Соната для фортепиано ре мажор разбор

Теоретический анализ сонаты D-dur (№33) Ф. И. Гайдна

Первая часть (Allegro)

Первая часть сонаты представляет собой сонатную форму классического типа. Экспозиция сонатной формы классического типа состоит из четырх разделов, следующих друг за другом без перерыва: главной партии, связующей партии, побочной партии, заключительной партии. Главная партия представляет собой период с дополнением 12 тактов , состоит из двух предложений (8+4) , по типу масштабно — тематического строения представляет собой дробление с замыканием (2+2+1+1+2+4). Период не повторного строения, не квадратный, однотональный с отклонением (основная тональность D- dur в 6 и 10 тактах отклонение в G- dur.Серединная каденция ( 7 такт) автоэнтическая, несовершенная (Т-D-T), заключительная (11 такт)так же автоэнтическая несовершенная (K-D-T). Связующая партия представляет собой период дополнением 14 тактов, состоит из двух предложений (4+10). Период не повторный, неквадратного строения, однотональный с отклонением в A-dur (14 такт). Серединная каденция автоэнтическая, несовершенная (16 такт), заключительная каденция открытая: заканчивается на D (24 такт) — после этого следует два такта дополнения по звукам разложенного доминантового трезвучия и звучит как небольшое вступление к побочной партии.

Побочная партия представляет собой период неделимого строения 26 тактов. Очень сложен в тональном плане уже в 3 такте (27 цифра) отклонение через D 65 в E – dur, в 5 такте (31 цифра) D 65 отклонение через Ум 65 e-moll, в 7 такте (33 цифра) D 65 в E-dur, в 10 такте (36цифра) отклонение в A-dur через D 43 – за счѐт насыщения мелодии доминантовыми и вводными септаккордами музыка звучит очень взволнованно, беспокойно и тревожно. Оканчивается побочная партия первоночальной тональнростью (D-dur).

Тема заключительной партии представляет собой период с расширением и рядом каденционных построений заключительного типа 48 тактов. Период неквадратный, неповторного строения (4+10), по типу масштабно – тематического строения представляет суммирование (5+4+4+2). Период модулирующий в 7 такте (60 цифра) происходит модуляция в тональность доминанты A-dur через D 7, 8 такте (31 цифра) на на последнюю долю второй четверти звучит D 7-5 , за счѐт этого доминантовая функция звучит мягче, в 11 такте (64 цифра) снова повторяется оборот который звучал в 7 такте ( 60 цифра), который окончательно закрепляет доминантовую тональность, с 13 такта ( 66 цифра) звучит ряд каденционных построений заключительного типа ( D-K 64 -D7-T).

Разработка состоит из разработочного раздела и доминантового предыкта 48 тактов. Отличается тональной неустойчивостью. Разработка начинается небольшим вступлением состоящая из четырѐх тактов с 1 по 4 такт (68-71 цифра) в параллельной тональности (h-moll) , с 5 по 10 (71-77 цифра) такт звучит тема главной партии в тональности D-dur (эта тема звучит не от ноты ля , как это было в первом еѐ изложении, а от ноты ре), с 11по 19 такта (78-86 цифра) разрабатывается тема в основе которой лежит побочная партия, в 14 такте (81 цифра) отклонение в e-moll через Ум 7, в 18 такте (85 цифра) происходит отклонение в тональность Fis-dur через Ум 65. Далее с 20 по 42 такт(87-109 цифра) звучит тема, которая построена на материале связующей партии в тональности Fis-dur, 42 такте звучит Ум 2, который разрешается в T 64 тональности e-moll, с 42 по 47 звучит ряд каденционных построений заключительного типа ( построен на D 53 ), в 48 такте(115 цифра) звучит разложенный D 7 , который звучит как вступление к репризе и вводит нас в первоначальную тональность.

