- Сонатина рондо для гитары
- Крупный альбом гитариста
- Сюиты
- Вариации
- Сложная трёхчастная форма
- Рондо
- Увертюра
- Сонатина
- Сонатина рондо для гитары
- Рондо-соната
- Форма сонаты рондо — Sonata rondo form
- Содержание
- Структура
- Вариант «отложенного возвращения» у Моцарта
- Форма рондо соната как вариант формы рондо
- Использование формы рондо сонаты
Сонатина рондо для гитары
Автор: Ю. Лихачев
Год: 2009
Издательство: Феникс
Страниц: 102
Формат: PDF
Размер: 4,2 МВ
Язык: русский
Игра на музыкальном инструменте (специальность) является одной из основных дисциплин в программе музыкальных школ. В процессе изучения материала учащиеся должны овладеть не только техническими навыками, играя этюды, упражнения и гаммы, но также знакомиться с полифонией (многоголосием), произведениями малой и крупной формы. Европейская методика преподавания гитары отличается не только профессионализмом (в отличие от нас, обучение ведут специалисты узкой направленности — гитаристы), но и большим выбором изданной методической литературы, на которую педагог может опереться при выборе репертуара. Многочисленные издания в России часто не обладают достаточной систематизацией, и цель данного сборника — восполнить пробел в разделе «Произведения крупной формы».
Издание включает в себя сонаты и сонатины композиторов XVIII-XX веков. Пьесы тщательно подобраны по степени сложности и отредактированы, что даёт возможность учащимся-гитаристам легче справиться не только с техническими трудностями, но и, через различные аспекты музыкальной выразительности, лучше понять строение произведений крупной формы.
Сборник предназначен для использования в учебном процессе учащимися средних и старших классов гитары ДМШ, ДШИ, а также младших курсов музыкальных колледжей.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паганини Н. Соната No. 1
2. Паганини Н. Соната No. 2
3. Паганини Н. Соната No. 3
4. Паганини Н. Соната No. 4
5. Паганини Н. Соната No. 5
6. Паганини Н. Соната No. 6
7. Паганини Н. Соната No. 7
8. Паганини И. Соната No. 8
9. Паганини Н. Соната No. 9
10. Паганини Н. Соната No. 10
11. Паганини Н. Соната No. 11
12. Паганини Н. Соната No. 12
13. Паганини Н. Соната No. 13
14. Паганини Н. Соната No. 14
15. Паганини Н. Соната No. 15
16. Паганини Н. Сонатина До мажор
17. Греньяни Ф. Сонатина Соль мажор
18. Греньяни Ф. Сонатина Ре мажор
19. Калл Л. Соната Ля минор
20. Карулли Ф. Сонатина Ля минор
21. Карулли Ф. Сонатина До мажор
22. Карулли Ф. Сонатина Ми минор
23. Карулли Ф. Сонатина Ми мажор
24. Молино Ф. Соната До мажор
25. Молино Ф. Соната Ре мажор
26. Кёффнер Ё. Сонатина Соль мажор
27. Кёффнер Ё. Сонатина До мажор
28. Калл Л. Сонатина До мажор
29. Альберт Г. Сонатина No. 1
30. Альберт Г. Сонатина No. 2
31. Альберт Г. Сонатина No. 3
32. Альберт Г. Соната No. 1
33. Сор Ф. Соната До мажор
Источник
Крупный альбом гитариста
По словам автора нотного издания Олега Копенкова, этот сборник можно назвать «спец выпуском для тех, кому нужно сыграть крупную форму, а не очень хочется. «
Есть ли сложность с разучиванием крупных форм у современных учеников ДМШ, пожалуй, утверждать сложно. Скорее, это зависит от множества факторов, среди которых взаимодействие ученика с учителем, профессионализм преподавателя гитары, техническая оснащенность ученика и даже его загруженность в основной общеобразовательной школе.
