Соната для фортепиано 1965

«Аппассионата» (Соната для фортепиано №23 f-moll, Op.57)

«Аппассионата» (от итал. Appassionato — воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных бетховенских сонат. Композитор работал над ней в течение 1804 — 1805 и, возможно, 1806 годов. Это тяжелый период в жизни Бетховена, когда он начал осознавать необратимость прогрессирующей глухоты (в 1802 году написано его «Гейлигенштадтское завещание»). Соната имеет посвящение графу Францу фон Брунсвик и впервые опубликована в Вене в феврале 1807 года.

В сонате три части:
1. Allegro assai
2. Andante con moto — attacca
3. Allegro ma non troppo — Presto

Большую часть фрагментов и набросков «Аппассионаты» Бетховен написал в течение 1805-го года, а закончил ее в конце 1806-го. В сентябре того года вместе со своим покровителем князем Лихновским он отправился в Силезию, в замок Гратц в окрестностях Троппау. Точно неизвестно, в этом ли замке была завершена первая редакция сонаты, но не вызывает сомнения, что ее ноты Бетховен взял с собой в путешествие. Во время этой поездки произошел известный казус, когда князь Лобковиц попросил композитора сыграть для французских офицеров, а Бетховен пришел в ярость и негодование от предложения выступать перед оккупантами и покинул дом гостеприимного князя, невзирая на поздний час и скверную погоду. Муж пианистки Марии Биго в своих мемуарах описывает завершение этого инцидента: «В дороге Бетховена настигла буря, и чемодан, в котором помимо прочего лежали ноты только что законченной сонаты, сильно промок. Вернувшись в Вену, он навестил нас и, смеясь, показал все еще влажные ноты моей жене. Заинтригованная, она тут же села к инструменту и начала играть. Бетховен явно не ожидал такого поворота событий, а Мария не могла остановиться, и даже множество правок и зачеркиваний в рукописи ее не смущали. Это был рабочий оригинал партитуры, который еще предстояло отдать издателю в набор. Закончив исполнение, Мария попросила Бетховена оставить рукопись себе, и композитор великодушно согласился: после того, как ноты были сданы в набор, он действительно отдал оригинал пианистке». В то время Бетховен был особенно близок с супругами Биго, поэтому свидетельство мужа Марии не вызывает сомнений, тем более что эта рукопись сохранилась (сейчас она хранится в Национальной библиотеке Франции), и на ней действительно имеется автограф композитора.

Название «Аппассионата» отсылает нас к ремарке appassionato, что значит «страстно», однако оно не было дано Сонате фа-минор ор.57 самим Бетховеном. Впервые это название встречается на титульном листе нот, изданных гамбургским издателем Кранцем в 1838-м году в переложении для исполнения в четыре руки. Характеристика, данная произведению издателем, оказалась очень удачной и стала практически официальным названием сонаты.

После написания Гейлигенштадтского Завещания в 1802-м году, Бетховен создал целый ряд наиболее знаменитых своих произведений, которые обычно относят ко «второму периоду» его творчества. К этому времени Бетховен, как будто осознав тщетность порывов и ярости своей натуры, обреченный, однако, явить миру невероятные масштабы музыкального гения, отказался от попыток сдерживать или направлять свое творчество в понятное и привычное русло. Именно таким предстает он в «Аппассионате».

Произведение открывается мрачной и завораживающей темой (яркий зачин в целом характерен для всех сонат Бетховена), которая разрешается кульминацией, сравнимой в своем эмоциональном накале с пронзительным криком. Ее исполнение требует от пианиста технической точности в мелодических фигурациях аккомпанемента, мощного звука в аккордах и, одновременно, предельной деликатности. Действие разворачивается с поистине демоническим напором; в частности, мотив самой первой фразы затем повторяется на полтона выше, придавая музыкальной структуре странную, тревожную двойственность. С точки зрения ритмического рисунка, тема «Аппассионаты» является своеобразной предтечей знаменитого мотива Пятой симфонии («та-та-та-там»), и ее изменчивая, неровная ритмическая конструкция рождает у слушателя чувство напряженного ожидания и конфликта. Как один из классических примеров авторского музыкального фразирования, вторая тема в первой части произведения имеет прямую отсылку к первой теме, и, несмотря на очевидное развитие и усложнение ритма и мелодии, Бетховен превращает эту репризу в лирическую передышку — короткую, но долгожданную.

