- Соната для фортепиано ля минор, D 784 (Шуберт) — Piano Sonata in A minor, D 784 (Schubert)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Состав
- Доступные записи
- Заметки
- Рекомендации
- Внешние ссылки
- Соната для фортепиано ля минор, D 845 (Шуберт) — Piano Sonata in A minor, D 845 (Schubert)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Движения
- И. Модерато
- II. Andante poco moto
- III. Скерцо: Allegro vivace — Трио: Un poco più lento
- IV. Рондо: Allegro vivace
- Соната для фортепиано ля минор, D 537 (Шуберт) — Piano Sonata in A minor, D 537 (Schubert)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Движения
- В популярной культуре
Соната для фортепиано ля минор, D 784 (Шуберт) — Piano Sonata in A minor, D 784 (Schubert)
Франц Шуберт «s Соната для фортепиано ля минор, D 784 (посмертно опубликован в соч. 143), является одним из основных составов Шуберта для фортепиано . Шуберт написал произведение в феврале 1823 года , возможно, в ответ на его болезнь годом ранее. Однако он не был опубликован до 1839 года, через одиннадцать лет после его смерти. Издатели присвоили ему опус № 143 и посвящение Феликсу Мендельсону . Соната D 784, последняя из трех частей Шуберта, по мнению многих, знаменует новую эру в фортепианном творчестве Шуберта и является глубоким, а иногда и почти навязчиво трагическим произведением.
СОДЕРЖАНИЕ
Состав
I. Allegro giusto
Эта часть в тонической тональности ля минор использует новую, разреженную фортепианную текстуру, отсутствующую в предыдущих работах Шуберта: действительно, более одной пятой части находится в голых октавах. Кроме того, Шуберт также предлагает новый метод временной организации движения (его темпа и ритма), и он очень необычно не использует много модуляции.
Полутоновый ритм первого субъекта с некоторыми пунктирными нотами связан с первым субъектом сонаты D 625 . «Вздоховый мотив», впервые встречающийся во 2 и 4 тактах (с акцентированной первой нотой), играет очень важную роль на протяжении всего движения, как в его акцентировании (на сильной доле), так и в его ритме (резкое прерывание на короткой ноте). ). Распространение этого мотива означает, что ритм имеет ключевое значение для пианиста, чтобы поддерживать согласованность на протяжении всего движения. Мелодически первая тема основана на разрешении диссонанса D ♯ –E ( ♯ — ) и падающей третьей C – A. Такт 9 переносит этот ритм на бас и использует повторяющиеся плагиальные каденции (iv-i), чтобы вызвать атмосферу похоронного марша. В b.26 возвращается первый испытуемый, теперь в фортиссимо , за которым следуют параллельные аккорды в пунктирных ритмах, напоминающих французскую увертюру, но все же заканчивающуюся на восьмой ноте в слабой доле.
Переход (b.47) ко второму предмету достигается путем ускорения нисходящего третьего мотива, теперь B ♭ –G, а затем переосмысления B ♭ как A ♯ и преобразования его в B, чтобы подготовить появление ми мажора, доминантный мажор, тональность, в которой будет использован второй субъект (необычно для движения в минорной тональности). Затем следует победный отрывок, твердо устанавливающий ми мажор, который, по мнению Евы Бадура-Шкода, выражает ритм и тональность слов « Non confundar in aeternam » («Я не погибну в вечности») из Te Deum . Затем следует спокойный, подобный гимну второй предмет, тематически связанный с первым предметом по ритму и мелодии. Он содержит те же самые пессимистичные акцентуации, хотя резкие разрывая на короткую заметке не встречается , пока субъект не начинает распадаться на отдельные регистры в b.75 (она , тем не менее предложила в течение по portato показания), позволяя Внезапное фортиссимо интрузий в незначительный и твердо восстанавливающий ритм вздохов. Вторая предметная область для движений Шуберта короче, чем обычно, что, по мнению Брайана Ньюбоулда , связано с тем, что оно создает «такую иллюзию пространства в [его] почти неизменных сомнамбулистических поступках».
Раздел развития (b.104ff) основан на различных воплощениях первого субъекта, второго субъекта и пунктирного ритма, который впервые появился на b.27. Тональность колеблется между субмедиантом (фа мажор, тональность Анданте ) и субдоминантом (ре минор, который ранее появлялся в b.34ff). Перепросмотр (b.166ff) — это разнообразное повторение экспозиции, но без драматического переходного отрывка, который появляется на b.47ff в экспозиции, в пользу пианиссимо- разрешения E ♭ (D ♯ ) и C как части полностью гармонизированная усиленная шестая к тонике ля мажор: Роберт С. Хаттен отмечает, что по сравнению с «героическим» и «произвольным» переходом в экспозиции переход перепросмотра (b.213ff) «чудесен» и связан с на этот раз настроение второй испытуемой стало еще спокойнее. Спокойствие второго предмета дополнительно обеспечивается тройками, которые только сейчас, кажется, уменьшают влияние мрачного акцента, а за интрузиями фортиссимо теперь следуют диминуэндо, которые предполагают, что в этом отрывке раскрывается трагический вес сонаты.
