Соната для виолончели и фортепиано №1 op.5 (часть 1)
«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности» — это слова великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Уже в 7 лет он начал выступать как клавесинист. С 11-и лет — помощник органиста капеллы. В 1782 г. Было издано первое сочинение Бетховена — 9 вариаций для клавира. В 16 лет, в Вене, он играет свои импровизации Моцарту, находя поддержку своему таланту от великого мастера. Взяв на себя материальную заботу о семье, Бетховен служит в должности органиста капеллы и альтиста театрального оркестра. Сочиняя при этом музыку, он становится студентом философского факультета Боннского университета. В 1792 г. Бетховен обосновывается в Вене, где берёт уроки нотной классической музыки у Гайдна и др. Ширится его слава как пианиста — импровизатора (средства от одного из выступлений Бетховен передаёт вдове Моцарта). В это время он создал ранние фортепианные сонаты, среди которых — «Патетическая», как ее назвал сам автор, «Лунная», «С траурным маршем» (эти неавторские названия укрепились за сонатами позже), 3 фортепианных концерта, 2 симфоний, скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты, песни, оратория «Христос на Масленичной горе» и другие. Появившееся в 1797 г. признаки глухоты привели его к тяжелому душевному кризису. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало», — писал Бетховен. Музыка звучала в композиторе, он писал шедевры, будучи совершенно глухим, а для того, чтобы «попадать» в ритм, прислонялся лбом к инструменту.
Свет, побеждающая тьму, страдания, преодоленные этим великим и сильным духом человеком воплотились как победа над собой в опере «Фиделио» Пятой и Третьей («Героической») симфониях, в «Апассионате» (Сонате №23).
В Скрипичном концерте, в «Пасторальной» (Шестой) симфонии, фортепианной Сонате №21 («Авроре») воплощен полный динамичной гармонии взгляд на природу.
В «Русских» квартетах, Седьмой симфонии звучат мелодии, истоками которых являются народные мотивы. Мощным оптимизмом полны Четвёртая симфония, Пятый фортепианный концерт. Бетховен зачастую использует в своих произведениях форму фуги. Движение духа и мысли обретает музыкальное развития произведений последних лет. «Торжественная месса» и итоговая — Девятая — симфония с её финалом: «Обнимитесь, миллионы!» (на слова оды «К радости» Ф. Шиллера), оказали сильнейшее воздействие на симфонизм 19-ого и 20-ых веков.
Смотрите также ноты произведений композитора Людвиг ван Бетховен:
Источник
Соната для виолончели и фортепиано №4 op.102
«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности» — это слова великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Уже в 7 лет он начал выступать как клавесинист. С 11-и лет — помощник органиста капеллы. В 1782 г. Было издано первое сочинение Бетховена — 9 вариаций для клавира. В 16 лет, в Вене, он играет свои импровизации Моцарту, находя поддержку своему таланту от великого мастера. Взяв на себя материальную заботу о семье, Бетховен служит в должности органиста капеллы и альтиста театрального оркестра. Сочиняя при этом музыку, он становится студентом философского факультета Боннского университета. В 1792 г. Бетховен обосновывается в Вене, где берёт уроки нотной классической музыки у Гайдна и др. Ширится его слава как пианиста — импровизатора (средства от одного из выступлений Бетховен передаёт вдове Моцарта). В это время он создал ранние фортепианные сонаты, среди которых — «Патетическая», как ее назвал сам автор, «Лунная», «С траурным маршем» (эти неавторские названия укрепились за сонатами позже), 3 фортепианных концерта, 2 симфоний, скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты, песни, оратория «Христос на Масленичной горе» и другие. Появившееся в 1797 г. признаки глухоты привели его к тяжелому душевному кризису. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало», — писал Бетховен. Музыка звучала в композиторе, он писал шедевры, будучи совершенно глухим, а для того, чтобы «попадать» в ритм, прислонялся лбом к инструменту.
Свет, побеждающая тьму, страдания, преодоленные этим великим и сильным духом человеком воплотились как победа над собой в опере «Фиделио» Пятой и Третьей («Героической») симфониях, в «Апассионате» (Сонате №23).
В Скрипичном концерте, в «Пасторальной» (Шестой) симфонии, фортепианной Сонате №21 («Авроре») воплощен полный динамичной гармонии взгляд на природу.
В «Русских» квартетах, Седьмой симфонии звучат мелодии, истоками которых являются народные мотивы. Мощным оптимизмом полны Четвёртая симфония, Пятый фортепианный концерт. Бетховен зачастую использует в своих произведениях форму фуги. Движение духа и мысли обретает музыкальное развития произведений последних лет. «Торжественная месса» и итоговая — Девятая — симфония с её финалом: «Обнимитесь, миллионы!» (на слова оды «К радости» Ф. Шиллера), оказали сильнейшее воздействие на симфонизм 19-ого и 20-ых веков.