Реприза начинается вступлением главной партии в основной тональности D- dur. Она звучит без изменений – главная партия повторяется точно. Связующая партия так же повторяется без изменений за исключение вступления к побочной партии ( в первом проведении оно начиналось с разложенного низходящего доминантового трезвучия, в репризе разложенный D 7, который звучит уже в восходящем движении. А вот в теме побочной партии происходят существенные изменения, не только в тональном плане , но и в масштабном периоде ( по сравнению с экспозицией в репризе главная партия увеличивается на 10 тактов и составляет 36 тактов). В 160 цифре появляется тональность a-moll через D 7, которая в 148 цифре сменяется A-dur, через Ум 7 , 151 цифре A-dur=Ddur через общий аккорд и закрепляется первоначальная тональность до конца всей партии.

Тема заключительной партии в репризе претерпевает изменения только в тональном плане, в масштабном плане она остаѐтся такой же как и в экспозиции, представляет собой период с расширением и рядом каденционных построений заключительного типа 48 тактов. Период неквадратный, неповторного строения (4+10), по типу масштабно – тематического строения представляет суммирование (5+4+4+2). Период однатональной начинается и заканчивается в тональности D-dur. Оканчивается первая часть сонаты рядом каденционных построений заключительного типа ( D-K 64 -D7-T) либо по другому каденция прощания.

Вторая часть (Adagio)

Вторая часть представляет собой двухчастную композицию приближенную к сложной. Первая часть представляет собой двухчастную форму состоящую из двух формирующих разделов, напоминающие темы главной и побочной партий в экспозиции. Вторая часть – развитие, которая развивает элементы первой и второй темы. Первый период составляет 8 тактов, неповторный, квадратный (4+4) по типу масштабно – тематического строения представляет собой двойное суммирование (1+3+1+3). Период модулирующий: основная тональность d- moll гармонический в 7 такте появляется 11 65+1, который разрешается а a-moll(гармонический ) . Тоника a-moll = F-dur (1=3) Серединная и заключительная каденции – открытые заканчиваются на D ( 4 такт K-D, 8 такт 11-D).

Третья часть (Tempo di Menuetto)

Третья часть представляет собой 3-х 5-ти частную форму с вариационным типом развития. Первый период составляет 8 тактов квадратный,повторный, квадратный (4+4) по типу масштабно – тематического строения представляет собой суммирование (2+2+2+2). Период однотональной написан в тональности D-dur. Серединная каденция открытая, оканчивается на D, заключительная каденция автоэнтическая (D 7 – T)

Источник

Гайдн. Соната Ре мажор, №50 или №7 или Соната для фортепиано Hob XVI:37 Ре мажор (разбор). Музыкальная литература.

Соната предположительно создана в 1779 или 1780 году. Она, как и предыдущая ей соната До мажор, посвящена сестрам фон Ауэнбруггер.

В сонате 3 части. Первая и третья части быстрые, действенные, радостные. Вторая часть медленная, глубоко сосредоточенная, скорбная.

I часть в Ре мажоре, Allegro con brio, в размере C. Сонатная форма.

В основе I части лежит следующий «сюжет». В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит — и игра начинается снова.

Экспозиция. Тема главной партии брызжет весельем, смехом и игрой. Теплая и светлая тональность Ре мажор, смешные нисходящие октавные скачки, форшлаги и морденты в мелодии, форте, быстрый темп, особые штрихи — вот ее выразительные средства (1 — 8 такты).

Тема связующей партии изложена ровными шестнадцатыми — она ассоциируется с постоянным движением, бегом (9 -16 такты).

Тема побочной партии — в Ля мажоре, в ритме быстрого шага (в аккомпанементе — восьмые). Мелодия ее — из одного мотива (форшлаг и опевание, круг — ля-соль#-ля-си-ля), повторяемого от разных нот. Тема грациозна и капризна.