«Это просто спасение для очень многих детей, их преподавателей и родителей. Чем дальше, тем больше родителей «сдают» детей в музыкальную школу, им катастрофически не интересна стандартная классика, но они хотят, чтобы их дети играли на гитаре, а в школе — программа. Моя ученица в прошлом году играла «Неоромантическую сонатину» — помнит до сих пор, играет с удовольствием, даже пьесы не так хорошо помнит, как эту сонатину. Она ей понятна, удобна, и у членов комиссии не вызвала вопросов. РЕКОМЕНДУЮ крупные формы Олега Копенкова.» — пишет Татьяна Ковалева на Facebook (орфография сохранена)
Как бы там ни было, популярность сборника растет, в том числе благодаря отзывам в интернете, притягательным названиям и поистине «крупным» содержанием издания.
Я очарована этими произведениями и их названиями — невероятно изобретательно и с тонким чувством юмора, — впрочем, как и всегда. — пишет Виктория Ткаченко на Facebook (орфография сохранена)
В сборник «Крупные формы минимальных размеров» вошли 52 произведения (оригинальные сочинения и обработки народной музыки для гитары). Ноты реализуются только в электронном формате. Среди сочинений:
- 19 сюит
- 20 вариаций
- 5 сложных трехчастных форм
- 4 рондо
- 1 увертюра
- 1 сонатина.
По уровню сложности пьесы доступны широкому кругу любителей гитары, ученикам ДМШ и различных учебных заведений начального уровня, где преподается шестиструнная гитара.
По традиции, Олег Копенков делится некоторыми пьесами с участниками сайта Королева Гитара (скачать сюиты «Тысяча и одна ночь» и «На колёсах», вариации на тему у.н.п. «Ой, пiд вишнею, пiд черешнею» и вариации на тему б.н.п. «А мой мілы захварэў» можно ниже по ссылке).
Полное содержание сборника:
Сюиты
1. Хорошо летом
2. Зимой тоже нормально
3. В мире животных
4. Сказочные персонажи
5. Времена года
6. В гостях у сказки
7. Винни-Пух
8. Кот Бегемот
9. Вечерняя
10. Ночная
11. Приехал жрец
12. Тысяча и одна ночь
13. Магия чисел
14. Коррида
15. На колёсах
16. Латиноамериканская сюита I
17. Латиноамериканская сюита II
18. Белая пани Гольшанская
19. Студёная Гута
Вариации
20. Лёгкие вариации
21. Простые вариации
22. Очень простые вариации
23. Вариации на тему Л. Ивановой «Бедная пташечка»
24. Вариации на тему б.н.п. «Чые пчолы у гародзе»
25. Вариации на тему б.н.п. «Прышоў на вяселле наш сваток»
26. Вариации на тему у.н.п. «Подоляночка»
27. Вариации на тему у.н.п. «Ой, пiд вишнею, пiд черешнею»
28. Вариации на тему б.н.п. «А мой мілы захварэў»
29. Вариации на тему у.н.п. «Казав менi батько»
30. Вариации на тему б.н.п. «Ой, рана, рана куры запелi»
31. Вариации на тему у.н.п. «Ой піду я до млина»
32. Вариации на тему у.н.п. «Ой, джигуне, джигуне»
33. Вариации на тему ц.т.п. «Ехали цыгане»
34. Вариации на тему «Ваша Галя балована»
35. Вариации на тему р.н.п. «Коробейники»
36. Вариации на тему р.н.п. «Белолица, круглолица»
37. Вариации на тему у.н.п. «Кину кужіль на полицю»
38. Вариации на тему р.н.п. «Ходила младёшенька»
39. Вариации на тему б.н.п. «Ты, зязюля, не кукуй»
40. Цыганочка in Em
41. Цыганочка in Am
Сложная трёхчастная форма
42. Вальс
43. Ехали Казаки
44. Осень на Приморском бульваре
45. Грустная песня с элементами радости
46. Невыставочная картинка (этюд-тремоло)
Рондо
47. Рондо
48. Рондо
49. Почти классическое рондо
50. Рондо
Увертюра
Сонатина
52. Неоромантическая сонатина
По вопросам приобретения сборника целиком свяжитесь с автором.
Возникли вопросы с исполнением? Напишите об этом в комментарии. Разберем каждый палец по тактам!
