Соната номер 11 моцарт 1 часть ноты

Соната №11

Австрийский композитор. Годы детства и юности связаны с Зальцбургом, где его отец Леопольд, композитор и педагог, автор знаменитой «Школы скрипичной игры», служил в капелле архиепископа. Он стал первым и единственным учителем сына. Гениальная одаренность проявилась у ребенка очень рано. В пять лет он уже сочинял музыку, а в шесть вступил на путь профессионала-концертанта — в 1762 году отец повез его с сестрой в поездку по Европе, принесшую Моцарту широкую известность. Виртуозно владея клавесином, скрипкой и органом, мальчик соревновался с выдающимися артистами. Импровизировал на заданные темы, играл с листа ноты незнакомых сочинений и аккомпанировал по слуху певцам. Моцарт был удостоен ордена «Золотой шпоры» от папы римского, избран членом Болонской и Веронской филармонических академий, а миланский театр включил его в число своих авторов. Он пишет по заказам архиепископа духовную музыку, а также сонаты, концерты, симфонии (Симфонию соль минор N 25, своей мятежностью близкую духу литературного течения «Бури и натиска») и т.д. Желание освободиться от унизительного положения слуги, в которое музыкант поставлен архиепископом, рождают у композитора решение покинуть зальцбургскую капеллу. Сделав это, Моцарт стал первым в истории музыки свободным художником. Это решение он оплатил дорогой ценой — необеспеченностью (в последние годы — нищетой), постоянным перенапряжением творческих и физических сил. В Вене Моцарт создает оперы «Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и другое. Пишет сотни шедевров инструментальной музыки — симфонии, квартеты, трио, сонаты, фантазии, концерты. Выступает как пианист, пишет концертные арии, открывает для себя и изучает творения Баха и Генделя. Но чем глубже и индивидуальнее становится его музыка, тем меньшим успехам пользуется она в Вене. Светлыми страницами последних лет остались дни, проведенные в Праге (где был написан «Дон Жуан» и поставлена «Свадьба Фигаро»), а также встреча в Вене с Гайдном, ставшая началом искренней и нежной дружбы. Прощальностью окрашены последние творения композитора, в том числе, писавшийся по заказу реквием.

Жизнь Моцарта и, в особенности, его ранняя кончина окутана тайной. Композитор был похоронен в общей могиле. Так сложилось, что глава города, в котором в последние годы жил Моцарт, издал указ о захоронениях, где граждане среднего сословия могли быть похоронены только в общей могиле. Указ действовал всего два года. Но Моцарта вынуждены были похоронить именно так. Сейчас там неподалеку стоит памятник и скромная табличка с надписью. Но мир именует его космическим, глубоко человечным и солнечно ясным композитором.

Смотрите также ноты произведений композитора Вольфганг Амадей Моцарт:

Источник

Моцарт. Соната Ля мажор №11. KV 331 . Разбор произведения.

Вторая часть сонаты — менуэт в сложной трехчастной форме с трио, Ля мажор. Первая часть (главный раздел менуэта) сложной 3-хчастной формы написана в простой 3-х частной форме с развивающей серединой. В этом главном разделе менуэта примечательны постоянные смены настроения. Здесь есть место и для серьезных, отчасти даже мрачных мыслей. Начало этой части взято Моцартом из его же сонаты До мажор, написанной ранее — KV 309

В первой теме ясно слышны два разных элемента: первый (1-2 такты) — форте, начинается с воинственной тираты — с движением по звукам Ля мажорного аккорда, в унисонном изложении — мужественный, бравурный, звучит как вопрос; второй (3-4 такты) — пиано с изысканным ритмом, мелодией с аккомпанементом и тонкими штрихами, заканчивающивающийся формулой поклона — женственный, как ответ на вопрос. 5-й такт звучит как приготовление к танцу. С 6-го такта начинается сам танец — менуэт. В мелодии слышны восторженные вздохи. Время от времени звучит формула поклона, разделяющая музыкальную ткань на предложения. Первая часть простой 3-хчастной формы заканчивается в тональности доминанты — в Ми мажоре. В развивающей середине появляются отклонения в минорные тональности — си минор, ля минор. На их фоне вздохи звучат вначале печально, а потом и вовсе драматично. В мелодии появляется тоскливо-страстный ход на уменьшенную септиму. Однако реприза простой 3-хчастной формы звучит вновь радостно, как и в начале менуэта. Она приводит к Ля мажору.

