Соната h moll лист ноты

Соната (си минор)

Венгерский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель и педагог. Уже в девятилетнем возрасте начинает выступать как пианист. В Вене берет уроки у Черни и А.Сальери. На одном из концертов 11-летнего Листа, его «благословил» Бетховен. Сильное влияние на становление великого музыкального романтика оказали встречи с Берлиозом, Шопеном и Паганини. Восхищаясь мастерством скипача-виртуоза, Лист видел и ограниченность такого рода исполнительства и стал искать иные пути, ибо «художник должен следовать внутренним, а не внешним стремлениям». Путешествуя по Швейцарии и Италии, под впечатлением явлений природы произведений искусства, он создает нотные страницы для фортепиано «Альбома путешественника», в последствии переработанного в цикл «Годы странствий». В это же время Лист пишет 12 больших этюдов для фортепиано (эти ноты классической музыки будут переработаны им в «Этюды высшего исполнительского мастерства»). В Риме Лист проводит 8 лет, став аббатом католической церкви. В течение 17 лет после этого периода выступает, преподает и дирижирует. Он становится первым пианистом, начавшим играть сольные концерты. Он воспринимает их как миссию «Высекать огонь из людских сердец». В года, когда репертуар состоял из переложений модных арий, салонной музыки и пустых виртуозных пьес, Лист играет «фортепианные партитуры» симфоний, песен и секстетов Бетховена, знакомит мир с увертюрами Вебера и Россини, симфоническими полотнами Берлиоза, вокальными произведениями Шуберта, Шумана, а позднее – с органными произведениями Баха, творениями Верди, Вагнера, Глинки. Фортепиано стало у него универсальным инструментом, способным воссоздать богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса. Лист трижды приезжал в Россию. Здесь сыграл и свой последний концерт (1847г.). В том же году, обосновавшись в Веймаре, он становится капельмейстером при княжеском дворе, перерабатывает прежнее и создает новые произведения, в том числе Венгерские рапсодии, «Прелюды» и другие Симфонические поэмы, симфонию к «Божественной комедии» Данте, 2 фортепианных концерта, Мефисто-вальс и другие. Лист создал такой музыкальный жанр как одночастная симфоническая поэма. Лист выступает как дирижер, пишет статьи и книги, создает великую пианистическую школу. Лист был признан при жизни гениальным музыкантом. Его мастерство обогащало его не только духовно, но и материально. Лист был очень богат, и уже к середине карьеры ему не было нужды работать за деньги. Более того, он занимался благотворительностью.

Смотрите также ноты произведений композитора Ференц Лист:

Источник

Соната Листа си-минор

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Лист

Завершена непосредственно перед началом работы над «Фауст-симфо­нией» в 1853 году. Посвящена Шуману в ответ на посвящение шумановской До-мажорной фантазии Листу. Впервые исполнена Гансом фон Бюловым.

Сонату си-минор часто называют «фаустовской», противопоставляя более ранней «дантовской» (из 2-го «Года странствий»). Действительно, имеется явное сходстве этого сочинения как с «Фауст-симфонией», так и с трагедией Гете. Однако сам Лист, в отличие от многих других со­чинений, не предпослал сонате никакой программы.

Содержание сонаты раскрывается в одночастно-циклической форме. Это одна из разновидностей романтических свободных форм: от­дельные сонатные разделы здесь играют роль частей с-с цикла, как бы «сжимающегося» в одну часть.

Все переломные, наиболее важные моменты музыкального развития сонаты отмечены проведением одной и той же темы, которая олицетворяет образ рока. Это тема вступления. В первом своем проведении она звучит затаенно, мрачно, сурово; далее, неоднократно возвращаясь[1], эта тема подвергает­ся глубоким образным трансформациям.

