Теоретический анализ сонаты D-dur (№33) Ф. И. Гайдна
Первая часть (Allegro)
Первая часть сонаты представляет собой сонатную форму классического типа. Экспозиция сонатной формы классического типа состоит из четырх разделов, следующих друг за другом без перерыва: главной партии, связующей партии, побочной партии, заключительной партии. Главная партия представляет собой период с дополнением 12 тактов , состоит из двух предложений (8+4) , по типу масштабно — тематического строения представляет собой дробление с замыканием (2+2+1+1+2+4). Период не повторного строения, не квадратный, однотональный с отклонением (основная тональность D- dur в 6 и 10 тактах отклонение в G- dur.Серединная каденция ( 7 такт) автоэнтическая, несовершенная (Т-D-T), заключительная (11 такт)так же автоэнтическая несовершенная (K-D-T). Связующая партия представляет собой период дополнением 14 тактов, состоит из двух предложений (4+10). Период не повторный, неквадратного строения, однотональный с отклонением в A-dur (14 такт). Серединная каденция автоэнтическая, несовершенная (16 такт), заключительная каденция открытая: заканчивается на D (24 такт) — после этого следует два такта дополнения по звукам разложенного доминантового трезвучия и звучит как небольшое вступление к побочной партии.
Побочная партия представляет собой период неделимого строения 26 тактов. Очень сложен в тональном плане уже в 3 такте (27 цифра) отклонение через D 65 в E – dur, в 5 такте (31 цифра) D 65 отклонение через Ум 65 e-moll, в 7 такте (33 цифра) D 65 в E-dur, в 10 такте (36цифра) отклонение в A-dur через D 43 – за счѐт насыщения мелодии доминантовыми и вводными септаккордами музыка звучит очень взволнованно, беспокойно и тревожно. Оканчивается побочная партия первоночальной тональнростью (D-dur).
Тема заключительной партии представляет собой период с расширением и рядом каденционных построений заключительного типа 48 тактов. Период неквадратный, неповторного строения (4+10), по типу масштабно – тематического строения представляет суммирование (5+4+4+2). Период модулирующий в 7 такте (60 цифра) происходит модуляция в тональность доминанты A-dur через D 7, 8 такте (31 цифра) на на последнюю долю второй четверти звучит D 7-5 , за счѐт этого доминантовая функция звучит мягче, в 11 такте (64 цифра) снова повторяется оборот который звучал в 7 такте ( 60 цифра), который окончательно закрепляет доминантовую тональность, с 13 такта ( 66 цифра) звучит ряд каденционных построений заключительного типа ( D-K 64 -D7-T).
Разработка состоит из разработочного раздела и доминантового предыкта 48 тактов. Отличается тональной неустойчивостью. Разработка начинается небольшим вступлением состоящая из четырѐх тактов с 1 по 4 такт (68-71 цифра) в параллельной тональности (h-moll) , с 5 по 10 (71-77 цифра) такт звучит тема главной партии в тональности D-dur (эта тема звучит не от ноты ля , как это было в первом еѐ изложении, а от ноты ре), с 11по 19 такта (78-86 цифра) разрабатывается тема в основе которой лежит побочная партия, в 14 такте (81 цифра) отклонение в e-moll через Ум 7, в 18 такте (85 цифра) происходит отклонение в тональность Fis-dur через Ум 65. Далее с 20 по 42 такт(87-109 цифра) звучит тема, которая построена на материале связующей партии в тональности Fis-dur, 42 такте звучит Ум 2, который разрешается в T 64 тональности e-moll, с 42 по 47 звучит ряд каденционных построений заключительного типа ( построен на D 53 ), в 48 такте(115 цифра) звучит разложенный D 7 , который звучит как вступление к репризе и вводит нас в первоначальную тональность.
