- Соната для флейты (Пуленк) — Flute Sonata (Poulenc)
- Содержание
- Предпосылки и первое выступление
- Музыка
- Аллегретто Малинконико
- Кантилена: Ассес лент
- Presto giocoso
- Позже концертные выступления и записи
- Записи
- Оркестровая версия
- Соната для флейты с фортепиано ф пуленка
- О программе концерта
- Правила посещения концерта
Соната для флейты (Пуленк) — Flute Sonata (Poulenc)
Sonate налить флейты ET фортепиано ( флейта Sonata ), FP 164, от Фрэнсис Пуленка , работа в три движения для флейты и фортепиано , написанной в 1957 году.
Соната была создана по заказу Американской библиотеки Конгресса и посвящена памяти Элизабет Спрэг Кулидж , американской покровительницы камерной музыки. Пуленк предпочитал сочинять для деревянных духовых инструментов над струнными. Премьера пьесы с флейтистом Жан-Пьером Рампалем состоялась в июне 1957 года на Страсбургском музыкальном фестивале . Работа имела немедленный успех, быстро получила распространение в США, Великобритании и других странах и много раз записывалась. Критики отметили характерную для Пуленка «горьковато-сладкую грацию, остроумие, иронию и сентиментальность» Пуленка. В 1976 году, через тринадцать лет после смерти Пуленка, композитор Леннокс Беркли сделал хорошо зарекомендовавшую себя оркестрованную версию произведения, которая также была записана.
Соната для флейты стала одним из самых известных произведений Пуленка и занимает важное место в репертуаре флейт 20-го века. Это произведение претендует на звание самого популярного из всех произведений для флейты и фортепиано.
Содержание
Предпосылки и первое выступление
Пуленк начал думать о написании сонаты для флейты в 1952 году, но он был занят своей Сонатой для двух фортепиано, а затем оперой « Диалоги Кармелитов» . В апреле 1956 года, когда он все еще работал над оперой, к нему обратился Гарольд Спивак из Американской библиотеки Конгресса с просьбой написать пьесу для двух фортепиано или камерную пьесу для шести инструментов. Пуленк был слишком занят, чтобы согласиться, но Спивак упорствовал. Пуленк сказал ему: «Мне гораздо больше нравится играть на духовых инструментах, чем на струнах, я признаю, что меня соблазняет эта комбинация», поскольку он всегда предпочитал духовые — с их сходством с человеческим голосом — струнным инструментам. В августе он согласился продолжить. Соната была заказана в память о музыкальном благотворителе Элизабет Спрэг Кулидж , которой Пуленк посвятил свое произведение.
Зиму 1956–57 Пуленк провел в Каннах , где с декабря по март сочинил сонату. Закончив первые два из трех движений, он написал своему другу Пьеру Бернаку :
18 июня 1957 года на Страсбургском музыкальном фестивале состоялась публичная премьера , которую провел флейтист Жан-Пьер Рампаль , для которого она была написана, с композитором за фортепиано. Le Figaro сказал о произведении: «Музыка рвалась из сердца без формальностей и« пела »во всех смыслах». Другой критик заявил, что соната была «лучшей из Пуленка, и даже немного лучше».
Музыка
Соната состоит из трех частей и занимает всего 12 минут. Партитура была опубликована во Франции и Великобритании вскоре после премьеры. В 1994 году было выпущено новое издание Карла Б. Шмидта и Патрисии Харпер, в котором исправлены неточности и ошибки в ранее опубликованной партитуре. Музыковед Малькольм Макдональд пишет о сонате:
Аллегретто Малинконико
Движение начинается в 2
4 (♩ = 82) с открывающей четыре-баром фразой с темой нисходящей, начиная с нарушенной триадой из demisemiquavers вокруг высоких Е и снижения к G выше среднего C . Часть переплетает правой фортепьяно арпеджио шестнадцатого над педалью в левой руке. Затем следует восходящая гамма флейты и фортепиано, ведущая к контрастной теме, также нисходящей. Макдональд отмечает, что вступление «проясняет элегические намерения композитора», а другие аналитики пишут о «остроте» основной темы, несмотря на кажущийся живым темп. Контр-тема в фа мажоре дает флейте прыгающие вверх арпеджио, прежде чем вступительная тема возвращается в ля минор. Уилфрид Меллерс комментирует, что повторное появление первой темы в неожиданном ключе проясняет, что Пуленк не следует форме сонаты, а использует «тонкую тройную структуру». После немного более быстрой средней части идет своего рода резюмирование, по словам Меллерса, «энгармоническая двусмысленность, оправдывающая« малинконико »директивы», и:
Партия флейты в этом движении технически сложна, с частыми трелями и демисемиквавером.