Смотрите также ноты произведений композитора Людвиг ван Бетховен:
Источник
Соната для виолончели и фортепиано №3 op.69 (часть 1)
«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности» — это слова великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Уже в 7 лет он начал выступать как клавесинист. С 11-и лет — помощник органиста капеллы. В 1782 г. Было издано первое сочинение Бетховена — 9 вариаций для клавира. В 16 лет, в Вене, он играет свои импровизации Моцарту, находя поддержку своему таланту от великого мастера. Взяв на себя материальную заботу о семье, Бетховен служит в должности органиста капеллы и альтиста театрального оркестра. Сочиняя при этом музыку, он становится студентом философского факультета Боннского университета. В 1792 г. Бетховен обосновывается в Вене, где берёт уроки нотной классической музыки у Гайдна и др. Ширится его слава как пианиста — импровизатора (средства от одного из выступлений Бетховен передаёт вдове Моцарта). В это время он создал ранние фортепианные сонаты, среди которых — «Патетическая», как ее назвал сам автор, «Лунная», «С траурным маршем» (эти неавторские названия укрепились за сонатами позже), 3 фортепианных концерта, 2 симфоний, скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты, песни, оратория «Христос на Масленичной горе» и другие. Появившееся в 1797 г. признаки глухоты привели его к тяжелому душевному кризису. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало», — писал Бетховен. Музыка звучала в композиторе, он писал шедевры, будучи совершенно глухим, а для того, чтобы «попадать» в ритм, прислонялся лбом к инструменту.
Свет, побеждающая тьму, страдания, преодоленные этим великим и сильным духом человеком воплотились как победа над собой в опере «Фиделио» Пятой и Третьей («Героической») симфониях, в «Апассионате» (Сонате №23).
В Скрипичном концерте, в «Пасторальной» (Шестой) симфонии, фортепианной Сонате №21 («Авроре») воплощен полный динамичной гармонии взгляд на природу.
В «Русских» квартетах, Седьмой симфонии звучат мелодии, истоками которых являются народные мотивы. Мощным оптимизмом полны Четвёртая симфония, Пятый фортепианный концерт. Бетховен зачастую использует в своих произведениях форму фуги. Движение духа и мысли обретает музыкальное развития произведений последних лет. «Торжественная месса» и итоговая — Девятая — симфония с её финалом: «Обнимитесь, миллионы!» (на слова оды «К радости» Ф. Шиллера), оказали сильнейшее воздействие на симфонизм 19-ого и 20-ых веков.
Смотрите также ноты произведений композитора Людвиг ван Бетховен:
Источник
Людвиг ван Бетховен. Сонаты для виолончели и фортепиано Op. 5
О Людвиге ван Бетховене нельзя сказать, что он много путешествовал – в сравнении с Вольфгангом Амадеем Моцартом количество его гастрольных поездок невелико, и одну из них композитор совершил в 1796 г. В качестве композитора и исполнителя-пианиста Бетховен посетил Прагу, Дрезден, Лейпциг, а также Берлин, где выступил перед прусским королем Фридрихом Вильгельмом II. Этому монарху было не чуждо музыкальное искусство, он сам играл на виолончели, и многие композиторы-современники посвящали ему произведения с участием этого инструмента (достаточно вспомнить «прусские квартеты» Вольфганга Амадея Моцарта). Так поступил и Бетховен, посвятив королю две сонаты для виолончели и фортепиано, объединенные в Op. 5. Сонаты были завершены практически накануне концерта, а первым их исполнителем стал французский виолончелист Жан-Луи Дюпор, младший брат придворного капельмейстера Жана-Пьера Дюпора. Не исключено, что к созданию сонат Бетховена сподвигла не только и даже не столько встреча с венценосным виолончелистом-любителем, сколько знакомство с этими музыкантами – во всяком случае, многие исполнительские приемы, использованные в сонатах, Жан-Луи Дюпор впоследствии описал в своем трактате.
На момент создания этих виолончельных сонат Бетховену было всего двадцать шесть лет, однако молодость не помешала композитору показать себя истинным новатором. Виолончельные сольные сюиты, а также сонаты для виолы да гамба – предшественницы виолончели – и клавесина создавал Иоганн Себастьян Бах. Композиторы, писавшие впоследствии для виолончели, не обладали талантом Баха, и их произведения не выдержали испытания временем. Эти обстоятельства делали задачу, которую поставил перед собой молодой композитор, особенно сложной: если в области клавирной или скрипичной сонаты он мог ориентироваться на творения Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, то виолончельных сонат эти венские классики не создавали. Новаторство его заключалось не только в использовании определенного инструментального состава, но и в его интерпретации. В камерной музыке конца XVIII столетия фортепиано играло главную роль, даже на титульных листах тогда писали «соната для фортепиано в сопровождении виолончели», но Бетховен идет другим путем: в его сонатах партии виолончели и фортепиано становятся равноправными, они одинаково сложны в техническом отношении. Особой чуткости требует от музыкантов динамический баланс между партиями, который не так-то легко выстроить из-за низкого звучания виолончели.
