Соната для фортепиано номер 11 ля мажор особенности строения

Моцарт. Соната Ля мажор №11. KV 331 . Разбор произведения.

Вторая часть сонаты — менуэт в сложной трехчастной форме с трио, Ля мажор. Первая часть (главный раздел менуэта) сложной 3-хчастной формы написана в простой 3-х частной форме с развивающей серединой. В этом главном разделе менуэта примечательны постоянные смены настроения. Здесь есть место и для серьезных, отчасти даже мрачных мыслей. Начало этой части взято Моцартом из его же сонаты До мажор, написанной ранее — KV 309

В первой теме ясно слышны два разных элемента: первый (1-2 такты) — форте, начинается с воинственной тираты — с движением по звукам Ля мажорного аккорда, в унисонном изложении — мужественный, бравурный, звучит как вопрос; второй (3-4 такты) — пиано с изысканным ритмом, мелодией с аккомпанементом и тонкими штрихами, заканчивающивающийся формулой поклона — женственный, как ответ на вопрос. 5-й такт звучит как приготовление к танцу. С 6-го такта начинается сам танец — менуэт. В мелодии слышны восторженные вздохи. Время от времени звучит формула поклона, разделяющая музыкальную ткань на предложения. Первая часть простой 3-хчастной формы заканчивается в тональности доминанты — в Ми мажоре. В развивающей середине появляются отклонения в минорные тональности — си минор, ля минор. На их фоне вздохи звучат вначале печально, а потом и вовсе драматично. В мелодии появляется тоскливо-страстный ход на уменьшенную септиму. Однако реприза простой 3-хчастной формы звучит вновь радостно, как и в начале менуэта. Она приводит к Ля мажору.

Читайте также:  Ноты вступление день победы

Источник

Моцарт. Соната Ля мажор №11. KV 331 . Разбор произведения.

Вторая часть сонаты — менуэт в сложной трехчастной форме с трио, Ля мажор. Первая часть (главный раздел менуэта) сложной 3-хчастной формы написана в простой 3-х частной форме с развивающей серединой. В этом главном разделе менуэта примечательны постоянные смены настроения. Здесь есть место и для серьезных, отчасти даже мрачных мыслей. Начало этой части взято Моцартом из его же сонаты До мажор, написанной ранее — KV 309

В первой теме ясно слышны два разных элемента: первый (1-2 такты) — форте, начинается с воинственной тираты — с движением по звукам Ля мажорного аккорда, в унисонном изложении — мужественный, бравурный, звучит как вопрос; второй (3-4 такты) — пиано с изысканным ритмом, мелодией с аккомпанементом и тонкими штрихами, заканчивающивающийся формулой поклона — женственный, как ответ на вопрос. 5-й такт звучит как приготовление к танцу. С 6-го такта начинается сам танец — менуэт. В мелодии слышны восторженные вздохи. Время от времени звучит формула поклона, разделяющая музыкальную ткань на предложения. Первая часть простой 3-хчастной формы заканчивается в тональности доминанты — в Ми мажоре. В развивающей середине появляются отклонения в минорные тональности — си минор, ля минор. На их фоне вздохи звучат вначале печально, а потом и вовсе драматично. В мелодии появляется тоскливо-страстный ход на уменьшенную септиму. Однако реприза простой 3-хчастной формы звучит вновь радостно, как и в начале менуэта. Она приводит к Ля мажору.

Источник

Соната для фортепиано номер 11 ля мажор особенности строения

В ней есть все основные музыкальные формы:
1. Квадратные периоды повторной структуры:
• 1 период I части (т.т 1-8);
• Рефрен финала A-dur (III часть, т.т 27-35);
• Построения средней части финала :
fis-moll — cis-moll, т.т 36-44;
A-dur, т.т 45-53;

Читайте также:  Ноты для гитары военных лет

2. Периоды неповторной структуры:
• В начальном разделе финала (т.т 1-9 a-moll);

3. Периоды единого развития (Der Zatz):
• В структурах II части:
Menuetto т.т 1-10, т.т 11-18;
Trio т.т 1-16;

4. Простая двухчастная (репризная) форма:
• В теме вариаций I части (т.т 1-18);

5. Простые трёхчастные формы:
• В финале разделы:
a-moll (т.т 1-26);
fis-moll(т.т 36-61);

6. Сложные трёхчастные формы:
• Во II части (Menuetto, Trio Menuetto da capo)
• В III части (a-moll (т.т 1-26); fis-moll (т.т 36-61); a-moll (т.т62-96))