Кантилена: Ассес лент
Это движение (♩ = 52) намного медленнее и тише. В своей песенной мелодии Пуленк признал, что есть отголоски Сестры Констанции в « Диалогах Кармелитов», но эффект здесь чисто лирический — «бесконечная мелодия» ( mélodie infinie ) — без драматизма оперы. Движение начинается с двух дрожащих звуков фортепиано, которые повторяются флейтой в течение следующих двух тактов. Плавные масштабные линии вступительной части сменяются контрастом энергичного точечного ритмического материала в средней части с флейтой, поднимающейся до вершины B, прежде чем спокойная вступительная тема возвращается, чтобы завершить движение.
На вопрос о термине « кантилена » Пуленк ответил, что это «не фиксированная форма, как, например, пассакалия, это свободная форма… Я мог бы назвать это интермедией (« интермед ») или романсом».
Presto giocoso
Это движение (♩ = 160–168) преимущественно экстравертное и быстрое; ритм сильно выражен 2
4 . Форма примерно такая, как рондо с припевами и куплетами, но Пуленк свободно обращается с формой. По фразе Меллерса: «Флейта мерцает, фортепиано подпрыгивает в беспорядочном галопе». Быстрая музыка завершается длинной трелью на высокой солью, за которой следует короткое молчание, из которого неожиданно следует цитата из пунктирной темы « меланколика » средней части первой части в ее оригинальной тональности фа-диез минор. Музыка снова набирает скорость, и соната устремляется к финишу двойным фортиссимо, «strictement en mesure sans ralentir» («строго вовремя, без замедления»).
Финал иногда сравнивают с яркими финалами ранних камерных произведений Пуленка, особенно с Трио (1926), но исследователь Пуленка Клод Каре находит больше общего между этим движением и Concert champêtre (1927–28). Сообщается, что композитор сказал, что эту часть следует играть как можно быстрее, потому что «это бесполезно» (он, вероятно, хотел бы больше времени для работы над ней), но другие сочли ее «мастерской» и идеальный вывод ».
Позже концертные выступления и записи
Пуленк рассматривал возможность проведения американской премьеры вместе с Рампалом во время запланированного турне по США, но тур не состоялся, и Рампал дал американскую премьеру в феврале 1958 года со своим постоянным аккомпаниатором Робертом Вейроном-Лакруа . Пуленк с удовольствием сопровождал в сонате других флейтистов. В январе 1959 года он сопровождал Гарета Морриса на британской премьере в программе, полностью посвященной Пуленку, которая включала мировую премьеру его « Элиги» в память о Деннисе Брейне для валторны и фортепиано. Позже в том же году Пуленк играл партию фортепиано с Maxence Larrieu в Авиньоне , Рампал в Париже и христианской Lardé в Ментоне . В 2015 году пианист и ученый Дэвид Оуэн Норрис назвал сонату «вероятно, самой популярной пьесой для флейты и фортепиано в мире».
Записи
Записана американская премьера и парижское выступление композитора с Рампалом. Было много последующих записей сонаты. Среди более ранних — работы Мишеля Дебоста с Жаком Феврие и Рампала с Вейроном-Лакруа. Более поздние записи включают записи Джулиуса Бейкера с Лизой Логан и Матье Дюфур с Эриком Ле Сажем . Среди записей, выделенных в обзоре BBC Radio 3 в 2015 году, были записи Уильяма Беннета с Клиффордом Бенсоном; Шэрон Безали с Рональдом Браутигамом ; Патрик Галлуа с Паскалем Роже ; Эммануэль Пахуд с Le Sage; Илеана Рухеманн с Катрон Старрок ; и Адам Уокер с Джеймсом Байе.