Вторая часть произведения, более размеренное и эмоционально менее напряженное анданте представляет собой череду вариаций на тему простой песенной мелодии с сохранением дробного ритмического рисунка, характерного для первой части. Вариации постепенно усложняются и набирают темп и после неожиданной репризы спокойной основной темы без всякой паузы оборачиваются страстным и необузданным финалом. Этим фрагментом Бетховен задает чрезвычайно высокую планку не только исполнительского мастерства, но и технического совершенства инструмента. Заключительная часть произведения, исполняемая в темпе «престо», являет собой квинтэссенцию ярости и страсти.

(All Music Guide)

Allegro assai. Первая часть представляет собой сонатное аллегро в размере 12/8. Ее музыка, очень динамичная и контрастная, построена, однако, в основном, на двух ритмически очень похожих темах.

Тема главной партии — звучащие поначалу тихо и зловеще нисходящие и восходящие трезвучия параллельными октавами, разрешающиеся в тональность доминанты. Эта тема сразу повторяется на полтона выше — в соль-бемоль мажоре. В этом сопоставлении можно услышать намек на «неаполитанский аккорд», который, являясь важным структурным элементом всего произведения, станет также основой главной темы финала.

Существует предположение, что тема побочной партии является цитатой первых двух фраз шотландской песни On the Banks of Allen Water1, адаптированной к размеру 12/8 (песня на 3/4). Британские, шотландские и ирландские народные песни были хорошо известны в Вене того времени, и Бетховен, вслед за Гайдном, создал множество их обработок для английских издателей.

Как и в Вальдштейн-сонате, кода здесь необычно длинная, содержащая квази-импровизационные арпеджио, охватывающие почти весь диапазон фортепиано начала 19-го века. Можно предположить, что выбор тональности (фа-минор) в известной степени обусловлен интенсивным использованием глубокого, тёмного звучания нижнего фа, которое было самым низким звуком инструментов того времени.

2 часть, Andante con moto. Цикл вариаций на очень простую тему в аккордовом изложении. 16 тактов темы представляют собой серию четырех- и двухтактовых фраз, каждая из которых заканчивается на тонике.

  • Вариация 1: очень мало отличается от основной темы, добавляются проходящие звуки в левой руке.
  • Вариация 2: к теме добавляются «украшающие» фигурации шестнадцатыми.
  • Вариация 3: фигурации тридцатьвторыми. Двойная вариация со сменой рук.
  • Вариация 4: реприза оригинальной темы без повторения и со смещениями в регистре.

Четвертая вариация заканчивается прерванной каденцией — уменьшенным септаккордом, за которым следует еще один, значительно более громкий уменьшенный септаккорд, служащий переходом к финалу.

3 часть, Allegro ma non troppo — Presto. A sonata-allegro in near-perpetual motion in which, very unusually, only the second part is directed to be repeated. It has much in common with the first movement, including extensive use of the Neapolitan sixth chord and several written-out cadenzas. The movement climaxes with a faster coda introducing a new theme which in turn leads into an extended final cadence in F minor. According to Sir Donald Francis Tovey this is one of only a handful of Beethoven’s works in sonata form that ends in tragedy (the others being the C minor Trio, Piano Sonata Op. 27 no. 2, Violin Sonata Op. 30 no. 2, and the C# minor Quartet.)

В Советское время соната приобрела особую известность благодаря словам В. И. Ленина о ней : «Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди, — И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело: — Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, — должность адски трудная» (А.М. Горький, «Горький о Ленине», «Известия ВЦИК», 1924. №84. 11 апреля)

Источник

Соната для фортепиано № 7 (Прокофьев) — Piano Sonata No. 7 (Prokofiev)

Соната № 7 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева B мажор, соч. 83 (1942) (иногда называемая «Сталинградской») — соната для фортепиано соло , вторая из трех «Военных сонат». Соната была впервые исполнена 18 января 1943 года в Москве по Святославу Рихтеру .

