Мясковский — Соната N2 для виолончели с фортепиано
Мясковский — Соната N2 для виолончели с фортепиано. Скачать ноты Мясковский — Соната N2 для виолончели с фортепиано вы можете на этой странице. Соната исключительно проста и прозрачна по стилю письма, в ней нет ни гармонических ухищрений, ни вязкости фактуры, ни изломанности мелодической линии. В партии виолончели преобладает кантилена, пассажные эпизоды подчинены выразительным целям; соотношение партий очень гармонично. Форма целого поразительно ясна, хотя композитор ни в коей мере не упрощает ее и не отказывается от интересных находок и тонких деталей. Свежесть и простота — вот что лучше всего определяет стилевые качества этого искреннего и поэтичного произведения. |
Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку «Скачать ноты» под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Мясковский — Соната N2 для виолончели с фортепиано щелкните по уменьшенному изображению.
Партия: 14 стр. 926 K
Клавир: 54 стр. 3473 K
Бесспорно лучшее среди виолончельных и скрипичных произведений Мясковского, это сочинение принадлежит к выдающимся образцам его камерной музыки. В сонате композитор поставил перед собой, казалось бы, скромную задачу: создать простое, ясное сочинение на лирико-поэтическую тему, не обращаясь к очень широкому кругу образов, не углубляя особенно драматического начала. Но разрешена эта задача так полноценно, с таким искренним чувством и зрелостью мастерства, что это и составляет главную прелесть сочинения. В сущности здесь уже отчасти наметилось раскрытие лирической темы вне субъективистской узости, как темы близкой и доступной многим. Разумеется, в сонате это слияние лирики и демократизма лишь начинает осуществляться, и задача еще получает скромное решение в рамках камерного жанра.
Вторая соната для виолончели и фортепиано (ля минор, opus 81, посвящена М. Ростроповичу) была начата в августе 1948 года; с 4 по 18 августа Мясковский сделал эскиз, к которому ненадолго возвращался в ноябре, но затем на время отложил его в сторону. В первых числах января 1949 года соната была закончена, причем Мясковский отбросил имевшийся в проекте менуэт и ограничил цикл тремя частями. Только в январе автор окончательно решил писать сонату для виолончели (ранее он колебался между виолончелью и альтом). Как всегда, произведение отделывалось и редактировалось в совместной работе с исполнителем: 23 января Мясковский проиграл сонату вместе с молодым советским виолончелистом М. Ростроповичем, после чего внес ряд поправок в партию виолончели. 5 марта 1949 года соната была впервые исполнена в Москве. В 1950 году она была удостоена Сталинской премии второй степени за 1949 год. Таким образом, это произведение оказалось поворотным на творческом пути Мясковского и знаменовало укрепление реалистических позиций в его творчестве. В посмертном издании сонаты партия виолончели дана в редакции М. Ростроповича, а также переработана для альта В. Борисовским.
Все достоинства этого произведения вытекают из одного основного свойства, ярче всего раскрывающегося в его мелодике: лирическая поэзия сонаты (ее главное содержание) выражена в пластичных, благородных, мягких темах, вполне индивидуальных для Мясковского, но свободно претворяющих некоторые качества песенной мелодии, народномелодических попевок. В первой теме первой части это — упорное возвращение фраз к пятой ступени натурального минора, обыгрывание ее в заглавной теме финала—народно-жанровое начало, связанное с плясовыми инструментальными наигрышами в толковании, характерном для русских классиков.
Средняя, медленная часть (Andante cantabile в фа мажоре) наиболее патетичная по своей широкой мелодии, местами приобретающей даже несколько вокально-ораторский оттенок. В развитии целого, в общей композиции для виолончельной сонаты характерно сочетание простых и чистых линий формы со свежестью в самой творческой трактовке как ее разделов, так и деталей развития. Первая часть сонаты, при большой широте в изложении тем (особенно главной партии, которая составляет основное впечатление от сонаты), очень скромна по их разработке. Финал представляет отнюдь не банальное воплощение принципа рондо-сонаты, с ярко контрастными основными темами (жанровой динамической первой и широкой, благородной, лирической второй, с интересными, в традициях русской музыки, полифонно-разработочными моментами), со вторжением новых образов в ходе развития (эпизод фа минор в новом движении).
Виолончельная соната оказалась очень важным творческим опытом Мясковского на его пути от двадцать шестой к двадцать седьмой симфонии. То гармоничное прояснение, просветление стиля, которое здесь в скромных рамках было достигнуто, помогло композитору взяться за разрешение более сложных задач симфонического письма.
Источник
Виолончельное творчество Н.Я. Мясковского.
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виолончельное творчество Н.Я. Мясковского
Творчество Н. Я. Мясковского занимает важнейшее место в истории русской музыки первой половины ХХ века. Композитор создавал художественные произведения, которые обогатили всю отечественную музыкальную культуру. Его творческое наследие весьма значительно — оно включает 27 симфоний, 2 кантаты, 13 квартетов, скрипичные и виолончельные концерты, более 100 фортепианных и также вокальных произведений.
