пейзажному зачину, но не подчиняется ему полностью. Второй мотив параллелизма, «человеческий», наполнен иным содержанием размышлением о невозможности счастья в городе, стоящем на человеческих костях, потопленном в крови и слезах, а в более поздних вариантах о невозможности семейного счастья, основанного на обмане, который рано или поздно будет разоблачен: Б. Н. Путилов. Русский историко-песенный фольклор XIII XV[ яв., А. В. Позднее в. Лирические песни XVII- в. А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. Л., 1940, с. 144.

4 Не обманывай, добрый молодец, Я сама знаю шро то, ведаю, Что Казаныгород па костях «стоит, Казаночка-речка кровава течет, Мелки ключики горючи слезы, По лугам-лугам всё волосы, По крутым торам всё головы, Молодецкие всё, стрелецкие 12. Темы любви, счастья, войны и ее страшных последствий всегда были и остаются самыми волнующими в народной поэзии. Именно они, облекаясь в наиболее поэтические художественные формы, лежат в основе самых лучших народных песен, к которым по праву принадлежит и песня «Соловей кукушечку уговаривал». Сохраняя свою сюжетную основу и композиционную стройность, песня бытовала и бытует в народе во множестве вариантов, так как.вариативность является реальным условием жизни фольклорных произведений, которые существуют «не в стабильной, ка-, ионической форме, а во многих вариантах, где каждый является определенным моментом в творческой жизни этого произведения в массах» 13..Изучение.отдельных вариантов песни и рассмотрение их в совокупности позволяет сделать некоторые выводы, касающиеся ее исторической судьбы: в каком направлений происходило изменение песни, каковы тенденции ее художественной структуры, что является наиболее устойчивым в ней, а что подвижным. Обратимся к вариантам, опубликованным в песенных сборниках XIX в. Уже здесь песня представлена в двух различных композиционных версиях. Тексты одной группы имеют пейзажный зачин, в текстах другой группы он отсутствует, вследствие чего усиливается бытовой аспект содержания. Персонажи попадают в ситуацию типичного песенного зачина: У ко л о дичка было у ‘холодного, У ключика (было у студеного, Красна девица воду черпала, Добрый молодец коня поил. Во тереме (было IBO ВЫСОКОМ Молодец девицу подговаривал 14. Отметим, что вариант песни, признанный исследователями наиболее архаичным 15, принадлежит к группе текстов с более сложным композиционным строением. В поздних вариантах, где упрощается композиционная структура песни, усложняется ее об* разная система; ярче становится описание богатств Казани до ее разорения и бедствий после ее разгрома. 12 А. И. Соболевский. Великорусские народные песни, т. 1, В. Е. Р у1с -е IB. О критериях фольклорности современного, народного творчества. В кн.: Современный русский фольклор, с А. И. Соболевский. Великорусские народные песни, т. 1, 230,,6 Там же, М> 227.

5 Наш ‘Казань-город на красе стоит, На ikjpace стоит, на угожсстве. Казань-реченька медом протекла, Мелки ручейки зеленым вином, По торам-горцам по высоким Лежат камешки самоцветные, По лужкам-лужкам по зеленым Растет трава все шелковая, По траве цветут цветы.лазоревы, По лесам-лесам по дремучим Бежат куны заморские. Ваш Казань-город на костях стоит, Казань-реченька кровью протекла. Мелки ручейки горючьми слезами. По торам -торам по высоким Не каменья 1лежат самоцветные Лежат головы человеческие. По лужкахм-лужкам зеленыихм Не трава растет шелковая Лежат волосы человечески. По лесам-.лесам по дремучим Не куны ‘бежат за морские Бежат волки едучие 16..Постепенно песня утрачивает связь с конкретно-историчеакйми событиями. Все чаще в нее проникают названия других городов, с которыми в сознании слушателей и исполнителей ассоциируется описание последствий кровавых событий. Так, в середине и конце XIX в. встречаются варианты, в которых молодец приглашает девицу в Москву 17, Смоленск 18 и другие города. Таким образом песня осовременивается, «прикрепляясь» к конкретным историческим событиям эпохи. В то же время наблюдается и другая тенденция: песня превращается в военно-бытовую. Постепенно возникает иная редакция. В ней появляются новые действующие лица: солдаты, офицеры, — они уговаривают девушек идти с ними, соблазняя их «привольным житьем» 19. С. Г. Лазутин отмечает появление купеческих, вариантов песни, в которых Hia первое место выступает не красота города, а богатство его рынка: Хак у нас ‘было в Казани Много всякого товару: Конопля но не вервяно, Посконное не ленное 20. 1(5 Л. И. Соболеве к и й. Великорусские народные песни, т. I, Песни, собранные Киреевским, т. 6, с «Русская старина», 1879, [10, с Исторические песни XIII XVI «в., с В. Попов. Народные песни, собранные в Чсрдынском уезде. Спб., с