Кода завершает движение на b.260ff, основанное на «героическом» переходе в экспозиции, таким образом восстанавливая то, что изначально было исключено из перепросмотра. Затем длинный-короткий ритм снова появляется на тонической педали в контрасте высоких и низких регистров из b.278ff, снова предлагая спокойствие второй темы; но грубое прерывание нисходящей третей в фортиссимо в точке b.286–9 (хотя теперь и C ♯ –A) предполагает, что это спокойствие может оказаться лишь временным.
Пианист Стивен Хаф писал об этой части: «Вторая часть странно тревожит по трем причинам: из-за почти принудительной нормальности ее темы после горько-сладкой мрачности первой части; потому что эта тема удваивается в голосе тенора, компаньоне, страдающем клаустрофобией. как будто затягивает его вниз, и из-за постоянного бормочущего междометия (ppp) между утверждениями темы «.
III. Allegro vivace
Лео Блэк заметил, что Шуберт использовал тот же ритм песни 1818 года «An den Mond, in einer Herbstnacht» в медленной части этой сонаты. Вдобавок Блэк отметил, что Шуберт сделал музыкальный намек в медленной части Сонаты Арпеджионе на сонату D. 784.
Доступные записи
- Раду Лупу, 1991 (Декка)
- Евгений Кисин, 1995 (Sony Classical)
- Стивен Хаф, 1999 (Гиперион)
- Даниэль Баренбойм, 2014 (Deutsche Grammophon)
- Мицуко Учида, 2007 (Philips)
- Мария Жоао Пирес, 2007 (Deutsche Grammophon)
- Лукас Дебарг, 2017 (Sony Classical)
Заметки
Рекомендации
- Тиримо, Мартино. Шуберт: Полные сонаты для фортепиано. Вена: Wiener Urtext Edition, 1997.
Внешние ссылки
- Соната для фортепиано D. 784 : партитуры в проекте « Международная библиотека партитуры»
- Соната для фортепиано D. 784 в исполнении пианистки Марии Перротта на Classical Connect
- Бесплатные скачиваемые записи по Aviram Reichert (архивируются на Wayback Machine )
Фортепианные сонаты (2 руки) на Франца Шуберта | ||
---|---|---|
Предшествовала Соната ми-бемоль мажор (Д. 568) | АГА , Серия 10 (15 сонат) No. 8 | Преемник Соната ля минор (Д. 845) |
Предшествовала Соната ля мажор (Д. 664) | Система нумерации 21 сонат No. 14 | Преемник Соната до мажор (Д. 840) |
Система нумерации 23 сонат No. 16 |
Эта статья о сонате — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .
Источник
Соната для фортепиано ля минор, D 845 (Шуберт) — Piano Sonata in A minor, D 845 (Schubert)
Соната для фортепиано ля минор Д. 845 ( Op. 42) на Франца Шуберта является соната для фортепиано соло. Написанная в мае 1825 года и названная Premiere Grande Sonata, это первая из трех сонат, опубликованных при жизни композитора, остальные — D.850 и D.894 . Задуманные как набор, эти произведения были написаны в период относительно хорошего здоровья и хорошего настроения Шуберта, и их хвалят за качество и амбиции. Эта первая соната, в частности, знаменует собой значительный шаг к зрелому стилю фортепианной сонаты композитора; формат и несколько характерных стилистических элементов продолжаются до конца.
СОДЕРЖАНИЕ
Движения
И. Модерато
Первая часть написана в нетипичной сонатной форме . Заунывная, несколько зловещая октавная фраза pianissimo unison, украшенная мордентом, открывает произведение с контрастным аккордовым следствием . Ритмически похожие первый и второй субъекты экспозиции структурно не разделены четко, и эта особенность продолжилась позже в неоднозначном переходе к перепросмотру. Атмосферное и обширное развитие, необычное для своего времени, характеризуется ощущением замедления и блуждания времени и является ранним примером этой определяющей черты зрелых произведений Шуберта (см. Развитие поздних сонат и струнного квинтета ). Относительный мажор C, а также субмедиант F мажор, играют главные структурные и драматические роли в этом и последующих движениях. Движение обычно тихое и напряженное, перемежается драматическими кульминациями и стенториальной кодой.