В музыке ГП воплощен противоречивый, сложный внутренний мир «ге­роя» сонаты – его героические порывы, высокие стремления («фаустовс­кое» начало) и, вместе с тем, глубокие сомнения, скепсис, ирония («мефистофельское» начало). Поэтому она дана в конфликтном единст­ве двух элементов: ГП1 отличает ярко выраженный волевой характер (на­пряженные декламационные унисонные возгласы в широком диапазоне, остром ритме) и, вместе с тем, огромная неустойчивость. В насмешливой, «демонической» ГП2 сохраняется энергия и неустойчивость, но она гораздо более мрачная и зловещая.

Обе темы ГП получают в экспозиции очень широкое развитие, причем их противопоставление становится все более конфликтным, особенно в связующей партии.

Переход к побочной партии строится на теме вступления, сбросив­шей былую затаенность – теперь она звучит угрожающе и властно.

В ПП также две темы: первая – величественная и могучая, сочетает героическую фанфарность с торжественным ритмом сарабанды, орган­ное полнозвучие с мощной динамикой; вторая побочная – это воплощение прекрасного идеала, любви, ее обычно связывают с образом гетевской Маргариты. Поразительно, что эта нежная тема любви является трансформацией «мефистофельской» ГП2, которая интонационно и рит­мически почти не изменилась. Главным средством трансформации является гармония – именно нежнейшие перекрашивания одного повторяющегося зву­ка.

Создание ярко контрастных образов на основе одной и той же темы получило название принципа монотематизма.

Погружение в мир грез сменяется отрезвляющим переключением в реаль­ность, о чем говорят резкие аккордовые удары, потоки быстрых октав.

Заключительная партия (еще один вариант ГП2) активна и энергична, отличается уверенной маршевестью, компактным аккордовым изложением. Нео­бычная ее особенность – основная тональность си-минор, которая объясня­ется внутренней цикличностью сонаты (завершилась как бы «I часть» цикла).

Разработка сонаты очень велика, в ней несколько самостоятельных разделов:

I – вступительный – строится на новом проведении темы вступления и ГП1 (обе темы звучат очень грозно, устрашающе);

II – диалог омраченной, драматизированной ГП1, которая утратила прежнюю величавую размеренность, и взволнованного речитатива, подобного мольбе. Постепенно поочередный диалог переходит в контрастную полифонию – одновременно звучат обе темы ГП;

III – центральный раздел разработки – эпизод Andante sostenuto, замещающий медленную часть цикла. Его музыка полна хрупкого очарования, это новое переключение в заоблачные мечты. Andante наделено самостоя­тельной формой – это миниатюрная соната («соната в сонате»). Ее главная тема является абсолютно новой, а в качестве побочной используется близкая ей по духу «тема Мар­гариты».

IV – заключительный раздел разработки – фугато в сиb миноре, музыка которого передает злую иронию и сарказм, т.е. негативное нача­ло. В основе фугато – обе темы ГП, которые теперь воспринимаются как единое целое: их контраст «снят». Фугато выполняет в одночастном «цикле» функцию скерцо. От Andante оно отделено опять-таки темой вступления. Последние такты фугато на большой динамике вливаются в репризу сонаты.

В репризе все темы в той или иной степени изменены. С ЗП начина­ется гигантский подъем, превышающий по своей мощи все, что было до этого: готовится генеральная кульминация всего произведения, которая дается в коде. Кульминация строится на нескольких темах. Сначала – ПП1, аккорды которой подобны здесь уда­рам молота. Однако эта тема вскоре обрывается на «полуслове» и после многозначительной паузы возникает мечтательная тема Andante, на этот раз в Си-мажоре, как сожаление о чем-то прекрасном, не осуществив­шемся в реальной жизни. Далее в последний раз даются обе темы ГП, причем в первой, «фаустовской», уже не слышно ни порывов, ни стрем­лений. Последнее же слово остается за ро­ковой темой вступления, которая обрамляет всю сонату, символизируя чувство безысходности.

[1] перед ПП, в начале разработки, перед фугато, перед репризой ПП, в начале и конце коды.

Источник

Diafon.ru

О музыке и музыкальном образовании

Главная — Композиторы — Фортепианная соната в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа

Фортепианная соната в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа

Сонатное творчество Шопена и Листа раскрыло новые грани жанра, обогатив его романтическими чертами.