Оркестровая версия
В 1976 году флейтист Джеймс Голуэй попросил английского композитора сэра Леннокса Беркли , много лет хорошего друга Пуленка, оркестровать сонату. Работая над этим, Беркли записал в дневнике:
Музыковед Роджер Ковелл писал об оркестровке Беркли: «Трудно представить, чтобы работа была сделана лучше . в этой сонате-концерте есть характерная и привлекательная смесь легкомыслия и нежности Пуленка». В 1978 году газета The Musical Times отметила, что «оркестровка полностью отдает должное композитору. [Она] добавляет новое ценное измерение в музыку: длинные печальные мелодические линии, сыгранные на флейте, особенно в первых двух частях, дополняются невозможно на пианино «.
Оркестровая аранжировка была записана Голуэем с Королевским филармоническим оркестром и Чарльзом Дютуа , а затем Эмили Бейнон с Национальным оркестром Уэльса BBC и Брэмвел Тови , Дженнифер Стинтон с Шотландским камерным оркестром и Стюартом Бедфордом и Безали с Residentie Orkest Ден Хааг и Неэме Ярви .
Источник
Соната для флейты с фортепиано ф пуленка
Ф. Пуленк (1899-1963) Соната для флейты и фортепиано FP164
С. Шаминад (1857-1944) Концертино для флейты ор.107
Б. одар (1849-1895) Сюита для флейты и фортепиано ор.116
М. Равель (1875-1937) — Н. Платонов (1894-1967) Павана на смерть инфанты
П. Женен (1832-1903) Венецианский карнавал ор.14
Исполняет лауреат международных конкурсов
Андрей Санников (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
Ф. Пуленк (1899-1963) Соната для гобоя и фортепиано FP 185
Р. Шуман (1810-1856) 3 Романса для гобоя и фортепиано op. 94
А. Дорати (1906-1988) Duo Concertante для гобоя и фортепиано
Исполняет лауреат международных конкурсов
Андрей Годик (гобой)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
О программе концерта
Французский музыкант Жан–Батист Арбан (1825–1889) приобрел в свое время европейскую известность как виртуозный исполнитель на корнет-а-пистоне и композитор, создавший для этого инструмента целый ряд блистательных сочинений. Арбан был также известным дирижером, не случайно в 1874 году он был приглашен в Россию императором Александром II дирижировать знаменитыми концертами в Павловске, где выступал несколько лет. Самым известным сочинением композитора является его «Фантазия и Вариации на тему Венецианского карнавала», впервые изданное в 1864 году. На эту тему было в свое времяч написано известное скрипичное сочинение Н. Паганини «Венецианский карнавал», и ей же посвящены поэтические строки Теофиля Готье:
«Есть ария одна в народе,
Её на скрипке пилит всяк,
Шарманки все её выводят,
Терзая воющих собак.
И табакерке музыкальной
Она известна, как своя,
Её щебечет чиж нахальный,
И помнит бабушка моя».
В настоящее время сочинение Арбана существует во множестве переложений, в концерте оно прозвучит в исполнении для флейты и фортепиано.
Франсис Пуленк, французский композитор, пианист, критик, был одним из ведущих музыкантов знаменитой французской “Шестерки”, автором многочисленных сочинений разных жанров. Созданная в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro меlаncolico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат.
Имя французской пианистки и композитора Сесиль Шаминад всегда ассоциируется с особым, тонким ощущением музыкального звучания, умением создавать выразительные, художественно яркие пьесы, по-французски изящные и романтичные. Концертино для флейты было написано в 1902 году и явилось одним из немногих, сравнительно крупных сочинений автора. Красивая одночастная пьеса соединяет в себе виртуозность звучания, лиричность высказывания и зримость основных образов.
