Соната эдварда грига для виолончели с фортепиано

Эдвард Григ. Соната для виолончели и фортепиано ля минор

С начала 1880-х гг. Эдвард Григ жил в Бергене – своем родном городе. Став главным дирижером общества «Гармония», он провел два концертных сезона, представляя бергенской публике произведения разных композиторов – от Георга Фридриха Генделя до Рихарда Вагнера, а также норвежских авторов. Делать это было нелегко – исполнительские возможности в небольшом городке были еще более скромными, чем в Кристиании: в распоряжении Грига был весьма слабый оркестр и любительский хор, участники которого считали возможным пропускать репетиции ради вечерних балов. Немало огорчений доставляло композитору и филистерская ограниченность бергенской публики – например, исполнение Реквиема Вольфганга Амадея Моцарта встретило решительное неприятие, поскольку это было католическое произведение. Занятый дирижерской деятельностью, Григ сочинял не так уж много, но после второго концертного сезона он оставляет пост главного дирижера и полностью отдается композиторскому творчеству. В 1882 г. он начинает работать над новым циклическим сочинением – Сонатой для виолончели и фортепиано. Это произведение предназначалось для талантливого виолончелиста Йона Грига – брата композитора. Виолончельную сонату – одно из последних своих циклических произведений – Эдвард Григ завершил весной 1883 г.

Композитор не особенно высоко оценивал эту сонату: «Она не знаменует собой никакого шага вперед в моем развитии», – говорил он. Почему композитор был так строг к результату своего труда? Возможно, он имел в виду форму – слишком традиционную, с четко выраженными гранями разделов. Впрочем, особого новаторства в области сонатной формы Григ не проявлял никогда, придерживаясь классических традиций в области структуры и тональных планов. Его новаторство заключалось в другом – в ярко национальном характере тематизма, в необычных гармонических красках, в преобладании вариационных преобразований тем над их мотивным развитием в разработочных разделах. Все эти черты в полной мере проявились в Сонате для виолончели и фортепиано ля минор, столь сурово оцененной автором и пользующейся заслуженной любовью исполнителей и публики.

Ля-минорная виолончельная соната Грига – это монументальное сочинение, в котором природа камерного произведения сочетается с чертами концертности. Ее отличает виртуозный размах, раскрытие всех колористических и технических возможностей виолончели. Не меньшее значение имеет и фортепианная партия, которая находится практически на равных с виолончелью: инструменты поочередно излагают темы, представляя их в разном тембровом освещении. Полнозвучная фортепианная фактура приобретает поистине оркестровое звучание.

В сонате появляется тематический материал из предшествующих произведений. Разумеется, это не говорит о том, что творческая фантазия композитора иссякла – эти темы позволяют усматривать в сонате элементы скрытой программности, связанной с воспоминаниями о прошлом.

Первая часть – Allegro – исполнена лирической патетики. Центральную роль играет в ней главная партия, родственная героической, суровой теме «Траурного марша памяти Нурдрока». При первоначальном проведении у виолончели она представляется лирически-взволнованной, но по мере развития – в мощном фортепианном изложении – приобретает энергию и властность. Созерцательная побочная партия одновременно и контрастирует ей, и обнаруживает интонационное родство. В своем развитии лирическая тема приобретает все большую страстность. В разработке развитие обеих тем приводит к драматической кульминации, разрешающейся в эффектной каденции, предшествующей репризе.

Вторая часть – Andante molto tranquillo – покоряет проникновенностью и глубиной чувств. Ее величественно-спокойная основная тема интонационно родственна маршу из музыки к драме Бьёрнстьерне Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец», но если в марше тема была героической, то здесь утонченная хроматизированная гармония придает ей элегический и даже скорбный оттенок.

Плясовые ритмы третьей части – Allegro – заставляют вспомнить о ля-минорном фортепианном концерте (в особенности явственно проявляется сходство с этим произведением в фортепианной партии заключительной темы). Главная партия наделена ритмическими чертами халлинга. Побочная не контрастирует ей – она представляет собою вариант той же танцевальной мелодии, изложенной в мажорном ладу и в увеличении.

Виолончельная соната была впервые представлена публике в Германии осенью 1883 г.: в Дрездене ее исполнил Людвиг Грюцмахер, а в Лейпциге – Юлиус Кленгель, аккомпанировал обоим виолончелистам сам Эдвард Григ. Отзывы критиков были весьма жесткими, но публика приняла сонату тепло. Произведение прочно заняло место в концертном репертуаре виолончелистов.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Виолончельное искусство. Эдвард Григ

Соната для виолончели и фортепиано Ля минор, ор. 36

Даже не знаю, почему до сих пор у меня в дневнике не появилось это замечательнейшее произведение. Одно из любимых, в очень красивой тональности, кстати в той же, что и его знаменитый Концерт для фортепиано с оркестром.

Сонату для виолончели Григ написал в 1883 году для своего брата Йона, виолончелиста, который окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова и владел инструментом весьма достойно. По своей образно-эмоциональной структуре соната сродни 3-й скрипичной. В драматичной первой части звучат вечные мотивы «Бури и натиска», а в самом конце — знакомая тема из вступления фортепианного концерта. Прекрасную лирическую мелодию, с которой начинается вторая медленная часть, постепенно вновь сменяют драматические мотивы. Финал сонаты, выдержанный в характере неспешного народного танца заканчивается праздничным аккордом.

Исп. Ойстен Биркеланд (Виолончель)

Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках), в норвежских танцах и маршах. Музыка Грига узнаётся сразу же. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем.

