Соната для фортепиано 23 букв

«Аппассионата» (Соната для фортепиано №23 f-moll, Op.57)

«Аппассионата» (от итал. Appassionato — воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных бетховенских сонат. Композитор работал над ней в течение 1804 — 1805 и, возможно, 1806 годов. Это тяжелый период в жизни Бетховена, когда он начал осознавать необратимость прогрессирующей глухоты (в 1802 году написано его «Гейлигенштадтское завещание»). Соната имеет посвящение графу Францу фон Брунсвик и впервые опубликована в Вене в феврале 1807 года.

В сонате три части:
1. Allegro assai
2. Andante con moto — attacca
3. Allegro ma non troppo — Presto

Большую часть фрагментов и набросков «Аппассионаты» Бетховен написал в течение 1805-го года, а закончил ее в конце 1806-го. В сентябре того года вместе со своим покровителем князем Лихновским он отправился в Силезию, в замок Гратц в окрестностях Троппау. Точно неизвестно, в этом ли замке была завершена первая редакция сонаты, но не вызывает сомнения, что ее ноты Бетховен взял с собой в путешествие. Во время этой поездки произошел известный казус, когда князь Лобковиц попросил композитора сыграть для французских офицеров, а Бетховен пришел в ярость и негодование от предложения выступать перед оккупантами и покинул дом гостеприимного князя, невзирая на поздний час и скверную погоду. Муж пианистки Марии Биго в своих мемуарах описывает завершение этого инцидента: «В дороге Бетховена настигла буря, и чемодан, в котором помимо прочего лежали ноты только что законченной сонаты, сильно промок. Вернувшись в Вену, он навестил нас и, смеясь, показал все еще влажные ноты моей жене. Заинтригованная, она тут же села к инструменту и начала играть. Бетховен явно не ожидал такого поворота событий, а Мария не могла остановиться, и даже множество правок и зачеркиваний в рукописи ее не смущали. Это был рабочий оригинал партитуры, который еще предстояло отдать издателю в набор. Закончив исполнение, Мария попросила Бетховена оставить рукопись себе, и композитор великодушно согласился: после того, как ноты были сданы в набор, он действительно отдал оригинал пианистке». В то время Бетховен был особенно близок с супругами Биго, поэтому свидетельство мужа Марии не вызывает сомнений, тем более что эта рукопись сохранилась (сейчас она хранится в Национальной библиотеке Франции), и на ней действительно имеется автограф композитора.

Читайте также:  Восьмая нота с точкой как

Название «Аппассионата» отсылает нас к ремарке appassionato, что значит «страстно», однако оно не было дано Сонате фа-минор ор.57 самим Бетховеном. Впервые это название встречается на титульном листе нот, изданных гамбургским издателем Кранцем в 1838-м году в переложении для исполнения в четыре руки. Характеристика, данная произведению издателем, оказалась очень удачной и стала практически официальным названием сонаты.

После написания Гейлигенштадтского Завещания в 1802-м году, Бетховен создал целый ряд наиболее знаменитых своих произведений, которые обычно относят ко «второму периоду» его творчества. К этому времени Бетховен, как будто осознав тщетность порывов и ярости своей натуры, обреченный, однако, явить миру невероятные масштабы музыкального гения, отказался от попыток сдерживать или направлять свое творчество в понятное и привычное русло. Именно таким предстает он в «Аппассионате».

Произведение открывается мрачной и завораживающей темой (яркий зачин в целом характерен для всех сонат Бетховена), которая разрешается кульминацией, сравнимой в своем эмоциональном накале с пронзительным криком. Ее исполнение требует от пианиста технической точности в мелодических фигурациях аккомпанемента, мощного звука в аккордах и, одновременно, предельной деликатности. Действие разворачивается с поистине демоническим напором; в частности, мотив самой первой фразы затем повторяется на полтона выше, придавая музыкальной структуре странную, тревожную двойственность. С точки зрения ритмического рисунка, тема «Аппассионаты» является своеобразной предтечей знаменитого мотива Пятой симфонии («та-та-та-там»), и ее изменчивая, неровная ритмическая конструкция рождает у слушателя чувство напряженного ожидания и конфликта. Как один из классических примеров авторского музыкального фразирования, вторая тема в первой части произведения имеет прямую отсылку к первой теме, и, несмотря на очевидное развитие и усложнение ритма и мелодии, Бетховен превращает эту репризу в лирическую передышку — короткую, но долгожданную.

Читайте также:  Что такое пианино толковый словарь

Вторая часть произведения, более размеренное и эмоционально менее напряженное анданте представляет собой череду вариаций на тему простой песенной мелодии с сохранением дробного ритмического рисунка, характерного для первой части. Вариации постепенно усложняются и набирают темп и после неожиданной репризы спокойной основной темы без всякой паузы оборачиваются страстным и необузданным финалом. Этим фрагментом Бетховен задает чрезвычайно высокую планку не только исполнительского мастерства, но и технического совершенства инструмента. Заключительная часть произведения, исполняемая в темпе «престо», являет собой квинтэссенцию ярости и страсти.