Возвращаются октавные интонации главной партии, сопровождаемые шестнадцатыми, в них — продолжение смеха, игры и бега. Картина меняется в 26 такте, когда шестнадцатые в обеих руках «изображают» дуновение ветра. В 29 такте появляется «холодный» ля минор, в 30, 31 и 32 тактах аккорды в левой руке и ломаные нисходящие арпеджио в правой «рисуют» гром и молнии. Гром и молнии выделены разными гармоническими красками — сначала секстаккордом второй низкой ступени (он имеет мажорную окраску и поэтому звучит очень ярко), потом — вводным септаккордом двойной доминанты (звучность уменьшенного септаккорда — уже другая краска).

Неожиданно картина грозы прерывается — кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд Ля мажора «проясняют» колорит. Трель в верхнем голосе может ассоциироваться с трелью соловья. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция.

Разработка. Тема главной партии проходит в мажорных и минорных тональностях — веселье возобновляется, но потом утихает. Со второй половины 6-го такта разработки продолжается «сцена грозы». Полифоническое движение голосов, приготовленные разрешающиеся диссонансы в нисходящем движении «затемняют» колорит — как будто небо заволакивается тучами. В 12 такте «начинается дождь» — шестнадцатые в правой руке и восьмые — в левой. Такты с 13 по 18 — гром и молнии. Гроза снова «прерывается» трелью (соловья). 20 и 21 такты разработки «поворачивают» к Ре мажору Репризы.

В репризе главная и побочная партии проходят в Ре мажоре. Игра продолжается. С12 по 14 такт в главную партию включается «музыка ветра», которая в экспозиции была в побочной. После нее следуют связующая и побочная — возобновление игры. Такты 29-30 репризы продолжают «музыку ветра». Такты 31-32 — Ре мажор сменяется ре минором. С 33 по 35 такт -гром и молнии. 36 такт — окончательное прояснение колорита — кадансовый и доминантсептаккорд с трелью в Ре мажоре. Кадансовые формулы заканчивают репризу (и всю I часть) в радостном Ре мажоре.

II часть в ре миноре, Largo e sostenuto, в размере 3/4. Она резко контрастирует I части. Ее настроение скорбно-задумчивое. Она написана в ритме траурной сарабанды. Тяжелая мерная поступь в трехдольном движении, динамика форте, аккордово-полифонический склад, пунктирный ритм, декламационные триольные обороты в разных голосах, цепочки септаккордов и нонаккордов напоминают образцы Баха и Генделя. Драматическая кульминация части — на секстакккорде второй низкой ступени, гармония которого уже встречалась в I части для «изображения» грома и молний. II часть останавливается на доминанте.

Переход к III части осуществляется без перерыва.

III часть — в Ре мажоре, Presto, ma non troppo, размер 2/4.Форма рондо.

Схема ее такая: рефрен — I эпизод — рефрен — II эпизод — рефрен.

Рефрен III части — пиано- возвращает атмосферу I части — радость, смех, игра, но эта тема более легкая, чем тема I части.

Первый эпизод — в ре миноре- как отголосок скорбной II части. Здесь 2 элемента. Первый — «мнимо»-сердитый, второй — лирический.

Второй эпизод — в Соль мажоре — снова игра. Синкопы, ритмические смещения, перегруппировки мотивов внутри такта.

Последнее проведение рефрена варьированное. Тема звучит на форте приподнято, помпезно, празднично.

Так празднично заканчивается соната Ре мажор.

Послушать достойное исполнение сонаты можно здесь:

Источник

Йозеф Гайдн Соната ре мажор (Зарубежные композиторы)

Музыке сонаты присущи жизнерадостность, живость, детская непосредственность. Произведение состоит из трех традиционных частей. Крайние, быстрые и веселые, обрамляют драматическую

Главная партия первой части — оживленная и задорная. Близка ей побочная партия (ля мажор). Благодаря легкой порхающей мелодии, высокому регистру, отсутствию акцентов она звучит более мягко, изящно и легко.