В сонатах Шопена ощущается влияние бетховенских традиций, классической сонатности; путь к его сонатам восходит от раннего романтизма. Сонаты – вершинное звено фортепианного творчества Шопена, в них происходит становление романтического вида жанра. Обе сонаты (не считая ранней, c-moll) – различные варианты цикла, они объединяют характерные черты стиля Шопена, проявившиеся в предшествующих фортепианных жанрах его творчества (балладах, скерцо, ноктюрнах). В последней сонате h-moll господствуют лирические, светлые настроения; главная идея произведения воплощает стремление к радости, жизнеутверждение.

По-другому жанр раскрыт в творчестве Листа. Его соната не просто наделяется симфоническими чертами, а становится своеобразной «симфонической поэмой для фортепиано». Соната h-moll Листа была сочинена около 15 лет спустя и представляет собой новый вариант жанра: соната превращается в одночастный цикл, в котором разделы сонатной формы подобны отдельным частям целой сонаты.

Сонаты Листа и Шопена остаются «великой энциклопедией музыкального романтизма».

Соната Шопена b-moll — характеристика

Соната Шопена b-moll в целом связана с бетховенским приемом противопоставления образных сфер. Здесь (как и у Бетховена) присутствует конфликт как внутри одной темы, так и в сопоставляемых тематических планах (1 часть – Главная партия, Побочная партия). В сонате преобладают 2 тематических начала: одно – внеличностное, другое – глубоко личностное.

Композитор избирает 4-частный сонатный цикл (приближенный к традиционному типу симфонии), где определяющим центром и своеобразной кульминацией становится 3 часть – «Траурный марш». Первые две части как бы устремлены, направлены к третьей, подчеркивая ее весомость. Финал (4 часть) является общим циклическим и смысловым эпилогом. Ожидание неизбежной развязки, трагический жизненный итог нашли отражение в каждой части сонаты по-своему. 1 часть – многофазный конфликт, основанный на сопоставлении двух контрастных начал. Она рисует картину борьбы с неизбежностью, наполнена душевным смятением и внутренней экспрессией. Тема вступления, звучащая как эпиграф, одновременно знаменует начало и трагический исход драмы. ГП олицетворяет глубоко личностное начало, основанная на принципе повторности и остинатности. Многофазность внутреннего конфликта проявляется в неожиданном окончании ГП, за которой сразу следует ПП (без СП). В ПП хорального склада (3-частная форма, Des-dur) раскрывается образ идеальной мечты. Тема происходит из песенного жанра, в развитии приобретая черты ноктюрна. При всем образном различии ПП и ЗП (токкатного типа) их объединяет общая интонационная сфера. Обновление материала в экспозиции осуществляется путем вторжения тематического материала (от ГП к ПП, от ПП к ЗП).

В разработке многофазность развития заключена в проведении ряда этапов (4), они связаны попарно. Происходит столкновение двух тематических комплексов и их коренная трансформация. ГП здесь противопоставлена теме вступления. Также появляется и ПП в совмещении с омраченной ГК, но предпочтение отдается все же ГП. Драматически насыщенная кульминация построена на принципе малотерцовых сопоставлений. Ощущение грани формы (конец разработки) приходится на момент срыва (аналогия с разработками Бетховена, например, 5 симфония, и Чайковского).

В репризе отсутствует ГП, она исчерпала себя. ПП проводится в B-dur, только кода возвращает интонации ГП, но с чертами разработочности.

Многогранность, открытость, резкость в сопоставлении тем сближает 1 часть с балладами Шопена.

2 часть – скерцо, не имеющее прецедентов в романтической музыке. Здесь осуществляется противопоставление образных сфер (главной темы и трио) путем динамического контраста. Части присуща поступательность, устремленность вперед к дальнейшему, она раскрыта путем иного контраста – без открытого столкновения (что обусловлено жанром и формой). Достигнута многоступенчатость, многофазность развития; рост напряжения чередуется с разрядкой насыщенности.