Источник

Моцарт Соната №11 A-dur

К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur, № 11 (KV 331)

От всех прочих A-dur’ная соната отличается необычным строением цикла, в котором нет ни одной части в сонатной форме. I часть представляет собой изящные вариации на тему в ритме сицилианы . Далее следует галантный менуэт, заменяющий медленную часть цикла. В роли финала выступает рондо, снабженное программным названием «allaturca», музыка которого близка к «янычаркому» (турецкому) стилю. Этот стиль был очень модным в музыке XVIII века, особенно во французской опере. Он ярко представлен и в «Похищении из сераля», первой венской опере Моцарта. Для него характерно быстрое движение в двухдольном размере, некоторая ладовая причудливость и использование шумных ударных инструментов.

Все 3 части сонаты связаны одной тональностью (что говорит о близости к сюите) и единством жизнерадостного настроения, лишенного драматизма.

Поскольку Менуэт в этой сонате заменяет медленную часть, в нем на первый план выдвигается песенно-лирическое начало (что не вполне традиционно). Его основная тема многоэлементна, благодаря чему возникает ощущение постоянной изменчивости музыкального материала. Сопоставление различных мотивов – энергичных и более мягких, нежных, певучих – сопровождается динамическими контрастами

D-dur’ноетрио своей фактурой и пасторальным характером перекликается с 4-й вариацией I части.

Финальное «турецкое рондо» приобрело широкую популярность благодаря яркости и демократичности музыкального языка, хотя восточный колорит его музыки весьма условен. Звуковые репетиции в сопровождении рефрена имитируют барабанную дробь; в коде же можно вообразить целый оркестр с барабанами, литаврами, тарелками, треугольником и флейтой piccolo.

Форму финала следует определить как сложную 3х частную с добавочным рефреном (припевом):

I II (трио) III (реприза)

А + R В + R A + R Coda

a-moll A-durfis-moll A-dur a-moll A-dur A-dur

Основной тон всей части задает рефрен. Празднично-оживленный, энергичный, он звучит очень бодро и темпераментно. Повторяясь после каждого раздела трехчастной формы, его музыка, действительно, придает финалу черты рондообразности. Кроме того, она играет тонально объединяющую роль (ее A-dur является одноименной для тональности первой темы и параллельной для тональности трио).

Двум другим темам также присуща танцевальность и они тоже звучат легко и задорно, поскольку их минорный колорит постоянно оттеняется яркими мажорными красками.

Источник

В.А. Моцарт — Сонаты Том 1

Ноты для фортепиано к произведениям Моцарта

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью настоящего издания являлось создание аутентичного нотного текста, восстанавливающего со всей ясностью стиль Моцарта. Для этого были привлечены соответствующие источники и прежде всего первые издания и рукописные оригиналы. Много полезного в этом направлении редакторы нашли в изданиях уртекстов, особенно в изданиях Макса Пауэра и Мартина Фрэя, на которых в настоящее издание в основном и базируется. При пересмотре текста основное внимание редакторов было обращено на следующее:

ДИНАМИКА

Сделанные в небольшом количестве дополнения вытекают прежде всего из разночтений более поздних изданий. В тех случаях, когда сомнения не устранялись при сопоставлении параллельных мест, дополнения заключены в скобки. В этой связи заслуживает упоминания тот факт, что Моцарт, в соответствии с обычаем своего времени, очень часто употреблял обозначения f и р в смысле указаний на конечную громкость, которой должно предшествовать crescendo или diminuendo. Больше всего это относится к тем случаям, когда эти обозначения следуют одно за другим в непосредственной близости

УКРАШЕНИЯ

Следуя традиции своего времени, Моцарт во многих случаях ставит обозначение трели даже тогда, когда несомненно имеются в виду группетто, мордент, двойной мордент и т. д., и предоставляет расшифровку на вкус и умение исполнителя. Предложения редакторов ограничиваются в этом смысле необходимым чувством меры и поставлены в скобки или выписаны мелкими нотами. Отклонения от обычного употребления трели обозначены особо. Значительное внимание уделено вопросу, должна ли трель оканчиваться нахшлагом, или нет. В этом случае важно учитывать, служит ли трель для дальнейшего развития или она имеет каденционное значение.
Короткие форшлаги обозначены, как это ныне принято, перечеркнутой мелкой нотой, все же остальные приведены по записи уртекста и в некоторых случаях расшифрованы сверху.