Неожиданно резкий тональный сдвиг из ля мажора в си-бемоль мажор (тональность II пониженной ступени), бурный разлив арпеджированных пассажей по звукам мажорного, а затем уменьшенного трезвучия ненадолго нарушают беззаботный характер музыки. Это кульминация экспозиции. Заканчивается экспозиция шутливо-танцевальной заключительной партией.

Разработка более серьезна и напряженна по характеру, чем экспозиция: тема главной партии (ее начальные обороты) проходит в низком регистре, а бурные пассажи побочной партии звучат здесь еще более значительно.

В репризе, как обычно, повторяются все темы экспозиции в основной тональности — ре мажор.

Вторая часть (в тональности одноименного минора) написана в характере глубокого раздумья.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Она резко контрастирует как с первой частью, так и с финалом.

Восходящие триоли придают музыке патетический характер, а нисходящие секундовые интонации окрашивают ее в скорбные тона.

Как и в первой части, кульминация приходится на секстаккорд II пониженной ступени, подчеркнутый fortissimo. Так в музыке второй части сонаты находят свое развитие драматические элементы первой части.

Заканчивается вторая часть на доминанте к основной тональности, подготавливая тем самым вступление третьей части — финала.

Финал возвращает нас к веселому, жизнерадостному настроению первой части.

Как и в сонате ми минор, финал написан в форме рондо. Трижды проходит основная тема-рефрен, чередуясь с двумя эпизодами. Но здесь эпизоды более резко контрастируют с музыкой рефрена.

Первый из них, решительный и суровый, звучит в ре миноре, а второй — легкий, шаловливый — в соль мажоре.

, Легкость и изящество музыки, небольшая звуковая насыщенность, отсутствие резкого контраста между темами, небольшой масштаб произведения — таковы сонаты ми минор и ре мажор. Эти же признаки являются отличительными и для большинства других клавирных сонат Гайдна.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id2508

Источник

Соната ре мажор

Тема главной партии, начинающая первую частьэтой сона­ты, — брызжущая весельем и жизнерадостностью пляска с по-мальчишески озорными октавными скачками, форшлагами, мор­дентами и повторами звуков. Такую музыку можно также пред­ставить себе звучащей в опере-буффа:

Веселые, суетливые пассажи шестнадцатых наполняют свя­зующую партию. А тема побочной партии (в тональности ля мажор) — тоже танцевальная, только более сдержанная, изящная:

Но вот в развитие темы побочной партии проникают озор­ные скачки из главной партии, а затем — суетливое пассажное Движение из связующей партии. Оно становится более напря­женным, размашистым и вдруг быстро утихомиривается — слов­но по какому-то мгновенно принятому решению. После этого экспозицию завершает беспечно пританцовывающая заключи­тельная партия.

В разработке опять много оживленной суеты. Здесь октавные скачки из темы главной партии, перемещаясь в левую руку, Делаются еще озорнее, а пассажное движение достигает ещё большей напряженности и широкого размаха, чем в развитии темы побочной партии в экспозиции. В репризе звучание побоч­ной и заключительной партий в основной тональности (ре ма­жор) прочно закрепляет господство радостного настроения.

Самый сильный контраст вносит в сонату краткая вторая часть,медленная и сдержанная по характеру. Она написана в одноименной тональности ре минор. В музыке слышится тяжелая поступь сарабанды — старинного танца, нередко приобретавшего характер траурного шествия. А в выразительных мелодических возгласах с триолями и пунктирными ритмическими фигурами есть сходство с горестными напевами венгерских цыган:

Но в оптимистическом искусстве Гайдна мрачные образ» смерти всегда побеждаются светлыми образами жизни. И реминорная вторая часть этой сонаты, заканчиваясь не на тоническом, а на доминантовом аккорде, непосредственно переходит стремительный ре-мажорный финал[25].Финал построен в форме рондо, где главная тема — рефрен (в основной тональности ре мажор) — повторяется трижды, а между ее повторами нахо­дятся изменяющиеся разделы — эпизоды: первый эпизод в ре миноре, а второй — в соль мажоре.