7. Рондальная структура:
• Финал.
A(простая трёхчастная форма (т.т 1-26)) — R(рефрен(т.т 27-35)) — B(простая трёхчастная форма(т.т 36-61)) — R(рефрен(т.т 62-70)) — A(простая трёхчастная форма(т.т 71-96)) — R1(варьированный повтор рефрена(т.т 97-105)) — Coda(т.т 106-137);

8. Вариационная форма:
• I часть (Andante grazioso)

9. Сонатные формы:
• В Menuetto (т.т 1-48)
• В Trio (т.т 1-53)

Всё-таки подобная изобретательность встречается не во всех сонатных циклах мирового музыкального наследия. Особенным образом написаны все три части сонаты.

Её первая часть — Тема с вариациями — очень известна и очень популярна. Тема изящного напевного склада изложена в простой двухчастной репризной форме. Её кантиленное течение иногда нарушается акцентами sforzando и двумя тактами forte в конце. Это как-то настораживает и заставляет задуматься, — а зачем? Вопрос следует запомнить и постараться разрешить…

Сам вариационный цикл сочинён блистательно. Известно, что венские классики воплощали в вариационных композициях жанровую и темповую структуру сонатно-симфонического цикла. Так здесь (в теме и 6 вариациях!) сонатно-симфонический «мираж» возникает дважды.
Первый круг — тема и 4 вариации. Здесь 1 и 2 вариации по принципу diminutio фигурационно варьируют тему (I часть); 3 вариация — a-moll- в характере lamento и очень напоминает медленную часть сонатно-симфонического цикла:

А 4 вариация — bravura с визуально-эффектной, виртуозной переброской левой руки вполне может быть трактована как финальная. Но это лишь первый вариационный круг, составленный из вариаций одного метра и темпа.
Далее 5 вариация — Adagio — теперь реально выполняет функцию медленной части, а 6 вариация — Allegro — со сменой метра (6/8 на C) и расширением объёма (добавлены 8 тактов дополнения) написана как финальная.
Уже при анализе I части становится понятно, насколько талантлив композитор. Но теперь следует вернуться к проблеме sforzando и forte при первом проведении темы. Первая вариация удивляет: два предложения начального периода изложены в контрастной фактуре (ведь гораздо чаще противопоставляются друг другу вариации, а не предложения одного периода темы). Первое предложение варьируется в изысканном стиле rococo:

второе проводится ярко, напористо, бравурно:

Можно заметить, что все вариации первой части являются жанрово-характерными. Подумав и вспомнив блестящий финал Alla turca, понимает, что первое предложение варьирует тему, а второе — предвосхищает рефрен финала! Анализ последующих вариаций выявляет адекватность контрастов внутри каждой из них и закрепляет предположение, что Моцарт одновременно моделирует и I часть сонаты, и весь цикл в целом.

II часть — Menuetto, A-dur — гораздо менее известна, чем Вариации и Финал. Авторские ремарки (Trio; Menuetto da capo) указывают на сложную трёхчастную форму со средней частью типа Trio. Однако внутри каждого раздела здесь скрываются небольшие сонатные формы, весьма изобретательно сочинённые.
Существует мнение, что Моцарт в сонатной драматургии придерживается особого принципа. Его сонаты не столь причинно-следственны, сколь сюжетны, театральны. Вспомним другого гения — А. С. Пушкина, пытавшегося постичь психологический склад своего гениального собрата Моцарта.
Моцарт, обращаясь к Сальери:
«Представь себе…кого бы? Ну хоть меня — немного помоложе; влюблённого — не слишком, а слегка — с красоткой или с другом — хоть с тобой, я весел… Вдруг: виденье гробовое, незапный мрак или что-нибудь такое…»
Представляется, что подобное «вдруг» играет немаловажную роль в смысловых концепциях композитора.
Заметим, кстати, что тональность Менуэта — A-dur — также способствует объединению цикла и торжеству блестящего рефрена финала.
Первая часть Менуэта представляет собой маленькую сонату . В экспозиции два периода единого развития.
Первый — A- dur — выполняет функцию главной партии;

второй — E-dur — является побочной.

Разработка типа «вдруг» проводится в тональности h-moll и a-moll (при «благополучной» мажорной экспозиции).

Всего в 12 тактах разыгрывается небольшая лирическая мизансцена с интонациями lamento, патетической «угрожающей» кульминацией, приводящей, впрочем, к совершенно ясной и стройной репризе. Этот очаровательный эпизод (вместо разработки) в крошечной сонате производит чарующее впечатление и позволяет ещё раз восхититься гением композитора.

