Соната 4 для скрипки бетховен ноты для фортепиано

Людвиг ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 4 ля минор

Людвиг ван Бетховен создал Сонату для скрипки и фортепиано № 4 ля минор в 1801 г. К тому времени он был уже достаточно опытным композитором, автором Симфонии № 1, трех скрипичных сонат, а также нескольких сонат для фортепиано, включая Восьмую «Патетическую», двух концертов для фортепиано и иных сочинений. К завоеванной ранее славе музыканта-исполнителя он прибавил растущую композиторскую славу. Как и все скрипичные сонаты Бетховена, она имеет посвящение – композитор посвятил ее графу Морицу фон Фрису, богатому коллекционеру произведений искусства и меценату, покровительствовавшему музыкантам.

Это произведение отмечено многими чертами, которые кажутся необычными не только для музыки начала XIX столетия, но и для самого Бетховена. Он явил себя композитором-новатором, создав сонату в минорной тональности – ведь в то время камерная музыка вообще и соната в частности воспринималась как «лёгкий жанр», как музыка для отдыха и развлечения, по этой причине композиторы, как правило, писали такие произведения в мажорных тональностях. Минорная соната для того времени – весьма редкое исключение, таким способом композитор подчеркивает исключительную серьезность ее содержания, словно заявляя, что он не намерен ограничиваться «развлечением» публики. Бетховен усиливает такую образную направленность – в миноре написана не только первая часть сонаты, но и заключительная. Между ними располагается мажорная медленная часть (как правило, сонатные циклы в то время выстраивались противоположным образом: быстрые мажорные части «обрамляли» медленную минорную).

От трех предыдущих скрипичных сонат Бетховена, посвященных Антонио Сальери, это произведение отличается ярко выраженным романтическим характером (знаменитый скрипач ХХ столетия Давид Ойстрах назвал ее «малой Крейцеровой»), но – так же, как и в Op. 12 – композитор обращается к трехчастному циклу. Весьма нетипичная для бетховенских творений особенность – предельная лаконичность, даже скромность объема, но из этого закономерно вытекает исключительная концентрированность, с которой излагается музыкальный материал, и напряженность драматического развития.

При всем новаторстве композитора в этой скрипичной сонате проявляются некоторые черты, напоминающие о старинной сонате или о предклассической, существовавшей во второй половине XVIII столетия, когда классическая сонатная форма находилась еще в стадии становления. Например, границы некоторых разделов формы в первой части обозначаются знаком репризы – подобное встречалось и в барочной музыке (сюитах, партитах), и даже у Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.

Первая часть произведения написана в сонатной форме, но темп – даже не Allegro, а Presto, такова ее предельная устремленность и драматическая насыщенность. Минорный лад господствует в ней безраздельно (за исключением восьми относительно спокойных мажорных тактов в разработке). Действие активно разворачивается уже в первых тактах. Беспокойная и мрачная тема в ритме, напоминающем тарантеллу, возникает в фортепианной партии, затем подхватывается скрипкой. Секвентное повторение одного из ее построений приводит к побочной партии – подобный тип связующей партии тоже отсылает к старинной сонате. Побочная кажется более спокойной, но секундовые интонации напоминают о тревоге, скрывающейся за этим мнимым спокойствием. Заключительная партия проводится на тоническом органном пункте. Разработка превышает экспозицию по объему, в ней выделяется несколько разделов. В первом из них гармонически и тонально развивается первый элемент главной партии, во втором развитию подвергается нисходящая интонация связующей, затем – элемент заключительной. Появляется в разработке и новая тема. В репризе главная партия в основном сохраняет свои очертания, исчезает связующая, а побочная становится более светлой.

Вторая часть имеет необычное обозначение – Andante Scherzoso più Allegretto: медленный темп сочетается со скерциозностью. Она написана в сонатной форме, что необычно для второй части сонаты. Главная партия подчеркнуто проста, светла, даже наивна, побочная сопровождается легкой «щебечущей» фигурацией. Разработка невелика и лишена драматизма. В репризе главная партия становится более игривой благодаря скерциозному мотиву в партии скрипки. Побочная не претерпевает изменений, кроме перенесения в основную тональность.

После этой светлой «интермедии» финал – Allegro molto – в форме рондо-сонаты возвращает к драматическим образам. Рефрен очень выразителен и противоречив – в нем есть и эпическая повествовательность, и лиричность, и драматизм.

Если три первые сонаты для скрипки и фортепиано, созданные Людвигом ван Бетховеном, встретили у критиков сравнительно холодный прием, то Соната № 4 удостоилась гораздо больше благосклонности. В рецензиях говорилось об «оригинальном, пламенном и смелом уме композитора», который «становится все более ясным» и «отвергает все лишнее».