3 часть – «Траурный марш» — после отзвучавшего скерцо приоткрывает завесу неизвестности перед неумолимым. Лист охарактеризовал эту часть так: «Погребальная песнь, невзирая на всю ее скорбность, исполнена такой трогательной кротости, что кажется не от мира сего. Звуки, точно просветленные далью, внушают чувство высокого благоговения, как если бы, спетые самими ангелами, они витали там в вышине вокруг престола божества». Марш концентрирует с одной стороны присутствие всепоглощающей роковой силы, с другой – скорбной отрешенности внутреннего мира человека, объединяя их.

4 часть – финал – обладает «огромной силой воздействия» (Шуман). Основанный на общих формах движения и лишенный четкой формы, финал поразил современников своей «непривычностью», «зашифрованностью».

Тематизм сонаты b-moll Шопена

Тематический материал сонаты состоит из двух групп конфликтных тем. К первой группе, олицетворяющей внеличностное, иногда «ирреальное» (Асафьев) начало, относится прежде всего весь финал импровизационного характера (в нем нет тематического деления), тема вступления 1 части, звучащая как эпиграф к сонате (знаменует начало и предвещает трагический исход драмы). Воздействие моторного тематизма финала ощущается и в других частях цикла, в ГП 1 части и в первой теме скерцо при господстве другой образной сферы все же чувствуется присутствие внеличностного начала. «Траурный марш» концентрирует с одной стороны присутствие всепоглощающей роковой силы, с другой – скорбной отрешенности, объединяя их.

Вторая группа тем олицетворяет душевное состояние личности в столкновении с неизбежностью. Ее условно можно разделить на две сферы. Первая появляется во взаимодействии с внеличностным началом (ГП 1 части, разработка, отчасти 1-я тема скерцо). Вторая сфера – это или светлые воспоминания, или образы идеальной мечты (ПП 1 части, средняя часть скерцо и «Траурного марша»). Только эти темы сопровождает мажорный лад – Des-dur (в скерцо Ges-dur), который встречается в подобном ключе и у других композиторов (например, у Чайковского). Часто темы даются в хоральном изложении (ПП 1 части), вокальная природа мелодий проистекает от ноктюрнов Шопена.

Соната b-moll насыщена глубоким внутренним смыслом, ее идейный замысел открывает новое направление в романтическом жанре сонаты, которому следовал и Лист.

Соната Листа h-moll (краткий обзор)

У Листа сонатный цикл превращается в одночастный, напоминающий одночастную симфоническую поэму, к которой Лист обращался до создания сонаты. С другой стороны, тяготение к одночастности проистекает от одночастных фортепианных форм – фантазий, баллад, открытых романтиками (фантазия «Скиталец» Шуберта, фантазия и баллады Шопена). Соната h-moll раскрывает фаустовские образы, обобщая в одночастной композиции принципы сонатности и черты цикличности. Сонатный цикл оказался «сомкнутым в одну часть» (Цуккерман). Каждый раздел такой сонатной формы трактован в новом качестве. В основе – принцип сплошной тематической трансформации, где ни одна из тем не остается неизменной, а постоянно преображается. Исключение составляет лишь эпизод разработки, который выполняет функцию 2-й части цикла.

В основе образного содержания сонаты – «человек со всем множеством раздирающих его страстей, исключающих друг друга, человек, исполненный высоких стремлений, которым не дано осуществиться; человек, борющийся с преградами, но не могущий их до конца сокрушить. «Герой» Листа – выдающаяся личность, полная огня, порыва, устремления к идеальному» (пишет Цуккерман). Но в сонате воплощено не только личное начало, но и более широкое, обобщающее.

Весь тематический материал сонаты основан на монотематизме и находится в постоянном развитии, иногда в него вплетаются моменты отступлений, напоминающие авторский комментарий. Сонатная форма приобретает черты импровизационности, которая воплощает общую идею произведения.

Источник

Оцените статью