СОДЕРЖАНИЕ

Историческое прошлое

20 июня 1939 года близкий друг и профессиональный соратник Прокофьева, режиссер Всеволод Мейерхольд , был арестован НКВД незадолго до репетиции новой оперы Прокофьева « Семен Котко» ; он был застрелен 2 февраля 1940 года. Хотя его смерть не была публично признана, не говоря уже о широко известной до периода правления Сталина, жестокое убийство жены Мейерхольда, Зинаиды Райх , менее чем через месяц после его ареста, было печально известным событием. Спустя всего несколько месяцев Прокофьева «пригласили» сочинить « Здравицу» (дословно переводится как «Ура!», Но чаще ему давали английское название « Да здравствует Сталин» ) (соч. 85), чтобы отпраздновать 60-летие Иосифа Сталина .

Позже в том же году Прокофьев начал сочинять свои фортепианные сонаты №№ 6 , 7 и 8 , Opp. 82–84, широко известные сегодня как «Военные сонаты». Эти сонаты содержат одни из самых противоречивых произведений Прокофьева для фортепиано. Биограф Даниэль Яффе утверждал, что Прокофьев, «заставив себя сочинить веселое воспоминание о нирване, Сталин хотел, чтобы все поверили, что он создал» (то есть в « Здравице» ), а затем в этих трех сонатах «выразил свои истинные чувства». Поэтому иронично (особенно учитывая музыкальный намек, который Яффе определил в центральной части: см. Ниже), что Соната № 7 получила Сталинскую премию (второй степени).

Движения

  1. Allegro inquieto (си-бемоль мажор)
  2. Andantecaloroso (ми мажор)
  3. Precipitato (си-бемоль мажор)

1. Аллегро инкието

Allegro inquieto отдает дань уважения и издевается над классической формой сонаты . Как подсказывает темп , темп и ритмы очень нервные и тревожные. Вступительная тема насмешливая и резкая, с множеством громких кластерных аккордов . Вторая тема — это медленная, продуманная тема, которая, кажется, блуждает как по различным тонам, так и по гармониям и мотивам. Эта длинная часть начинает медленно набирать обороты и приводит к бурному, чрезвычайно хроматическому и бурному развитию. После того, как сиквел часть медленной части, окончательной быстрым, насмешливый фрагмент основной темы представлен который заканчивается в единственных мулировках ключа поштучно с тихим, быстрым рулоном B ♭ мажорного аккорда.

Музыка обозначена как написанная в тональности си-бемоль мажор и содержит музыкальные элементы, указывающие на си-бемоль как на домашнюю ноту в духе классической сонатной формы: первая тема сосредоточена на си-бемоле, вторая тема которой итерация в экспозиции сосредоточена на ля-бемоле, а итерация в перепросмотре сосредоточена на си-бемоле, а концовка, которая возвращает тональный центр в си-бемоль и завершает пьесу мажорным аккордом си-бемоль. Однако этому движению явно не хватает ключевой подписи си-бемоль мажор.

2. Анданте калоросо

Медленная часть изначально очень красивая, но пронизана сентиментальными эмоциями. Яффе указал, что вступительная тема основана на лжи Роберта Шумана , Wehmut («Печаль», которая появляется в «Liederkreis» Шумана , соч. 39 ): слова к этому переводу означают : «Иногда я могу петь, как если бы я был рад, но втайне слезы хорошо и так освобождают мое сердце. Соловьи . поют свою песню тоски из глубины своей темницы . все восхищаются, но никто не чувствует боли, глубокой печали в песне. » Эта вступительная тема быстро распадается на чрезвычайно хроматическую секцию, которая проходит через различные тональные центры, ни один из которых не кажется знакомым для ми, начавшей пьесу. После звенящей, похожей на колокол кульминации музыка замедляется и снова растворяется в пышной вступительной теме.

3. Precipitato

Финал Precipitato, когда-то описанный как «взрывной взрыв рок-н-ролла с хроматическим краем», представляет собой токкату, которая смело подтверждает тональность сонаты через более диатонический гармонический язык, чем в первой части. Это очевидно с самого начала, когда простые трезвучия B ♭ мажор повторяются снова и снова. Несмотря на широкий диапазон темпа исполнения, выбранный разными пианистами, эффект, тем не менее, впечатляющий и захватывающий. Кульминация токкаты — это яростное повторение основной темы, в котором все десять пальцев до предела напрягаются, пока пьеса, наконец, не заканчивается триумфально в грохочущем каскаде октав. Преступность этой сонаты считается технически сложной.