Источник
Сонатина рондо для гитары
Автор: В. Кузнецов
Год: 2005
Издательство: Владос
Страниц: 79 + 92
Формат: PDF
Размер: 8,5 МВ
Язык: русский
Выпуск 1 содержит пьесы с элементами полифонии, произведения в сонатной форме и рондо, оригинальные сочинения и переложения классиков XIX-XX вв., произведения в эстрадно-джазовом стиле и этюды. Нотные тексты произведений даны в современной исполнительской редакции. Пособие адресовано учащимся средних и старших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств, абитуриентам музыкальных училищ и колледжей.
Выпуск 2 включает полифонические пьесы, вариации, этюды, произведения в сонатной форме, пьесы испанских, латиноамериканских и русских композиторов. Нотные тексты произведений даны в современной исполнительской редакции. Пособие адресовано учащимся старших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств, абитуриентам музыкальных училищ и колледжей.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Г. Санс. Марисапалос. Переложение В. Кузнецова
- К.Ф.Э. Бах. Марш. Переложение А. Сеговии
- И.С. Бах. Куранта из Сюиты № 3 для виолончели соло, BWV 1009. Переложение В. Кузнецова
- И.С. Бах. Жига из Сюиты № 3 для виолончели соло, BWV 1009. Переложение В. Кузнецова
- И.С. Бах. Гавот из Сюиты № 6 для виолончели соло, BWV 1012. Переложение А. Сеговии
- И.С. Бах. Гавот в форме рондо из Сюиты № 4 для лютни, BWV 1006а. Переложение В. Кузнецова
- А. Диабелли. Соната до мажор, 1 часть
- Ф. Карулли. Соната ля мажор
- Ф. Молино. Фантазия № 1
- М. Джулиани. Рондо, соч. 15
- Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Переложение А. Гитмана
- Ф. Мендельсон. Канцонетта. Переложение Ф. Тарреги
- М. Высотский. «Ахти, матушка, голова болит». Вариации на тему русской песни
- Э. Гранадос. Испанский танец № 5. Переложение В. Кузнецова
- Э. Пухоль. Тонадилья
- Э. Пухоль. Танго
- М. Понсе. Аллеманда
- М. Понсе. Жига
- М. Понсе. Вальс
- Неизвестный автор. Блюз ре мажор. Аранжировка В. Кузнецова
- Неизвестный автор. Блюз соль мажор. Аранжировка В. Кузнецова
- Х. Морель. Романс
- К. Веласкес. «Целуй меня крепче» (Besa me mucho). Аранжировка В. Кузнецова
- Э. Вила-Лобос. Этюд № 2
- Э. Вила-Лобос. Этюд № 3
- Ф. Таррега. Этюд в форме менуэта
Исполнительская редакция К. Гитман (7-10, 12, 25); А. Гитмана (11,13); В. Кузнецова (1 — 4, 6, 14, 20 — 24); Р. Кьезы (26); Э. Пухоля (15,16); К. Сеговии (5, 17 — 19).
- И. С. Бах. Сицилиана из Сонаты № 1 для скрипки соло, BWV 1001. Переложение В. Кузнецова
- И. С. Бах. Гавот из Сюиты № 3 для лютни, BWV 995. ПереложениеВ. Кузнецова
- И. С. Бах. Прелюдия из Сюиты № 2 для лютни, BWV 997. ПереложениеВ. Кузнецова
- Г. Ф. Гендель. Чакона. Переложение А. Гитмана
- А. Диабелли. Соната фа мажор, часть 1
- Л. Леньяни. Скерцо с вариациями ор. 10
- М. Джулиани. Сонатина ор. 71, № 2, часть 1
- Ф. Сор. Интродукция и вариации на тему В. А. Моцарта ор. 9
- Ф. Карулли. Соната ор. 21, № 2, часть 1
- И. Альбенис. «Кадис». Серенада. Переложение В. Кузнецова
- И. Альбенис. «Астурия». Прелюдия. Переложение В. Кузнецова
- М. де Фалья. Танец Мельника из балета «Треуголка». ПереложениеВ. Кузнецова
- Ф. Морено-Торроба. Фандангильо
- С. Ирадьер. «Голубка» (La paloma). Аранжировка В. Кузнецова
- А. Лауро. «Мария Каролина». Венесуэльский вальс
- А. Барриос. «Мадригал». Гавот
- М. Понсе. «Звездочка». Переложение Дж. Вильямса
- М. Высотский. «Ох, болит, что болит». Вариации на тему русской песни
- М. Высотский. «Пряха». Вариации на тему русской песни
- Э. Вила-Лобос. Шоро
- Т. Дамас — Ф. Таррега. Этюд-скерцо
- Э. Вила-Лобос. Этюд № 1
- Ф. Таррега. Этюд (Estudio de velocidad)
- Х. Сагрерас. «Колибри». Этюд
Исполнительская редакция Дж. Вильямса (№ 17), К. Гитман (№ 2, 6, 7, 9, 24), А. Гитмана (№ 4, 15, 21), В. Кузнецова (M 1 — 3, 5, 7, 8, 10 — 14, 18 — 20, 22), Р. Кьезы (M 23), Р. Стовера (№ 16).