ШТРИХИ

Штриховые обозначения, отсутствующие в некоторых частях сонат, добавлялись лишь в тех случаях, когда они, путем сравнения с параллельными местами, не вызывали сомнения в их достоверности. Для исполнения моцартовской музыки трактовка мест, где обозначения отсутствуют, имеет такое же значение, как и часто дискутируемый вопрос исполнения штриховых лиг. При этом следует помнить:
1) Лига отсутствует, если речь идет о характерном для классической клавирной музыки стиле игры поп legato. В противоположность бетховенскому стилю, Черни характеризует моцартовский стиль как «ориентирующийся больше на staccato, чем на legato.
2) Лига отсутствует, если выбор штриха Моцарт предоставляет исполнителю. Это может иметь место прежде всего в местах, которые тематически не выступают на первый план, или когда речь идет о второстепенном голосе; иногда также и в случае, если тематический материал допускает различное толкование.
3) Лига может отсутствовать, если речь идет об общепринятом legato при задержаниях.
При исполнении коротких лиг, заканчивающихся в большинстве случаев тактовой чертой, исполнитель должен учитывать прежде всего статичный принцип классического стиля исполнения, избегающий затактовой- и переходной динамики. Как поступить в каждом отдельном случае, т. е. продолжить ли в некоторых местах лигу через тактовую черту или нет, зависит от культуры туше и техники исполнителя, механики инструмента и т.д. И здесь главное — не буква, а дух. Нужно стремиться к чистоте моцартовского стиля игры, для которого характерна четкая речевая артикуляция. Точка зрения, будто штриховые лиги в классической клавирной музыке заимствованы из музыки скрипичной и поэтому не всегда являются обязательными, в наше время не должна иметь место.

РАЗНОЧТЕНИЯ

Хотя целью этого издания и не могло быть намерение дать исполнителю возможность принять участие в решении проблематики материала, которая вытекает из сравнения различных источников и находится в рамках научного издания, однако важнейшие отклонения от рукописи приводятся в нотном тексте.
Фантазия К. № 475 была опубликована в 1785 г. самим Моцартом как вступление к сонате до минор, К. № 457, в издательстве Артариа в Вене под ор. 11 и посвящена его ученице Терезе фон Траттнерн.
Рондо К. № 494, написанное в 1786 г., отсутствующее в издании под редакцией Пауэра и Фрэя и включенное, вероятно, по указанию Моцарта в первое издание (Гофмейстер, Вена, 1790) как третья часть к сонате К. № 533, включено в настоящее издание снова.
Сонату К. № 545 Моцарт называет «маленькой сонатой для начинающих». Заголовок «Sonata facile* закрепился за ней уже позже. Отсутствующая в новых изданиях известная соната фа мажор № 135 по Кёхелю, которую следует рассматривать, по Кёхелю и Эйнштейну (№ 547а), как авторскую обработку двух частей скрипичной сонаты К. № 547, и рондо фортепианной сонаты К. № 545, снова включена в настоящее издание, так как редакторы разделяют точку зрения Альфреда Эйнштейна, что к вновь созданной сонате относится также и фортепианная версия вариаций из скрипичной сонаты К. № 547. Однако то, что вариации, как то думает Эйнштейн, должны служить заключительной частью сонаты, является маловероятным, учитывая непринятое тогда единство тональности в трехчастных сонатах и необычное место рондо в роли средней части. Напротив, редакторы считают возможным, что в окончательном варианте вариации должны были заменить собой рондо, уже известное по сонате До мажор. Однако для приверженцев версии Allegro — Rondo, имевшей место раньше, рондо было нами оставлено в качестве заключительной части.
Появившееся в 1796 г., после смерти Моцарта, первое издание сонаты К. № 570 в издании Артариа содержит дополнительно партию скрипки, которая, по Кёхелю — Эйнштейну, написана, вероятно, не Моцартом, а Андрэ.

С. А. Мартинсен и В. Вайсман Перевод с немецкого В. Струкова

Источник

Соната номер 11 моцарт 1 часть ноты

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

Вольфганг Амадей Моцарт создавал сонаты на протяжении всей жизни. Первые сонаты для фортепиано были созданы еще в 1764 году, когда мальчику было всего 8 лет. Соната №11 относится к зрелому творчеству композитора и является образцом его стиля. Произведение уникально и неповторимо. В каждой ноте чувствуется почерк гения, его смелость в передаче музыкальных образов. Яркие мелодические рисунки сонаты моментально запечатлеваются в памяти. Сегодня соната №11 стала эмблемой фортепианной музыки Моцарта . Особенную популярность получила третья часть « Турецкое рондо », обладающее ярким янычарским колоритом.