Записи

Соната была записана (в хронологическом порядке) следующими авторами:

  • Владимир Горовиц (RCA 1945 | Первая запись произведения)
  • Фридрих Гульда (Декка, 1947)
  • Святослав Рихтер (CCCP 1958)
  • Владимир Ашкенази (Decca 1965)
  • Григорий Соколов (Мелодия 1969)
  • Гленн Гулд (Колумбия, 1969)
  • Маурицио Поллини (Deutsche Grammophon 1971)
  • Марта Аргерих (EMI 1979 | Live)
  • Андрей Гаврилов (Deutsche Grammophon 1991)
  • Питер Донохоу (сомм, 2014)
  • Стивен Осборн (Hyperion 2020)

Источник

Пять легендарных фортепианных сонат Бетховена, о которых надо знать хотя бы главное

За свою жизнь Бетховен написал 32 сонаты для фортепиано. Для любого пианиста — это настольная книга, репертуар, обязательный для изучения на всех стадиях мастерства.

Но и любому культурному человеку неплохо было бы иметь представление о самых популярных из них.

Классическая соната — это большое (обычно в трёх частях) произведение для одного инструмента. Правда, если это инструмент одноголосный — как флейта или скрипка, например, к нему в качестве поддержки добавляется фортепиано.

1. Соната №14, «Лунная», до-диез минор

Два мотива из Бетховена знает любой человек. Первый — роковой «та-та-та-там» — мотив судьбы из Пятой симфонии. А второй — эти медленные начальные арпеджио из «Лунной сонаты», которым начинается её первая часть.

Эта музыка была очень популярна ещё при жизни Бетховена, но Бетховен этому был не очень рад.

Кстати, этот медленный темп в первой части — нарушение стандартов жанра: классическая соната должна начинаться быстро. Поэтому Бетховен сделал разъясняющую приписку — sonata quasi una fantasia («соната вроде фантазии»).

О «Лунной сонате» и той, кому она посвящена, существует целая мифология, в которой, как в любом мифе, далеко не всё соответствует исторической правде. Для тех, кто хочет в этом разобраться — эти две культшпаргалки:

2. Соната №8, «Патетическая», до минор

Во времена Бетховена все концертирующие пианисты сами писали репертуар для своих выступлений. Так делал и Бетховен, он был известен в музыкальных салонах Вены как виртуоз со своей оригинальной манерой игры. Впервые о нём заговорили как о сильном композиторе, а не только как о пианисте, именно после создания этой сонаты. Ему было 27 лет.

Соната начинается очень необычно: эффектным «театральным» вступлением с роковыми аккордами и жалобными вздохами. Эта интрига разрешается бурной драмой. А дальше следует прекрасная вторая часть и увлекательное рондо в финале.

3. Соната №17, «Буря», ре минор

«Бурей» ей называют потому, что Бетховен однажды обмолвился о связи этой музыки с одноимённой пьесой Шекспира. А у нас её часто называют «сонатой с речитативом» из-за выразительного фортепианного монолога в первой части.

На всякий случай надо знать, что Бетховен не давал названия своим сонатам, за исключением одного случая: Сонаты №26 «Прощание».

Самая популярная часть в Семнадцатой сонате — третья, последняя. Это такой музыкальный perpetuum mobile с непрерывным потоком ритма и постоянно меняющимся градусом драматических эмоций.

4. Соната №23 «Аппассионата», фа минор

«Аппассионатой» (это слово переводится с итальянского как «страстная») её назвал один из издателей спустя много лет после смерти Бетховена.

В этой сонате всё монументально и величественно — и по размерам, и по виртуозному размаху, и по грандиозности идеи.

Недаром она производила такое сильное впечатление даже на Ленина, который, как известно, особой чувствительностью не отличался. Он называл эту сонату «изумительной, нечеловеческой».

Своё название эта соната получила, наверняка, из-за своей третьей, последней части с вихрями и ударами мощных аккордов.

5. Соната №2, ля мажор

А эта соната популярна далеко не так, как «Лунная» или «Аппассионата», но её вторая часть стала «персонажем» повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» , которую все мы проходили в школе.

Поэтому надо обязательно хотя бы раз послушать хотя бы раз вторую часть этой сонаты, чтобы понять, что хотел сказать Вере Николаевне этой музыкой ушедший в мир иной телеграфист Желтков о своей огромной, очень тихой и никому не нужной любви.

«И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. И в уме ее слагались слова.

«Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава Тебе!»

Источник

Оцените статью