Источник
Рондо-соната
РОНДО-СОНАТА — муз. форма, объединяющая признаки сонатной формы и рондо. От сонатной формы заимствуются общий тональный план, принцип сопоставления в экспозиции двух тем в главной и побочной (доминантовой) тональностях, репризная транспозиция 1-го эпизода (побочной партии) в осн. тональность, от рондо — принцип повторения рефрена (гл. партии) только в осн. тональности не менее 3 раз после нового муз. материала, песенно-танц. тематизм, квадратность структур:
Тематический план A B A С А В1 А (кода)
А — рефрен (гл. партия)
В — 1-й эпизод (побочная партия)
Разновидности Р.-с. определяются характером центр. раздела:
а) если это разработка тем экспозиции, то Р.-с. приближается к сонатной форме (3-я часть Концерта для фп. с орк. Скрябина);
б) если это эпизод — то к рондо (4-я часть 2-й фп. сонаты Бетховена).
Вступление для Р.-с. нехарактерно; вместо последнего проведения рефрена возможна кода.
Р.-с. сложилась в творчестве композиторов венской классической школы; используется гл. обр. в финалах сонатно-симф. циклов. В отличие от свободных и смешанных форм Р.-с. —устойчивая композиц. схема, к-рая, однако, допускает разл. решения, напр.: пропуск 3-го или 4-го проведения гл. партии (4-я часть 3-й сонаты для скр. и фп. Брамса; 3-я часть 16-й фп. сонаты Бетховена), совмещение в центр. разделе разработки и эпизода (4-я часть 11-й фп. сонаты Бетховена), последование двух эпизодов(3-я часть сонаты C-dur для скр. и фп. Моцарта, K.-V. 296), сочетание Р.-с. с др. формами, напр., с вариационной (4-я часть 4-й симф.Чайковского)
Источник
Форма сонаты рондо — Sonata rondo form
Форма сонаты рондо — музыкальная форма, часто используемая в эпоху классической музыки . Как следует из названия, она представляет собой смесь сонатной формы и формы рондо .
Содержание
Структура
Объяснение формы рондо сонаты требует сначала некоторого предварительного освещения формы рондо и формы сонаты.
Форма рондо включает повторное использование темы, заданной в тонической тональности, с эпизодами, каждый из которых включает новую тему, между повторениями, например:
Иногда часть А немного меняется. Эпизоды (B, C, D и т. Д.) Обычно отличаются от тоники тональности.
Часть формы сонаты разделена на части.
Оно может начинаться с введения , которое обычно медленнее, чем оставшаяся часть движения. Первый обязательный раздел — это экспозиция , цель которой — представить основной тематический материал движения. Это принимает форму одной или двух тем или тематических групп, вторая из которых обычно находится в связанном ключе . Часто это доминирует в движениях в мажорной тональности или относительно мажор в движениях в минорной тональности. Эти две группы связаны посредством модулирующего перехода или перемычки. Экспозиция может заканчиваться короткой кодеттой и / или заключительной темой, а может повторяться. В следующем разделе развития существующий тематический материал может быть представлен в новом гармоническом и текстурном контекстах, и / или может быть введен совершенно новый материал. Развитие переходит в перепросмотр , где все темы или тематические группы из экспозиции теперь представлены в тонической тональности.
В обозначении одинарный штрих (‘) означает «в доминирующем», а двойной штрих («) означает« в удаленных ключах ».