Историю создания Сонаты №11 Моцарта, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

Краткая история

Весной 1778 года Моцарт и его мать Анна Мария прибывают в Париж, в город, где его уже никто не ждет. Композитору приходится заново завоевывать любовь публики. На помощь к талантливому музыканту приходит давний друг Мельхиор Гримм. Он советует, как можно чаще наносить визиты к известным вельможам, чтобы продемонстрировать виртуозность и получить хорошую работу. Следуя советам друга, Вольфганг один за другим посещает дома известных людей, но вместо серьёзной работы находит лишь несколько учениц, которым дает уроки фортепиано за мизерное жалование.

Активно композитор изучает оперные партитуры французских композиторов. Он планирует написать 2 оперы, но несовершенное знание языка препятствует исполнению задумок. Так, Париж становится городом, в котором Вольфганг Амадей сочинял преимущественно инструментальную музыку. Одним из парижских бриллиантов стала клавирная соната №11.

При создании произведения композитор опирался на вкусы парижан. Именно поэтому в ее композиции так много черт, относящихся к сюите. В отличие от классического сонатного цикла первая часть написана в форме вариаций, находящихся на вершине популярности во Франции.

Изюминкой цикла становится третья часть – Турецкое рондо . В XVIII веке мода на «янычарскую» музыку распространилась по всей Европе. Рост интереса к турецкой музыке был связан с военными событиями. При нападении на Европу армия Османии была вооружена не только оружием, но и музыкальными инструментами. Основой оркестра были ударные, что требовало четкости ритма. Так, в третьей части Моцарт использует характерные для янычарской музыки ритмоформулы. В дальнейшем третья часть будет исполняться пианистами вне цикла и будет восприниматься, как отдельное произведение. Так, в третьей части Моцарт использует характерные для янычарской музыки ритмоформулы. В дальнейшем третья часть будет исполняться пианистами вне цикла, и будет восприниматься, как отдельное произведение.

Несмотря на всё сказанное, некоторые биографы композитора до сих пор не соглашаются с версией о том, что свою знаменитую сонату под номером одиннадцать великий маэстро написал в Париже. Они утверждают — это произведение было создано Моцартом несколько позднее – в 1783 году в Зальцбурге, куда композитор отправился, чтобы помириться с отцом, который был против его женитьбы на Констанции Ниссен, урождённой Вебер.

Соната была опубликована в 1784 году. Еще при жизни композитора музыка приобрела популярность и часто исполнялась как автором, так и другими виртуозами того времени.

Интересные факты

  • Немецкий композитор и дирижер Макс Регер использовал тему в качестве основы для собственного произведения «Вариации и Фуга на тему Моцарта». Оркестровая композиция была впервые исполнена в 1914 году.
  • Третья часть получила народное название « Турецкий марш».
  • Музыка первой части используется в качестве фона в игре «Рыцари и купцы» («Knights and Merchants»).
  • Исполнение всех частей сонаты в среднем занимает от 20-25 минут.
  • Оригинальные ноты сонаты долгое время считались утерянными. Но в 2014 году в Национальной библиотеке Будапешта были обнаружены четыре первые страницы произведения. Экспертиза подтвердила оригинальность автографа. Необходимо отметить, что данное сочинение имеет ряд отличий от привычных редакторских версий. Например, изменение ритма в 5 и 6 вариациях. В честь данного открытия осенью 2014 венгерский пианист Золтан Кочиш исполнил сонату №11 по оригинальному тексту.
  • Начало второй части Моцарт позаимствовал из его раннее написанной сонаты До мажор (KV 309)
  • Все 3 части написаны в одной тональности Ля мажор.
  • В 1970 году Бенни Гудмен выпустил джазовую версию Турецкого марша (III часть) под названием Venus H.B. в альбоме «Today».
  • До Сонаты №11 Моцарт уже обращался к стилю «alla turca» в опере «Похищение из Сераля», написанной в 1782 году. В дальнейшем османский стиль найдет применение в миниатюре «Немецкая военная песня», которая будет сочинена в 1788 году.
  • Османский оркестр имеет название «мехтер». Он состоит из ударных и духовых инструментов: дауль, сардар-нагара, бори и шалмеи.
  • В 2005 году немецкий пианист Бодо Вартке выпустил аранжировку буги-вуги Турецкого марша под названием «Alla Turca Stomp».