Здесь лишь в первом, ре-минорном эпизоде проскальзывают скорбные воспоминания — отзвук средней части. Второй же, соль-мажорный эпизод уже беспечно весел и приводит к шуточ­ной «перекличке» правой и левой рук на одной ноте. А полетно-танцевальная главная тема финала (рефрен рондо) — одна из самых жизнерадостных у Гайдна:

Соната ми минор

В начале 1780-х годов Гайдн впервые получил приглашение совершить концертную поездку в Лондон. Он старательно готовился к ней, но не смог тогда осуществить ее из-за своих служебных обязанностей в капелле Эстерхази. Возможно, что мечты о далеком «заморском» путешествии и связанные с ни­ми переживания отразились в возникшей в то время сонате Ми минор.

Это единственная из немногих минорных сонат Гайдна, где в первой частиярко выраженный лирический характер сочетается с очень быстрым темпом. Своеобразна и сама тема главной пар­тии этой части, с которой начинается соната:

Начальные фразы темы складываются здесь из сочетания

двух элементов. В басу, в левой руке, piano звучат ходы по ми-
норному тоническому трезвучию — словно призывы устремиться
куда-то вдаль. И тут же в правой руке следуют трепетные, словно сомневающиеся, колеблющиеся мотивы-ответы. Общее движение темы — мягкое, волнообразное, покачивающееся. К тому
же размер первой части — 6/8 — типичен для жанра баркаролы — «песни на воде»[26].

В связующей партии происходит модуляция в параллельный ми минору соль мажор — тональность побочной и заключительной партий. Связующая и заключительная партии, наполненные подвижными пассажами шестнадцатых, обрамляют побочную партию — светлую, мечтательную, словно взмывающую ввысь:

При звучании связующей, побочной и заключительной пар­тий воображение рисует заманчивые образы — как вольно веет попутный ветер, как радостно увлекает вперед быстрое движе­ние.

Далее, в разработке, построенной на материале главной, связующей и заключительной партий, преобладают отклонения в минорные тональности. В основной, то есть не мажорной, а ми­норной тональности, звучат в репризе побочная и ставшая про­страннее заключительная партии. Тем не менее, грусть и душев­ные сомнения под конец побеждаются устремлением в неизвест­ную даль. Таков смысл последних тактов первой части, где при­мечательным образом повторяется призывное начало темы глав­ной партии.

Вторая частьсонаты, медленная, в соль мажоре, — своего рода инструментальная ария, проникнутая светлым созерцатель­ным настроением. Ее легкие колоратуры насыщены отзвуками щебетания птиц, журчания ручейков:

Однако как ни сладок умиротворенный отдых где-то далеко, на лоне природы, при звучании сигналов, словно зовущих в об­ратный путь, сердце будто встрепенулось в радостной тревоге! И тут после аккордового перехода возникает главная тема третьей части (финала). Это рефрен формы рондо, в которой написан Финал. Он похож на воодушевленную попутную песню, помо­гающую мчаться «на всех парусах» в родные края:

Итак, схема формы рондо, в финале следующая: рефрен (ми минор), первый эпизод (ми мажор), рефрен (ми минор), второй эпизод (ми мажор), рефрен (ми минор). Оба эпизода связывает с рефреном и друг с другом мелодическое родство.

Вопросы и задания

1. Назовите основной жанр клавирной музыки Гайдна. Сколько известно его сонат?

2. Охарактеризуйте основные разделы первой части сонаты ре мажор. Есть ли связь в этой части между главной и побочной партиями?

3. Какой контраст вносит в музыку сонаты ре мажор ее вторая часть? Каково ее соотношение с финалом?

4. Расскажите об особенностях строения и характера темы главной партии первой части сонаты ми минор. Назрейте и охарактеризуйте остальные темы и разделы этой части.

5. Каков характер второй части сонаты ми минор?

6. Расскажите о форме финала сонаты ми минор и о характере его основной темы.

Источник

Оцените статью