Вторая микро-соната развёртывается в Trio. При пасторальной простоте тематизма и фактуры тонико-доминантовые отношения в экспозиции и тональное подчинение в репризе соблюдены (D-dur — A-dur; D-dur — D-dur). И здесь, как и в предыдущей сонате, восхищают разработка и эпизод:

Тональный план поначалу сумрачен (e-moll), тематические нисходящие линии, драматическое обострение (октавные унисоны forte) нагнетают ситуацию. Но наступающее просветление (C-dur т.24) , появление светлой женственной темы, её возрастающая настойчивость воспринимаются в этом микромире с удовольствием и восхищением.

У A-dur сонаты неоднозначный финал. Он широко известен и очень популярен, но и вопросов задаёт немало. Почему разделы a-moll и fis-moll такие трепетно моцартовские (и европейские), а рефрен такой бравурный, помпезный и, вероятно, на венский взгляд — совершенно экзотический, «турецкий»? В 1782 году Моцарт написал оперу «Похищение из сераля». Её сюжет и героев можно сопоставить с музыкой финала Alla turca. Лирические переживания главных героев Констанцы (так же звали и невесту Моцарта) и Бельмонта вполне созвучны минорным разделам финала, а турецкий паша Селим и его верноподданный Осмин могут быть ассоциативно соотнесены с музыкой рефрена и Коды (A-dur). Но опера была написана тремя годами позже сонаты, поэтому наши вопросы повисают без ответа. Загадки тут есть…
Попробуем поискать допустимые варианты. Тональность первой темы финала a-moll (с точки зрения A-dur сонатного цикла — неверно; если вообще позволительно делать замечания Моцарту). Её лирическое обаяние, мелодическая изысканность, романтический пульс сделали музыку Rondo Alla turca самым известным клавирным творением Моцарта. Начальная тема могла бы быть, например, одним из лейтмотивов Керубино, особенно если уловить в этом герое некоторые поэтические черты самого Моцарта. Минор первой темы монологического смысла, композитор тонко чувствовал и воплощал его оттенки.
Но программный замысел финала обозначен заголовком, и именно «турецкой» теме следует звучать в основной тональности сонаты A-dur. Контрастное сопоставление a-moll — A-dur очень эффектно, искрящийся ритурнель (англ. Return от глагола «возвращаться») заряжает финал энергией своего троекратного проведения и кодой также «турецкого смысла».
В фильме режиссёра Милоша Формана «Амадей» одна из оперных примадонн, появляясь перед Антонио Сальери в каком-то немыслимо вычурном туалете, сообщает ему: «Мой парикмахер сказал, что в этом году в моде будет всё турецкое». Так что на звучащую экзотику в Вене, по-видимому, существовала и мода.
Сам композитор назвал этот финал Rondo. Но, по современной классификации, подобные структуры отнесены к рондальным формам. В основе композиции сложная трёхчастная форма с добавочным рефреном. Тональность — a-moll — A-dur.

Схема формы:

Раздел A изложен в a-moll в простой трёхчастной форме с развивающей серединой. Первый период — неповторной структуры; репризный период следует без цезур как построение единого развития (der Zats):

Рефрен — A-dur — период из двух предложений повторной структуры яркого, бравурного характера:

Средняя часть — B — в тональности fis-moll. Её форма простая трёхчастная, тональный план: fis-moll, cis-moll, A-dur, fis-moll.
Рефрен «прослаивает» композицию, он вводится на гранях простых трёхчастных форм, придавая музыке «турецкий стиль». Реприза первой части — A — проводится без изменений. Третье проведение рефрена — R1 — фактурно варьировано, оно изложено более виртуозно:

Coda — A-dur — завершает Финал в торжественном, помпезном стиле. Тип изложения материала здесь заключительный, основанный на многократном повторении оборотов кадансирующего типа.

Источник

Соната для фортепиано номер 11 ля мажор особенности строения

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

Вольфганг Амадей Моцарт создавал сонаты на протяжении всей жизни. Первые сонаты для фортепиано были созданы еще в 1764 году, когда мальчику было всего 8 лет. Соната №11 относится к зрелому творчеству композитора и является образцом его стиля. Произведение уникально и неповторимо. В каждой ноте чувствуется почерк гения, его смелость в передаче музыкальных образов. Яркие мелодические рисунки сонаты моментально запечатлеваются в памяти. Сегодня соната №11 стала эмблемой фортепианной музыки Моцарта . Особенную популярность получила третья часть « Турецкое рондо », обладающее ярким янычарским колоритом.