Содержание Сонаты №11 (A-dur) Моцарта

Соната №11 представляет собой трехчастный цикл:

I часть – Вариации на тему;

II часть – Менуэт;

III часть – Rondo alla Turca .

Единство цикла подчеркивается тем, что для всех трех частей композитор использует одну тональность – Ля мажор.

Первая часть. Andante grazioso. Вариации (A-dur). I часть строится не по принципу обострения контрастов, что характерно для сонатной формы, что оправдывает выбранную автором форму. Вариации позволяют выявить выразительные возможности темы. Грациозная мелодия темы сразу привлекает внимание слушателя своим песенным характером и изяществом. Пунктирный ритм и размер 6/8 выявляют яркие особенности итальянского жанра – сицилиана. Развитие темы будет происходить постепенно в 6 вариациях:

  • 1 вариация обольщает взволнованными вздохами и реверансами. Прихотливое мелодическое движение словно подчеркивается четким ритмом, напоминающим барабанную дробь.
  • 2 вариация – это разнообразные грани игры. Озорство в сочетании с трепетными трелями создает ощущение легкости и воздушности.
  • В 3 вариации маска радости сменяется на грустную и печальную. Напевные фигурации мелодического рисунка заполняют тему и создают особое меланхоличное настроение.
  • 4 вариация возвращает слушателя к грациозной теме, наполненной ритмической остротой. Виртуозное перебрасывание левой руки в верхние регистры добавляет динамичности.
  • 5 вариация расцвечивается при помощи оперного приема – фигурации в виде колоратур. Темп замедляется, что создает звуковые иллюзии.
  • 6 вариация возвращает солнце. Тема словно призывает танцевать. Музыка наполнена легкостью, живостью и подвижностью.

I часть представляет собой движение от песни к танцу. Один образ ярко изображается в разных гранях, переливается и расцвечивается с каждой вариацией по-новому.

Вторая часть. Menuetto. (A-dur). II часть представляет собой лирический вариант менуэта. Вопросительные, порой тревожные интонации демонстрируют, что герой оказывается в центре чужого праздника. Он лишь наблюдатель.

Форма произведения сложная трехчастная идеально подходит для передачи частой смены настроений. Часть изобилует разнообразными образами от света до мрачных вопросов.

Третья часть. Alla turca. Allegretto. (A-dur) . III часть написана в форме рондо, что в переводе означает круг. Поочередная смена эпизодов и рефренов будто бы создает ощущение бесконечной киноленты. Первый эпизод имеет минорную тональность, но отличается танцевальным характером. Кружевные фигурации являются основой яркой музыкальной ткани. В рефрене финала композитор использует свойственные турецкой музыке острые ритмы. Высокие звуки напоминают отзвуки тарелок.

Второй эпизод погружает в мрак тональности фа-диез минор. Высокие звуки в флейтовом регистре усиливают ощущение тьмы. Рефрен вновь возвращает из горьких дум. Третий эпизод практически без изменений повторяет первый. При третьем проведении рефрена усиливается рельефность темы при помощи арпеджиато в левой руке.

Интересна и необычна кода. Она максимально передает ориентальность восточных мотивов. Экспрессивность и насыщенность достигается при помощи тират, аккордовым арпеджио и изобилием форшлагов. Создается ощущение отсутствия темперированного строя.

Использование музыки Сонаты №11 в кинематографе

  • Нулевой канал (2018)
  • Дикая жизнь (2018)
  • Это всего лишь конец света (2016)
  • Темнота (2016)
  • Сейчас или никогда (2015)
  • Рио 2 (2014)
  • Как я встретил вашу маму (2013)
  • Гриффины (2013)
  • Легавый (2012)
  • Любовь с препятствиями (2012)
  • Господин Лазар (2011)
  • Джейн Эйр (2011)
  • Ошеломление (2007)
  • Мистер Бин на отдыхе (2007)
  • Безумный гонщик (2007)
  • Реклама для гения (2006)
  • Лучшие из молодых (2003)

Соната №11 (Ля мажор) – это ясный и светлый мир, созданный воображением гения Моцарта. Невероятно солнечная музыка потрясает образностью и гармоничностью. Каждая часть обладает самобытностью, но в цикле обретает новый смысл. В этой сонате проявляется театральное мышление Вольфганга Амадея Моцарта . Он умело создает кадры и сюжет. Его актеры — это звуки. Достигнутая неповторимость звуковых образов строит уникальный театр, разворачивающийся внутри сонаты №11.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

Источник

Оцените статью