Реприза начинается вступлением главной партии в основной тональности D- dur. Она звучит без изменений – главная партия повторяется точно. Связующая партия так же повторяется без изменений за исключение вступления к побочной партии ( в первом проведении оно начиналось с разложенного низходящего доминантового трезвучия, в репризе разложенный D 7, который звучит уже в восходящем движении. А вот в теме побочной партии происходят существенные изменения, не только в тональном плане , но и в масштабном периоде ( по сравнению с экспозицией в репризе главная партия увеличивается на 10 тактов и составляет 36 тактов). В 160 цифре появляется тональность a-moll через D 7, которая в 148 цифре сменяется A-dur, через Ум 7 , 151 цифре A-dur=Ddur через общий аккорд и закрепляется первоначальная тональность до конца всей партии.
Тема заключительной партии в репризе претерпевает изменения только в тональном плане, в масштабном плане она остаѐтся такой же как и в экспозиции, представляет собой период с расширением и рядом каденционных построений заключительного типа 48 тактов. Период неквадратный, неповторного строения (4+10), по типу масштабно – тематического строения представляет суммирование (5+4+4+2). Период однатональной начинается и заканчивается в тональности D-dur. Оканчивается первая часть сонаты рядом каденционных построений заключительного типа ( D-K 64 -D7-T) либо по другому каденция прощания.
Вторая часть (Adagio)
Вторая часть представляет собой двухчастную композицию приближенную к сложной. Первая часть представляет собой двухчастную форму состоящую из двух формирующих разделов, напоминающие темы главной и побочной партий в экспозиции. Вторая часть – развитие, которая развивает элементы первой и второй темы. Первый период составляет 8 тактов, неповторный, квадратный (4+4) по типу масштабно – тематического строения представляет собой двойное суммирование (1+3+1+3). Период модулирующий: основная тональность d- moll гармонический в 7 такте появляется 11 65+1, который разрешается а a-moll(гармонический ) . Тоника a-moll = F-dur (1=3) Серединная и заключительная каденции – открытые заканчиваются на D ( 4 такт K-D, 8 такт 11-D).
Третья часть (Tempo di Menuetto)
Третья часть представляет собой 3-х 5-ти частную форму с вариационным типом развития. Первый период составляет 8 тактов квадратный,повторный, квадратный (4+4) по типу масштабно – тематического строения представляет собой суммирование (2+2+2+2). Период однотональной написан в тональности D-dur. Серединная каденция открытая, оканчивается на D, заключительная каденция автоэнтическая (D 7 – T)
Источник
Гайдн. Соната Ре мажор, №50 или №7 или Соната для фортепиано Hob XVI:37 Ре мажор (разбор). Музыкальная литература.
Соната предположительно создана в 1779 или 1780 году. Она, как и предыдущая ей соната До мажор, посвящена сестрам фон Ауэнбруггер.
В сонате 3 части. Первая и третья части быстрые, действенные, радостные. Вторая часть медленная, глубоко сосредоточенная, скорбная.
I часть в Ре мажоре, Allegro con brio, в размере C. Сонатная форма.
В основе I части лежит следующий «сюжет». В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит — и игра начинается снова.
Экспозиция. Тема главной партии брызжет весельем, смехом и игрой. Теплая и светлая тональность Ре мажор, смешные нисходящие октавные скачки, форшлаги и морденты в мелодии, форте, быстрый темп, особые штрихи — вот ее выразительные средства (1 — 8 такты).
Тема связующей партии изложена ровными шестнадцатыми — она ассоциируется с постоянным движением, бегом (9 -16 такты).
Тема побочной партии — в Ля мажоре, в ритме быстрого шага (в аккомпанементе — восьмые). Мелодия ее — из одного мотива (форшлаг и опевание, круг — ля-соль#-ля-си-ля), повторяемого от разных нот. Тема грациозна и капризна.
Возвращаются октавные интонации главной партии, сопровождаемые шестнадцатыми, в них — продолжение смеха, игры и бега. Картина меняется в 26 такте, когда шестнадцатые в обеих руках «изображают» дуновение ветра. В 29 такте появляется «холодный» ля минор, в 30, 31 и 32 тактах аккорды в левой руке и ломаные нисходящие арпеджио в правой «рисуют» гром и молнии. Гром и молнии выделены разными гармоническими красками — сначала секстаккордом второй низкой ступени (он имеет мажорную окраску и поэтому звучит очень ярко), потом — вводным септаккордом двойной доминанты (звучность уменьшенного септаккорда — уже другая краска).