6 Здесь мы тоже сталкиваемся с активной переработкой сюжета песни. Итак, на протяжении XIX в. песня «Соловей кукушечку уговаривал» изменяется в двух направлениях: 1) наблюдается процесс обновления исторического ее содержания, когда сюжет не меняется, но в песне поется не о Казани, а о другом городе; 2) сюжет перерабатывается, песня переходит IB бытовой план. Что же происходит с ней в XX в.? Тенденция замены города Казани другим продолжает существовать. Доказательством могут служить тексты, записанные на севере России 21, в Сибири 22, на Урале 23, в которых упоминаются названия Кубани, Куры-реки, Лабы-реки, Нарыма-города, навевающего страшные воспоминания как место отдаленной ссылки, Харбин а-города и т. д. Песня продолжает бытовать и в е гг. XX IB. Каковы же ее современное состояние, композиция, сюжет и художественные особенности? Кто поет ее? Ответить на эти вопросы в какой-то степени можно опираясь на материалы ФА УрГУ. Экспедициями УрГУ было исследовано современное состояние фольклорных жанров на большой территории Урала, созданы богатые коллекции фольклорных произведений. В коллекции содержится более 20. текстов песни «Соловей кукушечку уговаривал» 24, география распространения ее на Урале широ’ка 25. Следует отметить, что песня входит в женский репертуар и исполняется песенницами среднего и пожилого возраста с видимым удовольствием. Все уральские варианты распадаются на две группы: в первую входят тексты, сохранившие лишь пейзажный зачин и песенный диалог героев. Зачин прекрасно сохранился в песнях второй группы: те же образы, олицетворяющие согласную семейную жизнь, соловей и кукушка, теплое гнездышко, зеленый лесок, двое детушек и т. д. Исключение составляет лишь вариант, записанный в д. Галкино Камышловюкого р-на, где появляется новый персонаж щеголь 26. Вероятно, это измененное название певчей птицы щегол, произносимое на Урале как щеголь. Вторая же часть песни значительно сократилась и стала менее яркой и выразительной. — Есть и такие варианты, в которых не нарушается мирная идиллическая картина, в них отсутствует даже отдаленный намок Записано П. Г. Ширяевой. ФА ИРЛИ, колл. 77, п. 3, с ‘В. А. В а си леи к о. Традиционная русская народная песня в соврсммь 2 2 мом песенном репертуаре. « Колл. «Соловей кукушечку уговаривал», 18, Т а м же, 22 текста. 2 4 Песня записана в гг. в Невьянском, Сьгсертском, Камышловском, 2 5 Полевоком, Камежошм и Пригородном рннах Свердловской обл. Д 7 на существование у пеони исторической основы, скрытой в глубине веков. Но и в тех вариантах, где сохранено сопоставление двул противоположных образов Казани, историческая основа песни тоже забыта. Исполнителей этой песни сейчас больше занимает ее л юбовн о -б ытовая проблем атака, конфликт на я ситуация, в озн ик — шая между героями на основе обмана. В песне на первый план выходят нравственные проблемы, касающиеся взаимоотношений людей, о чем говорит наличие в некоторых текстах нового композиционного приема, нехарактерного для традиционных вариантов песни, кольцевой композиции во второй части: она начинается и кончается рефреном: «Врешь ты, врешь, мальчишка, врешь, обманываешь» 27. Вместе с этим усиливается лиризм песни: в нескольких вариантах на первую часть песни, рисующую картину из жизни природы, приходится больший эмоциональный подъем во время ее исполнения, вторая часть сокращается, она намного беднее в художественном отношении по сравнению с пейзажным зачином. Из традиционных образов сохранились лишь образы реки с медом (в речах молодца) или с кровью (в речах девушки) и ручеечков оо сладкой водочкой либо с горючими слезами. Особый интерес представляют два варианта, записанные в одном населенном пункте, но от разных исполнительниц 28, где встречается название города Харбина. Как проникло в песню название китайского города, пока не ясно, и исполнительницы не могли объяснить. Возможно, это связано с событиями русоко-японской войны, коснувшимися так или иначе жителей этой деревни. Судьба песни неоднозначна. Наблюдается процесс ее превращения из лирической исторического содержания в песню лирическую с содержанием семейно-бытовым. Также заметна тенденция «прикрепления» содержания песни к событиям более поздним, чем те, на основе которых она возникла. В результате название города, в который парень зовет девушку, изменяется. Историческая основа песни как бы обновляется, однако эта тенденция выражена значительно слабее ФА УрГУ. Колл. «Соловей кукушечку уговаривал». jvjb 13. Там же, \$, 19.

Источник

Оцените статью