Иногда сонатная форма включает «эпизодическое развитие», в котором используется преимущественно новый тематический материал. Два примера первые движения Моцарта «s Соната для фортепиано К. 330 и Бетховена сонаты для фортепиано соч. 14, вып. 1 . Эпизодическое развитие часто используется в форме сонатного рондо, к которой мы сейчас и обратимся.
Самая простая форма сонатного рондо — это сонатная форма, в которой повторяется вступительный материал в тонике как начало развивающего раздела.
При добавлении этого дополнительного появления A форма читается как AB’AC «AB , отсюда чередование A с» другим «материалом, характеризующим рондо. Обратите внимание, что если развитие является эпизодическим развитием, то C» будет новый тематический материал, увеличивающий сходство формы сонатного рондо с настоящим рондо.
Вариант «отложенного возвращения» у Моцарта
Моцарт иногда использовал вариантный тип формы сонатного рондо, в котором переставляются темы перепросмотра: вступительные такты появляются снова довольно поздно, после того, как большая часть музыки экспозиции была перепросмотрена, но до финальной последовательности тем («Кодетта»). ), который завершает раздел. Таким образом:
Возможно, целью Моцарта было создать ощущение разнообразия, не возвращая главную тему через такие регулярные промежутки времени. Он использовал эту форму в финалах своих фортепианных квартетов и в ряде фортепианных концертов .
Часто обычная сонатная форма включает в себя код :
У этой более длинной версии сонатной формы есть аналог в сонатной форме рондо. Если код начинается с вступительного материала, то у нас есть еще один экземпляр A:
Таким образом: AB’AC «ABAD. Примером может служить последняя часть » Патетической «сонаты Бетховена , соч. 13.
Форма рондо соната как вариант формы рондо
Также возможно описать форму рондо сонаты, начав с формы рондо и описав, как она трансформируется, чтобы она больше походила на форму сонаты. Для этого объяснения см. Рондо .
Катберт Гердлстон предположил в своем «Моцарте и его фортепиано Концертов» , что соната рондо форма черпает также частично из танцев ан рондо из Рамо , в частности, путем структурной разработки, возможно , нововведением Моцарта.
Использование формы рондо сонаты
Форма сонаты рондо почти исключительно используется в финалах многодетальных сочинений. Она считается несколько расслабленной и дискурсивной. Таким образом, она не подходит для вступительной части (как правило, самой плотной в музыкальном плане и наиболее интеллектуальной части в классическом произведении). Это, как исключение, используется в первой части Анданте фортепианной сонаты ре мажор Гайдна Hob. XVI: 51. Вот некоторые части, написанные в форме сонатного рондо:
- Моцарт , Соната для фортепиано No. 13 си-бемоль мажор, K. 333 (1783), последняя часть
- Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор, K. 488 (1786), последняя часть
- Моцарт, Дивертисмент для струнного трио ми-бемоль мажор, K. 563 , последняя часть
- Гайдн , Симфония «Рейн» , Хобокен 1/85 (1785), последняя часть
- Гайдн , Симфония « Барабан » , Хобокен 1/103 (1795), последняя часть
- Бетховен , две сонаты для скрипки и фортепиано , соч. 12 (1798), последние части
- Бетховен, Соната для фортепиано, соч. 13 (1798 г.), последняя часть
- Бетховен, Соната для фортепиано, соч. 27, No. 1 (1800-1801), последняя часть
- Бетховен, Соната для фортепиано, соч. 90 , последняя часть
- Бетховен, Концерт для скрипки , соч. 61 (1806), последняя часть
- Бетховен, Четвертая симфония , соч. 60 (1806), вторая часть
- Бетховен, Шестая симфония , соч. 68 (1808), последняя часть
- Бетховен, Восьмая симфония , соч. 93 (1812 г.), последняя часть
- Шуберт , Смерть и девичий квартет , D. 810 (1824), последняя часть
- Мендельсон , Концерт для скрипки ми минор, соч. 64 (1844 г.), последняя часть
- Брамс , Концерт № 2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч. 83 (1881 г.), четвертая (последняя) часть (Allegretto grazioso)
- Брамс, Соната для скрипки № 3 ре минор, соч. 108 (1886-1888), четвертая (последняя) часть, Presto agitato
Источник