Бенжамена Годара по праву считают одним из ярких представителей французского романтизма, в сочинениях которого тонко и последовательно раскрываются национальные черты. Особую известность получили оперы композитора, в числе которых — «Драгоценности Жанетты», «Маркитантка» и др. Однако, «Сюита из трех пьес», созданная в 1890 году и посвященная солисту П. Таффанелю, до сих пор остается самым известным сочинением композитора. Несмотря на отсутствие программного заголовка всего сочинения, каждая из пьес раскрывает основной замысел художника, связанный с передачей образа героя в его состоянии житейского оптимизма («Аллегретто»), лирического единения с природой («Идиллия»), в вихревом кружении бала («Вальс»).
Павана — торжественный медленный танец — был весьма распространен в Европе в XVI веке. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия, в том числе въезды именитых гостей, проводы знатной невесты в церковь и др. В конце XIX — начале XX веков композиторы создавали инструментальные пьесы в стиле паваны, используя ее основные художественные элементы – торжественность, замедленность движения. Среди них был французский композитор Морис Равель, создавшим в 1899 году небольшую фортепианную пьесу «Павана на смерть Инфанты». Она вошла в фортепианный цикл на испанские народные темы, наряду с пьесами «Хабанера», «Античный менуэт». Простая, напевная, развивающаяся мелодия звучит в Паване на протяжении всей пьесы, создавая ощущение длительного движения и бесконечного, возвышенного покоя. Композитор позднее инструментовал сочинение для малого состава оркестра. Известным русским флейтистом Н. И. Платоновым было сделано переложение сочинения для флейты и фортепиано.
Один из самых популярных французских композиторов ХХ века, участник творческого союза «Шести», Франсис Пуленк вошел в сердца слушателей как автор многочисленных произведений разных жанров. Начинающий композитор дебютировал в 1917 году на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля, имевшей шумный успех. В дальнейшем он создал различные сочинения, среди которых выделяются моноопера «Человеческий голос», балет «Новобрачные на Эйфелевой башне», многие выразительные камерно-вокальные и хоровые сочинения. Коллега композитора Дариус Мийо писал: «Франсис Пуленк — это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью». Среди последних сочинений Пуленка — Соната для гобоя и фортепиано (1962), посвященная памяти С. С. Прокофьева. Композиторов связывали тесные профессиональные и человеческие отношения, в наследии каждого из них можно найти строки, посвященные другу. Мемориальный характер Сонаты определил ее строение. Программная последовательность частей (1. Элегия. 2. Скерцо, 3. Скорбь) предопределила характер звучания: в ней, с одной стороны, отчетливо слышно нарастающее напряжение от мягкой лирики первых тактов к напряженному драматизму финала. Связь с Прокофьевым проявилась и в попытке воссоздания характерных «прокофьевских» образов, возникающих, словно призраки, на страницах Сонаты.
Три романса для гобоя и фортепиано оp. 94 были написаны Робертом Шуманом в качестве рождественского подарка его супруге Кларе Шуман в декабре 1849 года. Жанровое определение пьес («романсы») изначально подчеркнуло их лирическую образную сферу, где преобладают элегические настроения и лишь изредка вторгаются драматические нотки. Композитор тонально объединил романсы (крайние пьесы написаны в ля миноре, центральная — в Ля мажоре), словно подчеркивая их единство.
Антал Дорати — известный венгерский и американский дирижер и композитор, ученик З. Кодаи и Б. Бартока. В его насыщенной карьере дирижера есть эпизоды, связанные с русским искусством: начиная с 1934 года, Дорати был музыкальным руководителем Русского балета в Монте-Карло. С 1942 года он жил и работал в США, выступая со многими оркестрами страны. Дорати был первым дирижёром, записавшим (в 1954 г.) музыку балетов П. И. Чайковского —«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Среди композиторских творений Дорати выделяются сочинения для гобоя — как солирующего, так и в ансамбле. Его диптих «Duo Concertante» («Концертный дуэт») был написан в 1984 году и посвящен швейцарскому гобоисту и композитору Хайнцу Холлигеру. Две пьесы, идущие без перерыва, представляют собой две яркие драматические зарисовки, соединяющие разные настроения.
Проф. З.М. Гусейнова