ХХ век по праву считается периодом расцвета виолончельного исполнительства. Появление в ХХ веке крупнейших мастеров виолончельного искусства породило небывалый интерес к виолончели как к инструменту больших художественных возможностей и как к интересной и самобытной сфере композиторского творчества. В это время на концертные эстрады выходит множество первоклассных виолончелистов, таких как П. Казальс, М. Ростропович, Л. Евграфов, Ф. Лузанов, Д. Шафран. Для исполнителей высочайшего уровня нужен был соответствующий репертуар. Концерты для виолончели с оркестром создавались на протяжении всего ХХ века. В первые десятилетия в этом жанре писали приверженцы романтической традиции –Д. Поппер, К. Сен-Санс, Ю. Кленгель и многие другие авторы. В середине столетия виолончель интенсивно использовалась в концертных сочинениях неоклассического плана, впоследствии этот инструмент занял важное место в творчестве авангардных композиторов.
У Н.Я. Мясковского виолончель также занимает ведущее место, несмотря на то, что виолончельных опусов у композитора не так много – две виолончельные сонаты и Виолончельный концерт. Все эти произведения относятся к числу лучших сочинений композитора и входят в основной репертуар исполнителей-виолончелистов. Мясковский был очень увлечен этим инструментом, поэтому изучал классические образцы произведений для виолончели, знакомился с новинками, и в 1912 году даже опубликовал в журнале «Музыка» заметки о новых виолончельных композициях.
В 1911 – 1913 годах Н.Я. Мясковский написал Сонату для виолончели №1 D-dur, которая «выделяется особой просветленной лирической трепетностью и взволнованной эмоциональностью», что не свойственно для произведений этого времени. Ее можно назвать сонатой-поэмой. Как отметила в своих трудах Е. Долинская — «Первая соната четко спроецировала индивидуальные черты инструментального стиля Мясковского, и прежде всего: особое внимание к лирике, продуманность, плавность, взаимообусловленность контрастов, многообразие темброво-выразительных оттенков звучания виолончели и ее превосходный баланс с партией фортепиано». Вторая виолончельная соната, посвященная М. Ростроповичу – одно из самых классичных по стилю и гармоничных по своей образной драматургии произведений Мясковского. Структура сонаты трехчастная, в чем можно найти сходство с виолончельными сонатами Ф. Мендельсона, Э. Грига, С. Прокофьева, Д. Кабалевского. Очень точно охарактеризовала это сочинение З. Гулинская: «Поэтичнейшее произведение, необычайно свежее и красивое по музыке, ясное по форме, с уравновешенным соотношением партий обоих инструментов, кантиленой звучностью виолончели, соната покоряет широтой своих напевных мелодий, вполне оригинальных, очень характерных для Мясковского, но в то же время отмеченных чертами русской народной песенности, покоряет глубиной и искренностью чувств».
Вершинным произведением в сфере виолончельной музыки Н.Я. Мясковского является Виолончельный концерт c-moll op.66. Замысел этого произведения возникал у композитора еще в 1914-1916 годах, но реализовать эту идею ему удалось гораздо позже. Концерт для виолончели Н.Я. Мясковского написан только в 1944 году. По глубине содержания и мастерству его воплощения Концерт не уступает симфониям композитора. Изначально Мясковский задумывал это сочинение как «Концерт-поэму». Его цикл отличается необычным строением. В нем всего 2 части, идущие без перерыва: медленная – Lento ma non troppo и подвижная – Allegro Vivace, в конце которой возвращается начальный тематический материал из I части. Благодаря такому строению концерт Мясковского сравним с полноценным трехчастным циклом. Первая часть — это лирико-эпическое повествование. Вторая часть наполнена драматическим напряжением: в ней музыка активная, светлая, жизнеутверждающая сочетается с музыкой взволнованного и трагико-драматического характера. Во второй части есть драматическая каденция-кульминация, после которой развитие возвращается к медленному движению.
В своем Виолончельном концерте Мясковский стремился как можно ярче выявить кантиленную сущность виолончели, показать её красивый и бархатистый тембр — ведь именно кантилена может полностью раскрыть насыщенность и выразительную глубину её тона. Поэтому композитор наделял мелодику концерта «широким дыханием» в любом регистре. Мясковский представил симфонизированную трактовку жанра инструментального концерта, поэтому партию виолончели он не противопоставляет оркестру. Напротив, линия солирующей виолончели вплетается в общее звучание оркестра, придавая музыкальной ткани насыщенность и богатство колористических оттенков.
Виолончельный концерт Мясковский посвятил Святославу Кнушевицкому. Премьера концерта состоялась 17 марта 1945 года.
Превосходно сыгранный С. Кнушевицким и оркестром Радиокомитета под управлением А. И. Орлова, концерт вошел в репертуар многих исполнителей и принес композитору Государственную премию первой степени. Знаменитый виолончелист так отозвался об этом произведении: «Ясность формы, логическое развитие музыкального материала, прекрасное изложение сольной партии виолончели – все вызвало полное удовлетворение» .
За год до премьеры концерта в исполнении Святослава Кнушевицкого, в 1944 году на студенческом конкурсе Виолончельный концерт Мясковского сыграл Мстислав Ростропович. Позже он назвал Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, написанных для этого инструмента. Справедливо отметил советский музыковед и музыкальный критик А. А. Соловцов: «Виолончелисты должны быть особо благодарны Мясковскому, ибо таких произведений, как его концерт, немного найдется в виолончельном репертуаре».
Источник