Рубрики: Виолончельное искусство

Метки: Григ соната для виолончели и фортепиано камерная музыка

Процитировано 12 раз
Понравилось: 14 пользователям

Источник

Эдвард Григ / Глава седьмая: Сонаты Грига

Существенное качество григовских сонат — их доступность. При всем различии художественных задач (будь то жанрово-танцевальная вторая или драматическая третья скрипичная соната, сумрачный «хардангерский» квартет или светлый, жизнеутверждающий фортепианный концерт) Григ верен своей обычной искренности и простоте. Его душевная общительность, открытая эмоциональность высказывания всегда захватывают, волнуют. Доступность музыки Грига — и в простом, и в сложном — выдает в нем подлинного большого художника, чье искусство прежде всего народно.

Обе последние сонаты Грига — виолончельная и скрипичная, как и его струнный квартет, по существу, выходят за пределы камерности. Создавая произведения широкого, концертного плана, Григ отступает от строгих классических традиций камерной сонаты, получивших продолжение, например, в музыке его современника Брамса. В его камерных ансамблях рождается новый стиль концертной сонаты, типичный скорее для Франка и композиторов славянских школ, — стиль красочного, темброво-колористического письма, насыщенного своеобразными оркестральными эффектами (в последних сонатах Грига не трудно заметить черты сходства с великолепной A-dur’ной скрипичной сонатой Франка, возникшей в тот же период, в 1886 году). Равноправные по значению инструменты — фортепиано и струнный смычковый — выступают в своеобразном соревновании, во всем богатстве их тембровых и технических возможностей. Характерно, что фортепианная партия в этих «инструментальных дуэтах» нередко приобретает ведущее значение, особенно в медленных, лирических частях цикла.

Виртуозный размах и романтическая патетика отличают виолончельную сонату Грига — одно из самых любимых, заслуженно популярных и, в лучшем смысле слова, эффектных сочинений для этого инструмента. В сонате Григ тонко учитывает широкие технические и темброво-колористические возможности виолончели, выразительность виолончельной кантилены.

Монументальность, красочность и сочность письма вполне гармонируют с общим замыслом произведения в целом: это одно из тех камерных сочинений Грига, где ярко проявились черты концертности. На протяжении всей сонаты выдержан характерный принцип «состязания» двух равных по значению инструментов. Обе партии изложены широко и полнозвучно; фортепианная партия как бы воссоздает звучание оркестра. Темы чаще всего излагаются поочередно, в различных тембровых окрасках. В первой части сонаты есть несомненные признаки виртуозных концертных каденций (импровизационные эпизоды перед репризой и перед кодой). Сходство с жанром концерта подчеркивается и общим строением цикла: соната состоит из трех частей, причем все они выполняют ту же функцию, что и в концерте Грига. За лирико-патетическим Allegro (a-moll) следует спокойное, величавое Andante (F-dur); заканчивается концерт жанровым финалом в духе народного танца, близко напоминающим финал фортепианного концерта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Источник

Помогите, пожалуйста!Очень легко, вроде сделала, но мне нужны советы.

Описать музыкальный образ сонаты для виолончели Эдварда Грига.
Это не сочинение.Просто описать.Размер: от пары предложений до. сколько угодно.

Творчество Грига обширно и многогранно. Григ писал произведения самых различных жанров. Фортепианный концерт и Баллада, три сонаты для скрипки и фортепиано и соната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствуют о постоянном тяготении Грига к крупной форме.

Сонату для виолончели Григ написал в 1883 году для своего брата Йона, виолончелиста, который окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова и владел инструментом весьма достойно. По своей образно-эмоциональной структуре соната сродни 3-й скрипичной. В драматичной первой части звучат вечные мотивы «Бури и натиска», а в самом конце — знакомая тема из вступления фортепианного концерта. Прекрасную лирическую мелодию, с которой начинается вторая медленная часть, постепенно вновь сменяют драматические мотивы. Финал сонаты, выдержанный в характере неспешного народного танца заканчивается праздничным мажорным аккордом.
Cоната для виолончели и фортепиано ля минор, соч. 36 (1883)
I. Allegro agitato (9:45)
II. Andante molto tranquillo (5:59)
III. Allegro-allegro moto e marcato (12:18)

Источник

Шедевры виолончельной музыки. Эдвард Григ

Это произведение — одно из самых любимых и популярных в репертуаре виолончелистов и у слушателей, в очень красивой тональности, кстати в той же, что и знаменитый Концерт для фортепиано с оркестром Грига.

Сонату для виолончели Григ написал в 1883 году для своего брата Йона, виолончелиста, который окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова и весьма хорошо владел инструментом. Соната полна пафоса и страсти. В драматичной первой части звучат вечные мотивы «Бури и натиска», а в самом конце — знакомая тема из вступления фортепианного концерта. Вторая часть — излюбленные Григом образы родной природы, тонкая лирика. Прекрасную лирическую мелодию, с которой начинается вторая медленная часть, постепенно вновь сменяют драматические мотивы. Грандиозный финал сонаты со множеством контрастных образов: то в характере народного танца , то сменяющее его лирическое раздумье, то патетический диалог виолончели и рояля.

В своей музыке Григ всегда много места уделяет народной танцевальной мелодике: в этих танцах — живая красочная действительность, человек с его силой и ловкостью. Норвежская музыка буквально дышит могучей, возрождающей жизнь силой тепла, своим весенним воздухом, бодрит своим отточенным ритмом.

Григ искренне и задушевно рассказывает всему миру про жизнь, думы, радости и скорби Норвегии.

Источник

Оцените статью