Историю создания Сонаты №11 Моцарта, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

Краткая история

Весной 1778 года Моцарт и его мать Анна Мария прибывают в Париж, в город, где его уже никто не ждет. Композитору приходится заново завоевывать любовь публики. На помощь к талантливому музыканту приходит давний друг Мельхиор Гримм. Он советует, как можно чаще наносить визиты к известным вельможам, чтобы продемонстрировать виртуозность и получить хорошую работу. Следуя советам друга, Вольфганг один за другим посещает дома известных людей, но вместо серьёзной работы находит лишь несколько учениц, которым дает уроки фортепиано за мизерное жалование.

Активно композитор изучает оперные партитуры французских композиторов. Он планирует написать 2 оперы, но несовершенное знание языка препятствует исполнению задумок. Так, Париж становится городом, в котором Вольфганг Амадей сочинял преимущественно инструментальную музыку. Одним из парижских бриллиантов стала клавирная соната №11.

При создании произведения композитор опирался на вкусы парижан. Именно поэтому в ее композиции так много черт, относящихся к сюите. В отличие от классического сонатного цикла первая часть написана в форме вариаций, находящихся на вершине популярности во Франции.

Изюминкой цикла становится третья часть – Турецкое рондо . В XVIII веке мода на «янычарскую» музыку распространилась по всей Европе. Рост интереса к турецкой музыке был связан с военными событиями. При нападении на Европу армия Османии была вооружена не только оружием, но и музыкальными инструментами. Основой оркестра были ударные, что требовало четкости ритма. Так, в третьей части Моцарт использует характерные для янычарской музыки ритмоформулы. В дальнейшем третья часть будет исполняться пианистами вне цикла и будет восприниматься, как отдельное произведение. Так, в третьей части Моцарт использует характерные для янычарской музыки ритмоформулы. В дальнейшем третья часть будет исполняться пианистами вне цикла, и будет восприниматься, как отдельное произведение.

Несмотря на всё сказанное, некоторые биографы композитора до сих пор не соглашаются с версией о том, что свою знаменитую сонату под номером одиннадцать великий маэстро написал в Париже. Они утверждают — это произведение было создано Моцартом несколько позднее – в 1783 году в Зальцбурге, куда композитор отправился, чтобы помириться с отцом, который был против его женитьбы на Констанции Ниссен, урождённой Вебер.

Соната была опубликована в 1784 году. Еще при жизни композитора музыка приобрела популярность и часто исполнялась как автором, так и другими виртуозами того времени.

Интересные факты

  • Немецкий композитор и дирижер Макс Регер использовал тему в качестве основы для собственного произведения «Вариации и Фуга на тему Моцарта». Оркестровая композиция была впервые исполнена в 1914 году.
  • Третья часть получила народное название « Турецкий марш».
  • Музыка первой части используется в качестве фона в игре «Рыцари и купцы» («Knights and Merchants»).
  • Исполнение всех частей сонаты в среднем занимает от 20-25 минут.
  • Оригинальные ноты сонаты долгое время считались утерянными. Но в 2014 году в Национальной библиотеке Будапешта были обнаружены четыре первые страницы произведения. Экспертиза подтвердила оригинальность автографа. Необходимо отметить, что данное сочинение имеет ряд отличий от привычных редакторских версий. Например, изменение ритма в 5 и 6 вариациях. В честь данного открытия осенью 2014 венгерский пианист Золтан Кочиш исполнил сонату №11 по оригинальному тексту.
  • Начало второй части Моцарт позаимствовал из его раннее написанной сонаты До мажор (KV 309)
  • Все 3 части написаны в одной тональности Ля мажор.
  • В 1970 году Бенни Гудмен выпустил джазовую версию Турецкого марша (III часть) под названием Venus H.B. в альбоме «Today».
  • До Сонаты №11 Моцарт уже обращался к стилю «alla turca» в опере «Похищение из Сераля», написанной в 1782 году. В дальнейшем османский стиль найдет применение в миниатюре «Немецкая военная песня», которая будет сочинена в 1788 году.
  • Османский оркестр имеет название «мехтер». Он состоит из ударных и духовых инструментов: дауль, сардар-нагара, бори и шалмеи.
  • В 2005 году немецкий пианист Бодо Вартке выпустил аранжировку буги-вуги Турецкого марша под названием «Alla Turca Stomp».