(All Music Guide)

Allegro assai. Первая часть представляет собой сонатное аллегро в размере 12/8. Ее музыка, очень динамичная и контрастная, построена, однако, в основном, на двух ритмически очень похожих темах.

Тема главной партии — звучащие поначалу тихо и зловеще нисходящие и восходящие трезвучия параллельными октавами, разрешающиеся в тональность доминанты. Эта тема сразу повторяется на полтона выше — в соль-бемоль мажоре. В этом сопоставлении можно услышать намек на «неаполитанский аккорд», который, являясь важным структурным элементом всего произведения, станет также основой главной темы финала.

Существует предположение, что тема побочной партии является цитатой первых двух фраз шотландской песни On the Banks of Allen Water1, адаптированной к размеру 12/8 (песня на 3/4). Британские, шотландские и ирландские народные песни были хорошо известны в Вене того времени, и Бетховен, вслед за Гайдном, создал множество их обработок для английских издателей.

Как и в Вальдштейн-сонате, кода здесь необычно длинная, содержащая квази-импровизационные арпеджио, охватывающие почти весь диапазон фортепиано начала 19-го века. Можно предположить, что выбор тональности (фа-минор) в известной степени обусловлен интенсивным использованием глубокого, тёмного звучания нижнего фа, которое было самым низким звуком инструментов того времени.

2 часть, Andante con moto. Цикл вариаций на очень простую тему в аккордовом изложении. 16 тактов темы представляют собой серию четырех- и двухтактовых фраз, каждая из которых заканчивается на тонике.

  • Вариация 1: очень мало отличается от основной темы, добавляются проходящие звуки в левой руке.
  • Вариация 2: к теме добавляются «украшающие» фигурации шестнадцатыми.
  • Вариация 3: фигурации тридцатьвторыми. Двойная вариация со сменой рук.
  • Вариация 4: реприза оригинальной темы без повторения и со смещениями в регистре.

Четвертая вариация заканчивается прерванной каденцией — уменьшенным септаккордом, за которым следует еще один, значительно более громкий уменьшенный септаккорд, служащий переходом к финалу.

3 часть, Allegro ma non troppo — Presto. A sonata-allegro in near-perpetual motion in which, very unusually, only the second part is directed to be repeated. It has much in common with the first movement, including extensive use of the Neapolitan sixth chord and several written-out cadenzas. The movement climaxes with a faster coda introducing a new theme which in turn leads into an extended final cadence in F minor. According to Sir Donald Francis Tovey this is one of only a handful of Beethoven’s works in sonata form that ends in tragedy (the others being the C minor Trio, Piano Sonata Op. 27 no. 2, Violin Sonata Op. 30 no. 2, and the C# minor Quartet.)

В Советское время соната приобрела особую известность благодаря словам В. И. Ленина о ней : «Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди, — И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело: — Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, — должность адски трудная» (А.М. Горький, «Горький о Ленине», «Известия ВЦИК», 1924. №84. 11 апреля)

Источник

Соната для фортепиано No. 23 (Бетховен) — Piano Sonata No. 23 (Beethoven)

Людвиг ван Бетховен «S Соната для фортепиано № 23 фа минор , соч. 57 (в просторечии известная как Аппассионата , что по- итальянски означает «страстный» ) входит в число трех известных фортепианных сонат его среднего периода (другие — Вальдштейн , соч. 53 и « Ле Адье» , соч. 81а ); он был написан в 1804 и 1805 годах и, возможно, в 1806 году, и был посвящен графу Францу фон Брунсвику. Первое издание вышло в феврале 1807 г. в Вене .

В отличие от ранней сонаты № 8 « Патетическая» , « Аппассионата» не была названа при жизни композитора, но была названа так в 1838 году издателем аранжировки произведения в четыре руки .

Одна из его величайших и наиболее технически сложных сонат для фортепиано , Аппассионата считалась Бетховеном самой бурной его сонатой для фортепиано до двадцать девятой сонаты для фортепиано (известной как Hammerklavier ). 1803 был годом, когда Бетховен осознал необратимость своего все более ухудшающегося слуха.

Среднее исполнение всей сонаты Аппассионаты длится около двадцати пяти минут.

СОДЕРЖАНИЕ

Форма

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Соната фа минор состоит из трех частей:

  1. Аллегро ассай
  2. Andante con moto
  3. Allegro ma non troppo — Престо

Аллегро ассай

Форма сонатного-Allegro в 12
8 Со временем первая часть быстро развивается благодаря поразительным изменениям тона и динамики и характеризуется экономным использованием тем.