Неожиданно картина грозы прерывается — кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд Ля мажора «проясняют» колорит. Трель в верхнем голосе может ассоциироваться с трелью соловья. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция.
Разработка. Тема главной партии проходит в мажорных и минорных тональностях — веселье возобновляется, но потом утихает. Со второй половины 6-го такта разработки продолжается «сцена грозы». Полифоническое движение голосов, приготовленные разрешающиеся диссонансы в нисходящем движении «затемняют» колорит — как будто небо заволакивается тучами. В 12 такте «начинается дождь» — шестнадцатые в правой руке и восьмые — в левой. Такты с 13 по 18 — гром и молнии. Гроза снова «прерывается» трелью (соловья). 20 и 21 такты разработки «поворачивают» к Ре мажору Репризы.
В репризе главная и побочная партии проходят в Ре мажоре. Игра продолжается. С12 по 14 такт в главную партию включается «музыка ветра», которая в экспозиции была в побочной. После нее следуют связующая и побочная — возобновление игры. Такты 29-30 репризы продолжают «музыку ветра». Такты 31-32 — Ре мажор сменяется ре минором. С 33 по 35 такт -гром и молнии. 36 такт — окончательное прояснение колорита — кадансовый и доминантсептаккорд с трелью в Ре мажоре. Кадансовые формулы заканчивают репризу (и всю I часть) в радостном Ре мажоре.
II часть в ре миноре, Largo e sostenuto, в размере 3/4. Она резко контрастирует I части. Ее настроение скорбно-задумчивое. Она написана в ритме траурной сарабанды. Тяжелая мерная поступь в трехдольном движении, динамика форте, аккордово-полифонический склад, пунктирный ритм, декламационные триольные обороты в разных голосах, цепочки септаккордов и нонаккордов напоминают образцы Баха и Генделя. Драматическая кульминация части — на секстакккорде второй низкой ступени, гармония которого уже встречалась в I части для «изображения» грома и молний. II часть останавливается на доминанте.
Переход к III части осуществляется без перерыва.
III часть — в Ре мажоре, Presto, ma non troppo, размер 2/4.Форма рондо.
Схема ее такая: рефрен — I эпизод — рефрен — II эпизод — рефрен.
Рефрен III части — пиано- возвращает атмосферу I части — радость, смех, игра, но эта тема более легкая, чем тема I части.
Первый эпизод — в ре миноре- как отголосок скорбной II части. Здесь 2 элемента. Первый — «мнимо»-сердитый, второй — лирический.
Второй эпизод — в Соль мажоре — снова игра. Синкопы, ритмические смещения, перегруппировки мотивов внутри такта.
Последнее проведение рефрена варьированное. Тема звучит на форте приподнято, помпезно, празднично.
Так празднично заканчивается соната Ре мажор.
Послушать достойное исполнение сонаты можно здесь:
Источник
Гайдн. Соната Ре мажор, №50 или №7 или Соната для фортепиано Hob XVI:37 Ре мажор (разбор). Музыкальная литература.
Соната предположительно создана в 1779 или 1780 году. Она, как и предыдущая ей соната До мажор, посвящена сестрам фон Ауэнбруггер.
В сонате 3 части. Первая и третья части быстрые, действенные, радостные. Вторая часть медленная, глубоко сосредоточенная, скорбная.
I часть в Ре мажоре, Allegro con brio, в размере C. Сонатная форма.
В основе I части лежит следующий «сюжет». В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит — и игра начинается снова.
Экспозиция. Тема главной партии брызжет весельем, смехом и игрой. Теплая и светлая тональность Ре мажор, смешные нисходящие октавные скачки, форшлаги и морденты в мелодии, форте, быстрый темп, особые штрихи — вот ее выразительные средства (1 — 8 такты).