Источник

Десять сонат для скрипки и фортепиано

О произведении

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Десять сонат для скрипки и фортепиано», автора Бетховен Л. ван. Ноты были изданы в 19—. Содержит 4 грп.ГОСТ 5289-80 (180 мин): 33 об мин, стерео; 30 см, в короб.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Соната 4 для скрипки бетховен ноты для фортепиано

Артистические триумфы сопутствовали молодому Бетховену всюду — в аристократических салонах, в домах друзей, наконец, в так называемых «академиях» — больших публичных концертах. Бетховен-пианист взрывал своим неистовым темпераментом сложившиеся исполнительские каноны, Бетховен-творец поражал воображение слушателей бурными, огненными импровизациями… «Этот человек вознаградит нас за потерю, понесенную со смертью Моцарта» — скажет бетховенский современник. Еще раньше друг композитора, напутствуя его перед отъездом в Вену, в письме пророчит юноше великое будущее: «Непрерывным усердием получите Вы гений Моцарта из гайдновских рук». В этих словах, помимо искренней дани бетховенскому таланту, замечательно обрисована его «родословная».

Не случайно Бетховен посвятил учителям свои венские опусы: Йозефу Гайдну — три первые венские фортепианные сонаты, Антонио Сальери — три первые сонаты для скрипки и фортепиано, соч. 12. Как не случайно и то, что жанр сонаты по-новому преломился в творчестве Бетховена: революционная эпоха посягала на незыблемые правила. В самой сонатной форме заключена идея противостояния-диалога музыкальных тем — живой слепок диалектики жизни. Тридцать две фортепианные сонаты Бетховена, наряду с «Хорошо темперированным клавиром» Баха — «библия» для музыкантов.

Превосходный пианист, Бетховен неплохо играл и на скрипке, около пяти лет исполнял партию альта в оркестре театра в Бонне. И позже в Вене он не оставил занятия скрипкой — одним из любимейших своих инструментов. Для скрипки и фортепиано написаны юношеские Вариации на тему из «Свадьбы Фигаро», три десятилетия спустя — последняя в цикле Соната для фортепиано и скрипки соль мажор, соч. 96. Обратим внимание: композитор (как в свое время Моцарт) и его современники на первое место ставили фортепиано; в отзывах и рецензиях нередко читаем: сонаты со скрипкой!

Бетховенские скрипичные сонаты не сразу завоевали признание. Первые отклики полны упреков автору в «учености», в недостатке естественности, «чрезмерной изысканности»… Но очень скоро рецензенты сменили тон: они заговорили об «изобретательности, серьезном, мужественном стиле». Слава Бетховена с годами неуклонно возрастает, и к началу нового XIX века его имя венчает знаменитую венскую триаду: Гайдн — Моцарт — Бетховен.

Уже в первых скрипичных сонатах Бетховен порывает с устоявшейся традицией дивертисмента-сюиты: его сонатные аллегро целеустремленны, полны активного действия, медленные части глубоки и «по-шубертовски» песенны. Не удивительно, что к певучим Adagio и Andante сонат стали подбирать слова и петь их в быту и в концертах (точно так же, как позже инструментальные пьесы Шопена, Листа, Рубинштейна). Часто композитор прибегает к излюбленной вариационной форме. В финалах — как правило, в форме рондо — оживают жанровые сцены, царит стихия танцевальности.

Скрипичные сонаты столь же разнообразны по настроению, как симфонии или фортепианные сонаты Бетховена. Неистовая патетика первой части Сонаты ля минор, соч. 23, конечно, же сродни фортепианной «Патетической». Бурный и страстный характер скрипичной партии; фортепиано, клокочущее яростью — всё в Сонате до минор, соч. 30, № 2 предвещает «Аппассионату», которая явится миру два с лишним года спустя. А свет, источаемый Сонатой фа мажор, соч. 24 (ее не случайно нарекли «Весенней»), изумительная по красоте мелодия, открывающая первую часть — не лучшее ли свидетельство того, что в бетховенских руках моцартовская эстафета? К «Весенней» сонате примыкает по настроению последняя (Десятая) Соната соль мажор, соч. 96, которая, как и «Пасторальная» симфония, — гимн почитаемой Бетховеном природе.

Одной из вершин инструментальной драмы в камерной музыке является Соната ля мажор, соч. 47, известная под названием «Крейцерова». Бетховен именовал ее написанной «в концертном стиле», то есть, считал камерным концертом для скрипки и фортепиано. Посвященная скрипачу-виртуозу Рудольфу Крейцеру (впрочем, не оценившему сонату по достоинству), она высится рядом с «Героической» симфонией, рядом с фортепианными «Авророй» и «Аппассионатой», рядом с оперой «Фиделио».

Иосиф Райскин, mariinsky.ru

Сонаты для скрипки и фортепиано:

Op. 12: Три сонаты для скрипки и фортепиано (1798)
No. 1: Соната для скрипки и фортепиано No. 1, ре мажор
No. 2: Соната для скрипки и фортепиано No. 2, ля мажор
No. 3: Соната для скрипки и фортепиано No. 3, ми-бемоль мажор
Op. 23: Соната для скрипки и фортепиано No. 4, ля минор (1801)
Op. 24: Соната для скрипки и фортепиано No. 5, фа мажор («Весенняя») (1801)
Op. 30: Три сонаты для скрипки и фортепиано (1803)
No. 1: Соната для скрипки и фортепиано No. 6, ля мажор
No. 2: Соната для скрипки и фортепиано No. 7, до минор
No. 3: Соната для скрипки и фортепиано No. 8, соль мажор
Op. 47: Соната для скрипки и фортепиано No. 9, ля мажор («Крейцерова») (1803)
Op. 96: Соната для скрипки и фортепиано No. 10, соль мажор (1812)

Источник

Оцените статью