II. Andante poco moto
До мажор; Тема с вариациями — Andante poco moto
Вторая часть состоит из 5 вариаций на простую 32-тактную, двухчастную тему с элементами контрапункта и хроматики. Вариации обычно подвергаются постепенному ритмическому делению с параллельным второстепенным изменением, за которым следует изменение ключа, которое подготавливает окончательный возврат к тонике для финальной вариации. Этот формат, который избегает тональной монотонности и создает ощущение ухода и возвращения, идентичен формату Impromptu D935 № 3 Шуберта (даже включая ключевые отношения) и типичен для поздних классических произведений в целом. Первая вариация вводит устраняющую хроматическую фигуру, которая сопровождает в остальном практически неизменную тему. Вторая вариация — энергичное, щедро орнаментированное скерцандо с постоянными хроматическими и минорными штрихами. Мрачная драматическая третья вариация — это параллельный минор , с замечательным использованием диссонанса и акцентом на минорной секунде Db. Эта нота подготавливает ключевую смену субмедианта Ab мажор в четвертой вариации, виртуозной серии быстрых 32-х нот, в которой интенсивно используются хроматизм и идиоматические фортепьянные формы. Последняя вариация, вернувшаяся в до мажор, сравнительно проста, с повторяющимися аккордами в тройках восьмых нот и пасторальным качеством. Он сохраняет акцент на Db из предыдущей вариации, а также на второстепенные ключевые разделы, связывающие движение воедино. Пьеса завершается короткой кодой и плачевной каденцией .
В большинстве печатных версий первая вариация неточна: 4 такта (соответствующие т. 20-23 темы) отсутствуют после такта 43. На это несоответствие впервые указал Пол Бадура-Шкода. (Neue Zeitschrift für Musik 119, 1958, стр. 635-43). Издание Wiener Urtext содержит поправку с примечанием: «Отрывок мелким шрифтом — предложенная редактором вставка — полностью отсутствует в [Первом издании], вероятно, из-за ошибки гравера при переходе на новую страницу. Невозможно представить, чтобы Шуберт намеренно пропустил здесь четыре меры, поскольку есть полное соответствие в других вариантах «. (Шуберт: Sämtliche Klaviersonaten Band 2 (Tirimo), стр. 241.) Первое издание является первоисточником, поскольку сам автограф утерян.
III. Скерцо: Allegro vivace — Трио: Un poco più lento
Ля минор / мажор, Трио фа мажор; Allegro vivace
В сложной тройной форме мрачное, подвижное скерцо обыгрывает элементы первой части (в частности, последовательность аккордов VIVI из второй темы) и синтезирует, усиливает и обобщает гармонические и тематические отношения всей сонаты, подход Шуберта. используется в скерци в своих зрелых фортепианных сонатах. Нечетная длина фраз, эффекты субито и неподготовленные далекие модуляции придают скерцо необычный характер. Пасторальное трио фа мажор, мягко качающаяся интерлюдия с мягкой динамикой, резко контрастирует.
IV. Рондо: Allegro vivace
Несовершеннолетний; Рондо — Allegro vivace
Эта часть выполнена в форме сонатного рондо с кратким обзором. Подобная токкате тема рондо, как и темы аллегро и скерцо, начинается с ля минор и вскоре переходит в до мажор. Последовательность аккордов VIVI, представленная в первой и третьей частях, снова заметно проявляется в промежуточных эпизодах. Механизм экономичен, особенно для финала Шуберта, и быстро завершается закрывающей секцией акселерато .
Источник
Соната для фортепиано ля минор, D 537 (Шуберт) — Piano Sonata in A minor, D 537 (Schubert)
Соната для фортепиано ля минор, D 537 , из Шуберта является сонатой для фортепиано соло, в составе которого в марте 1817 года .
СОДЕРЖАНИЕ
Движения
I. Allegro ma non troppo
Несовершеннолетний . Экспозиция модулируется скорее на субмедиант , фа мажор , чем на обычную медианту , до мажор . Перепросмотр начинается в субдоминанте , ре-минор , и большая часть второй группы перепросмотра находится в ля-мажоре, прежде чем короткая кода возвращается в второстепенный режим для концовки движения.
II. Аллегретто квазиандантино
Ми мажор . Рондо из пяти частей с нетрадиционной схемой клавиш:
A (ми мажор) → B (до мажор) → A (фа мажор) → C (ре минор) → A (ми мажор)
Шуберт также составляет короткие переходы в конце каждого эпизода — между секцией B и медиальной секцией A присутствует небольшое количество материала секции B в фа мажоре (ключ медиальной секции A), а между секцией C и final Часть A модулируется от ре минор секции C до тона ми минор, а затем сидит на своей доминанте в течение нескольких тактов перед возвращением к тонической тональности движения с заключительной частью A. Движение завершается короткой кодой, полностью диатонической.
III. Allegro vivace
Несовершеннолетний. В сонатной форме без развития (экспозиция модулируется до ми мажор, а затем перепросмотр начинается с ми минор и переходит к ля мажор).
Работа занимает около 20 минут. Дэниел Корен резюмировал природу перепросмотра в последней части этой сонаты. Харальд Кребс отметил, что Шуберт переработал вступление второй части сонаты D. 537 в вступительную тему финала фортепианной сонаты ля мажор, D. 959 .
В популярной культуре
Соната для фортепиано представлена в экранизации 1985 года фильма Э.М. Форстера « Комната с видом », где главная героиня Люси Ханичерч занимается на фортепиано.
Источник