Две виолончельные сонаты Op. 5 имеют общие черты между собой, в то же время они отличаются от других произведений Бетховена в данном жанре. Обе эти сонаты двухчастны – в то время как обычно классический сонатный цикл бывает либо трехчастным, либо четырехчастным. Однако применительно к ним можно говорить о некотором намеке на трехчастную структуру: каждая из сонат открывается весьма развернутым медленным вступлением (Adagio), благодаря чему возникают очертания цикла «медленно – быстро – быстро». Первая часть в обоих произведениях представляет собою сонатное allegrо, вторая – жанровую «зарисовку» в форме, сочетающей черты рондо и сложной трехчастной. Однако, обладая сходной структурой, сонаты оказываются противоположными по образному строю: первая – более светлая, вторая – более драматичная.
В Сонате № 1 фа-мажор в медленном вступлении партия фортепиано отличается большей виртуозностью, чем виолончельная – таким образом, здесь Бетховен еще следует традиции доминирования фортепиано. Такое соотношение партий сохраняется на протяжении всей экспозиции: фортепиано первым проводит главную партию, частично – побочную, фактура весьма сложна и масштабна, в то время как виолончель звучит в основном в среднем регистре. В разработке, весьма скромной по масштабу, фортепиано тоже сохраняет ведущую роль, демонстрируя свои виртуозные возможности, виолончель же в основном дополняет его в диалогических перекличках, и только в репризе инструменты превращаются в «равноправных партнеров», партия виолончели становится более развитой и плотной, в коде же виолончель окончательно «захватывает инициативу», оставляя фортепиано функцию аккомпаниатора. Во второй части, где сопоставляются танцевальные ритмы и лирика, важную роль в ансамблевой фактуре играют полифонические приемы, благодаря которым устанавливается равновесие между виолончельной и фортепианной партиями.
В Сонате № 2 соль минор медленное вступление, основанное на двух темах, столь развернуто по форме, что воспринимается как самостоятельная часть. Ее трагический оттенок несколько смягчается фактурой фортепианной партии, напоминающей клавесинные произведения XVIII столетия. О Второй виолончельной сонате Бетховена Бернард Шоу говорил, что исполнители должны обращать в ней внимание не на «формально-технические премудрости музыкальной формы», а на нечто иное: «В первую очередь вы должны иметь, что сказать человеку».
Фридрих Вильгельм II высоко оценил посвященные ему произведения, щедро наградив композитора. В следующем году сонаты были представлены венской публике, исполнил их виолончелист Бернхард Ромберг, а аккомпанировал ему сам Бетховен, в том же году произведения были опубликованы издательством «Artaria&Co». Впоследствии композитор создал еще три виолончельные ансамблевые сонаты, став основоположником этого жанра, в котором впоследствии проявили себя многие композиторы – от Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса до Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке.
Источник
Лунная Соната (Соната №14 op.27) (часть 1)
«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности» — это слова великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Уже в 7 лет он начал выступать как клавесинист. С 11-и лет — помощник органиста капеллы. В 1782 г. Было издано первое сочинение Бетховена — 9 вариаций для клавира. В 16 лет, в Вене, он играет свои импровизации Моцарту, находя поддержку своему таланту от великого мастера. Взяв на себя материальную заботу о семье, Бетховен служит в должности органиста капеллы и альтиста театрального оркестра. Сочиняя при этом музыку, он становится студентом философского факультета Боннского университета. В 1792 г. Бетховен обосновывается в Вене, где берёт уроки нотной классической музыки у Гайдна и др. Ширится его слава как пианиста — импровизатора (средства от одного из выступлений Бетховен передаёт вдове Моцарта). В это время он создал ранние фортепианные сонаты, среди которых — «Патетическая», как ее назвал сам автор, «Лунная», «С траурным маршем» (эти неавторские названия укрепились за сонатами позже), 3 фортепианных концерта, 2 симфоний, скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты, песни, оратория «Христос на Масленичной горе» и другие. Появившееся в 1797 г. признаки глухоты привели его к тяжелому душевному кризису. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало», — писал Бетховен. Музыка звучала в композиторе, он писал шедевры, будучи совершенно глухим, а для того, чтобы «попадать» в ритм, прислонялся лбом к инструменту.
Свет, побеждающая тьму, страдания, преодоленные этим великим и сильным духом человеком воплотились как победа над собой в опере «Фиделио» Пятой и Третьей («Героической») симфониях, в «Апассионате» (Сонате №23).
В Скрипичном концерте, в «Пасторальной» (Шестой) симфонии, фортепианной Сонате №21 («Авроре») воплощен полный динамичной гармонии взгляд на природу.
В «Русских» квартетах, Седьмой симфонии звучат мелодии, истоками которых являются народные мотивы. Мощным оптимизмом полны Четвёртая симфония, Пятый фортепианный концерт. Бетховен зачастую использует в своих произведениях форму фуги. Движение духа и мысли обретает музыкальное развития произведений последних лет. «Торжественная месса» и итоговая — Девятая — симфония с её финалом: «Обнимитесь, миллионы!» (на слова оды «К радости» Ф. Шиллера), оказали сильнейшее воздействие на симфонизм 19-ого и 20-ых веков.
Смотрите также ноты произведений композитора Людвиг ван Бетховен:
Источник