Тема связующей партии изложена ровными шестнадцатыми — она ассоциируется с постоянным движением, бегом (9 -16 такты).
Тема побочной партии — в Ля мажоре, в ритме быстрого шага (в аккомпанементе — восьмые). Мелодия ее — из одного мотива (форшлаг и опевание, круг — ля-соль#-ля-си-ля), повторяемого от разных нот. Тема грациозна и капризна.
Возвращаются октавные интонации главной партии, сопровождаемые шестнадцатыми, в них — продолжение смеха, игры и бега. Картина меняется в 26 такте, когда шестнадцатые в обеих руках «изображают» дуновение ветра. В 29 такте появляется «холодный» ля минор, в 30, 31 и 32 тактах аккорды в левой руке и ломаные нисходящие арпеджио в правой «рисуют» гром и молнии. Гром и молнии выделены разными гармоническими красками — сначала секстаккордом второй низкой ступени (он имеет мажорную окраску и поэтому звучит очень ярко), потом — вводным септаккордом двойной доминанты (звучность уменьшенного септаккорда — уже другая краска).
Неожиданно картина грозы прерывается — кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд Ля мажора «проясняют» колорит. Трель в верхнем голосе может ассоциироваться с трелью соловья. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция.
Разработка. Тема главной партии проходит в мажорных и минорных тональностях — веселье возобновляется, но потом утихает. Со второй половины 6-го такта разработки продолжается «сцена грозы». Полифоническое движение голосов, приготовленные разрешающиеся диссонансы в нисходящем движении «затемняют» колорит — как будто небо заволакивается тучами. В 12 такте «начинается дождь» — шестнадцатые в правой руке и восьмые — в левой. Такты с 13 по 18 — гром и молнии. Гроза снова «прерывается» трелью (соловья). 20 и 21 такты разработки «поворачивают» к Ре мажору Репризы.
В репризе главная и побочная партии проходят в Ре мажоре. Игра продолжается. С12 по 14 такт в главную партию включается «музыка ветра», которая в экспозиции была в побочной. После нее следуют связующая и побочная — возобновление игры. Такты 29-30 репризы продолжают «музыку ветра». Такты 31-32 — Ре мажор сменяется ре минором. С 33 по 35 такт -гром и молнии. 36 такт — окончательное прояснение колорита — кадансовый и доминантсептаккорд с трелью в Ре мажоре. Кадансовые формулы заканчивают репризу (и всю I часть) в радостном Ре мажоре.
II часть в ре миноре, Largo e sostenuto, в размере 3/4. Она резко контрастирует I части. Ее настроение скорбно-задумчивое. Она написана в ритме траурной сарабанды. Тяжелая мерная поступь в трехдольном движении, динамика форте, аккордово-полифонический склад, пунктирный ритм, декламационные триольные обороты в разных голосах, цепочки септаккордов и нонаккордов напоминают образцы Баха и Генделя. Драматическая кульминация части — на секстакккорде второй низкой ступени, гармония которого уже встречалась в I части для «изображения» грома и молний. II часть останавливается на доминанте.
Переход к III части осуществляется без перерыва.
III часть — в Ре мажоре, Presto, ma non troppo, размер 2/4.Форма рондо.
Схема ее такая: рефрен — I эпизод — рефрен — II эпизод — рефрен.
Рефрен III части — пиано- возвращает атмосферу I части — радость, смех, игра, но эта тема более легкая, чем тема I части.
Первый эпизод — в ре миноре- как отголосок скорбной II части. Здесь 2 элемента. Первый — «мнимо»-сердитый, второй — лирический.
Второй эпизод — в Соль мажоре — снова игра. Синкопы, ритмические смещения, перегруппировки мотивов внутри такта.
Последнее проведение рефрена варьированное. Тема звучит на форте приподнято, помпезно, празднично.
Так празднично заканчивается соната Ре мажор.
Послушать достойное исполнение сонаты можно здесь:
Источник