Содержание Сонаты №11 (A-dur) Моцарта

Соната №11 представляет собой трехчастный цикл:

I часть – Вариации на тему;

II часть – Менуэт;

III часть – Rondo alla Turca .

Единство цикла подчеркивается тем, что для всех трех частей композитор использует одну тональность – Ля мажор.

Первая часть. Andante grazioso. Вариации (A-dur). I часть строится не по принципу обострения контрастов, что характерно для сонатной формы, что оправдывает выбранную автором форму. Вариации позволяют выявить выразительные возможности темы. Грациозная мелодия темы сразу привлекает внимание слушателя своим песенным характером и изяществом. Пунктирный ритм и размер 6/8 выявляют яркие особенности итальянского жанра – сицилиана. Развитие темы будет происходить постепенно в 6 вариациях:

  • 1 вариация обольщает взволнованными вздохами и реверансами. Прихотливое мелодическое движение словно подчеркивается четким ритмом, напоминающим барабанную дробь.
  • 2 вариация – это разнообразные грани игры. Озорство в сочетании с трепетными трелями создает ощущение легкости и воздушности.
  • В 3 вариации маска радости сменяется на грустную и печальную. Напевные фигурации мелодического рисунка заполняют тему и создают особое меланхоличное настроение.
  • 4 вариация возвращает слушателя к грациозной теме, наполненной ритмической остротой. Виртуозное перебрасывание левой руки в верхние регистры добавляет динамичности.
  • 5 вариация расцвечивается при помощи оперного приема – фигурации в виде колоратур. Темп замедляется, что создает звуковые иллюзии.
  • 6 вариация возвращает солнце. Тема словно призывает танцевать. Музыка наполнена легкостью, живостью и подвижностью.

I часть представляет собой движение от песни к танцу. Один образ ярко изображается в разных гранях, переливается и расцвечивается с каждой вариацией по-новому.

Вторая часть. Menuetto. (A-dur). II часть представляет собой лирический вариант менуэта. Вопросительные, порой тревожные интонации демонстрируют, что герой оказывается в центре чужого праздника. Он лишь наблюдатель.

Форма произведения сложная трехчастная идеально подходит для передачи частой смены настроений. Часть изобилует разнообразными образами от света до мрачных вопросов.

Третья часть. Alla turca. Allegretto. (A-dur) . III часть написана в форме рондо, что в переводе означает круг. Поочередная смена эпизодов и рефренов будто бы создает ощущение бесконечной киноленты. Первый эпизод имеет минорную тональность, но отличается танцевальным характером. Кружевные фигурации являются основой яркой музыкальной ткани. В рефрене финала композитор использует свойственные турецкой музыке острые ритмы. Высокие звуки напоминают отзвуки тарелок.

Второй эпизод погружает в мрак тональности фа-диез минор. Высокие звуки в флейтовом регистре усиливают ощущение тьмы. Рефрен вновь возвращает из горьких дум. Третий эпизод практически без изменений повторяет первый. При третьем проведении рефрена усиливается рельефность темы при помощи арпеджиато в левой руке.

Интересна и необычна кода. Она максимально передает ориентальность восточных мотивов. Экспрессивность и насыщенность достигается при помощи тират, аккордовым арпеджио и изобилием форшлагов. Создается ощущение отсутствия темперированного строя.

Использование музыки Сонаты №11 в кинематографе

  • Нулевой канал (2018)
  • Дикая жизнь (2018)
  • Это всего лишь конец света (2016)
  • Темнота (2016)
  • Сейчас или никогда (2015)
  • Рио 2 (2014)
  • Как я встретил вашу маму (2013)
  • Гриффины (2013)
  • Легавый (2012)
  • Любовь с препятствиями (2012)
  • Господин Лазар (2011)
  • Джейн Эйр (2011)
  • Ошеломление (2007)
  • Мистер Бин на отдыхе (2007)
  • Безумный гонщик (2007)
  • Реклама для гения (2006)
  • Лучшие из молодых (2003)

Соната №11 (Ля мажор) – это ясный и светлый мир, созданный воображением гения Моцарта. Невероятно солнечная музыка потрясает образностью и гармоничностью. Каждая часть обладает самобытностью, но в цикле обретает новый смысл. В этой сонате проявляется театральное мышление Вольфганга Амадея Моцарта . Он умело создает кадры и сюжет. Его актеры — это звуки. Достигнутая неповторимость звуковых образов строит уникальный театр, разворачивающийся внутри сонаты №11.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

Источник

Оцените статью