Основная тема в октавах тихая и зловещая. Она состоит из вниз и вверх арпеджио в пунктирной ритме , который каденция на tonicized доминирующего, немедленно повторила полтон выше (в G ♭ ). Такое использование неаполитанского аккорда (т.е. уплощенного супертоника ) является важным структурным элементом в произведении, а также основой основной темы финала.

Как и в сонате Вальдштейна Бетховена , эта кода необычайно длинная и содержит квазиимпровизационные арпеджио, которые охватывают большую часть фортепианного диапазона начала XIX века. Выбор фа минор становится очень ясным, когда понимаешь, что в этой части часто используется глубокий темный тон самой нижней F 1 на фортепиано, которая была самой низкой нотой, доступной Бетховену в то время.

Общее время исполнения этого движения, как правило , между 8 1 ⁄ 2 и 11 минут.

Andante con moto

Набор вариаций в D ♭ мажор , по теме замечательной своей мелодической простоты в сочетании с использованием необычно толстых озвучиваний и своеобразной контр-мелодией в басе. Его шестнадцать тактов (повторенных) состоят только из обычных аккордов, составленных из четырех- и двухтактовых фраз, которые заканчиваются на тонике. (См. Изображение.) Следуют четыре варианта:

  1. Подобно оригинальной теме, с левой рукой, играющей второстепенные доли.
  2. Украшение темы шестнадцатыми нотами.
  3. Быстрое украшение в тридцать секундные ноты. Двойное изменение , с руками переключения частей.
  4. Реприза оригинальной темы без повторов и смещенными в регистр фразами.

Четвертая вариация заканчивается обманчивой каденцией, содержащей доминирующий аккорд, переходящий в мягкую уменьшенную седьмую , за которой следует гораздо более громкая суженная седьмая, которая служит переходом (без пауз) к финалу.

Общее время исполнения этого движения составляет от 6 до 8 минут.

Allegro ma non troppo — Престо

Соната-аллегро в почти вечном движении, в которой, что очень необычно, повторяется вторая часть, а не первая. Он имеет много общего с первой частью, включая широкое использование неаполитанского шестого аккорда и нескольких записанных каденций . Движение достигает кульминации с более быстрой кодой (со скоростью presto, как показано выше и во многих редакциях), вводящей новую тему, которая, в свою очередь, ведет к расширенной финальной каденции фа минор. По словам Дональда Фрэнсиса Тови, это одна из немногих сонатных работ Бетховена, которые заканчиваются трагедией (другие — Фортепианное трио до минор , Соната для фортепиано соч. 27 № 2 («Лунный свет») и Соната для скрипки. Соч.30 № 2. ).

Общее время исполнения этого движения составляет примерно от 7 до 8 минут с повторами и около 5 От 1 ⁄ 2 до 6 минут без них.

Источник

Клаудио Аррау. Бетховен. Соната № 23, Appassionata

Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. Appassionato — воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных бетховенских сонат. Композитор работал над ней в течение 1804 — 1805 и, возможно, 1806 годов. Это тяжелый период в жизни Бетховена, когда он начал осознавать необратимость прогрессирующей глухоты (в 1802 году написано его «Гейлигенштадтское завещание»). Соната имеет посвящение графу Францу фон Брунсвик. Впервые опубликована в Вене в феврале 1807 года.

Общепризнано, что Аппассионата принадлежит к величайшим завоеваниям Бетховена в области героического искусства. Это кульминация в развитии героико-драматической сонаты, произведение потрясающей силы воздействия (Ромен Роллан, определяя значение Аппассионаты среди других сонат, сравнил ее с «Монбланом, который царит над альпийским массивом»). Сам композитор считал Аппассионату самой лучшей своей сонатой.

В отличие от Сонаты №8, «Патетической», Appassionata получила свое название уже после смерти композитора, оно появилось в 1838 с легкой руки издателя четырехручного переложения сонаты (принадлежит гамбургскому издателю Кранцу). Название очень точно отражает сущность бетховенского творения, в музыке которого бушуют страсти поистине шекспировского масштаба. Их необыкновенное напряжение подчиняется железной мощи логики (тот же Роллан назвал Аппассионату «пламенным потоком в гранитном руслe»).

Известно, что Бетховен связывал содержание Аппассионаты с шекспировской «Бурей», прославляющей мужество человека, его разум и волю. Бетховен утверждает: смысл человеческой жизни – в преодолении страха и отчаяния, героическом сопротивлении, в неустанной борьбе. Мало услышать в буре только бушева­ние стихийных сил природы – это бури и вихрь душевных страстей. Музыка рождает ощущение острой борьбы, мучительных усилий, предельного напряжения душевных сил.

Источник

Оцените статью